Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

С учетом добровольных отчислений с софинансированием




к размеру последней заработной

платы,%

41,8 49,0 37,2 42,5

соотношение с ПМП, раз 3,7 4,3 3,9 4,4

4. Ключевые меры по реформированию

пенсионной сист емы

Формирование комплексной системы пенсионного обеспечения для

групп с разными доходами, не исключающей из пенсионной систе-

мы средний класс.

1. Ведение следующего порядка отчислений с заработной пла-

ты в пенсионную систему с работников:

• для заработных плат, не превышающих 161% от средней: те-

кущий (действующий до 2012 г.) порядок отчислений в пен-

сионную систему — платеж в солидарную систему составляет

16%, и в накопительную часть пенсии работодатель отчисля-

ет 6%;

• для заработных плат в интервале 161–230% от средней: те-

кущий (действующий до 2012 г.) порядок отчислений в пен-

сионную систему. Возможен вариант, при котором часть

платежа в накопительную систему выплачивает работник, на-

пример, в размере 2%. Этот платеж может взиматься с работ-

ника по квазидобровольному принципу;

• для заработных плат свыше 230% от средней: по умолчанию

с работника взимается платеж в накопительную систему раз-

мером 2–5%, а с работодателя не взимаются платежи ни в со-

Раздел II. Макроэкономика. Базовые условия роста Глава 6. Реформа пенсионной системы

226 227

срока. Однако в связи с тем, что продажа аннуитетов в России

сейчас абсолютно не развита, на период до 2020 г. эту опцию

можно не вводить и вернуться к ее обсуждению уже после

того, как большинство получателей пенсий будут иметь как

солидарную, так и накопительную пенсии.

17. Введение стандартов транспарентности деятельности

НПФ, а также компаний, предоставляющих возможность от-

крытия индивидуальных и корпоративных накопительных

счетов:

a) Обязательное ежегодное раскрытие в открытых источниках

(Интернет) информации об актуарном балансе.

б) Обеспечение клиенту возможности получения понятной ин-

формации о своем пенсионном счете и стратегиях НПФ и ВЭБ.

Для этого Пенсионный фонд совместно с НПФ должен адми-

нистрировать индивидуальные пенсионные счета в Интерне-

те, чтобы обеспечить клиентам постоянный доступ к инфор-

мации о ситуации на его счете.

в) НПФ и ВЭБ должны представлять в открытых источниках (Ин-

тернете) свои инвестиционные стратегии. В идеале гражда-

нин должен иметь возможность выбирать инвестиционную

стратегию. Возможности выбора могут быть дифференциро-

ваны для разных возрастных когорт. Финансовые институты

должны предоставить бесплатное консультирование клиен-

тов по выбору инвестиционной стратегии.

18. Требование транспарентности и клиентоориентированно-

сти необходимо распространить и на Пенсионный фонд РФ.

Сегодняшняя практика «писем счастья», информирующая

гражданина о состоянии его пенсионного капитала, не дает

реального представления о финансовом обеспечении его пен-

сионного будущего. Необходимо предоставление информа-

ции в объеме, позволяющем работнику осознанно корректи-

ровать свое трудовое и пенсионное поведение,— в частности,

делать выбор между солидарной и накопительной пенсион-

ной системами.

19. Необходимо стимулировать и содействовать развитию стра-

хования жизни и обратной ипотеки, а также социальных ус-

луг для пожилых людей.

20. Налогообложение индивидуальных и корпоративных на-

коплений подоходным налогом может осуществляться на мо-

мент оформления пенсий, а не на момент выплаты взносов

Совершенствование накопительных институтов.

11. Отказ от требования соблюдения ежегодной безубыточ-

ности пенсионных фондов; введение современных риск-

ориентированных методов надзора и контроля за качеством

инвестирования пенсионных портфелей на период вплоть

до их ликвидации.

12. Введение требования по минимальному уровню доход-

ности инвестирования пенсионных накоплений к моменту

выхода участника накоплений на пенсию или передачи прав

наследнику, заменив для них требование ежегодной доход-

ности однократным доказательством состоятельности вло-

жений. Такое требование диктует снижение рискованности

инвестиций по мере приближения выхода на пенсию. Раз-

мер минимального уровня доходности в идеале должен по-

крывать сумму уплаченных взносов, индексированных либо

по инфляции, либо по ставкам доходностей вложений в кра-

ткосрочные государственные долговые бумаги за соответ-

ствующие годы.

13. Создание системы страхования пенсионных накоплений

по типу страхования вкладов.

14. Помимо НПФ право формирования квазидоброволь-

ных пенсий и иных пенсионных продуктов должно быть пре-

доставлено другим финансовым организациям. В частности,

нужно дать возможность страховым компаниям и банкам

создавать пенсионные накопительные счета и предоставлять

услуги по ведению корпоративных пенсионных счетов для

предприятий/компаний, включая малые и средние.

15. Необходимо создать эффективную и гибкую систему надзо-

ра над НПФ и другими институтами, формирующими пен-

сионные продукты.

16. Необходимо принять закон о выплатах. В законе по умол-

чанию по обязательному пенсионному страхованию спосо-

ба выплаты предусматривается выплата в форме аннуите-

та. По желанию работника часть пенсионных выплат может

быть выплачена в течение фиксированного периода време-

ни с правом наследования, при условии отказа от получе-

ния дополнительных пенсионных выплат от государства по-

сле окончания фиксированного срока. В идеале, в последнем

случае работник должен быть обязан купить страховку (отло-

женный аннуитет) на случай того, что будет жить после этого

Раздел II. Макроэкономика. Базовые условия роста

(что соответствует опыту многих стран), или, как в случае

НПФ, пенсионные накопления могут не облагаться налогом

вообще.

Меры по стабилизации финансового состояния пенсионной систе-

мы в связи со старением населения.

21. Повышение пенсионного возраста до 63 лет для обоих полов

к 2030 г. (для женщин –на 6 месяцев за год, для мужчин –на

3 месяца в год) и соответствующее повышение нормативно-

го стажа работы.

22. Стимулирование более позднего обращения за назначе-

нием пенсии.

23. Корректировка формулы индексации страховой части

трудовой пенсии.

24. Изменение срока дожития (периода получения пенсии) в пен-

сионной формуле с учетом текущих демографических изме-

нений.

Глава 7.

Развитие финансового

и банковского сектора

Основные выводы и рекомендации

• За последнее десятилетие российский финансовый

сектор существенно вырос, однако все еще остается

неустойчивым, его конкурентоспособность низка,

отдельные важнейшие институты и инструменты

развиты слабо. Развитию финансового рынка

препятствуют неконкурентный правовой и налоговый

режимы, слабые судебная и правоохранительная

системы, несовершенство инфраструктуры

и корпоративного управления, отсутствие внутреннего

долгосрочного инвестора.

• Без устранения этих препятствий попытки

стимулировать форсированное развитие финансового

сектора будут приводить к накоплению рисков,

раздуванию пузырей и, в конечном счете,

к необходимости мобилизации средств

налогоплательщиков для спасения финансовых

институтов. Развилка заключается в выборе между

политикой форсированного или сбалансированного

роста, подразумевающего последовательное решение

перечисленных проблем.

• Ключевая задача — повышение устойчивости

финансового сектора. Для этого необходим

качественный скачок в осуществлении микро-

и макропруденциального надзора, расчистка

банковской системы от банков, неспособных

1. Состояние, основные проблемы и вызовы

Одной из важнейших характеристик экономического развития

России в прошедшем десятилетии стал быстрый рост финансового

сектора. Роль банковской системы и финансовых рынков в обе-

спечении экономического роста неизмеримо выросла. В начале

2000-х гг. доля банковского кредита в приросте совокупного вну-

треннего спроса не превышала 15%, а к середине прошлого деся-

тилетия этот показатель превысил треть.

Активы банковской системы увеличились с 37% ВВП в 2000 г.

до 72,4% на начало 2011 г. Объем акций, торгуемых на бирже, вы-

рос с 16,6% ВВП до 67,8% ВВП, а стоимость корпоративных об-

лигаций в обращении — с 0,5 до 6,0% ВВП. По отдельным пока-

зателям российский финансовый сектор приблизился к уровню

развития стран Восточной Европы. К примеру, кредиты нефи-

нансовому сектору увеличились с 18 до 40% ВВП, что соответ-

ствует уровню Польши (41%), Словакии (43%) и Чехии (48%). Бла-

годаря наличию больших компаний по уровню капитализации

и по объему торгуемых активов Россия значительно опережает

большинство стран Восточной Европы.

Вместе с тем положение в финансовом секторе нельзя считать

удовлетворительным и отвечающим задачам устойчивого и ди-

намичного экономического роста. В международных рейтингах

оценки развития российского финансового сектора выглядят

хуже, чем средняя оценка уровня развития экономики (см. на-

пример, «Индекс глобальной конкурентоспособности» Всемир-

ного экономического форума).

Индекс доверия населения к финансовому сектору невелик,

о чем свидетельствует то, что по объему депозитов (31% ВВП)

Россия серьезно отстает от тех же стран Центральной Европы

(Польша — 40%, Венгрия — 47%, Словакия — 49%, Чехия — 61%).

Опережая эти страны по размеру капитализации и размеру рын-

ка, Россия отстает от них по количеству компаний, акции ко-

торых обращаются на бирже, в расчете на 10 тыс. жителей. Для

России этот показатель составляет всего 0,02, в Чехии — 0,03,

в Венгрии — 0,04, Польше — 0,11, Словакии — 0,25 (для сравнения,

в США — 0,17, в Великобритания — 0,37).

осуществлять нормальные банковские операции,

и полукриминальных структур.

• Следует передать всю полноту власти над финансовым

рынком (лицензирование, регулирование и надзор)

двум уполномоченным ведомствам — Банку России

и ФСФР. Для упреждения общего риска финансовой

системы целесообразно создать Совет по финансовой

стабильности, занимающийся мониторингом ситуации

на рынках и реализацией мер, предотвращающих

перегрев рынков и накопление рисков на балансах

системообразующих институтов. Банку России следует

дать право ограничивать совокупный левередж

кредитных организаций.

• Следует создать систему защиты прав потребителей

финансовых услуг.

• Для повышения конкурентоспособности финансового

сектора необходима не просто приватизация всех

финансовых посредников, осуществляющих обычную

конкурентную коммерческую деятельность,

но и ограничение их доли на внутреннем рынке.

• Необходимо достроить современную инфраструктуру

финансового рынка (центральный депозитарий

и централизованный клиринг), снять правовые

и налоговые препятствия для создания в России

венчурных и хедж-фондов, фондов прямых инвестиций,

финансовых компаний специального назначения (SPV),

а также упрощение налогового администрирования

финансовых инструментов.

• Еще одно направление реформ — «институализация»

долгосрочных сбережений домашних хозяйств

(«длинных денег»), а также повышение склонности

граждан к созданию личных пенсионных накоплений,

страхованию жизни и других персональных рисков,

стимулирование создания системы корпоративных

и индивидуальных пенсионных планов и накопительных

счетов на различные нужды (образование,

здравоохранение и др.).

Раздел II. Макроэкономика. Базовые условия роста Глава 7. Развитие финансового и банковского сектора

232 233

Можно выделить несколько основных причин такого поло-

жения дел:

a) отечественный регулятивно-правовой и налоговый режимы

делают осуществление многих сделок в российской юрис-

дикции менее выгодным и процедурно неконкурентными

по сравнению с зарубежными площадками. Это тормозит

развитие фондового рынка и рынка облигаций, а некоторые

рынки (хеджевых инструментов и производных инструмен-

тов, синдицированных кредитов, простейшие способы секью-

ритизации активов) и финансовые услуги (долевое управле-

ние) практически отсутствуют;

б) российская судебная система не обеспечивает удовлетвори-

тельного качества решения финансовых споров;

в) несовершенство корпоративного управления снижает уровень

доверия к российским активам со стороны миноритарных ин-

весторов;

г) инфраструктура рынка (депозитарий, клиринговые и платеж-

ные системы и т. д.) не обеспечивает того уровня надежности,

качества и стоимости финансовых операций, который пре-

доставляют конкурирующие площадки, что связано как с не-

достатками нормативной базы, так и с уровнем технологий.

Следствием этого является ограниченный доступ российских

экономических агентов к услугам по получению финансиро-

вания и инвестиций, а также хеджирования рисков.

2. Отсутствие внутренних долгосрочных инвестиций. Международ-

ный опыт показывает, что без наличия внутренних инве-

сторов невозможно построить финансовый центр не только

регионального или мирового, но даже локального масштаба.

Между тем в России сектор институциональных инвесто-

ров все еще находится в зачаточном состоянии. Общая сто-

имость активов в накопительной составляющей пенсионной

системы составляла в 2010 году 914,2 млрд руб., или около 2%

ВВП. Объем пенсионных накоплений и пенсионных резер-

вов в НПФ в 2010 г. составлял 798,6 млрд руб., из них пенси-

онных накоплений — только 155,3 млрд руб., или чуть больше

0,3% ВВП. Это ниже уровня большинства стран Восточной Ев-

ропы: отношение инвестиций пенсионных фондов к ВВП со-

ставляет в Чехии 4%, в Польше — 5,6%, в Венгрии — 8%. В стра-

нах, являющихся крупными региональными или мировыми

финансовыми центрами, отношение инвестиций пенсионных

Быстрое развитие финансового сектора в 2000-е гг. привело

к накоплению значительных диспропорций, в результате паде-

ние российских финансовых индексов в ходе кризиса было од-

ним из самых больших в мире. Банку России пришлось потратить

значительные средства на поддержку ликвидности в банковском

секторе. В результате, ситуация нормализовалась, однако фун-

даментальное несоответствие размеров сектора уровню его ин-

ституционального развития сохраняется. Устойчивому развитию

сектора препятствует целый ряд ограничений макроэкономическо-

го, институционального и структурного характера, которые форми-

руют три круга проблем.

1. Неустойчивость банковского и финансового сектора в целом.

Кризисы, сопровождающиеся колебаниями уровня ликвид-

ных активов и резким оттоком депозитов, происходят каждые

4–6 лет. Уровень доверия вкладчиков остается низким, депо-

зиты населения выступают дорогим и краткосрочным пас-

сивом. Крупнейшие банки в значительной степени зависят

от притока заемного капитала, в первую очередь, иностранно-

го. В результате любое ухудшение состояния мирового рынка

капитала приводило к кризису на внутреннем рынке. Сектор

остается мало транспарентным для надзора, и тем более — для

инвесторов и вкладчиков, несмотря на объемные и трудоем-

кие требования к отчетности. В количественном отношении

бoльшую часть сектора по-прежнему составляют кэптивные

банки и структуры, ведущие рискованный бизнес или зани-

мающиеся обналичиванием и отмыванием денег.

2. Низкая конкурентоспособность фондового и финансового рын-

ка, неразвитость отдельных форм финансовых рынков. Сегод-

ня в российской экономике работают крупнейшие мировые

компании, она генерирует крупные денежные потоки: так,

в 2007–2009 гг. Россия занимала 5-е место в мире по разме-

ру средств, привлекаемых на IPO. Российский фондовый

рынок имеет все возможности для того, чтобы стать круп-

ным международным финансовым центром, привлекатель-

ным для международных инвесторов и предоставляющим

финансовые услуги компаниям и правительствам своего ре-

гиона. Однако пока российским рынком пренебрегают даже

российские компании, предпочитающие проводить IPO

в Лондоне, Нью-Йорке, Париже и даже Гонконге и Польше.

Раздел II. Макроэкономика. Базовые условия роста Глава 7. Развитие финансового и банковского сектора

234 235

дают благоприятный фон для возвращения на траекторию форсиро-

ванного роста, характерную для предкризисного периода.

Возврат к механизмам и методам докризисного развития гро-

зит раздуванием пузырей на отдельных рынках (недвижимость,

потребительское кредитование, неконкурентоспособный сектор

обрабатывающей промышленности) при торможении развития

других (развитие рынка отечественных длинных денег будет

тормозиться из-за относительно высокой инфляции, свойствен-

ной этому сценарию). В этом сценарии на фоне роста количе-

ственных показателей сектор будет сохранять отмеченные выше

структурные и институциональные недостатки, способствующие

формированию предельно высоких рисков.

Глобальный финансовый кризис 2008–2009 гг. показал, что

форсированное развитие финансового сектора несет в себе опас-

ность раздувания пузырей и провоцирования глубоких экономи-

ческих кризисов. В связи с этим страны «Группы 20» подписали

«Хартию сбалансированного роста».

Сценарий сбалансированного роста российского финансово-

го сектора представляется наиболее предпочтительным и с точ-

ки зрения национальных интересов. Такой сценарий подразу-

мевает:

1. Приоритет обеспеченности роста внутренними ресурсами в про-

тивовес внешним, что предполагает переход к формирова-

нию внутреннего рынка долгосрочных инвестиций за счет

стабилизации инфляции, изменения модели денежно-кре-

дитной политики и институциональных реформ.

2. Избавление банковской системы от организаций, занимающихся

использованием банковских лицензий для легализации неза-

конно полученных доходов; это позволит существенно повы-

сить уровень доверия населения к банкам и другим финансо-

вым институтам, оптимизировать и повысить эффективность

системы контроля.

3. Улулчшение правового и налогового режима, что подразумева-

ет нацеленность институтов правоприменения и судов на за-

щиту законных прав инвесторов, создание конкурентных

налоговых условий, а также совершенствование инфраструк-

туры финансового рынка. Только такие изменения создадут

условия для превращения российского финансового рынка

в международный финансовый центр, предоставляющий кон-

фондов к ВВП еще выше: в Гонконге — 24%, в Великобрита-

нии — 72%. в США — 111%.

Сектор страхования жизни в России также слабо развит. Сто-

имость чистых активов ПИФов на конец 2010 г. составляла

1,12 трлн руб. (2,5% ВВП), но эта сумма включает в себя вло-

жения в ПИФы недвижимости. Без учета закрытых фондов со-

вокупные чистые активы (СЧА) ПИФов составляют всего 0,3%

ВВП, что ниже уровня всех стран, по которым ведет учет Инсти-

тут инвестиционных компаний (ICI). Для сравнения: аналогич-

ный показатель (соотношение СЧА открытых ПИФов и ВВП)

в Польше составляет 5,3%, в Китае — 7,6%, в Индии — 10,3%, в Бра-

зилии — 49,0%, а в США — 78,8%.

Такое положение дел определяется несколькими факторами:

1) высокая инфляция, отрицательные процентные ставки в ру-

блях по активам с фиксированной доходностью, значитель-

ные колебания доходностей прочих активов снижают привле-

кательность долгосрочных инвестиций;

2) не развиты институты рынка: многие НПФ являются кэптив-

ными, отсутствуют индивидуальные и корпоративные счета,

предоставляемые другими финансовыми компаниями, и т. д.;

3) сохраняется низкий уровень грамотности населения при

отсутствии системы финансового консультирования и фраг-

ментарности системы защиты прав потребителя;

4) альтернативные (по отношению к инвестированию

в пенсионные институты и в институты коллективного инве-

стирования) варианты инвестирования сбережений (недви-

жимость, банковские депозиты, иностранная валюта) имеют

существенные конкурентные преимущества.

2. Сценарии развития финансового сектора

На данный момент глубокий долговой кризис, разразившийся

в развитых странах, ограничивает возможности форсированно-

го роста российского финансового сектора. Однако по мере нор-

мализации ситуации или в случае чрезмерной государственной

поддержки сектора он вновь окажется на развилке форсирован-

ного или сбалансированного роста. Высокие цены на нефть соз-

Раздел II. Макроэкономика. Базовые условия роста Глава 7. Развитие финансового и банковского сектора

236 237

Задача 1. Повышение устойчивости финансового сектора

1. Последовательный переход к внутренне устойчивой модели

макроэкономической политики: от формирования денежного

предложения за счет операций на валютном рынке к форми-

рованию денежного предложения преимущественно за счет

операций на рынке внутренних долговых обязательств, как

государственных, так и корпоративных.

Модель формирования денежного предложения за счет ва-

лютных интервенций сделала отечественную денежно-кре-

дитную политику зависимой от денежной политики других

стран и колебаний цен на товары российского экспорта. Ре-

зервный фонд позволял стерилизовать приток нефтяной вы-

ручки и, таким образом, ограничить колебания денежной

массы, связанные с этим фактором. Но механизмов смяг-

чения колебаний в динамике притока и оттока капитала

в предкризисные годы практически не было. Поэтому кон-

троль инфляции был затруднен, а реальные процентные став-

ки в экономике были отрицательными, что в совокупности

не мотивировало граждан к долгосрочным накоплениям.

В последние годы происходит постепенный переход к новой

модели формирования денежного предложения. Этот новый

подход следует рассматривать как стратегический вектор раз-

вития, так как без стабильной и управляемой макроэкономи-

ческой среды создать устойчивую финансовую систему не-

возможно.

2. «Расчистка» банковской системы от банков, не способных осу-

ществлять нормальные банковские операции, и полукрими-

нальных структур, занимающихся уходом от налогов и ле-

гализацией незаконного нажитого капитала. Для перехода

к сбалансированному росту финансового сектора необходи-

мо, наконец, предпринять решительные действия по расчис-

тке и консолидации банковского сектора. В этих целях необ-

ходимо:

a) Повысить с 2013 года минимальный размер капитала банков

до уровня, который сделал бы использование банковской ли-

цензии для проведения полукриминальных операций эконо-

мически невыгодным. Речь может идти об уровне капитала

в 1 млрд руб. Банки с низким уровнем капитала не могут иметь

достаточный объем активов для осуществления банковских

курентоспособные финансовые услуги внутренним и регио-

нальным экономическим агентам, нуждающимся в капитале

или хеджировании рисков, обеспечивающий комфортные ус-

ловия работы для отечественных и иностранных инвесторов.

В этом сценарии ожидается, что совокупные активы банковской

системы возрастут с 71% ВВП на начало 2011 г. до 95% ВВП

к 2020 г. При этом кредиты нефинансовому сектору увеличатся

до 70% ВВП (с 43% в 2011 г.). Капитализация фондового рынка

составит 105–110% ВВП (67,8% по итогам 2010 г.). Объем пенси-

онных средств и других длинных инвестиций может достигнуть

18–20% ВВП.

Наконец, существует третий, инерционный сценарий «финан-

совой стагнации», подразумевающий отсутствие как форсиро-

ванного роста, так и институциональных и структурных изме-

нений. Низкий уровень транспарентности и высокая инфляция

сделают российский рынок непривлекательным для отечествен-

ного и иностранного капитала. Ситуация усугубится проблемами

на глобальных рынках: долговыми пузырями в Европе и США,

а также ростом спроса на инвестиции со стороны развиваю-

щихся стран, прежде всего азиатских, и вероятным удорожани-

ем ставок на глобальных финансовых рынках. В этих условиях

банковский сектор обречен на стагнацию, а фондовый рынок —

на дальнейшее снижение конкурентоспособности.

3. Меры, способствующие реализации сценария

сбалансированного роста

Сценарий сбалансированного роста не является инерцион-

ным и предполагает значительные усилия со стороны государ-

ства и бизнеса по реализации комплекса институциональных

и структурных мер. Для реализации этого сценария необходимо

реализовать программу мер по трем направлениям:

1) повышение устойчивости финансового сектора;

2) повышение его конкурентоспособности;

3) формирование отечественного рынка долгосрочных ин-

вестиций.

Раздел II. Макроэкономика. Базовые условия роста Глава 7. Развитие финансового и банковского сектора

238 239

ного регулирования, отвечающих российской специфике. Од-

нако есть несколько элементов макропруденциального регу-

лирования, которые уже можно рекомендовать к внедрению:

a) Создание на базе Банка России Совета по финансовой стабиль-

ности с предоставлением равных полномочий его сопредсе-

дателям — Председателю Банка России и Министру финансов.

В полномочия Совета по финансовой стабильности входят мо-

ниторинг ситуации на различных финансовых рынках и реа-

лизация мер, в том числе мер микропруденциального регули-

рования, для предотвращения перегрева и пузырей, а также

мониторинг за накоплением рисков на балансах всех круп-

ных системообразующих финансовых институтов вне зависи-

мости от рода их деятельности. Сейчас эти функции возложе-

ны на Департамент финансовой стабильности Банка России,

но такой уровень недостаточен для принятия взвешенных ре-

шений по всем возможным проблемам макропруденциального

характера, в том числе из-за отсутствия механизма координа-

ции деятельности основных регуляторов финансового рынка.

б) Законодательное придание Банку России права установления

дополнительных требований к достаточности капитала кредитных

организаций (буферная и контрциклическая надбавка) в слу-

чае идентификации Советом по финансовой стабильности

тенденции к перегреву сектора кредитования, а также права

временного изменения нормативов резервирования по от-

дельным операциям, если Совет по финансовой стабильно-

сти определил повышение рисков по соответствующим опе-

рациям.

в) Придание Банку России права по ограничению совокупного ле-

вереджа кредитных организаций.

г) Присоединение ФСФР к Многостороннему Меморандуму о Вза-

имопонимании (MMOU) Международной Ассоциации Регулято-

ров (IOSCO).

д) Оптимизация структуры надзорных органов. Отход от пере-

крестного регулирования, когда один и тот же вопрос может

находиться в ведении нескольких надзорных органов (или

требует взаимного согласования). Введение принципа: один

вопрос —один регулятор и контролер. Предоставление пол-

ных законодательных полномочий ЦБ и ФСФР обменивать-

ся надзорной информацией по подведомственным им фи-

нансовым институтам.

операций на рыночных принципах, они либо кэптивные, либо

осуществляют операции, не являющиеся по существу банков-

скими. Банки, которые не смогут найти необходимые сред-

ства для капитализации или партнеров для формирования

более крупных структур за счет слияний, должны будут либо

закрыться, либо переоформить банковскую лицензию на ли-

цензию небанковской кредитной организации или специали-

зированного банка с ограниченной лицензией.

б) Качественно изменить модель микропруденциального надзо-

ра для банков, удовлетворяющих новым нормативам доста-

точности капитала («мотивированное суждение»). Мера под-

разумевает переход на принципы содержательного надзора

с возможностью использования мотивированного суждения

при требовании обязательного аудита по МСФО, подтвержден-

ного аудиторскими компаниями с высоким уровнем репута-

ции, а также на регулярное проведение стресс- тестирования.

Орган надзора должен иметь право самостоятельно прово-

дить оценку достаточности капитала и требовать от акционе-

ров внесения капитала или, в случае отказа, переоценивать ка-

питал до реального уровня и передавать банк под управление

АСВ с лишением права контроля акционерами кредитной ор-

ганизации. Эта процедура должна быть формализована, а ре-

гулятор — нести ответственность за принятые решения.

2. Дифференцированные требования к капиталу финансовых по-

средников в зависимости от типов осуществляемых опера-

ций, объемов и природы рисков. В целях повышения доверия

к структурам, осуществляющим операции на фондовых рын-

ках, аналогичный подход должен быть применен и к профу-

частникам рынка. Небольшие профучастники могут поменять

свой статус на статус финансовых консультантов (см. ниже).

3. Разработка и создание системы макропруденциального регулиро-

вания банков и системообразующих небанковских финансо-

вых институтов. Необходимость предотвращения накопления

системных рисков и создания в этих целях системы макропру-

денциального регулирования была признана странами «Груп-

пы 20» по итогам кризиса 2008–2009 гг. Пока основные поло-

жения подобных систем еще находятся в разработке и не были

протестированы на практике. Поэтому до 2020 г. необходимо

вести регулярный мониторинг зарубежной практики, а также

разработку и внедрение собственных мер макропруденциаль-

Раздел II. Макроэкономика. Базовые условия роста Глава 7. Развитие финансового и банковского сектора

240 241

(1) максимально возможное распространение норм закона

о защите прав потребителей на сферу финансовых услуг

либо подготовка самостоятельного аналогичного закона;

(2) законодательное закрепление системы коллективных ис-

ков, исков в защиту неопределенного круга лиц и рас-

пространение их не только на корпоративные споры,

но и на споры с участием граждан — потребителей (не-

обходимо уточнить механизм формирования группы лиц

(числом более 5) для подачи группового иска);

(3) реализация правил самофинансирования общественных

организаций, защищающих права потребителей, как по-

ловины суммы взысканного судом ущерба.

в) разработать механизм применения процедур медиации при

разрешении споров в сфере финансовых услуг с участием фи-

зических лиц.

г) стандартизировать договоры типовых финансовых услуг

(вклад, кредит, имущественное страхование и т. д.) для упро-

щения работы по защите прав потребителей, деятельности

финансового омбудсмена и повышению прозрачности фи-

нансовых услуг для населения.

7. Стимулирование развития безналичного оборота, что позволит

увеличить депозитную базу банковской системы. Комплекс

мер по развитию безналичного оборота должен включать из-

менения на законодательном уровне, направленные на сти-

мулирование использования различных инструментов безна-

личных расчетов, развитие платежной инфраструктуры и ин-

новационных технологий предоставления финансовых услуг.

Задача 2. Повышение конкурентоспособности сектора

1. Стимулирование рыночной конкуренции между финансовыми

компаниями:

a) приватизация финансовых посредников (включая находящих-

ся во владении властей регионов или городов) до уровня кон-

трольного пакета к 2013 г., блокирующего пакета — к 2015 г.,

к 2020 г.— полная приватизация. При этом на начальной ста-

дии приватизации необходимо ограничить рост активов

крупнейших приватизируемых институтов на внутреннем

рынке до тех пор, пока они явно или неявно контролируются

государством и пользуются его поддержкой;

4. Создание российского стандарта финансовой отчетности и рас-

крытия информации, аналогичного МСФО, создание системы

электронного документооборота между надзорными орга-

нами и поднадзорными институтами. Стандарт должен быть

создан в 2012 году и введен в действие как единственный обя-

зательный с 2013 года. Параллельно должно быть проведе-

но сокращение количества форм отчетности, предоставляе-

мых финансовыми организациями, в том числе за счет отказа

от дублирования при сборе информации внутри и между ос-

новными ведомствами, оптимизирована частота предостав-

ления расчетов по формам.

5. Разработка и принятие «дорожный карты» по внедрению стан-

дартов Базель-2 и элементов Базель-3 до 2020 г. Мировая систе-

ма регулирования банковского сектора находится в процессе

трансформации, поэтому ее быстрое полномасштабное введе-

ние в России нерационально. Тем не менее, постепенное вне-

дрение на протяжении периода действия Стратегии с учетом

накапливающегося мирового опыта позволит существенно

стабилизировать ситуацию в секторе, повысить доверие к нему

и обеспечить его международную конкурентоспособность.

6. Создание системы защиты прав потребителей финансовых услуг.

Международный и российский опыт показал, что чрезмер-

но быстрое развитие финансовых услуг, основанное на низ-

кой финансовой грамотности потребителя и непонимании

им сути услуги, ведет к дестабилизации финансового сектора

и, как следствие, росту социальной напряженности. Группой

G20 признана необходимость создания систем защиты прав

потребителей финансовых услуг. В этой связи необходимо:

a) ввести институт финансового Уполномоченного (омбудсмена)

на базе финансовых регуляторов (ФСФР и Банк России) с це-

лью разгрузки финансовой системы от большого числа исков

с небольшим размером ущерба:

(1) омбудсмен может принимать решения по делам с неболь-

шим размером ущерба, обязательные для финансовой ор-

ганизации и необязательные для потребителей;

(2) офис омбудсмена занимается сбором и обработкой стати-

стики по жалобам и выработкой предложений по измене-

нию нормативной базы и стандартных договоров;

б) реформировать законодательство о защите потребителей

в следующих направлениях:

Раздел II. Макроэкономика. Базовые условия роста Глава 7. Развитие финансового и банковского сектора

242 243

ская фондовые биржи или альтернативная сеть). Выявлени-

ем и разработкой предложений по решению соответствую-

щих задач занимается Рабочая группа по созданию в Москве

Международного финансового центра. Основные направле-

ния, по которым нужны изменения, следующие:

a) формирование правовых основ для создания в России таких

современных финансовых институтов, как венчурные фон-

ды, фонды прямых инвестиций, хедж-фонды, SPV и т. д. Сня-

тие ограничений на проведение по российскому праву сде-

лок и форм договора, имеющих широкое распространение

в юрисд<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...