Порядок и сроки рассмотрения трудовых споров в КТС
Порядок организации комиссии по трудовым спорам и его компетенция, порядок и сроки рассмотрения трудового спора в комиссии по трудовым спорам и принятия им решений, порядок и сроки исполнения и обжалования таких решений определены ст. 223-230 КЗоТ. Комиссию по трудовым спорам избираются на общем собрании (конференции) трудового коллектива предприятия с числом работающих не менее 15 человек. Решением общего собрания (конференции) трудового коллектива предприятия могут быть созданы комиссии по трудовым спорам в цехах и других аналогичных подразделениях. Комиссии, избранные коллективами подразделений, действующих на тех же основаниях, что и комиссии по трудовым спорам пред- приятий. В комиссиях по трудовым спорам подразделений могут рассматривается трудовые споры в пределах полномочий этих подразделений. Законодательство не предусматривает создание комиссии по трудовым споров трудовыми коллективами работников, заключивших трудовые договоры с работодателями - физическими лицами. Особенностью рассмотрения трудового спора в комиссии по трудовым спорам является то, что спор в соответствии с ч. 2 ст. 224 КЗоТ подлежит рассмотрение в комиссии по трудовым спорам только при условии, что работник самостоятельно или при участии профсоюзной организации, отстаивающей его интересы, не урегулировал разногласия при непосредственных переговоров с собственником или уполномоченным им органом, то есть работник в того как обратиться в комиссию по трудовым спорам, обязан принять общие меры по урегулированию разногласий, непосредственно переговорив с работодателем. Если работник таких ходов не принял, комиссия имеет право отказать ему в принятии и рассмотрения его заявления. Однако тогда работник может обратиться с заявлением о разрешении трудового спора непосредственно в суд, поскольку там никаких предварительных процедур для урегулирования трудовых споров в законодательстве не предусмотрено.Признавая комиссию по трудовым спорам органом, полномочным рассматривать все трудовые споры, возникающие между участниками трудовых отношений - работником и работодателем, за исключением тех, что отвечает в соответствии с законом имеют определенные особенности рассмотрения и подлежат беспосредственному рассмотрению в судах (ч. 3 ст. 221, ст. 222, 232 КЗоТ), есть необходимость отметить, что основное назначение комиссии по трудовым споров - внесудебный защиту трудовых прав работников от возможных злоупотреблений или нарушений со стороны работодателя. И поэтому, согласно закону обращаться с заявлением в комиссию по трудовым спорам только работнику. Работодатель такого права не имеет, так как обладает относительно работника властными полномочиями.
Согласно ч. 1 ст. 225 КЗоТ работник может обратиться в комиссию по трудовым спорам в 3-месячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении права. Например, когда работодатель издает приказ о привлечении работника к дисциплинарной ответственности, срок для обращения в комиссию по трудовым спорам исчисляться со дня ознакомления работника с таким приказом, а не с даты издания этого приказа. В спорах о выплате независимому работнику заработной платы он может обратиться в комиссию по трудовым спорам без ограничения каким-либо сроком. Если через важные причины пропущено установленный срок, то комиссия может его восстановить. Уважительными причинами могут быть определенные жизненные обстоятельствами, через которые работник не смог вовремя обратиться с заявлением в комиссии по трудовым спорам. Это может быть, скажем, болезнь, командировка, другие причины, комиссия по трудовым спорам признает уважительными, то есть заслуживающими внимания с точки зрения общественной морали. Признание работодателем своих противоправных действий и его обещание устранить нарушение субъективного трудового права работника также могут служить основанием для восстановления срока для обращения в комиссию по трудовым спорам. Законодательство не предусматривает конкретных требований относительно содержания и формы заявления. Однако поскольку в ч. 3 ст. 225 КЗоТ указано, что заявление работника, поступившее в комиссию, подлежит обязательной регистрации, то соответственно ее надо подавать письменно (доп. 1). По содержанию заявление должно соответствовать общим требованиям документов такого рода. В частности, она должна содержать:• наименование комиссии по трудовым спорам (согласно наименования предприятия или структурного подразделения);• данные о работнике, который подает заявление (фамилия, имя, отчество, должность, домашний адрес, номер телефона);• данные о представителе, если такое заявление подает представитель;• содержание требований и изложение обстоятельств, которыми работник использует требования с указанием доказательств, подтверждающих эти обстоятельства;• перечень документов, прилагаемых к заявлению.
Если заявление подает представитель работника, к ней прилагается доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия предъявителя. Согласно ст. 226 КЗоТ трудовой спор рассматривает комиссия в 10-дневный срок со дня подачи заявления в присутствии работника, подавшего заявление, или его представителя и представителя работодателя. Рассмотрение спора в отсутствие работника допускается только по его письменному заявлению. На заседании комиссии по трудовым спорам по желанию работника от его имени может выступать представитель профсоюз (если на предприятии создан профсоюзной организации и работник является ее членом). Право профсоюзов на представительство и защиту трудовых, социально-экономических прав и интересов членов профсоюзов в отношениях с работодателями и представительство интересов работников по их поручению при рассмотрении трудовых индивидуальных споров закреплено в ст. 19 38 Закона Украины "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" от 15 сентября 1999 № 1045-хиv (далее - Закон № 1045).Если работник или его представитель не явился на заседание комиссии, рассмотрение заявления откладывается до следующего заседания. Но и в этом случае комиссия по трудовым спорам обязана соблюсти 10-дневного срока, установленного для рассмотрения заявлений работников. Такой вывод следует из содержания части первой статьи 226 КЗоТ, обязывает комиссию рассмотреть трудовой спор в 10-дневный срок со дня подачи заявления и не предусматривает никаких исключений. Но на практике десятидневный срок рассмотрения заявления не всегда следует, учитывая возможность отложения заседаний комиссии, а также то, что члены комиссии по трудовым спорам - не профессиональные юристы и им нужно гораздо больше времени, чтобы изучить содержание спора и законодательства, для принятия его решения. В то же время из-за нарушения комиссией по трудовым спорам установленного срока рассмотрения заявлений нельзя ста вить под сомнение правомерность принятого этой комиссией решения. Если работник без уважительных причин не явился и не представил соответствующего заявления о рассмотрении дела в его отсутствие, комиссия может вынести решение о снятии данного заявления с рассмотрения. Однако это не лишает работника права подать ее вновь в пределах трехмесячного срока со дня, когда он узнал или должен был узнать о времени лишение права.
Заседание комиссии по трудовым спорам считается правомочным, если на нем присутствует не менее 2/3 избранных в ее состав членов. Скажем, если в состав этой комиссии избран 10 человек, минимальное количество членов комиссии, с участием которых заседание комиссии будет правомерно, составит 7 человек. Процедура рассмотрения трудового спора в комиссии по трудовым спорам законодательством подробно урегулирована. Только установлено, что комиссия по трудовым спорам имеет право вызывать на заседание свидетелей, поручать специалистам проводить технические, бухгалтерские и другие проверки, требовать от владельца или уполномоченного им органа необходимые расчеты и документы. В то же время эта норма носит декларативный характер, поскольку в качестве свидетелей, так и специалисты за неявку на заседание комиссии, за отказ от дачи показаний или дачи ложных показаний малейшей ответственности не несут. Комиссия также не может принять никаких мер и к работодателю, если он не выполняет требований комиссии о предоставлении им соответствующих документов. Как работнику, так и работодателю предоставлено право заявлять мотивированный отвод любому члену комиссии. Вопрос об отводе решается большинством голосов членов комиссии, присутствующих на заседании. Член комиссии, которому заявлен отвод, не участвует в решении вопроса об отводе. Заседание комиссии ведет председатель комиссии или его заместитель. Предполагается также ведение протокола заседания комиссии. Порядок ведения протокола заседания комиссии тоже законодательством не урегулирован. Обычно его ведет секретарь комиссии. Протокол должен воспроизводить ход заседания, в нем отражаются все существенные моменты рассмотрения заявления в той последовательности, в которой они имели место в заседании комиссии (доп. 2). В протоколе указываются:• дата и место заседания комиссии;• название комиссии по трудовым спорам (в соответствии с наименованием предприятия или структурного подразделения), рассматривает заявление работника;• фамилия и инициалы председателя (его заместителя), секретаря и членов комиссии, присутствующих на заседании;• сведения о явке лиц, участвующих в рассмотрении заявления;• основное содержание объяснений сторон, их представителей, а также показания свидетелей и разъяснения специалистов;• выступления и предложения всех присутствующих на заседании членов комиссии о принятом решении.
В протоколе также делается запись о принятом решении. Протокол подписывают председатель или его заместитель и секретарь. Голосование по решению проводится отдельно от каждого представителя, высказанной членами комиссии, присутствующими на заседании. Комиссия принимает решение большинством голосов ее членов, присутствующих на заседании. Решение комиссии по трудовым спорам оформляется как отдельный документ, требования к которому изложены в ч. 2 ст. 227 КЗоТ (доп. 3). В решении отмечается: полное наименование предприятия, фамилия, имя и отчество работника, обратившегося в комиссию, или его представителя, дата обращения в комиссию и дата рассмотрения спора, суть спора, фамилии членов комиссии, владельца или представителей уполномоченного им органа, результаты голосования и мотивированное решение комиссии.
Копии решения комиссии в 3-дневный срок вручаются работнику, владельцу или уполномоченному им органу. Как видно из ст. 228 КЗоТ, вместе с копией решения комиссии сторонам спора предоставляется выписка из протокола заседания комиссии или его копия, поскольку в соответствии с указанной нормой в случае несогласия с решением комиссии по трудовым спорам работник или владелец или уполномоченный им орган могут обжалует ее решение в суд в десятидневный срок со дня вручения им выписки из протокола заседания комиссии или его копии. Если же комиссия по трудовым спорам не удовлетворила требования работника (частично или в полном объеме) и работник с таким решением не согласен, он имеет право обратиться с исковым заявлением в суд в указанный в ст. 228 КЗоТ 10-дневный срок. В этом случае ответчик привлекает работодателя, к которому он как истец выдвигает соответствующие исковые требования, которые не удовлетворены комиссией по трудовым спорам. Порядок предъявления иска в суд, содержание и форма искового заявления установлены ст. 118, 119 Гражданского процессуального кодекса Украины (далее - ГПКУ) (доп. 4). Согласно ст. 119 ГПК исковое заявление подается в письменной форме и должно содержать:• наименование суда, в который подается заявление;• имя (наименование) истца и ответчика, а также имя предъявителя истца, если исковое заявление подает представитель, их место жительства или местонахождение, почтовый индекс, номера средств связи, если они известны;• содержание исковых требований;• цену иска по имущественным требованиям;• изложение обстоятельств, которыми истец обосновывает требования;• указание доказательств, которые подтверждают каждое обстоятельство, наличие оснований для освобождения от доказывания;• перечень документов, прилагаемых к заявлению. Исковое заявление подписывает истец или его представитель, указывая дату представления. К исковому заявлению прилагаются документы, подтверждающие уплату судебного сбора и оплату расходов на информационно-техническое обеспечение рассмотрения дела. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 4 Декрета Кабинета Министров Украины "О государственной пошлине" от 21 января 1993 № 7-93 рабочие и служащие освобождаются от уплаты судебного сбора по искам, вытекающим из трудовых правоотношений. В случае предъявления иска лицами, действующими в защиту прав, свобод и интересов другого лица, в заявлении нужно указать основания такого обращения. А если исковое заявление подается представителем истца, к исковому заявлению прилагается доверенность или иной документ, подтверждающий его полномочия. Иски возникающие из трудовых отношений в соответствии со ст. 109, 110 ГПК могут предъявляться в суд как по месту рассмотрения ответчика, так и по месту жительства истца. Суд, приняв исковое заявление, открывает производство по делу и решает дело по существу в соответствии с нормами гражданско-процессуального законодательства. Судебное разбирательство завершается принятием решения суда, которым суд или удовлетворяет исковые требования работника частично или в полном объеме, или отказывает в их удовлетворении. Такое решение суда в установленном порядке может быть обжаловано. Право на обращение в суд в интересах работника принадлежит уполномоченным представителям профсоюза, членом которой является работник, независимо от того, принимали ли они участие в заседании комиссии по трудовым спорам при рассмотрении трудового спора. Это право закреплено в ч. 4 ст. 19 Закона № 1045, где указано, что профсоюзы, их объединения имеют право отстаивать интересы своих членов при реализации ими конституционного права на обращение за защитой прав в судебные органы, Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека, а так - же международных судебных учреждений. Решение комиссии по трудовым спорам имеет право обжаловать в суде, подав соответствующее заявление, и работодатель со статусом юридического лица. Заявление от имени юридического лица подписывает руководитель или иное должностное лицо, исполняющее его обязанности. От имени юридического лица обжаловать решение комиссии по трудовым спорам в суде имеют право и другие лица, полномочия которых предусмотрено надлежаще оформленным поручением. Согласно п. 2 ст. 231 КЗоТ с заявлением в суд о обжаловании решения комиссии по трудовым спорам имеет право обращаться и прокурор, если он считает, что это решение противоречит действующему законодательству. Пленум Верховного Суда Украины в п. 5 Постановления "О практике рассмотрения судами трудовых споров" от 6 ноября 1992 № 9 отметил, что независимо от того, работником, собственником или уполномоченным им органом или прокурором возбуждено дело, после решения спора в комиссии по трудовым спорам, суд рассматривает ее в порядке искового производства как трудовой спор, решался в комиссии по трудовым спорам, то есть как требование работника к предприятию. Пропущенный срок, установленный для обжалования решения комиссии по трудовым спорам, не является основанием для отказа в принятии заявления. Признав причины пропуска уважительными, суд может восстановить этот срок и рассмотреть спор по существу. В случае, если пропущен срок не по уважительной причине, заявление остается без рассмотрения и соответственно остается фактор решения комиссии по трудовым спорам. Если комиссия по трудовым спорам вынесла решение в пользу работника и работодатель в установленный срок его обжаловал, то по истечении 10 дней, предусмотренных на его обжалование, такое решение подлежит исполнению работодателем в 3-дневный срок. Но если решение комиссии в установленном порядке обжаловано в суд, не подлежит исполнению до принятия судом решения об оставлении в силе решение комиссии по трудовым спорам и вступления настоящего решения суда в законную силу. Конечно, если суд не отменит решение комиссии. Однако, необходимо иметь в виду, что в соответствии с ч. 5 ст. 235 КЗоТ решение о восстановлении на работе незаконно переведенного на другую работу работника, принятое комиссией по трудовым спорам, подлежит никак Гейне исполнению. Однако это не мешает работодателю обжаловать в суде такое решение комиссии. Порядок исполнения решения комиссии по трудовым спорам учреждений ст. 230 КЗоТ. За невыполнение работодателем решения комиссии по трудовым спорам в установленные законом сроки любых санкций, которые могли бы быть применены к работодателю, законом не предусмотрено. Но в этом случае работник вправе требовать принудительного выполнение решения комиссии по трудовым спорам, то есть если работодатель в установленные сроки не обжаловал это решение и не выполнил его, работник имеет право требовать от комиссии по трудовым спорам, которая рассмотрела его заявление и вынесла решение, выдать ему удостоверение, имеющее силу исполнительного листа. Стоит обратить внимание на то, что срок, в течении которого работник может обратиться в комиссию по трудовым спорам, чтобы получить вид на принудительное исполнение решения, законодательством не установлено, а значит, можно сделать вывод, что этот срок не ограничен.Часть 2 ст. 230 КЗоТ устанавливает требования к содержанию и оформлению такого удостоверения (доп. 5). В частности, в нем указывается наименование органа, вынесшего решение по трудовому спору, даты принятия, выдачи и номер решения, фамилия, имя, отчество и адрес взыскателя, наименование и адрес должника, номера его счетов в банках, решение по существу спора, срок предъявления удостоверения к выполнению. Удостоверение заверяется подписью председателя или заместителя председателя комиссии по трудовым спорам предприятия и печатью комиссии по трудовым спорам. Но в связи с принятием Закона Украины "Об исполнительном производстве" от 21 апреля 1999 № 606-XIV (далее - Закон № 606) удостоверение по содержанию должен соответствовать требованиям, указанным не только в ч. 2 ст. 230 КЗоТ, но и в ст. 19 Закона № 606, которая предусматривает требования к содержанию исполнительного документа. В исполнительном документе указываются:• название документа, дата выдачи и наименование органа, должностного лица, выдавшего документ;• дата и номер решения, по которому выдан исполнительный документ;• наименование (для юридических лиц) или имя (фамилия, имя и отчество, если есть, - для физических лиц) взыскателя и должника, их местонахождение (для юридических лиц) или место жительства (для физических лиц), идентификационный код субъекта хозяйственной деятельности взыскателя и должника, если есть (для юридических лиц), индивидуальный идентификационный код взыскателя и должника, если есть (для физических лиц - плательщиков налогов), а также другие сведения, если они известны суду или другому органу, который выдал исполнительный документ, которые идентифицируют взыскателя и должника могут способствовать принудительному исполнению, такие как дата и место рождения должника и место работы (для физических лиц), местонахождение имущества должника и тому подобное;• резолютивная часть решения;• дата вступления в силу решения;• срок предъявления исполнительного документа к исполнению. Исполнительный документ должен быть подписан уполномоченным должностным лицом и скреплено печатью.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|