Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Понятие и виды надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде





Проведение правовой реформы в Украине имеет своей задачей обеспечение прав и свобод граждан, в т. Ч. И трудовых. Положительные сдвиги в использовании трудовых ресурсов обусловливают, однако, и никак полную занятость, рост количества высвобожденных работников в процессе приватизации, реструктуризации, внедрение механизма банкротства предприятий, увеличение продолжительности безработицы, усиление процессов деквалификации рабочей силы, сокращение численности работающих по найму, рост безработицы. В связи с этим происходит интенсивное перераспределение трудовых ресурсов из легального сектора экономики до "теневого", расширение занятости в котором интенсификацией труда при низкой заработной плате, временем норм законодательства о труде. Поэтому целью государственной политики развития трудового потенциала является создание правовых, экономических них, социальных и организационных основ для его сохранения, восстановления и развития, направленных на создание условий для обеспечения защиты прав и гарантий граждан в сфере социально-трудовых отношений путем усиления надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, представляет собой деятельность компетентных государственных и общественных органов или их представителей, направленную на защиту трудовых прав работников. В процессе этой деятельности они предотвращают и выявляют нарушения законодательства о труде со стороны работодателя, уполномоченных им лиц и работников, восстанавливают трудовые права работников и привлекают к ответственности виновных в нарушении этих прав.

Термины "надзор" и "контроль" употребляются в законодательстве предпочтительно как равнозначные, ведь и надзор, и контроль охватывают вышеназванные виды деятельности. Однако указанная деятельность имеет различия по своему характеру, целью и результатом.

Надзор осуществляется надзорным органом за деятельностью лиц и органов, которые не находятся в его подчинении; полно взвешивания органа надзора имеют властный характер и четко определены в нормативно-правовых актах; эти полномочия предусматривают принятие правоохранительного акта индивидуального значения, содержащий требование устранить правонарушение или предусматривает меру наказания (санкции).



Контроль является частью организационно-исполнительной деятельности и направлен на принятие организационно-исполнительных актов. Он целью оказать помощь подконтрольным органам в проведении управленческой деятельности.

Контроль за соблюдением трудового законодательства осуществляется как государственными органами, так и общественными организации и уполномоченными трудовых коллективов. В отличие от надзора, контроль может осуществляться как в отношении подчиненных в административном порядке предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц, так и в отношении тех, которые не находятся в непосредственной административной подчиненности контролирующих органов. Кроме того, акты органов контроля могут выдаваться и при отсутствии право- нарушений, что свидетельствует об их предупредительный и рекомендательный характер.

Заслуживает внимания и высказана учеными мнение, что надзор за соблюдением трудового законодательства означает проверку законности решения работодателя (уполномоченных им лиц), а контроль - проверку этого решения с учетом не только законности, но и целесообразности. Ведь с усилением договорных начал в регулировании трудовых отношений появляется реальная возможность принимать в рамках действующего законодательства эффективные решения. Это обусловливает повышение ответственности работодателей (уполномоченных им лиц) не только за законность, но и за целесообразность принятых решений

.Правоотношения надзора всегда имеют государственно-властный характер, поскольку один из его субъектов (орган надзора) наделяется государственно- властными полномочиями относительно другого (работодателя). Такое положение субъектов характерно для административно-правовых отношений. В связи с этим, в учебной литературе отмечается, что право по надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде является административно-правовыми и по трудовым правоотношениям выступают как внешние, связанные с организацией процесса труда на предприятия , в учреждении, организации и применением труда наемных работников. Исключение составляют лишь правоотношения по общественному контролю за соблюдением трудового законодательства, поскольку его субъекты (работодатели, профессиональные союзы, трудовые коллективы) не надо ленные властными полномочиями, кроме случаев, установленных трудовым законодательством.

Несмотря на публичный характер отношений надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, нормы трудового законодательства, которые регулируют, является охранными и представляют собой основной правовой институт. Эти нормы регулируют отношения по охране трудовых прав работников, обеспечивающих соблюдение регулятивных норм трудового права. Охранные отношения являются самостоятельным видом Существующих отношений, непосредственно связанных с трудовыми отношениями, поскольку предшествующие и действуют параллельно с ними.

Сфера осуществления надзора и контроля не ограничивается собственно трудовыми правоотношениями, а распространяет свое действие на все правоотношений применения труда. Поэтому надзор и контроль осуществляется не только за соблюдением трудового законодательства, но и за соблюдением законодательства о труде.

Надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде посвящены гл. XVIII КЗоТ Украины, а также другие специальные акты. Однако в различных актах, которые определяют компетенцию органов надзора и контроля, различия между этими понятиями проводятся далеко не всегда.

Анализ законодательства и практики его применения позволяет выявить следующие основные виды надзора и контроля: государственный, особыми разновидностями которого являются ведомственный и муниципальный; судебный, где необходимо выделить прежде всего надзор за соблюдением конституционных прав и свобод работника; прокурорский надзор, занимающий промежуточное место между государственным и судебным, и наконец - общественный контроль. Каждый из них проводится различными органами, наделенными соответствующей компетенцией и кругом поднадзорных (подконтрольных) объектов.

Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде проводится в двух основных сферах:

1) установление условий труда 2) применение уже установленных условий труда.

Существенного расширения локального и автономного (индивидуально-договорного) регулирования трудовых отношений усиливается значение надзора и контроля за соблюдением законодательства о работе при установлении условий труда. Здесь он направлен на установление соответствия правил и норм локального характера требованиям ст. 9 КЗоТ Украины, которая, как отмечалось, запрещает ухудшать положение работников по сравнению с законодательством Украины.

Сферу применения действующего трудового законодательства понимается как соответствие правоприменительных документов (приказов о при-понятия, перевода и увольнения работников, привлечение их к дисциплинарной ответственности и др.) Законодательству и локальным нормативным актам.

Каждый из названных направлений предусматривает предварительный (предупредительный), текущий и последующий надзор и контроль. Цель предварительного надзора и контроля состоит в том, чтобы предотвратить нарушение законодательства, то есть не допустить принятия незаконных решений.

Примером предварительного надзора и контроля в сфере установления условий труда является участие выборного органа первичной профсоюзной организации (профсоюзного представителя) в разработке и принятии локальных нормативных актов, а в сфере применения условий труда - рассмотрением тем самым органом представлений администрации. В процессе надзора и контроля проверяется законность и целесообразность (в рамках законности) решений работодателя.

Последующий надзор и контроль должен целью выявить допущенные продвижение трудового законодательства и восстановить права работника. Стоит обратить внимание на выявление скрытых (латентных) нарушений. Например, о неправомерном предоставлении работникам отпусков без сохранения заработной платы и их ненадлежащего оформления.

Что касается текущего надзора и контроля, то он может быть либо предыдущим (если соответствующее решение еще не принято), либо следующим (если это решение уже состоялось).Основным методом работы при осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде является проведение периодических проверок предприятий, учреждений, организаций. В зависимости от их конкретных задач, цели и продолжительности проверки делятся на три вида: 1) оперативные, 2) целевые и 3) комплексные.

Оперативная проверка - это проверка состояния и организации работ по соблюдению законодательства о труде, охране труда, вводится государственным инспектором или другим должностным лицом на выявление объекта в течение рабочего дня (смены).

Целевая проверка - это проверка на предприятии конкретных вопросов законодательства о труде для углубленного их изучения, проводимого одним государственным инспектором или группой государственных инспекторов в течение рабочего дня (смены) или нескольких дней.

Комплексная проверка - это всесторонняя и детальная проверка (ревизия) соблюдение законодательства о труде, состояния безопасности и условий труда на предприятии. Ее цель - дать оценку выполнения законодательства о труде.

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2020 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.