{55} С. М. Эйзенштейн Записи о Мейерхольде и его театре[xxi] 1931 г.
{55} С. М. Эйзенштейн Записи о Мейерхольде и его театре[xxi] 1931 г. Театр — это не режиссер. Режиссер — это кино. Театр же — прежде всего актер. Мейерхольд — идеальный актер. Ставлю выше, чем всех других. < …> Выше Чаплина, господствующего на 5/6 земного шара. Биомеханика навсегда застыла в полугимнастических пределах, в которых она, между прочим, в Германии была разработана и раньше, и глубже, и систематичнее в Мюнхенской школе Рудольфа Бодэ, в чем я еще в 21‑ м году мог убедиться в Берлине. Между тем одного анализа мейерхольдовского отрывка игры — интуитивного насквозь — достаточно, чтобы навести на теоретические следы к безграничным горизонтам замечательнейшей методики. Он же сам остался бы в таком же неведении < …> Когда-то в ГВЫРМе решался вопрос «актер и зеркало» (еще одно из тех архаических, из уст в уста переходящих традиций практического опыта, как в кастовых поколениях жрецов). Актеру запрещалось репетировать или проверять результат перед зеркалом (вопрос тренажа координации внутренним физическим контролем). Постановка вопроса несомненно правильная — селекция отбора веков актерской практики. Но не символичен ли он, кроме того, для невозможности Мейерхольда абстрагировать метод от исполнения. Аналитически взглянуть со стороны. Увидать себя в зеркале. < …> Отсутствие верного метода познания лишило его возможности свести опыт в методику. Методологическая сокровищница — театр еще будет нужен, и в тех пределах опыт Мейерхольда — действительно сокровище. И сравните беспомощность пространственного построения «Горячего сердца» с остротой выразительности любого пассажного пространственного построения у Мейерхольда, где мысль и значимость доходит одним пространственным членением — и не актера, а портняжного манекена было бы достаточно, чтобы передать замысел автора. И назовите мне хотя бы одного актера, кто умел бы держать «Шпигель» — учет вертикальной плоскости сцены в любых поворотах, как это делал Мейерхольд-актер.
Кто это будет помнить через год, если я видел актеров, работающих с ним годы и не умеющих с его гениального показа перенять «сюжет» играемого и слепо топчущих всю изумительность техники его достижения или воплощения этого куска содержания?! {56} Урок Вс. Э. Мейерхольда ГЭКТЕТИМ[xxii] 5 сентября 1932 г. < …> С точки зрения биомеханики. Никогда не удается достичь тех требований, если не будет подходящего положения тела, позы. Ты знаешь, известный психолог Джемс[xxiii] сказал, что человек, сделав вид, что он бежит от преследующей его собаки, вызвал у себя все эмоции, которые свойственны бегущему от преследующей его собаки, т. е. часто бывает, что положение нашего тела в пространстве влияет на все, что мы называем эмоцией, интонацией в произносимой фразе, точно есть какой-то толчок в мозг, изнутри, не в смысле внутреннего мира только. Так что если я сяду в позу читающего, обязательно у меня будут интонации читающего, поэтому тебе нужно, для данной задачи, отклониться, книжечку держать как-то сбоку, чтобы не было позы читающего, и у тебя появятся интонации произносящего, поэтому биомеханику нужно и в этом учесть. Ты знаешь разницу между метром и ритмом? Что такое метр? Метр — это определенная расстановка времени. Метр заведует тем, что[бы] вести счет времени, ну, например, в музыке, такт, если, например, вальс написан на 3/4, то метр — это время, которое можно отсчитывать в тим‑ раз, два, три. Ритм заведует тем, чтобы возможными способами, самыми сложными способами скрыть метр, т. е. чтобы он не пролезал, не простукивался. < …> Ритм старается внести такие нюансировки, которые все время скрывали бы эти «раз», «два», разлагает этот счет на целый ряд нюансировок.
{57} Выступление Вс. Э. Мейерхольда на труппе ТИМа во время гастролей в Харькове[xxiv] Июнь 1933 г. Запись А. И. Каплана [Если] все механически размещено, все установлено, — нет импровизации — не заражает, зрительный зал не привстает < …> Технически делается это точно, но видны белые нитки задания, они не скрыты импровизацией. Надо уметь сухой теме дать цветение, чтоб не была видна работа математика. Обычно импровизация понимается как обыгрывание частностей. Это не импровизация. Обыгрывают частности, не видя плана в целом < …> Надо уметь работать в пределах игровых моментов (планов). Зинаида Райх в «Списке благодеяний» иногда ведет сцену стоя. Иногда сидя. Иногда ходит. Иногда неподвижна. Это то, что нужно. Актриса укладывается в игровой план. Оставаясь в пределах задания, в то же время выходит из него.
< …> 1) биомеханика, та, с которой вы знакомы, да, это тренажные экзерсисы. 2) биомеханическая система. Но нельзя на основании этого разделения (цель — чтобы не путали тренаж с тем, что составляет предмет особого рассмотрения: биомеханич[еская] система) отмахиваться от [так] наз[ываемой] биомеханич[еской] системы. < …> технология опирается на основу идеологическую. Элемент[арный] курс биомеханики: — природные данные находятся в состоянии сна (пробуждаются), — естественные порывы организуются, подчиняются контролю мозга. Природные данные видит и ими любуется педагог, но… мы рядом упражнений вызываем в ученике способность знать о них, ими любоваться < …> [Эти данные: ] — чувство меры, — глазомер, {58} — координация в обл[асти] движений, — внимание, — реакция (быстрота и точность),
— взаимоотношение активного и пассивного начала в игре, — регулирование возбудимости, — чувство времени, — властное управление телом, — контроль над точным выполнением [? ] заданий, — пространство и время, — здоровье, потенция, — НОТ, — напряжение, послабление мышц руки, — глаза, — зеркало, — отказы. Впереди: тренаж воображения (на основе стренированной способности наблюдения). < …> Тело должно быть «одухотворено». Л. Н. Толстой: что такое искренность? Увлечение предметом изложения, страстность, отсюда то, что волнует меня.
Игра (нести себя на сцену без трансформации). Смотреть, кто в зрит[ельном] зале. Стиль. Вкус. Изучение природных данных для данной профессии. Мозг мой утомлен, нервы не подобраны. Отдых на сцене актера в течение игры.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|