Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Бодхичитта как несущий столб для практики махамудры




Итак, мы следуем в этом верном, безопасном направлением, которое вводит нас в этот тент, шатёр. Итак, что это за шест, на котором держится всё это сооружение? Это шест ума бодхичитты. Что делают в палатках или в шатрах эти несущие столбы? Они дают ту опору всему сооружению, всему этому шатру, юрте или палатке, не позволяя ему упасть. Бодхичитта даёт нам силу, даёт нам решимость, уверенность следовать этим путём, не отступать с этого пути, не разворачиваться назад и идти вперёд. Без этого несущего шеста бодхичитты вся наша практика, будь то практика махамудры или какая-то иная, находится под угрозой коллапса, или падения. Поэтому нам безусловно необходимо понимать, что такое бодхичитта, чем она является?

 

А это не так просто. Прежде всего нам необходимо научиться думать обо всех без исключения, а это значит действительно обо всех. И это всё подразумевает нашу способность мыслить обо всех живых существах без исключения, представлять себе их ситуацию, думать об их страданиях, об их проблемах, желать им освобождения от этих проблем и их причин, то есть сопереживать им, сострадать им, это значит готовность с нашей стороны принять на себя всю тяжесть работы по избавлению их от страданий, это значит… Единственным способом, с помощью которого мы будем в состоянии им помочь, является достижение нами самими состояния всеведения, состояния будды. Итак, вкратце, это означает мышление на наиболее объёмном, наиболее масштабном уровне, какой мы только можем себе представить. Просветление, в конце концов, означает ум, объемлющий всё и вся. Мы хотим помочь всем, а все – это значит все живые существа до единого, которые существуют.

Просветлённый ум, или ум будды, всеведущий ум, является той конечной точкой, той кульминацией духовного развития любого потока сознания, по сути это является кульминацией, полным развитием, пиком Драгоценности Дхармы, то есть обретением всех необходимых благих качеств, всех возможных благих качеств ментального потока ума, расцветания всех его благих характеристик, и полное устранение всех изъянов как на эмоциональном уровне так и на уровне когнитивном. Итак, мы не просто движемся в каком-то абстрактном направлении, в ту сторону, но мы действительно хотим для себя достичь вот этого состояния ума, которое мы описали. Прибежище не подразумевает движение до самого конца, прибежище может ограничиваться избранием вот этого верного, безопасного направления, которое приведёт нас к индивидуальному освобождению или избежанию страданий сансары. Тогда как бодхичитта подразумевает следование до самого конца, достижение всеведения, достижение состояния будды.

 

И если, действительно, мы ставим себе целью достижение такого состояния ума, такого сознания, которое всеобъемлюще, которое всеведуще, которое избавлено от всех когнитивных и эмоциональных изъянов, которое обрело все благие качества, тогда постижение природы ума, детальное знание природы ума, практики махамудры, действительно является необходимым фактором, условием достижения этой цели.

 

Итак, к чему влечёт нас бодхичитта? Бодхичитта влечёт нас, или движет нас, с её помощью мы устремляемся к своему собственному будущему просветлению, просветлению, которое будет существовать в будущем, но которого пока нет сейчас. Бодхичитта не влечёт нас к какому-то абстрактному, не конкретному просветлению. Бодхичитта не влечёт нас к чьему-то чужому просветлению, к просветлению Будды Шакьямуни, которое состоялось и являлось просветлением иного потока сознания иного существа. Она влечёт нас, мы стремимся с её помощью к нашему собственному будущему просветлению. В данный момент ведь оно не существует. Не так ли? Мы стремимся к тому, чего нет. Это немножко странно, да? Необходимо задуматься глубоко о таком явлении, как вещи, которые пока не существуют, о вещах, которых сейчас нет.

 

Я серьёзно настроен на своё семидесятилетие. Оно не существует, оно ещё не свершилось, моё семидесятилетие. Но в то же самое время оно не является полной фантазией, какой-то выдумкой, оно вполне может произойти. На основе чего я могу полагать, что оно может произойти? Оно может произойти на основе, или на базисе, фундаменте того, что теперь лично мне шестьдесят один год и я становлюсь старше с каждым днём, с каждым часом. И если смерть не придёт раньше, то я вполне могу достичь этого семидесятилетнего юбилея, который состоится на основе моего старения день ото дня и в один прекрасный день станет сегодняшней реальностью, то есть чем-то, что существует. Итак, оно возможно на фундаменте моего возраста и моего перманентного старения день ото дня, час от часа, и приближения к этому возрасту. И это является имманентно присущей характеристикой потока моего сознания, потока моего бытия – старение. И на самом деле для этого мне не требуется прикладывать никаких усилий. Ровным счётом ничего не делая, я могу прийти к этому естественным путём.

 

Итак, что же относительно моего будущего, не существующего пока просветления? Оно идентично моему будущему, не совершившемуся пока семидесятилетию и наступит неминуемо или оно чем-то отлично от него? И да, и нет. Да – в части присутствия во мне природы будды, или природы моего ума, как его глубинной природы, так и его относительной, поверхностной природы, которая делает меня способным достичь состояния будды в будущем. Итак, на основе этой природы будды, которая заключена во мне, я могу, отталкиваясь от неё, стать буддой когда-то в будущем, как на основе природы моего ментального потока, его тока и старения, я могу утверждать, что имею все основания достичь семидесятилетнего возраста.

Итак, на относительном уровне ум наш способен познать всё что угодно. Он способен знать вещи. И ум наш не существует ни одним из невозможных способов бытия, и на таком абсолютном уровне он свободен, освобождён от всего этого мусора. Мы можем сделать заключение, что когда-то, при определённых условиях, он способен достичь кульминации своего развития, избавиться от всего мусора, развить все благие качества и стать просветлённым умом. Нет – в том аспекте, что для достижения моего семидесятилетия мне не надо прикладывать никаких усилий. Это не распространяется на достижение просветления. Огромные усилия, тяжёлый труд требуются от практикующего для того, чтобы достичь этого состояния.

 

И коль скоро смерть может прервать моё продвижение к семидесятилетию, и я могу не достичь его в этой жизни, с бодхичиттой ситуация обстоит несколько иначе. В случае с достижением семидесятилетнего возраста, некие препятствующие факторы могут предотвратить достижение мною этого возраста в этой жизни, я могу умереть. Они могут предотвратить достижение мною семидесятилетия в будущих жизнях и во всех жизнях, что-то может этому помешать. Но в ситуации с бодхичиттой, обладания бодхичиттой и достижения просветления, ситуация иная: нет ничего что может абсолютно предотвратить достижение мною состояния просветления.

 

Если мы действительно разберёмся с природой нашего ума и мы поймём, что такое природа нашего ума, если мы разберёмся детально с тем, что такое третья и четвёртая благородные истины, то мы поймём, что достижение просветления для нас, для меня безусловно возможно. И безусловно возможно оно для всех без исключения живых существ, включая и того комара, который жужжал вокруг моей головы прошлой ночью, не давая мне спать. Ведь если мы стремимся к тому, если мы декларируем, что целью нашей является приведение к просветлению всех без исключения живых существ, то должны мы в равной мере увериться и в возможности достижения просветления всеми ими, включая комаров.

 

Отсюда мы видим, что бодхичитта – это довольно сложная тема для понимания, это довольно глубокая тема. Итак, мы стремимся помочь всем, принести им пользу, привести их к освобождению и просветлению. Затем мы концентрируемся на собственном будущем просветлении, которое пока не состоялось, но которое состоится в будущем и которое возможно в силу обладания нами природой будды. И мы работаем над достижением этого состояния с тем, чтобы однажды сделать его актуальным, реальным, состоявшимся событием. Мы станем буддами, просветлёнными, для того, чтобы затем в полной мере наиболее эффективно помогать всем живущим. И именно это являлось сутью той мотивации, которую мы выстраивали в начале наших занятий, когда мы выражали почтение по отношению к трём факторам: к буддам, к просветлённым существам, которые являются плодом, или целью, пунктом назначения нашей практики; тому пути, следуя которым мы сможем достичь конечного плода; и тому базису, той основе, которая присутствует во всех нас, природе будды, к природе нашего собственного ума, которая делает нас способными изначально следовать по этому пути и достичь его финала.

 

Из этого обсуждения мы видим, что прибежище, или безопасное направление, и бодхичитта весьма тесно связаны с махамудрой и имеют к ней непосредственное, прямое отношение. Если хотя бы на эмоциональном уровне, на уровне преданности, влечения мы обладаем прибежищем и мы обладаем бодхичиттой, то есть на начальном эмоциональном уровне, то это значит уже, что мы хорошо упакованы, что у нас есть за плечами рюкзак, экипировка, которая позволит нам пройти этот путь – этой медитации, этой духовной практики – и прийти к её логическому завершению.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...