С учетом добровольных отчислений с софинансированием
к размеру последней заработной платы,% 41,8 49,0 37,2 42,5 соотношение с ПМП, раз 3,7 4,3 3,9 4,4 4. Ключевые меры по реформированию пенсионной сист емы Формирование комплексной системы пенсионного обеспечения для групп с разными доходами, не исключающей из пенсионной систе- мы средний класс. 1. Ведение следующего порядка отчислений с заработной пла- ты в пенсионную систему с работников: • для заработных плат, не превышающих 161% от средней: те- кущий (действующий до 2012 г.) порядок отчислений в пен- сионную систему — платеж в солидарную систему составляет 16%, и в накопительную часть пенсии работодатель отчисля- ет 6%; • для заработных плат в интервале 161–230% от средней: те- кущий (действующий до 2012 г.) порядок отчислений в пен- сионную систему. Возможен вариант, при котором часть платежа в накопительную систему выплачивает работник, на- пример, в размере 2%. Этот платеж может взиматься с работ- ника по квазидобровольному принципу; • для заработных плат свыше 230% от средней: по умолчанию с работника взимается платеж в накопительную систему раз- мером 2–5%, а с работодателя не взимаются платежи ни в со- Раздел II. Макроэкономика. Базовые условия роста Глава 6. Реформа пенсионной системы 226 227 срока. Однако в связи с тем, что продажа аннуитетов в России сейчас абсолютно не развита, на период до 2020 г. эту опцию можно не вводить и вернуться к ее обсуждению уже после того, как большинство получателей пенсий будут иметь как солидарную, так и накопительную пенсии. 17. Введение стандартов транспарентности деятельности НПФ, а также компаний, предоставляющих возможность от- крытия индивидуальных и корпоративных накопительных
счетов: a) Обязательное ежегодное раскрытие в открытых источниках (Интернет) информации об актуарном балансе. б) Обеспечение клиенту возможности получения понятной ин- формации о своем пенсионном счете и стратегиях НПФ и ВЭБ. Для этого Пенсионный фонд совместно с НПФ должен адми- нистрировать индивидуальные пенсионные счета в Интерне- те, чтобы обеспечить клиентам постоянный доступ к инфор- мации о ситуации на его счете. в) НПФ и ВЭБ должны представлять в открытых источниках (Ин- тернете) свои инвестиционные стратегии. В идеале гражда- нин должен иметь возможность выбирать инвестиционную стратегию. Возможности выбора могут быть дифференциро- ваны для разных возрастных когорт. Финансовые институты должны предоставить бесплатное консультирование клиен- тов по выбору инвестиционной стратегии. 18. Требование транспарентности и клиентоориентированно- сти необходимо распространить и на Пенсионный фонд РФ. Сегодняшняя практика «писем счастья», информирующая гражданина о состоянии его пенсионного капитала, не дает реального представления о финансовом обеспечении его пен- сионного будущего. Необходимо предоставление информа- ции в объеме, позволяющем работнику осознанно корректи- ровать свое трудовое и пенсионное поведение,— в частности, делать выбор между солидарной и накопительной пенсион- ной системами. 19. Необходимо стимулировать и содействовать развитию стра- хования жизни и обратной ипотеки, а также социальных ус- луг для пожилых людей. 20. Налогообложение индивидуальных и корпоративных на- коплений подоходным налогом может осуществляться на мо- мент оформления пенсий, а не на момент выплаты взносов Совершенствование накопительных институтов. 11. Отказ от требования соблюдения ежегодной безубыточ- ности пенсионных фондов; введение современных риск- ориентированных методов надзора и контроля за качеством
инвестирования пенсионных портфелей на период вплоть до их ликвидации. 12. Введение требования по минимальному уровню доход- ности инвестирования пенсионных накоплений к моменту выхода участника накоплений на пенсию или передачи прав наследнику, заменив для них требование ежегодной доход- ности однократным доказательством состоятельности вло- жений. Такое требование диктует снижение рискованности инвестиций по мере приближения выхода на пенсию. Раз- мер минимального уровня доходности в идеале должен по- крывать сумму уплаченных взносов, индексированных либо по инфляции, либо по ставкам доходностей вложений в кра- ткосрочные государственные долговые бумаги за соответ- ствующие годы. 13. Создание системы страхования пенсионных накоплений по типу страхования вкладов. 14. Помимо НПФ право формирования квазидоброволь- ных пенсий и иных пенсионных продуктов должно быть пре- доставлено другим финансовым организациям. В частности, нужно дать возможность страховым компаниям и банкам создавать пенсионные накопительные счета и предоставлять услуги по ведению корпоративных пенсионных счетов для предприятий/компаний, включая малые и средние. 15. Необходимо создать эффективную и гибкую систему надзо- ра над НПФ и другими институтами, формирующими пен- сионные продукты. 16. Необходимо принять закон о выплатах. В законе по умол- чанию по обязательному пенсионному страхованию спосо- ба выплаты предусматривается выплата в форме аннуите- та. По желанию работника часть пенсионных выплат может быть выплачена в течение фиксированного периода време- ни с правом наследования, при условии отказа от получе- ния дополнительных пенсионных выплат от государства по- сле окончания фиксированного срока. В идеале, в последнем случае работник должен быть обязан купить страховку (отло- женный аннуитет) на случай того, что будет жить после этого Раздел II. Макроэкономика. Базовые условия роста (что соответствует опыту многих стран), или, как в случае НПФ, пенсионные накопления могут не облагаться налогом вообще. Меры по стабилизации финансового состояния пенсионной систе- мы в связи со старением населения.
21. Повышение пенсионного возраста до 63 лет для обоих полов к 2030 г. (для женщин –на 6 месяцев за год, для мужчин –на 3 месяца в год) и соответствующее повышение нормативно- го стажа работы. 22. Стимулирование более позднего обращения за назначе- нием пенсии. 23. Корректировка формулы индексации страховой части трудовой пенсии. 24. Изменение срока дожития (периода получения пенсии) в пен- сионной формуле с учетом текущих демографических изме- нений. Глава 7. Развитие финансового и банковского сектора Основные выводы и рекомендации • За последнее десятилетие российский финансовый сектор существенно вырос, однако все еще остается неустойчивым, его конкурентоспособность низка, отдельные важнейшие институты и инструменты развиты слабо. Развитию финансового рынка препятствуют неконкурентный правовой и налоговый режимы, слабые судебная и правоохранительная системы, несовершенство инфраструктуры и корпоративного управления, отсутствие внутреннего долгосрочного инвестора. • Без устранения этих препятствий попытки стимулировать форсированное развитие финансового сектора будут приводить к накоплению рисков, раздуванию пузырей и, в конечном счете, к необходимости мобилизации средств налогоплательщиков для спасения финансовых институтов. Развилка заключается в выборе между политикой форсированного или сбалансированного роста, подразумевающего последовательное решение перечисленных проблем. • Ключевая задача — повышение устойчивости финансового сектора. Для этого необходим качественный скачок в осуществлении микро- и макропруденциального надзора, расчистка банковской системы от банков, неспособных 1. Состояние, основные проблемы и вызовы Одной из важнейших характеристик экономического развития России в прошедшем десятилетии стал быстрый рост финансового сектора. Роль банковской системы и финансовых рынков в обе- спечении экономического роста неизмеримо выросла. В начале 2000-х гг. доля банковского кредита в приросте совокупного вну-
треннего спроса не превышала 15%, а к середине прошлого деся- тилетия этот показатель превысил треть. Активы банковской системы увеличились с 37% ВВП в 2000 г. до 72,4% на начало 2011 г. Объем акций, торгуемых на бирже, вы- рос с 16,6% ВВП до 67,8% ВВП, а стоимость корпоративных об- лигаций в обращении — с 0,5 до 6,0% ВВП. По отдельным пока- зателям российский финансовый сектор приблизился к уровню развития стран Восточной Европы. К примеру, кредиты нефи- нансовому сектору увеличились с 18 до 40% ВВП, что соответ- ствует уровню Польши (41%), Словакии (43%) и Чехии (48%). Бла- годаря наличию больших компаний по уровню капитализации и по объему торгуемых активов Россия значительно опережает большинство стран Восточной Европы. Вместе с тем положение в финансовом секторе нельзя считать удовлетворительным и отвечающим задачам устойчивого и ди- намичного экономического роста. В международных рейтингах оценки развития российского финансового сектора выглядят хуже, чем средняя оценка уровня развития экономики (см. на- пример, «Индекс глобальной конкурентоспособности» Всемир- ного экономического форума). Индекс доверия населения к финансовому сектору невелик, о чем свидетельствует то, что по объему депозитов (31% ВВП) Россия серьезно отстает от тех же стран Центральной Европы (Польша — 40%, Венгрия — 47%, Словакия — 49%, Чехия — 61%). Опережая эти страны по размеру капитализации и размеру рын- ка, Россия отстает от них по количеству компаний, акции ко- торых обращаются на бирже, в расчете на 10 тыс. жителей. Для России этот показатель составляет всего 0,02, в Чехии — 0,03, в Венгрии — 0,04, Польше — 0,11, Словакии — 0,25 (для сравнения, в США — 0,17, в Великобритания — 0,37). осуществлять нормальные банковские операции, и полукриминальных структур. • Следует передать всю полноту власти над финансовым рынком (лицензирование, регулирование и надзор) двум уполномоченным ведомствам — Банку России и ФСФР. Для упреждения общего риска финансовой системы целесообразно создать Совет по финансовой стабильности, занимающийся мониторингом ситуации на рынках и реализацией мер, предотвращающих перегрев рынков и накопление рисков на балансах системообразующих институтов. Банку России следует дать право ограничивать совокупный левередж кредитных организаций. • Следует создать систему защиты прав потребителей финансовых услуг. • Для повышения конкурентоспособности финансового сектора необходима не просто приватизация всех финансовых посредников, осуществляющих обычную конкурентную коммерческую деятельность,
но и ограничение их доли на внутреннем рынке. • Необходимо достроить современную инфраструктуру финансового рынка (центральный депозитарий и централизованный клиринг), снять правовые и налоговые препятствия для создания в России венчурных и хедж-фондов, фондов прямых инвестиций, финансовых компаний специального назначения (SPV), а также упрощение налогового администрирования финансовых инструментов. • Еще одно направление реформ — «институализация» долгосрочных сбережений домашних хозяйств («длинных денег»), а также повышение склонности граждан к созданию личных пенсионных накоплений, страхованию жизни и других персональных рисков, стимулирование создания системы корпоративных и индивидуальных пенсионных планов и накопительных счетов на различные нужды (образование, здравоохранение и др.). Раздел II. Макроэкономика. Базовые условия роста Глава 7. Развитие финансового и банковского сектора 232 233 Можно выделить несколько основных причин такого поло- жения дел: a) отечественный регулятивно-правовой и налоговый режимы делают осуществление многих сделок в российской юрис- дикции менее выгодным и процедурно неконкурентными по сравнению с зарубежными площадками. Это тормозит развитие фондового рынка и рынка облигаций, а некоторые рынки (хеджевых инструментов и производных инструмен- тов, синдицированных кредитов, простейшие способы секью- ритизации активов) и финансовые услуги (долевое управле- ние) практически отсутствуют; б) российская судебная система не обеспечивает удовлетвори- тельного качества решения финансовых споров; в) несовершенство корпоративного управления снижает уровень доверия к российским активам со стороны миноритарных ин- весторов; г) инфраструктура рынка (депозитарий, клиринговые и платеж- ные системы и т. д.) не обеспечивает того уровня надежности, качества и стоимости финансовых операций, который пре- доставляют конкурирующие площадки, что связано как с не- достатками нормативной базы, так и с уровнем технологий. Следствием этого является ограниченный доступ российских экономических агентов к услугам по получению финансиро- вания и инвестиций, а также хеджирования рисков. 2. Отсутствие внутренних долгосрочных инвестиций. Международ- ный опыт показывает, что без наличия внутренних инве- сторов невозможно построить финансовый центр не только регионального или мирового, но даже локального масштаба. Между тем в России сектор институциональных инвесто- ров все еще находится в зачаточном состоянии. Общая сто- имость активов в накопительной составляющей пенсионной системы составляла в 2010 году 914,2 млрд руб., или около 2% ВВП. Объем пенсионных накоплений и пенсионных резер- вов в НПФ в 2010 г. составлял 798,6 млрд руб., из них пенси- онных накоплений — только 155,3 млрд руб., или чуть больше 0,3% ВВП. Это ниже уровня большинства стран Восточной Ев- ропы: отношение инвестиций пенсионных фондов к ВВП со- ставляет в Чехии 4%, в Польше — 5,6%, в Венгрии — 8%. В стра- нах, являющихся крупными региональными или мировыми финансовыми центрами, отношение инвестиций пенсионных Быстрое развитие финансового сектора в 2000-е гг. привело к накоплению значительных диспропорций, в результате паде- ние российских финансовых индексов в ходе кризиса было од- ним из самых больших в мире. Банку России пришлось потратить значительные средства на поддержку ликвидности в банковском секторе. В результате, ситуация нормализовалась, однако фун- даментальное несоответствие размеров сектора уровню его ин- ституционального развития сохраняется. Устойчивому развитию сектора препятствует целый ряд ограничений макроэкономическо- го, институционального и структурного характера, которые форми- руют три круга проблем. 1. Неустойчивость банковского и финансового сектора в целом. Кризисы, сопровождающиеся колебаниями уровня ликвид- ных активов и резким оттоком депозитов, происходят каждые 4–6 лет. Уровень доверия вкладчиков остается низким, депо- зиты населения выступают дорогим и краткосрочным пас- сивом. Крупнейшие банки в значительной степени зависят от притока заемного капитала, в первую очередь, иностранно- го. В результате любое ухудшение состояния мирового рынка капитала приводило к кризису на внутреннем рынке. Сектор остается мало транспарентным для надзора, и тем более — для инвесторов и вкладчиков, несмотря на объемные и трудоем- кие требования к отчетности. В количественном отношении бoльшую часть сектора по-прежнему составляют кэптивные банки и структуры, ведущие рискованный бизнес или зани- мающиеся обналичиванием и отмыванием денег. 2. Низкая конкурентоспособность фондового и финансового рын- ка, неразвитость отдельных форм финансовых рынков. Сегод- ня в российской экономике работают крупнейшие мировые компании, она генерирует крупные денежные потоки: так, в 2007–2009 гг. Россия занимала 5-е место в мире по разме- ру средств, привлекаемых на IPO. Российский фондовый рынок имеет все возможности для того, чтобы стать круп- ным международным финансовым центром, привлекатель- ным для международных инвесторов и предоставляющим финансовые услуги компаниям и правительствам своего ре- гиона. Однако пока российским рынком пренебрегают даже российские компании, предпочитающие проводить IPO в Лондоне, Нью-Йорке, Париже и даже Гонконге и Польше. Раздел II. Макроэкономика. Базовые условия роста Глава 7. Развитие финансового и банковского сектора 234 235 дают благоприятный фон для возвращения на траекторию форсиро- ванного роста, характерную для предкризисного периода. Возврат к механизмам и методам докризисного развития гро- зит раздуванием пузырей на отдельных рынках (недвижимость, потребительское кредитование, неконкурентоспособный сектор обрабатывающей промышленности) при торможении развития других (развитие рынка отечественных длинных денег будет тормозиться из-за относительно высокой инфляции, свойствен- ной этому сценарию). В этом сценарии на фоне роста количе- ственных показателей сектор будет сохранять отмеченные выше структурные и институциональные недостатки, способствующие формированию предельно высоких рисков. Глобальный финансовый кризис 2008–2009 гг. показал, что форсированное развитие финансового сектора несет в себе опас- ность раздувания пузырей и провоцирования глубоких экономи- ческих кризисов. В связи с этим страны «Группы 20» подписали «Хартию сбалансированного роста». Сценарий сбалансированного роста российского финансово- го сектора представляется наиболее предпочтительным и с точ- ки зрения национальных интересов. Такой сценарий подразу- мевает: 1. Приоритет обеспеченности роста внутренними ресурсами в про- тивовес внешним, что предполагает переход к формирова- нию внутреннего рынка долгосрочных инвестиций за счет стабилизации инфляции, изменения модели денежно-кре- дитной политики и институциональных реформ. 2. Избавление банковской системы от организаций, занимающихся использованием банковских лицензий для легализации неза- конно полученных доходов; это позволит существенно повы- сить уровень доверия населения к банкам и другим финансо- вым институтам, оптимизировать и повысить эффективность системы контроля. 3. Улулчшение правового и налогового режима, что подразумева- ет нацеленность институтов правоприменения и судов на за- щиту законных прав инвесторов, создание конкурентных налоговых условий, а также совершенствование инфраструк- туры финансового рынка. Только такие изменения создадут условия для превращения российского финансового рынка в международный финансовый центр, предоставляющий кон- фондов к ВВП еще выше: в Гонконге — 24%, в Великобрита- нии — 72%. в США — 111%. Сектор страхования жизни в России также слабо развит. Сто- имость чистых активов ПИФов на конец 2010 г. составляла 1,12 трлн руб. (2,5% ВВП), но эта сумма включает в себя вло- жения в ПИФы недвижимости. Без учета закрытых фондов со- вокупные чистые активы (СЧА) ПИФов составляют всего 0,3% ВВП, что ниже уровня всех стран, по которым ведет учет Инсти- тут инвестиционных компаний (ICI). Для сравнения: аналогич- ный показатель (соотношение СЧА открытых ПИФов и ВВП) в Польше составляет 5,3%, в Китае — 7,6%, в Индии — 10,3%, в Бра- зилии — 49,0%, а в США — 78,8%. Такое положение дел определяется несколькими факторами: 1) высокая инфляция, отрицательные процентные ставки в ру- блях по активам с фиксированной доходностью, значитель- ные колебания доходностей прочих активов снижают привле- кательность долгосрочных инвестиций; 2) не развиты институты рынка: многие НПФ являются кэптив- ными, отсутствуют индивидуальные и корпоративные счета, предоставляемые другими финансовыми компаниями, и т. д.; 3) сохраняется низкий уровень грамотности населения при отсутствии системы финансового консультирования и фраг- ментарности системы защиты прав потребителя; 4) альтернативные (по отношению к инвестированию в пенсионные институты и в институты коллективного инве- стирования) варианты инвестирования сбережений (недви- жимость, банковские депозиты, иностранная валюта) имеют существенные конкурентные преимущества. 2. Сценарии развития финансового сектора На данный момент глубокий долговой кризис, разразившийся в развитых странах, ограничивает возможности форсированно- го роста российского финансового сектора. Однако по мере нор- мализации ситуации или в случае чрезмерной государственной поддержки сектора он вновь окажется на развилке форсирован- ного или сбалансированного роста. Высокие цены на нефть соз- Раздел II. Макроэкономика. Базовые условия роста Глава 7. Развитие финансового и банковского сектора 236 237 Задача 1. Повышение устойчивости финансового сектора 1. Последовательный переход к внутренне устойчивой модели макроэкономической политики: от формирования денежного предложения за счет операций на валютном рынке к форми- рованию денежного предложения преимущественно за счет операций на рынке внутренних долговых обязательств, как государственных, так и корпоративных. Модель формирования денежного предложения за счет ва- лютных интервенций сделала отечественную денежно-кре- дитную политику зависимой от денежной политики других стран и колебаний цен на товары российского экспорта. Ре- зервный фонд позволял стерилизовать приток нефтяной вы- ручки и, таким образом, ограничить колебания денежной массы, связанные с этим фактором. Но механизмов смяг- чения колебаний в динамике притока и оттока капитала в предкризисные годы практически не было. Поэтому кон- троль инфляции был затруднен, а реальные процентные став- ки в экономике были отрицательными, что в совокупности не мотивировало граждан к долгосрочным накоплениям. В последние годы происходит постепенный переход к новой модели формирования денежного предложения. Этот новый подход следует рассматривать как стратегический вектор раз- вития, так как без стабильной и управляемой макроэкономи- ческой среды создать устойчивую финансовую систему не- возможно. 2. «Расчистка» банковской системы от банков, не способных осу- ществлять нормальные банковские операции, и полукрими- нальных структур, занимающихся уходом от налогов и ле- гализацией незаконного нажитого капитала. Для перехода к сбалансированному росту финансового сектора необходи- мо, наконец, предпринять решительные действия по расчис- тке и консолидации банковского сектора. В этих целях необ- ходимо: a) Повысить с 2013 года минимальный размер капитала банков до уровня, который сделал бы использование банковской ли- цензии для проведения полукриминальных операций эконо- мически невыгодным. Речь может идти об уровне капитала в 1 млрд руб. Банки с низким уровнем капитала не могут иметь достаточный объем активов для осуществления банковских курентоспособные финансовые услуги внутренним и регио- нальным экономическим агентам, нуждающимся в капитале или хеджировании рисков, обеспечивающий комфортные ус- ловия работы для отечественных и иностранных инвесторов. В этом сценарии ожидается, что совокупные активы банковской системы возрастут с 71% ВВП на начало 2011 г. до 95% ВВП к 2020 г. При этом кредиты нефинансовому сектору увеличатся до 70% ВВП (с 43% в 2011 г.). Капитализация фондового рынка составит 105–110% ВВП (67,8% по итогам 2010 г.). Объем пенси- онных средств и других длинных инвестиций может достигнуть 18–20% ВВП. Наконец, существует третий, инерционный сценарий «финан- совой стагнации», подразумевающий отсутствие как форсиро- ванного роста, так и институциональных и структурных изме- нений. Низкий уровень транспарентности и высокая инфляция сделают российский рынок непривлекательным для отечествен- ного и иностранного капитала. Ситуация усугубится проблемами на глобальных рынках: долговыми пузырями в Европе и США, а также ростом спроса на инвестиции со стороны развиваю- щихся стран, прежде всего азиатских, и вероятным удорожани- ем ставок на глобальных финансовых рынках. В этих условиях банковский сектор обречен на стагнацию, а фондовый рынок — на дальнейшее снижение конкурентоспособности. 3. Меры, способствующие реализации сценария сбалансированного роста Сценарий сбалансированного роста не является инерцион- ным и предполагает значительные усилия со стороны государ- ства и бизнеса по реализации комплекса институциональных и структурных мер. Для реализации этого сценария необходимо реализовать программу мер по трем направлениям: 1) повышение устойчивости финансового сектора; 2) повышение его конкурентоспособности; 3) формирование отечественного рынка долгосрочных ин- вестиций. Раздел II. Макроэкономика. Базовые условия роста Глава 7. Развитие финансового и банковского сектора 238 239 ного регулирования, отвечающих российской специфике. Од- нако есть несколько элементов макропруденциального регу- лирования, которые уже можно рекомендовать к внедрению: a) Создание на базе Банка России Совета по финансовой стабиль- ности с предоставлением равных полномочий его сопредсе- дателям — Председателю Банка России и Министру финансов. В полномочия Совета по финансовой стабильности входят мо- ниторинг ситуации на различных финансовых рынках и реа- лизация мер, в том числе мер микропруденциального регули- рования, для предотвращения перегрева и пузырей, а также мониторинг за накоплением рисков на балансах всех круп- ных системообразующих финансовых институтов вне зависи- мости от рода их деятельности. Сейчас эти функции возложе- ны на Департамент финансовой стабильности Банка России, но такой уровень недостаточен для принятия взвешенных ре- шений по всем возможным проблемам макропруденциального характера, в том числе из-за отсутствия механизма координа- ции деятельности основных регуляторов финансового рынка. б) Законодательное придание Банку России права установления дополнительных требований к достаточности капитала кредитных организаций (буферная и контрциклическая надбавка) в слу- чае идентификации Советом по финансовой стабильности тенденции к перегреву сектора кредитования, а также права временного изменения нормативов резервирования по от- дельным операциям, если Совет по финансовой стабильно- сти определил повышение рисков по соответствующим опе- рациям. в) Придание Банку России права по ограничению совокупного ле- вереджа кредитных организаций. г) Присоединение ФСФР к Многостороннему Меморандуму о Вза- имопонимании (MMOU) Международной Ассоциации Регулято- ров (IOSCO). д) Оптимизация структуры надзорных органов. Отход от пере- крестного регулирования, когда один и тот же вопрос может находиться в ведении нескольких надзорных органов (или требует взаимного согласования). Введение принципа: один вопрос —один регулятор и контролер. Предоставление пол- ных законодательных полномочий ЦБ и ФСФР обменивать- ся надзорной информацией по подведомственным им фи- нансовым институтам. операций на рыночных принципах, они либо кэптивные, либо осуществляют операции, не являющиеся по существу банков- скими. Банки, которые не смогут найти необходимые сред- ства для капитализации или партнеров для формирования более крупных структур за счет слияний, должны будут либо закрыться, либо переоформить банковскую лицензию на ли- цензию небанковской кредитной организации или специали- зированного банка с ограниченной лицензией. б) Качественно изменить модель микропруденциального надзо- ра для банков, удовлетворяющих новым нормативам доста- точности капитала («мотивированное суждение»). Мера под- разумевает переход на принципы содержательного надзора с возможностью использования мотивированного суждения при требовании обязательного аудита по МСФО, подтвержден- ного аудиторскими компаниями с высоким уровнем репута- ции, а также на регулярное проведение стресс- тестирования. Орган надзора должен иметь право самостоятельно прово- дить оценку достаточности капитала и требовать от акционе- ров внесения капитала или, в случае отказа, переоценивать ка- питал до реального уровня и передавать банк под управление АСВ с лишением права контроля акционерами кредитной ор- ганизации. Эта процедура должна быть формализована, а ре- гулятор — нести ответственность за принятые решения. 2. Дифференцированные требования к капиталу финансовых по- средников в зависимости от типов осуществляемых опера- ций, объемов и природы рисков. В целях повышения доверия к структурам, осуществляющим операции на фондовых рын- ках, аналогичный подход должен быть применен и к профу- частникам рынка. Небольшие профучастники могут поменять свой статус на статус финансовых консультантов (см. ниже). 3. Разработка и создание системы макропруденциального регулиро- вания банков и системообразующих небанковских финансо- вых институтов. Необходимость предотвращения накопления системных рисков и создания в этих целях системы макропру- денциального регулирования была признана странами «Груп- пы 20» по итогам кризиса 2008–2009 гг. Пока основные поло- жения подобных систем еще находятся в разработке и не были протестированы на практике. Поэтому до 2020 г. необходимо вести регулярный мониторинг зарубежной практики, а также разработку и внедрение собственных мер макропруденциаль- Раздел II. Макроэкономика. Базовые условия роста Глава 7. Развитие финансового и банковского сектора 240 241 (1) максимально возможное распространение норм закона о защите прав потребителей на сферу финансовых услуг либо подготовка самостоятельного аналогичного закона; (2) законодательное закрепление системы коллективных ис- ков, исков в защиту неопределенного круга лиц и рас- пространение их не только на корпоративные споры, но и на споры с участием граждан — потребителей (не- обходимо уточнить механизм формирования группы лиц (числом более 5) для подачи группового иска); (3) реализация правил самофинансирования общественных организаций, защищающих права потребителей, как по- ловины суммы взысканного судом ущерба. в) разработать механизм применения процедур медиации при разрешении споров в сфере финансовых услуг с участием фи- зических лиц. г) стандартизировать договоры типовых финансовых услуг (вклад, кредит, имущественное страхование и т. д.) для упро- щения работы по защите прав потребителей, деятельности финансового омбудсмена и повышению прозрачности фи- нансовых услуг для населения. 7. Стимулирование развития безналичного оборота, что позволит увеличить депозитную базу банковской системы. Комплекс мер по развитию безналичного оборота должен включать из- менения на законодательном уровне, направленные на сти- мулирование использования различных инструментов безна- личных расчетов, развитие платежной инфраструктуры и ин- новационных технологий предоставления финансовых услуг. Задача 2. Повышение конкурентоспособности сектора 1. Стимулирование рыночной конкуренции между финансовыми компаниями: a) приватизация финансовых посредников (включая находящих- ся во владении властей регионов или городов) до уровня кон- трольного пакета к 2013 г., блокирующего пакета — к 2015 г., к 2020 г.— полная приватизация. При этом на начальной ста- дии приватизации необходимо ограничить рост активов крупнейших приватизируемых институтов на внутреннем рынке до тех пор, пока они явно или неявно контролируются государством и пользуются его поддержкой; 4. Создание российского стандарта финансовой отчетности и рас- крытия информации, аналогичного МСФО, создание системы электронного документооборота между надзорными орга- нами и поднадзорными институтами. Стандарт должен быть создан в 2012 году и введен в действие как единственный обя- зательный с 2013 года. Параллельно должно быть проведе- но сокращение количества форм отчетности, предоставляе- мых финансовыми организациями, в том числе за счет отказа от дублирования при сборе информации внутри и между ос- новными ведомствами, оптимизирована частота предостав- ления расчетов по формам. 5. Разработка и принятие «дорожный карты» по внедрению стан- дартов Базель-2 и элементов Базель-3 до 2020 г. Мировая систе- ма регулирования банковского сектора находится в процессе трансформации, поэтому ее быстрое полномасштабное введе- ние в России нерационально. Тем не менее, постепенное вне- дрение на протяжении периода действия Стратегии с учетом накапливающегося мирового опыта позволит существенно стабилизировать ситуацию в секторе, повысить доверие к нему и обеспечить его международную конкурентоспособность. 6. Создание системы защиты прав потребителей финансовых услуг. Международный и российский опыт показал, что чрезмер- но быстрое развитие финансовых услуг, основанное на низ- кой финансовой грамотности потребителя и непонимании им сути услуги, ведет к дестабилизации финансового сектора и, как следствие, росту социальной напряженности. Группой G20 признана необходимость создания систем защиты прав потребителей финансовых услуг. В этой связи необходимо: a) ввести институт финансового Уполномоченного (омбудсмена) на базе финансовых регуляторов (ФСФР и Банк России) с це- лью разгрузки финансовой системы от большого числа исков с небольшим размером ущерба: (1) омбудсмен может принимать решения по делам с неболь- шим размером ущерба, обязательные для финансовой ор- ганизации и необязательные для потребителей; (2) офис омбудсмена занимается сбором и обработкой стати- стики по жалобам и выработкой предложений по измене- нию нормативной базы и стандартных договоров; б) реформировать законодательство о защите потребителей в следующих направлениях: Раздел II. Макроэкономика. Базовые условия роста Глава 7. Развитие финансового и банковского сектора 242 243 ская фондовые биржи или альтернативная сеть). Выявлени- ем и разработкой предложений по решению соответствую- щих задач занимается Рабочая группа по созданию в Москве Международного финансового центра. Основные направле- ния, по которым нужны изменения, следующие: a) формирование правовых основ для создания в России таких современных финансовых институтов, как венчурные фон- ды, фонды прямых инвестиций, хедж-фонды, SPV и т. д. Сня- тие ограничений на проведение по российскому праву сде- лок и форм договора, имеющих широкое распространение в юрисд<
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|