Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

8. Пустотность и вдохновение в медитации махамудры




8. Пустотность и вдохновение в медитации махамудры

Необнаружимость ума

И часто, слушая изложение учений о пустотности, мы слышим о необнаруживаемости чего-либо при скрупулезном, абсолютном, элементарном анализе. Мы ищем, где что-то, или сущность чего-то, или где мой ум: у меня в носу, подмышкой, где? И здесь важно понимать, что мы не занимаемся тривиальным, банальным поиском. Вполне ясно, любой понимает, что мы не ищем ум в носу или подмышкой, и в здравом уме никто его там искать не будет. И опять же, заявление, которое, например, мы встречаем часто в текстах традиции карма-кагью, где ум описывается как не имеющий формы, не имеющий очертаний, не имеющий света, запаха и прочего. Опять, что это такое? Вполне очевидно, что ум всего этого не имеет, это довольно детское и тривиальное описание нематериальности чего-то.

 

Что важно понимать из каких-то дискуссий, всех этих описаний, изложений – то, что они относятся к необнаруживаемости, к ненаходимости, к нашей неспособности указать на, идентифицировать этот подразумеваемый объект в основе для обозначения, там в нём существующем с его стороны, вещи в себе.

 

Один из образов, которые использует автор этого текста Четвёртый Панчен-лама в своём труде, – это образ размахивания, или человека, размахивающего над головой палкой, палкой постижения пустотности, и нет ничего, что остановило бы эту палку, обо что она ударится. Нет никакого подразумеваемого объекта – какого-то существования, которое бы остановило её, которое бы встретилось с ней, она размахивает в пустоте.

Он говорит: « В состоянии пустотности следует вращать пикой осознавания» – это такая большая палка, которая используется как оружие. « Правильное воззрение [о реальности] не является ощутимым препятствием ». Это цитата из слов Падампы Сангье, когда он обращался к собранию жителей Дингри.

 

Понимая, что не существует этого подразумеваемого феномена, вещи, которая была бы в самом объекте, в самой основе для обозначения, не зависящая от нашего ментального обозначения, от номинации этой, мы утратим основание для серьёзного, искреннего цепляния за что-то: «О, это какая-то омрачённая эмоция, это какое-то страдание или это какое-то эмоциональное негативное состояние, или это счастье, за него стоит держаться, или любовь, или сострадание, или некое постижение и так далее, достижение великое». Все эти вещи не являются независимо существующими феноменами сами в себе, некими, опять же, теннисными мячиками, обведёнными жирной чертой, и самосущными, и самобытными – омрачениями или достижениями, постижениями, любовью, состраданием, мудростью или гневом, наоборот. Следует понимать их бытие, или существование, в контексте взаимозависимого происхождения.

Они как феномены обусловленного существования, относительной реальности, возникают через опору на различные причины и условия, порождающие их; они возникают и существуют через опору на свои собственные составные части; и на тончайшем уровне, на уровне тончайшей истины они существуют в силу сделанного нами ментального обозначения. Итак, мы понимаем взаимозависимое порождение, или взаимозависимое происхождение, с точки зрения обеих истин.

 

Омрачённые эмоции нашего сознания, омрачённые состояния ума, или клеши, возникают в силу различных причин и условий, их породивших, и пресечение их, исчезновение, также наступит в силу соответствующих причин и условий. Достижение различных благих качеств, различных духовных свершений также наступит в силу созданных для них, предшествующих им причин и условий. И поскольку все эти омрачённые состояния сознания, клеши, не являются чем-то стабильным, чем-то незыблемым, самосущим и истинно существующим, но есть зависимые порождения, породив причины для их исчезновения, мы можем избавиться от них и не сталкиваться с ними более.

 

И то же самое верно для благих качеств: не являясь таковыми, самосущими, они, при создании должных причин и условий, порождающих их, они неминуемо возникнут. Так, ум может принять любой объект и фокусироваться на нём, концентрироваться на нём, воспринимать его, медитировать на этом объекте. И ум может развить все те благие качества, достигнуть тех целей, которые мы перед собой ставим, и в конечном итоге довести свои благие качества до совершенства и достичь в себе эти конечные духовные цели, к которой мы стремимся. И как мы уже говорили, омрачённые состояния сознания, или клеши, не являются имманентно присущими характеристиками ума, не являются его неотъемлемой частью, они преходящи, они сиюминутны. Природа их не преходяща в том, что это относительная природа ума как возникновение объекта, ясность, когнитивность его познания, постижения, в этом они есть часть природы ума. Но в контенте они преходящи, контент их не является присущей ему некой природой, от которой невозможно избавиться.

 

Постигнув глубочайшую, пустотную природу ума, мы можем работать с относительной природой ума, очищая этот негативный, тревожащий наш ум контент, содержание, работать с негативными состояниями ума, устраняя их и всячески культивируя, развивая и укрепляя состояния сознания позитивные. И успех в этой практике во многом будет зависеть от подготовительных шагов. Если мы не накопили достаточное количество той благой, позитивной энергии, или потенциала, о котором мы говорили, если мы не выполнили в достаточной степени то очищение, опять же, о котором мы говорили, то в нашем уме будет слишком много этого мусора, слишком много препятствующих, блокирующих факторов для того, чтобы работать с ним успешно, постичь его природу, медитировать на ней.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...