1. Предмет и метод ИППУ. 2. ППУ Древнего Египта.. 3. ППУ Древней Индии.
Стр 1 из 21Следующая ⇒ 1. Предмет и метод ИППУ.
ИППУ вправе именоваться наукой, если она имеет свой, только ей присущий предмет исследования. Предмет ИППУ (по учебнику 1997г. ) – теоретически оформленные в доктрину взгляды на государство, право, политику. Предмет ИППУ (по Нерсесянцу) – история возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике и законодательстве, история политических и правовых теорий. ИППУ ориентирована на изучение закономерностей исторических процессов возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике. Главное в науке – познание закономерностей. Закономерность – это объективно обусловленная объективно необходимая тенденция. Изначальная задача науки – ответить на вопрос «что это такое? » Предмет ИППУ – история концептуальных идей и теорий о государстве и праве, закономерностях возникновения и развития учений о праве и государстве. ИППУ относится к теоретико-историческим наукам, т. е., с одной стороны, изучает сложившиеся теоретико-полит. взгляды (т. е. законченные учения), с другой – изучает эти взгляды в историческом развитии. В отличие от политологии, ИППУ изучает взгляды о должном и целесообразном поведении, которое является эталоном для всех. Выводы ИППУ повторяются во многих учениях, обогащаясь при этом. Для ИППУ единой методологии нет, т. к. каждый из авторов использует свою методологию и изучает актуальные для него проблемы.
2. ППУ Древнего Египта.
Генезис ППМ обусловлен возникновением государства и права. В 4 тыс. до н. э. появляются политические и правовые идеи. Наиболее характерным источником этих идей являются «Поучения Птахотепа». Птахотеп – видный представитель египетской знати, являлся главой администрации царя Айсэсса. Птахотеп, как и другие мыслители, не разграничивал понятия общество и государство. Всё, что он относил к взаимоотношениям между людьми, относил к праву. Позиция Птахотепа является теологической (теократической). Позиции государства и права обосновываются с божественных позиций. Все люди божественным волеизъявлением делятся на 2 группы – низших и высших. Высший – ценный, благородный; низший – плохой. Благополучие низших зависит от доброй воли высших, следовательно, они должны быть покорными, смиренными, почтительно относиться к высшим. Подчинение одних другим – важный принцип общества, государства, права. Во взаимоотношениях между свободными людьми должен действовать принцип Ка (стремление к счастью), которому противоречит навязчивость. Поэтому поведение должно быть добродетельным и справедливым, что утверждает естественное равенство всех свободных. Общество представляет собой пирамиду: 1) Боги-покровители – вершине; 2) Фараон – божий избранник, которому беспрекословно подчиняются все чиновники; 3) Жрецы – находятся в зависимости от фараона; 4) Рабовладельческая знать; 5) Землевладельцы и ремесленники – зависят от знати, обслуживают её; 6) Рабы. Все ступени объединены в образе богини Маат (правосудие). Это придаёт структуре общества не только божественность, но и справедливость, гармонию.
Порядок на земле обеспечивает фараон, ведущий войну против анархии, несправедливости, обмана, богохульства. Птахотеп говорит: «Чтобы порядок был устойчивый, отец каждой семьи по достижении критического возраста должен завещать детям те устои жизни, которые услышал от своего отца».
3. ППУ Древней Индии.
Древнеиндийская ППМ появилась в 3 тыс. до н. э. вместе с возникновением государства и права. Она нашла отражение в различных памятниках: Ведах, Упанишадах, законах Ману. Существует 2 направления ППМ: брахманизм и буддизм.
А) Брахманизм встречается в Ведах в 2 тыс. до н. э. Люди делятся на 4 варны, созданные из мирового тела. Таким образом, определяется место и роль различных варн, а значит и их членов. В варны включались только свободные люди, рабы были вне их. Наибольшим объёмом прав пользовались брахманы. Они являлись воплощением порядка. Брахман – высшее лицо, владыка всех. Его собственность неприкосновенна, к нему не применялись суровые наказания (max – штраф, изгнание). Царь – божество с внешним видом человека – глава администрации, верховный судья; назначал на должности, руководил армией. У него существовала обязанность в решении государственных дел совещаться с брахманами. Требования к царю: должен обнаруживать разум, силу, брать свою добычу, уходить в безопасное место. Б) Буддизм. Возник в Др. Индии как следствие ухудшения положения низших слоёв в сер 1 тыс. до н. э., как протест брахманизму. Будда (Сиддхарта) – просветлённый. Он критикует основные положения вед, постулаты брахманизма. Отвергается идея о верховенстве бога. Дела человека зависят от собственных усилий людей. Дхарма – естественный закономерность, естественный закон, управляющий миром, необходимо познать закон через его применение. В буддизме проявляется тенденция к уменьшению роли наказания в управлении. Недопустимо применение наказания при отсутствии вины, т. е. обосновывается законность. Ориентир на идеальный путь – достижение нирваны (момента наивысшего просветления). В учении 4 истины: 1) Жизнь - есть страдание. 2) Страдание временно, конечно. 3) Их можно избежать, посредством определённого пути. 4) Конец страданий – нирвана.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|