Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

II. Незавершенные работы. {277} Библиографическая справка




{275} 1967 год

54. Малый театр. Москва. Вс. Вишневский. «Оптимистическая трагедия». Художник Д. Боровский. Композитор Л. Солин.

55. Малый театр. Москва. С. Алешин. «Дипломат». Художник В. Клотц. Композитор А. Паппе.

56. МХАТ. Москва. М. Булгаков. «Дни Турбиных». Художник Д. Боровский.

1968 год

57. Малый театр. Москва. Жан Ануй. «Путешественник без багажа». Художник Л. Вегенер. Музыка Р. Шумана.

58. Театр Народной Армии. София. М. Горький. «На дне». Художник Д. Боровский. Композитор Л. Соковнин.

1969 год

59. Малый театр. Москва. А. Островский. «Бешеные деньги». Художник Э. Стенберг.

1970 год

60. Малый театр. Москва. К. Симонов. «Так и будет». Художники В. Клотц и Л. Варпаховский.

1971 год

61. Театр им. Евг. Вахтангова. Москва. А. Арбузов. «Выбор». Художник Д. Боровский. Композитор Д. Кривицкий.

1972 год

62. Театр им. Евг. Вахтангова. Москва. М. Себастиан. «Игра в каникулы». Художники Ю. Арндт и М. Попков. Композитор Д. Кривицкий.

63. Театр им. К. С. Станиславского. Москва. Р. Нэш. «Продавец дождя». Художник Д. Боровский. Композитор Д. Кривицкий.

1974 год

64. Театр им. Евг. Вахтангова. Москва. А. Гребнев. «Из жизни деловой женщины». Художник Г. Сумбаташвили. Композитор Д. Кривицкий.

1975 год

65. Театр им. К. С. Станиславского. Москва. А. Островский. «Волки и овцы». Художник Э. Стенберг.

II. Незавершенные работы

1946 год

1. Муздрамтеатр им. М. Горького. Магадан. О. Уайльд. «Как важно быть серьезным». Художник В. Шухаев.

1958 год

2. Театр им. М. Н. Ермоловой. Москва. А. Володин, «Пять вечеров».

1960 год

3. Театр им. М. Н. Ермоловой. Москва. Н. Гоголь. «Ревизор». Художник Л. Вегенер.

1961 год

4. Театр им. И. Франко. Киев. Э. Хемингуэй. «Пятая колонна». Художник Л. Вегенер.

{276} 1963 год

5. Театр им. Леси Украинки. Киев. Ж. Фермо. «Дом, где хлопают двери». Художник Д. Боровский.

1964 год

6. Театр им. Леси Украинки. Киев. Б. Брехт. «Трехгрошовая опера». Художник Д. Боровский. Композитор Курт Вейль.

1970 год

7. МХАТ (к гастролям в Англии). М. Шатров. «Шестое июля» (вторая редакция). Художник Д. Боровский. Музыка Д. Шостаковича.

1976 год

8. Театр им. Моссовета. Москва. П. Устинов. «На полпути к вершине». Художник М. Попков.

{277} Библиографическая справка

ЗАМЕТКИ ПРОШЛЫХ ЛЕТ. Впервые опубликовано в сборнике «Встречи с Мейерхольдом». ВТО, 1967. Печатается в дополненном виде.

УТЕРЯННЫЕ АЛЬБОМЫ. Впервые опубликовано в журнале «Театр», 1972, № 1.

О ТЕАТРАЛЬНОСТИ МУЗЫКИ И О МУЗЫКАЛЬНОСТИ ТЕАТРА. Впервые опубликовано в кн.: В. Э. Мейерхольд. Творческое наследие. М., ВТО. 1978. Печатается в значительно дополненном виде.

ДИАГОНАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ. Впервые опубликовано в журнале «Театр и драматургия», 1934, № 2. Печатается в переработанном и дополненном виде.

ДОРОГИ РАСХОДЯТСЯ. Впервые опубликовано в сборнике «Режиссерское искусство сегодня». М., «Искусство». 1962. Печатается в переработанном виде.

ЗА БЛЕСТЯЩИЕ ДАРОВАНИЯ. Впервые опубликовано в журнале «Театр», 1959, № 6.

ПАРТИТУРА СПЕКТАКЛЯ. Впервые опубликовано в журнале «Театр», 1973, № 11. Печатается в дополненном виде.

ЗАМЕТКИ О РЕЖИССУРЕ. Выступление на режиссерской конференции Украины в Киеве. 13 мая 1972 г. Публикуется впервые (в сокращенном виде напечатано в журнале «Театральная жизнь», 1972, № 17).

ПРЕОДОЛЕНИЕ ТРАДИЦИИ. Доклад, прочитанный в Киевском театральном институте им. Карпенко-Карого 21 марта 1961 г. (к постановке «Оптимистической трагедии» в Театре им. И. Франко). Публикуется впервые.

ЗАДАЧА СО МНОГИМИ НЕИЗВЕСТНЫМИ. Экспликация к постановке «Маскарада» в Малом театре (15 сентября 1961 г. ) с дополнениями из речи на конференции ВТО, посвященной театру Лермонтова (25 ноября 1964 г. ). Публикуется впервые.

ВЕЛИЧИНЫ ПОСТОЯННЫЕ И ПЕРЕМЕННЫЕ. Экспликация к постановке спектакля «На дне» в Театре им. Леси Украинки. 1963 г. Публикуется впервые.

ДВА ПРОСТРАНСТВЕННЫХ РЕШЕНИЯ ПЬЕСЫ «ШЕСТОЕ ИЮЛЯ». В журнале «Сценическая техника и технология», 1965, № 3, под заглавием: «Работа над пространственной композицией спектакля “Шестое июля” в Художественном театре» была напечатана первая часть этой статьи. Часть вторая публикуется впервые.

РЕЖИССЕРСКИЕ РАБОТЫ. Публикуется впервые.

 

Вклейка

Вс. Вишневский. ОПТИМИСТИЧЕСКАЯ ТРАГЕДИЯ. Малый театр. Москва, 1967

М. Горький. НА ДНЕ. Театр имени Леси Украинки. Киев, 1963
Макет декорации. Художник Д. Боровский

М. Шатров. ШЕСТОЕ ИЮЛЯ. МХАТ, 1965

М. Шатров. ШЕСТОЕ ИЮЛЯ. МХАТ, 1965


[1] Об этом подробно рассказано в статье «Утерянные альбомы» (см. с. 43).

[2] Об истории с ресторанным медведем вспоминает в своих записках А. Гладков. Этот эпизод сохранился в его памяти не совсем точно. В 1974 году я читал лекцию по режиссуре в Институте по повышению квалификации Министерства культуры СССР. Ко мне подошел один из слушателей, пожилой человек, напомнивший мне подробности этой истории. Он оказался тем самым студентом ЦЕТЕТИСа Г. С. Агеевым, который получил двадцать пять рублей.

[3] Я говорю о трехчастном сонатном цикле для большей наглядности примера; четырехчастная форма, в которой добавляется скерцо или пьеса танцевального характера, не меняет принципа разделения быстрых частей частью медленной.

[4] Эйзенштейн С. Избр. произведения в шести томах. М., «Искусство», 1964 – 1971. Т. 5, с. 306 – 907. Далее везде при ссылке на это издание будет указано: Эйзенштейн С., т. …, с. …

[5] Мой страх с каждым шагом растет (франц. ).

[6] Эйзенштейн С., т. 4, с. 83.

[7] Эйзенштейн С., т. 4, с. 81.

[8] Там же.

[9] Эйзенштейн С., т. 4, с. 86.

[10] Мейерхольд В. Статьи. Письма. Речи. Беседы, ч. 2. М., «Искусство», 1968, с. 422. Далее везде при ссылке на это издание будет указано: Мейерхольд, ч. …, с. …

[11] Эйзенштейн С, т. 1, с. 418.

[12] «Литературная газета», 12 марта 1934 г.

[13] Любопытно отметить, что когда в 1924 году режиссеру Бернгарду Райху поручили поставить «Даму с камелиями» в берлинском Немецком театре, он обратился с просьбой к своему молодому другу, тогда еще только начинающему драматургу Бертольту Брехту с просьбой переработать драму А. Дюма. Брехт согласился и сделал переработку. К сожалению, рукопись эта пропала. Райх вспоминает, что Брехт, как впоследствии и Мейерхольд, перенес время действия в «канун франко-прусской войны, когда в разгульном Париже разнузданный канкан давно сменил утонченный вальс» (Райх Б. Брехт. ВТО, 11960, с. 33). Поразительно почти буквальное совпадение с мейерхольдовскими мотивировками.

[14] Мейерхольд, ч. 2, с. 341.

[15] Беседа с профессором Джиллеттом дана в записи А. В. Февральского.

[16] Мейерхольд, ч. 2, с. 500.

[17] Подробную характеристику образа де Варвиля, содержащуюся в письме к В. Я. Шебалину, см. на с. 81.

[18] Мейерхольд, ч. 2, с. 287.

[19] Мейерхольд, ч. 2, с. 289.

[20] Мейерхольд, ч. 2, с. 461.

[21] Мейерхольд, ч. 2, с. 505 – 506. В примечании к этой публикации сказано, что не удалось установить, с выпускниками какого именно учебного заведения была проведена беседа. На основании свидетельства Г. Товстоногова, присутствовавшего на этой беседе, выяснилось, что она была проведена Мейерхольдом с режиссерами-выпускниками ГИТИСа.

[22] ЦГАЛИ, фонд 998.

[23] Мейерхольд, ч. 2, с. 503.

[24] Сб. «Илья Сац». М., «Советский композитор», 1968, с. 56.

[25] В. И. Немирович-Данченко. Заметка о Саце Илье Александровиче. — Музей МХАТ.

[26] Сб. «Илья Сац», с. 97.

[27] Сб. «Илья Сац», с. 42.

[28] Сб. «Илья Сац», с. 102.

[29] В. Я. Шебалин. Статьи. Воспоминания. Материалы. М., «Советский композитор», 1970, с. 307.

[30] Впоследствии эти воспоминания были опубликованы в сб.: В. Я. Шебалин. Литературное наследство. М., «Советский композитор», 1975, с. 33. (Прим. ред. )

[31] После написания этих строк Шебалину, незадолго до смерти, все же удалось сюиту закончить.

[32] В. Я. Шебалин. Статьи. Воспоминания. Материалы, с. 255.

[33] Мейерхольд, ч. 2, с. 342.

[34] Из личного архива А. Г. Паппе.

[35] Мейерхольд, ч. 2, с. 287.

[36] Мейерхольд, ч. 2, с. 287 – 292 и В. С. Мейерхольд. Переписка… М., «Искусство», 1976, с. 326 – 329 и 330 – 331.

[37] «Медленный вальс» (франц. ).

[38] ЦГАЛИ, фонд 963, опись 1, ед. хр. 781.

[39] «Приглашение к вальсу» (франц. ).

[40] Эстрадные певцы и певицы (франц. ).

[41] ЦГАЛИ, фонд № 232, опись 3, д. 5.

[42] Артюр, Джиголо, Адель — персонажи, введенные в пьесу В. Э. Мейерхольдом.

[43] «Нувелист», ежемесячный нотный журнал для фортепиано и пения. Музыкально-театральная газета под ред. К. И. Бернгарда. СПб., 1902.

[44] Мой страх с каждым шагом растет (франц. ).

[45] «Сто дев» (франц. ).

[46] Здесь у Мейерхольда описка. На сцене в это время на рояле играл Варвиль.

[47] «Момент вальса» (франц. ).

[48] «В сельском домике» (франц. ).

[49] ЦГАЛИ, фонд 998.

[50] Мрачно, скорбно (франц. ).

[51] «Монолог полковника Шабера» (нем. ).

[52] ЦГАЛИ, фонд 963, опись 1, ед. хр. 776.

[53] «Песня и музыка» (нем. ).

[54] Речь идет о песне Галя «Mä dchen mit dem roten Mundchen» («Девушка с алыми губками» — нем. ).

[55] Шебалин соглашался на подобные предложения неохотно, но понимал, что в условиях театра они бывают неизбежными.

[56] Мейерхольд, ч. 2, с. 66 – 67.

[57] «Песни любви» (нем. ).

[58] «Лебедь» (франц. ).

[59] ЦГАЛИ, фонд 963, опись 1, ед. хр. 776.

[60] «Грезы любви» (нем. ).

[61] ЦГАЛИ, фонд 963, опись 1, ед. хр. 780, лист 51.

[62] Эйзенштейн С., т. 5, с. 463.

[63] Прокофьев С. С. Материалы, документы, воспоминания. М., Музгиз, 1961, с. 251.

[64] Эйзенштейн С., т. 5, с. 465.

[65] ЦГАЛИ, фонд 998.

[66] Волконский С. Человек на сцене. Пб., 11912, с. 154.

[67] Мейерхольд, ч. 2, с. 304.

[68] «Пиковая дама». Сборник статей. Л., 1935, с. 41.

[69] «Пиковая дама». Сборник статей. Л., 1935, с. 10 и 11.

[70] Мейерхольд, ч. 2, с. 166.

[71] Мейерхольд, ч. 2, с. 506.

[72] Встречи с Мейерхольдом. М., ВТО, 1967, с. 335 – 336.

[73] ЦГАЛИ, фонд 998.

[74] ЦГАЛИ, фонд 998.

[75] ЦГАЛИ, фонд 998.

[76] Мейерхольд, ч. 2, с. 81.

[77] Мейерхольд, ч. 2, с. 156.

[78] За первым тросом (AB) идет в несколько ином направлении второй трос. Мы его обозначаем на чертеже пунктиром, поскольку в общей композиции он выполняет функцию, не имеющую к нашей теме прямого отношения.

[79] С этим вопросом тесно связано постоянное обращение Мейерхольда к круговой дороге-лестнице. В ряде спектаклей мы видим, что дорога-лестница имеет, как правило, одинаковое направление и подъем. Линия диагонали всегда возникает в композиции этих спектаклей как радиус или диаметр основного мотива конструкции.

[80] Гете. Правила для актеров. — «Театр и драматургия», 1933, № 8.

[81] В задачу настоящей статьи не входит анализ принципов статической композиции с точки зрения раскрытия идеи символических драм. Считаем необходимым только заметить, что стиль Метерлинка несомненно способствовал развитию данного метода сценической композиция («неподвижный» театр).

[82] Мейерхольд, ч. 1, с. 251.

[83] Эйзенштейн С., т. 4, с. 597.

[84] Там же, с. 596.

[85] Эйзенштейн С., т. 4, с. 603 – 604.

[86] Эйзенштейн С., т. 4, с. 603.

[87] Эйзенштейн С., т. 4, с. 603.

[88] Там же, с. 604.

[89] Эйзенштейн С., т. 4, с. 604.

[90] Приказ по НИЛу № 103‑ а, пункт 10. ЦГАЛИ, фонд 963, ед. хр. 1606.

[91] «В спорах о театре». Сб. статей. «Книгоиздательство писателей в Москве», 1914.

[92] «Искусство кино», 1959, № 11.

[93] Южин-Сумбатов А. И. Записи. Статьи. Письма. М., «Искусство», 1951, с. 358.

[94] Мейерхольд, ч. 1, с. 120.

[95] Станиславский К. С. Собр. соч. в восьми томах, т. 1. М., «Искусство», 1954, с. 243. Далее везде будет указано: Станиславский К. С., т. …, с. …

[96] Станиславский К. С., т. 6, с. 217.

[97] Статья была впервые опубликована в 1959 году.

[98] За годы, прошедшие после публикации этой статьи, в Москве возникли два новых интересных театра — «Современник» и Театр на Таганке. Это весьма радостное явление лишний раз подтверждает правильность наших рассуждений. Оба молодых коллектива возникли при школах театров, как некогда возникали студии МХАТа («Современник» — при школе Художественного, Театр на Таганке — при школе Вахтанговского). Являясь коллективами единомышленников, они могли избрать в своем развитии два пути: либо путь Первой студии, либо путь Второй студии МХАТ; молодые театры пошли по пути Первой студии.

[99] Развитие кинематографа, несомненно, внесло значительный вклад в сохранность произведений театрального искусства, но о недостаточности этого способа фиксации — несколько дальше.

[100] Ряд сведений, приводимых мною, взят из труда Н. Иванова «Опыт создания театральной семейографии», опубликованного в сборнике «Театральный Октябрь», 1926, и из книга С. Лисициан «Запись движения (Кинетография)». М. ‑ Л., «Искусство», 1940.

[101] Сцена из четвертого акта «Дамы с камелиями». Конец диалога Маргерит с доктором и выход Гюстава.

[102] Подробно о конструкции «Ходомера» и о принципах его работы я написал в свое время статью, опубликованную в газете «Советское искусство» 23 декабря 1935 года.

[103] Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти. Изд‑ во МГУ, 1968.

[104] Лотман Ю. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Таллин, «Ээсти Раамат», 1973, с. 7 – 9.

[105] Продолжая пример Ю. Лотмана с дорожными знаками, я полагаю, что знак направления движения (прямая стрелка — движение вперед, стрелка с поворотом направо или налево — указание поворота) также следует отнести к знакам условно-изобразительным.

[106] К слову сказать, сотрудники ЦГАЛИ, решив, что допущена опечатка, в каталоге исправили слово «цезурованный» на «цензурованный».

[107] О том, как много может дать актеру для познания характера человека изучение его почерка (учет расстановки и начертания слов), рассказывает М. И. Ромм в статье о своей работе с Б. В. Щукиным над ролью Ленина: «… Работая над образом Ленина, Щукин всюду, где только мог, выискивал ленинское, то есть особенное, своеобычное, ни на кого не похожее. Помню, как он штудировал речи Ленина и особенно его записочки, стараясь восстановить по оборотам фраз характерные для Ильича интонационные ходы. В самом деле, всмотревшись пристально в подлинник ленинской записки, можно как бы услышать ее: вот два слова выхвачены и подчеркнуты трижды, жирно, а тут почерк делается вдруг более крупным, размашистым, и эта фраза, подчеркнутая сплошной линией, потом написана мельче, спокойнее… Сейчас, глядя на такую записку, я уже не могу не слышать ее, но, по правде говоря, слышу я, как прочитал бы ее именно Щукин. Он с поразительной интуицией переводил ленинское написанное в живую характерную речь» (Михаил Ромм. Беседы о кино. М., «Искусство», 1954, с. 51).

[108] Часть звуковой пленки мейерхольдовского «Предложения», записанного нами на «Мосфильме» весной 1935 года, хранится в Театральном музее имени Бахрушина.

[109] 1. Первое движение на плане V означает пересаживание на диване от его центра к правой стороне. Это условное обозначение сидящей женской фигуры (сравнить на плане VI усаживание на диван мужской фигуры).

2. Маргерит берет в правую руку бокал вина, стоящий на столе (в партитуре это действие отмечено звездочкой, то есть знаком, требующим дополнительной расшифровки путем описания).

3. На плане V в глубине стоят рядом две фигуры — женская и мужская. Дугообразное основание треугольника принято для изображения женской спины.

4. Из партитуры видно, что в этой сцене тексту предшествовала игровая пауза длительностью 8, 5 секунды.

[110] Мясников Л. Л. Объективное распознание звуков речи. — ЖТФ, 1943, № 3.

[111] Мейерхольд, ч. 1, с. 131.

[112] Мейерхольд, ч. 2, с. 444.

[113] Мейерхольд, ч. 2, с. 501.

[114] По преимуществу (франц. ).

[115] Немирович-Данченко В. И. Театральное наследие. Т. 2, с. 121.

[116] Станиславский К. С., т. 1, с. 200.

[117] Немирович-Данченко В. И. Театральное наследие. Т. 2, с. 117.

[118] Немирович-Данченко В. И. Из прошлого. ГИХЛ, 1938, с. 122.

[119] Станиславский К. С., т. 5, с. 331.

[120] Станиславский К. С., т. 1, с. 201.

[121] «Чайка» в постановке Московского Художественного театра. «Искусство», 1938, с. 47.

[122] Немирович-Данченко В. И. Театральное наследие. Т. 2, с. 136.

[123] Там же, с. 140.

[124] «Чайка» в постановке Московского Художественного театра, с. 185.

[125] Немирович-Данченко В. И. Театральное наследие. Т. 2, с. 136.

[126] Ежегодник МХАТ за 1949 – 1950 гг., с. 151.

[127] Леонидов Л. М. Воспоминания, статьи, беседы, переписка. М., «Искусство», 1969, с. 330.

[128] Немирович-Данченко В. И. Из прошлого. ГИХЛ, 1938, с. 126.

[129] Вишневский В. Собр. соч., т. 6. М., Гослитиздат, 1961, с. 18.

[130] «Октябрь», 1956. № 11, с. 187.

[131] Вишневский В. Оптимистическая трагедия. М., ГИХЛ, 1933, с. 108.

[132] Там же, с. 84.

[133] Сб. «Звенья», № 2. М. ‑ Л., «Academia», 1933, с. 593.

[134] Мышковская Л. Работа Толстого над произведением. М., «Федерация», 1931, с. 67 и 72.

[135] «Литературная учеба», 1931, № 8.

[136] Вишневский В. Оптимистическая трагедия, с. 87.

[137] «Театр и драматургия», 1934, № 2, с. 8.

[138] Там же, с. 9.

[139] Вишневский В. Собр. соч., т. 1, с. 575.

[140] Вишневский В. Оптимистическая трагедия, с. 89.

[141] Речь идет о постановке в Киевском театре имени И. Франко в 1961 году. Вторично спектакль был мною осуществлен в Московском Малом театре в 1967 году.

[142] Этот удивительный сценический эффект осуществляется с помощью оголенной спирали, проложенной вдоль рампы, которая присыпана порошком «кинодыма». Он начинает клубиться и подниматься вверх всякий раз, когда через спираль проходит электроток. Одной зарядки хватает на пять-шесть включений. При выключении тока дым прекращается. К сожалению, задуманный эффект был достигнут только в московской постановке 1967 года.

[143] «Октябрь», 1966, № 11, с. 168.

[144] «Новый мир», 1933, № 2.

[145] Вишневский В. Собр. соч., т. 1, с. 218.

[146] Вишневский В. Оптимистическая трагедия. М., ГИХЛ, 1933, с. 108.

[147] Вишневский В. Оптимистическая трагедия. М., ГИХЛ, 1933, с. 101 и 104 – 105.

[148] Вишневский В. Оптимистическая трагедия. «Театр и драматургия», 1934, № 2, с. 1.

[149] Вишневский В. Оптимистическая трагедия, с. 97 – 98.

[150] Вишневский В. Оптимистическая трагедия, с. 88.

[151] Герцен А. И. О развитии революционных идей в России (пер. с франц. ). Собр. соч. в 30‑ ти томах, т. 7. М., Изд‑ во АН СССР, 1956, с. 214.

[152] Лермонтов М. Ю. Соч. в 6‑ ти томах, т. 5. Изд‑ во АН СССР, 1956, с. 741.

[153] Мейерхольд, ч. 1, с. 182.

[154] ВТО. Кабинет русской классики. Материалы по «Маскараду» (стенограмма).

[155] «Известия», 1964, 29 февраля, № 52.

[156] Мейерхольд, ч. 1, с. 297 – 298.

[157] Мейерхольд, ч. 1, с. 296.

[158] Мейерхольд, ч. 1, с. 299.

[159] ЦГАЛИ, фонд 998.

[160] Мейерхольд, ч. 1, с. 299.

[161] ЦГАЛИ, фонд 998.

[162] Мейерхольд, ч. 1, с. 298.

[163] ЦГАЛИ, фонд 998.

[164] История русской литературы. Т. 1. М., Гослитиздат, 1939, с. 165.

[165] ЦГАЛИ, фонд 998.

[166] Пушкин А. С. Полн. собр. соч. в 10‑ ти томах, т. X. М. ‑ Л., Изд‑ во АН СССР, 1951, с. 43.

[167] В повести «Маскарад», подписанной фамилией «Неверин», по-видимому, псевдонимом, напечатанной в журнале «Библиотека для чтения» за 1839 год, мы читаем: «“Маскарад”, как известно, свет наизнанку. Мужчины скромничают и порою даже краснеют. Женщины бегают за мужчинами, шепчут им любовные признания, назначают свидания, упрекают в ветрености».

[168] «ПЭКСА» — Первый экспериментальный камерный синтетический ансамбль, организованный мною в 1925 году из студентов Московской консерватории. А. Г. Паппе был одним из основателей и инструментовщиков этого оркестра.

[169] Афанасьев-Чужбинский А. С. Собр. соч., т. 5. СПб., 1890 – 1892, с. 202 – 203.

[170] В этих репликах и далее стихи Лермонтова распределены среди добавленного количества персонажей для осуществления задуманной мизансцены сплетни.

[171] Центральный театральный музей имени Бахрушина. Отдел рукописей. Неопубликованные дневники В. А. Теляковского. Запись от 6 февраля 1903 года.

[172] Телешов Н. Записки писателя. М., Гослитиздат, 1953, с. 102.

[173] Горький. Сборник статей и воспоминаний. М., ГИЗ, 1928, с. 172.

[174] Горький А. М. Собр. соч., т. 26. 1953, с. 423, 425, 426.

[175] Впервые об этом убедительно написал Ю. Юзовский.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...