Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

10. Аристотель. 11. Полибий.. 12. Цицерон.




10. Аристотель.

Аристотель – ученик Платона, основатель афин. лицея, воспитатель Александра Македонского. Написал множество произведений, большая часть которых не дошла. Основа – учение о золотой середине, т. е. учение об умеренности. Аристотель более рационален и материалистичен, чем Платон. Право – это политическая справедливость, т. е. то, что соответствует закону. Основа учения – учение о справедливости. Справедливость – универсальное правило, регулирующее отношения между людьми. Справедливость является уравнивающей и распределяющей. Уравнивающая – каждому поровну, независимо от соц. статуса; распределяющая – в зависимости от заслуг. Общество – общество равных, в котором м. существовать иерархические отношения. Равными признавались свободные греки. Аристотель считает, что человек – политическое животное, которое не м. существовать вне общества и гос-ва. Вне гос-ва м. существовать мудрец или бог. Отношения в гос-ве Аристотель сравнивает с властью в семье – отец имеет власть над сыном и осуществляет ее во благо сына, и гос-во осуществляет власть во благо подданных. Гос-во возникло путем увеличение семьи. Семья преобразовалась в общину. Союз общин – поселение; союз поселений – полис. Основа отношений между людьми – этика. Т. е. з-ны регулируют только наиб. значимые общ. отношения. Отношения между людьми регулирует этика или мораль. Любое гос-во д. управляться позитивным правом, т. е. отношения по поводу земли, по поводу управления гос-вом регулируются гос-вом.

Аристотель выделяет 3 хороших и 3 плохих формы правления. Хорошие: монархия (управление одного во благо всех), аристократия (управляют лучшие), полития (т. е. управление богатейших).

Плохие: тирания (один управляет в своих интересах), олигархия (многие управляют в своих интересах), демократия (управляют все). А. изучил государственное устройство 150 государств эмпирическая основа его теории. А. – материалист. Мир воспринимается таким, какой он есть. Вещи – вечные сущности. Существует единство этих сущностей. Всё находится в движении этих форм. Чтобы познать истину, необходимо понять первопричину. В основе права – справедливость. Закон – это свободный от безотчётных позывов разум. Правильное законодательство должно быть верховной властью.

11. Полибий.

 

Полибий – общ. деятель эпохи завоевания Греции Римом, историк. Его взгляды изложены в 40 книгах об истории. Основная идея – поиск причин возвышения Рима. Рим достиг своего благосостояния за счет смеш. формы правления. Для стабильного развития гос-ва необх., чтобы в нем сочетались все формы правления. В Риме наличествовала управляющая власть (2 консула), есть аристократия (патриц. Сенат), и демократия (плебейское Собрание). Полибий известен своими взглядами об эволюции форм правления. В естеств. состоянии люди нуждаются в координирующем управлении, и наиб. мудрый человек м. создать гос-во и стать царем. Царь осуществляет власть в интересах всех, передавая власть первоначально наиболее умному. Далее цари начинают передавать власть по наследству. Поэтому появляется тирания. Народ свергает тирана, и монархия дискредитирует себя, поэтому появляется аристократия. Аристократия вырождается в олигархию, т. е. правители начинают грабить людей в своих интересах. Народ свергает олигархов и появляется демократия. Т. е. стремление к свободе превышает стремление к богатству. Демократия постепенно вырождается в охлократию – власть толпы. Толпа забывает все з-ны и выбирает тирана. Рез-т тирании – деградация общества до первобыт. состояния. Далее –  тот же путь.

 

12. Цицерон.

 

Марк Туллий Цицерон (106 - 43 до. н. э. ). Он впервые дал юридическое определение государства, охарактеризовал сущность и природу правового государства. Государство (республика) – вещь общественная – дело (достояние) народа. Народ – не любое соединение людей, а соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов.

Государство выступает в 3-х формах. Их Ц. называл простыми. Критерием является количество властвующих (один, меньшинство, большинство): 1) царская власть; 2) аристократия (власть оптиматов); 3) демократия (всё находится в руках народа). Эти формы не совершенны, но терпимы, и могут быть вполне прочными, если сохраняются те основы и связи, которые изначально объединили людей (согласие, договор). Идеальна форма государства – смешанная (как у Полибия). Это такая форма, которая сочетает достоинства 3-х форм. Он употребляет такое выражение, как «равновесие» этих властей. Права должны быть разделены, чтобы было достаточно власти у всех.

Ц. сформулировал требования, которым должен соответствовать деятель: мудрый; воздержанный; красноречивый; справедливый; должен видеть и предугадывать пути и повороты дел государства, чтобы воспрепятствовать негативным; всячески содействовать прочности и долговечности государства; должен владеть основами права. Справедливость – вечное, неотъемлемое свойство человеческой природы, т. к. источником справедливости является космос (природа). Этой природе присущ божественный разум, законосообразность, порядок, т. е. духовное свойство природы, которое является подлинным носителем права. Оно является источником справедливости. Она заключается: 1) никому не вреди, если только не будешь спровоцирован на это; 2) все пользуются общей собственностью как общей, а частной – как своей; Законы должны отражать естественное право, воплощающее справедливость, заложенную природой, а не человеческой волей.

Писаное право делит на частное, общее и право народов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...