Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2. Начало сессии медитации махамудры




 

Мы рассматриваем этот текст, написанный Четвёртым Панчен-ламой, который именуется «Коренной текст драгоценной традиции кагью-гелуг махамудры». Итак, мы рассмотрели то, как пройдя через традиционные этапы восхваления, выражения почтения, изъявления намерения сложить текст, декларации собственно смысла и заглавия текста, перечисления линии передач, по которому учение перешло к нему, Панчен-лама переходит, автор переходит к дискуссии, к обсуждению. И опять-таки, следуя традиции составления подобного рода трактатов, он излагает материал посредством трёх основных разделов, а именно предварительные, или подготовительные, практики, стадии, затем собственно метод и завершающие положения.

 

То, что является приготовительными, или подготовительными, практиками, предваряющими, мы обсудили вчера. Мы убедились в том, что в качестве предварительной практики, подготавливающей нас к основным медитациям, к основной практике, мы должны обладать крепким, нерушимым, уверенным прибежищем, или избрать верное, безопасное направление в жизни и искреннюю бодхичитту, устремлённость бодхичитты, которая, в общем-то, декларирует наше стремление, основной наш мотив принести пользу всем посредством приведения их к освобождению и просветлению. И имея это в уме, мы фокусируемся на нашем собственном, не состоявшемся пока, не существующем пока будущем просветлении, которого пока нет, но которое может случиться в будущем и должно случиться в будущем в силу обладания нами предпосылками необходимыми, а именно природой будды и изрядной долей труда, который нам необходимо будет на этом пути приложить. И мы стремимся к достижению этого, к работе на этом пути для того, чтобы сделать не существующее пока, абстрактное наше будущее просветление конкретным, состоявшимся, нашим сегодняшним просветлением. И мы стремимся приносить максимально возможную пользу всем без исключения живым существам по ходу нашего следования по этому духовному пути, настолько, насколько мы можем, и чтобы в конце, став просветлёнными существами, принести им максимально возможную пользу.

 

И для того чтобы актуализировать, то есть сделать конкретным, ныне присутствующим, действительным просветление в потоке нашего сознания, нам также необходимо прилагать усилия по созданию двух систем – положительной силы и глубокого осознавания. И насколько это возможно, очистить себя от различных препятствующих факторов, или изъянов, то есть выполнять работу по очищению ума от его омрачённых состояний и дефектов. И, естественно, очень важно комбинировать, или выполнять эти практики в сочетании, то есть наши две практики собирания накоплений двух видов и очищения от различных изъянов и препятствий должны быть сопряжены со стабильным, крепким, хорошо развитым прибежищем и бодхичиттой. И на практике это означает ясное понимание, ясная декларация намерения перед выполнением какого-либо действия этих двух видов – накопления или очищения, то есть выстраивание верной мотивации, и затем должное посвящение по окончании практики.

 

Если мы будем думать о нашем уме, рассмотрим наш ум по аналогии с компьютером, то, что именуется предустановками, преднастройками компьютера, нашей операционной системы, – это сансарные настройки. Поэтому, если мы выполняем какие-то даже благие действия, помогаем другим и так далее, если мы не разобрались со своей мотивацией, со своим устремлением и не посвящаем благую заслугу должным образом на духовные цели – они могут быть двух видов здесь: минимум – это достижение освобождения, нирваны, и максимум – это достижение просветления, – то все наши благие действия будут вести лишь к улучшению, к процветанию сансары, к накоплению благой сансарической кармы. На практике это будет означать, что мы будем испытывать различные сансарные блага, сансарное счастье, сансарные удовольствия как созревающий результат этой кармы, но пакетом с этим будут приходить и все сансарные аспекты страданий, а именно неудовлетворённость, омрачённость изначальная всякого сансарного счастья и так далее.

 

То же самое распространяется и на накопление мудрости, а именно на наши попытки постичь пустотность, понять пустотность, и мы даже будем медитировать на абсолютной реальности. Без должной устремлённости бодхичитты и посвящения заслуги это также будет лить воду на мельницу сансары, улучшать нашу сансару. Мы научимся очень умно, витиевато изъясняться на тему пустотности. И это также может нам помочь на уровне психотерапии, то есть мы станем более здоровыми эмоционально людьми, мы будем меньше привязываться и так далее, но это лишь уменьшит наши проблемы, это никоим образом не подрубит их корень и не избавит нас от них как таковых.

 

И здесь очень важно понимать, что буддизм не является средством улучшения сансары, буддизм не является экзотической формой психотерапии. Буддизм направлен на избежание сансары, а именно на достижение нирваны, или освобождение, и достижение состояния будды, или просветления. И это совершенно ясно и недвусмысленно указано в учении о четырёх благородных истинах, а именно в описании истинного пресечения и истинного пути. Именно по этой причине буддизм является довольно трудной системой для того, чтобы ей следовать. Её нелегко принять и нелегко искренне ей следовать, поскольку для осознанной, деятельной буддийской практики необходимо совершенно быть уверенным в том, что просветление и освобождение возможны в принципе, что они существуют, что они возможны для меня лично. И лишь убедившись в этом, мы можем сознательно к ним стремиться.

 

На самом деле довольно сложно даже понять в принципе, что такое просветление и что такое освобождение, как это. На самом деле только будда, только полностью просветлённое существо может в полной мере понять, постичь, что такое просветление, что такое будда. Как можем мы надеяться в полной мере постичь это? Но как минимум мы можем понять, что это такое примерно, какого это рода состояние, и на основании этого ограниченного понимания устремиться к его достижению. И чем глубже, чем реалистичнее, чем полнее будет наше понимание того, чем являются освобождение и просветление, тем, опять же, реалистичнее, тем энергичнее, тем стабильнее будет продвижение наше по пути к их достижению. И это во многом зависит от нашей способности в собственном переживании, в собственном опыте вычленить, понять, увидеть то, что именуется природой нашего ума.

 

Говорим ли мы о сансаре, говорим ли мы о нирване или о состоянии всеведения, то есть полном просветлении, мы всегда говорим о неком опыте, неком переживании, неком восприятии, которое переживается, воспринимается, познаётся нашим умом. Существуют определённые ситуации ума, или ситуации переживания обстоятельства ума, и, исходя из них, существуют, возникают различные ситуации, переживания, действия и так далее, тела и речи. И поэтому даже на самых ранних стадиях духовной практики, устремляясь к таким целям, как освобождение и просветление, необходимо хорошо разобраться, представлять себе, отдавать себе отчёт в том, что такое природа нашего ума.

 

И затем, работая над двумя этими сетями накоплений, собиранием двух накоплений, накопления благой заслуги, или благого потенциала, от различных добрых дел и накопления постижения, накопления знания, понимания реальности, – работая над ними, необходимо чётко осознавать, причиной чего, причиной какого результата мы хотим эти накопления сделать. Хотим ли мы их сделать причиной, или видеть в качестве причины, освобождения, то есть достижения индивидуального освобождения от сансары, или нирваны? Но тогда надо понимать, что они только ей и могут стать и никогда не превзойдут их в качестве причины, они станут именно причиной достижения нами освобождения. Или же мы направляем их в разряд причин для достижения просветления.

 

И опять же, продолжая аналогию с компьютером, мы можем проиллюстрировать, как происходит посвящение заслуги. В компьютере нашего ума существуют три виртуальных папки: папка сансары, папка нирваны, или индивидуального освобождения, и папка состояния будды, или просветления. Совершив некое благое действие на уровне накопления позитивного потенциала или на уровне накопления постижения, знания, мы всякий раз направляем, сохраняем его в одной из этих папок. Предустановки нашего компьютера таковы, что если мы сохраняем «по умолчанию», то это всегда будет папка сансары, хотим мы того или нет. Если же мы декларируем направление этой благой заслуги на другие цели, то это может быть выбор между папкой нирваны и папкой состояния будды – просветлением.

 

Если мы сохраняем по умолчанию в папку сансары, в этом нет какого-то великого греха или ужасного события, но, тем не менее, это именно то, что происходит: заслуга эта не пойдёт ни во вторую, ни в третью папку. Поэтому всегда нужно должное посвящение заслуги на определённые цели. Но ситуация такова, что для человека начинающего даже само существование папок с названием «нирвана» и «просветление» – не факт, неизвестно, для них существует лишь одна папка сансары. Поэтому необходимо изначально увериться, понять, открыть для себя существование этих двух других папок. И, открыв их, мы убедимся, что наверняка они совершенно пусты, но, тем не менее, нужно отдавать себе отчёт в их существовании, и научиться ими пользоваться, и сохранять в них благой потенциал наших накоплений.

 

И продолжая эту аналогию с компьютером, с жёстким диском компьютера и операционной системой компьютера, которая, хотя, конечно, не является стопроцентной аналогией, но может нам что-то наглядно проиллюстрировать, тем не менее. В нашей папке сансары ситуация, обычная ситуация среднего человека такова, что папка сансары переполнена сохранёнными там файлами, сохранёнными там материалами, и она фактически не оставляет места двум вновь открытым нами папкам нирваны и просветления. И для того чтобы иметь какое-то место на жёстком диске, куда мы можем сохранять эти благие следы и благие потенциалы двух накоплений, мы должны поудалять изрядное количество файлов из папки сансары, то есть почистить её, а для этого необходимо выполнять практику очищения, о которой мы также говорили. И ситуация будет такова на практике, что наша папка сансары окажется заполненной до краёв по большей части спамом, полным каким-то мусором. И мы обнаружим себя в ситуации, когда нам даже если и удастся удалить некоторое количество этого спама, этого мусора из папки сансары, то тотчас обрушится вновь новый шквал сообщений, файлов и так далее и будет заполнять её до краёв. Каждая такая мысль-спам, которую мы имеем в течение дня, а мы имеем их великое множество, – папка наша будет вновь заполняться, в ней будут вновь сохраняться отпечатки подобных ментальных действий. Тем не менее, это полезно, это следует выполнять и выполнять следует очистительные практики, как практика Ваджрасаттвы, стослоговой мантры, и прочие практики. Ибо это действительно создаст определённый свободный объём в нашем уме, на диске этого нашего виртуального компьютера, и позволит нам сохранить некоторое количество благой заслуги в папках духовной практики, как то в папках нирваны и просветления.

 

Помните, опять же, что лишь прямое и неопосредованное постижение реальности, или пустотности, гарантирует нам полное удаление и окончательное удаление, бесповоротное удаление папки сансары как таковой и содержащихся в ней файлов. То, что мы делаем до достижения этого прямого восприятия, постижения пустотности является лишь временной чисткой, или удалением.

 

И также необходимо понимать, что по аналогии лишь возможность пребывать постоянно в этом постижении абсолютной реальности, постижении пустотности, сделает нас способными полностью и окончательно, бесповоротно удалить эту папку сансары. Какой-то лишь взгляд, один взгляд или какое-то мгновенное переживание пустотности этого не сделает. Когда мы сможем пребывать, не расставаясь, тогда мы сможем удалить эту папку с диска полностью, а в ином случае это будет подобно помещению её в мусорную корзину в нашем компьютере, что не удаляет всё-таки полностью.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...