3. Этап принятия управленческого решения
3. Этап принятия управленческого решения
Студент должен понять, что на этапе принятия решения сравнивают и оценивают альтернативы, выбирают лучший вариант, утверждают и документально оформляют решение. Для оценки и выбора лучшей альтернативы используют критерии принятия решения. Лучшим альтернативным вариантом считают тот, который обеспечивает достижение поставленной цели с максимальным соответствием ограничениям и критериям решения. Конечно альтернативы оценивают сравнением их с комплексом экономических, технико-организационных и социально-психологических критериев. К экономическим критериям относятся увеличение товарооборота, прибыли, рентабельности, снижение затрат и др. Технико-организационные критерии заключаются в определении технических, технологических и организационных возможностей реализации решения. К социально-психологических критериев относят отношение работников к принятого решения, влияние решения на их мотивацию, психологический климат в коллективе. При оценке альтернатив необходимо учитывать все виды критериев решения. Только в этом случае решение будет действительно оптимальным и эффективным. Например, выбор альтернативы с точки зрения экономических критериев может оказаться ошибочным, если такое решение противоречит интересам работников. В этом случае работники не будут мотивированы к реализации решения, что делает его исполнение невозможным или затрудненным. После выбора наилучшей альтернативы решения утверждает руководитель или коллегиальный орган управления предприятия и, как правило, его документально оформляют. При этом необходимо использовать четкие и понятные формулировки, которые не допускают различное толкование. В предприятиях торговли и общественного питания управленческие решения оформляют в виде распорядительных документов — приказов, распоряжений, а также указаний.
4. Этап реализации управленческого решения
Заключительный этап процесса выработки управленческих решений обеспечивает реализацию их. Только после реализации решения становится очевидной его ценность, оптимальность или неоптимальность. Этап реализации управленческих решений заключается в составлении организационного плана реализации решения, подборе исполнителей и координации их действий, организации контроля за его выполнением. Многие решения требуют выполнения различных действий в течение относительно длительного времени, в связи с чем их реализация предусматривает разделение на этапы. При этом необходимые действия на каждом этапе реализации решения закрепляют за конкретными исполнителями (структурными подразделениями). Исполнителей назначают с учетом их должностных обязанностей, опыта работы, квалификации. Доведение решения до исполнителей в зависимости от ситуации может заключаться в ознакомлении их с соответствующими распорядительными документами, во время личной беседы с руководителем, совещания. Руководитель должен быть уверен, что исполнители понимают значение решения, содержание и порядок выполнения действий, необходимых для его реализации. Этого достигают інструктуванням подчиненных, предоставлением им необходимых консультаций. Большое значение для обеспечения процесса реализации управленческих решений мотивация исполнителей. Работники должны знать не только о том, какие действия, как и в какие сроки им предстоит выполнить, но и вознаграждение за эффективную работу. Естественно, это требует разработки четких критериев оценки труда на каждом этапе реализации решения и доведение этих критериев до всех исполнителей. С целью рациональной организации процесса реализации решения и контроля разрабатывают организационные планы (табл. 1).
Таблица 1. 1 – Организационный план реализации решения
5. Место контроля в процессе принятия решения.
При изучении данного вопроса, студент должен понять, что с помощью функции обратной связи—контроля руководитель получает информацию о ходе реализации принятого решения. Вообще в процессе выработки управленческих решений функция контроля имеет место на всех стадиях. Так, на стадии подготовки решения используют предварительный контроль решение разработкой ограничений и критериев. На этапе принятия решения с помощью контроля выбирают альтернативы. На этапе реализации используют текущий и заключительный виды контроля. Текущий контроль заключается в постоянном обследовании процесса реализации решения в соответствии с организационным планом. Это дает возможность оперативно вносить необходимые коррективы в план, если не соблюдают сроков выполнения либо фактически добытые на этом этапе результаты существенно отличаются от ожидаемых. Заключительный контроль завершает процесс выработки управленческих решений и осуществляется, когда все действия по реализации решения уже выполнена Во время заключительного контроля анализируют и оценивают результаты реализации решения, обобщают накопленный опыт. Добытые данные используют в процессе разработки последующих управленческих решений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|