международного уголовного права
Международное уголовное право как система норм и принципов, регулирующих отношения в сфере сотрудничества государств в борьбе с международной преступностью, в условиях России находится в стадии формирования и развития. Его совершенствование в настоящее время обусловлено невиданным ростом преступности на национальном и международном уровнях и носит оборонительный, вынужденный характер со стороны мирового сообщества. Несмотря на то что международное уголовное право как отрасль международного права сформировалось в основном в конце XIX века, оно имеет глубокие исторические корни. Некоторые из его институтов могут быть отнесены к истокам возникновения государства и права. В первую очередь это касается выдачи преступников (экстрадиции), которая не только является древнейшим его институтом, но именно с него берет свое начало международное уголовное право. С института выдачи начинается и периодизация международного уголовного права, совпадающая с известной периодизацией международного права вообще. «В учении о выдаче преступников, — писал в своем 2-томном учебнике «Современное международное право цивилизованных народов» Ф. Ф. Мартене, — сосредоточивается в настоящее время весь интерес международного уголовного права»1. О существовании экстрадиции в рабовладельческую эпоху свидетельствуют и примеры двусторонних договоров между государствами. Из учебников истории мы знаем о договоре, заключенном в 1296 г. до н. э. между царем хеттов Хаттусилем III и египетским фараоном Рамсесом II. В нем говорилось: «Если кто-либо убежит из Египта и уйдет в страну хеттов, то царь хеттов не будет его задерживать, но вернет в страну Рамсеса». ч
Подобные договоры о выдаче преступников заключались между отдельными греческими городами-государствами. Экстрадиция широко применялась к беглым рабам в Древней Гре- 1 Мартене Ф. Ф. Современное международное право цивилизованных народов. - Т. 2. - СПб. - 1905. - С. 391. ции и Римской империи. Постепенно рамки правовой помощи расширялись. Например, договоры Древней Руси с Византией уже предусматривали наказания в уголовном порядке за преступления, которые могли совершить русские люди на территории Византии, и греки — на территории Руси. А в договоре 911 г. предусматривались взаимные обязательства по привлечению к уголовной ответственности за такие преступления, как убийство, грабеж, кража имущества, телесные повреждения и др. Международные обычаи и международные договоры эпохи феодализма запрещали государствам распространять свои уголовные законы и юрисдикцию на территорию сопредельных и других государств. В этот период формируются международные обычаи предоставления дипломатических привилегий и иммунитетов дипломатам, в том числе и совершившим уголовно наказуемые деяния на территории принимающего государства. Существенно изменяется содержание института выдачи преступников. Это связано с узаконением права убежища, которое включало невыдачу властям лиц, преследуемых за политические убеждения. Перестали выдаваться лица, совершившие преступления против государства (политические). Хотя и задолго до этого выдавались в основном рабы, дезертиры, еретики, крепостные крестьяне и лица, совершившие уголовные преступления. Буржуазно-демократические революции сопровождались активным формированием национального уголовного права. При этом институты общей части уголовного права и виды преступлений в разных странах мало в чем отличались друг от друга. Поэтому государствам не составляло особого труда договориться о правовой помощи по уголовным делам.
С появлением пиратства, работорговли, фальшивомонетничества, незаконного распространения наркотиков и других преступлений, посягающих на интересы нескольких государств, появилась неизбежность сотрудничества между ними. Возникла необходимость унифицировать нормы национального уголовного права, квалифицирующие преступления, для взаимного оказания правовой помощи при сборе доказательств, выдачи преступников и т. п. и обеспечило возможность международного сотрудничества. В 1889 г. по инициативе известных европейских криминалистов и криминологов Ф. Листа (Берлин), А. Принса (Брюссель), Г. Ван Гам меля (Амстердам) был учреждены Междуна- родный союз уголовного права, который выступил с призывом ко всем государствам сотрудничать в деле совершенствования международного уголовного права, изучать и подавлять международные преступления путем проведения согласованных государствами международных полицейских мероприятий. Этот союз считал своей задачей не только совершенствование методики преследования международных преступников, но и изучение причин международной преступности как с правовой, так и с антропологической и социологической точек зрения. В XIX в. государства стали активно сотрудничать в борьбе с отдельными преступлениями международного характера. В первую очередь это относится к рабству и работорговле. Так, Венский конгресс в 1815г. принял по этому поводу специальную декларацию. Аахенский конгресс 1818г. осудил торговлю неграми, признав ее преступной. Лондонский договор 1841 г., заключенный между Англией, Францией, Россией, Австрией и Пруссией, приравнял работорговлю к пиратству и предоставил военным кораблям этих стран право останавливать и обыскивать подозреваемые в работорговле суда, освобождать невольников и передавать виновных органам правосудия. В 1862 г. Англия и США заключили договор о взаимном обыске подозреваемых судов. В 1885 г. 16 государств на Берлинской конференции подписали Генеральный акт о Конго, где подтверждена преступность и наказуемость работорговли. Запрещено было использовать бассейн р. Конго в качестве рынка рабов или транзитных путей при их перевозке. В 1890 г. на Брюссельской конференции был подписан Генеральный акт, состоящий из 7 глав и 100 статей. Государства взяли на себя обязательства принять уголовные законы, устанавливающие ответственность за насильственный захват невольников, их перевозку, и установить практические меры по пресечению этих преступлений на своих территориях. Несмотря на то что в международном праве рабство в полном объеме было запрещено лишь в середине XX века, названные выше документы сыграли свою историческую роль в становле-( нии этого института международного уголовного права.
В этой же связи можно назвать Международный конгресс по борьбе с торговлей женщинами в целях разврата, который состоялся в Лондоне в 1899 г.; принятие в Париже Международной конвенции по охране подводных телеграфных кабелей в 1884 г.; Амьенский договор о выдаче преступников 1802 г. между Англией, Францией, Испанией и Голландией, ст. 20 кото- рого содержала положение о выдаче лиц, обвиняемых в совершении убийства, умышленном банкротстве и подделке денежных знаков. Для формирования концепции международного уголовного права большое значение имели принятые международным сообществом другие международные договоры о преступности и наказуемости фальшивомонетничества, пиратства, международного терроризма и других деяний, посягающих на международный правопорядок. После окончания Первой мировой войны в соответствии с Версальским договором были подготовлены проекты международных соглашений об ответственности Вильгельма II как военного преступника за совершение преступлений против мира и других деяний, выходящих за рамки национальных общеуголовных преступлений. Однако по известным причинам политического характера эти документы приняты не были. В 1927 г. в Варшаве состоялась I Международная конференция по унификации уголовного права, на которой к числу преступлений, посягающих на международный правопорядок, были отнесены пиратство, подделка металлических денег и государственных ценных бумаг, торговля рабами, женщинами и детьми, умышленное употребление всякого рода средств, способных породить общественную опасность, незаконная торговля наркотиками, порнография, а также иные преступления, ответственность за которые предусмотрена международными конвенциями. Позже были проведены еще три конференции, на которых делались попытки унифицировать законодательство о борьбе с международным терроризмом, выдачей преступников и т. п. На них предлагалось также официально подразделить опасные международные правонарушения на международные преступления и уголовные преступления международного характера.
Например, известный румынский юрист-международник В. Пелла к наиболее опасным международным преступлениям относил агрессивную войну; военные, морские, воздушные, промышленные и экономические мобилизации, предпринимаемые с целью военных демонстраций; угрозу агрессивной войны; вмешательство одного государства во внутреннюю политическую борьбу или в осуществление суверенных полномочий другого; приготовление или допущение приготовлений на своей территории посягательств на безопасность другого государства, в частности, покровительство бандам, готовящимся к вторжению на территорию последнего, и нарушение де- милитаризованных зон. Одновременно существовала концепция, относящая к международным преступлениям уголовные преступления международного характера, в отношении которых имел место конфликт национальных юрисдикции либо трудно было установить территориальную юрисдикцию определенного государства. Началом кодификации рассматриваемой отрасли международного права стало принятие Устава Международного Военного Трибунала в 1945 г. и вынесение в 1946 г. Приговора Нюрнбергского военного трибунала. Для придания юридической силы указанным документам Генеральная Ассамблея (ГА) ООН в декабре 1946 г. в специальной резолюции подтвердила принципы международного права, признанные статутом Нюрнбергского трибунала и нашедшие выражение в приговоре трибунала как общепризнанные. Названный Устав МВТ все международные преступления подразделил на три группы (против мира, военные и против человечества) и дал им исчерпывающий перечень, существенно дополненный в дальнейшем. В 1968 г. была принята Конвенция о неприменении сроков давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества, содержащая уточненную и расширенную классификацию международных преступлений. В настоящее время концепция международного уголовного права является общепризнанной в доктрине и закреплена в решениях ООН. Так, в резолюции ГА ООН «Международное сотрудничество в области предупреждения преступности и уголовного правосудия в контексте развития» (1990 г. ) государствам рекомендуется «активизировать борьбу против международной преступности путем соблюдения и укрепления правопорядка и законности в международных отношениях и с этой целью дополнять и далее развивать международное уголовное право, выполнять в полном объеме обязательства, вытекающие из международных договоров в этой области, и пересматривать свое национальное законодательство с тем, чтобы обеспечивать его соответствие требованиям международного уголовного права»1. Подчеркивается также необходимость между-' народного сотрудничества в области совершенствования уголовного права, разработки специальных учебных курсов по международному уголовному праву и завершению его кодификации.
1 Сборник стандартов и норм ООН в области предупреждения преступности и уголовного правосудия. Нью-Йорк, ООН. — 1992. — С. 49. Несмотря на это, в юридической литературе пока нет единого понятия предмета регулирования данной отрасли международного права. Споры на эту тему идут с прошлого века. Например, известный русский юрист Н. М. Коркунов в работе «Опыт конструкции международного уголовного права» сводит его сущность к юрисдикции государств в отношении международных преступников и разработке вопросов подсудности1. Ф. Ф. Мартене дал следующее определение: «Международное уголовное право заключает в себе совокупность юридических норм, определяющих условия международной судебной помощи государств друг другу при осуществлении ими своей карательной власти в области международного общения»2. Поэтому не случайно глава названного учебника «Международное уголовное право» полностью посвящена вопросам международной подсудности, правовой помощи и выдаче преступников. Постепенно понятие международного уголовного права наполнялось и уточнялось за счет расширения круга регулируемых отношений и указания на его основные элементы. В. Грабарь, проанализировав работы российских ученых-международников до начала XX в., сделал вывод о том, что «международное уголовное право содержит начала и нормы уголовного права, направленные на борьбу с преступлениями, посягающими на блага всех государств или определенной части их»3. В этом определении выделяются уже две группы норм: материальные, конкретизирующие группу преступлений, и уголовно-процессуальные, регулирующие порядок их рассмотрения, судебного разбирательства, выдачи и другие вопросы. Небывалый рост общеуголовной преступности в большинстве государств привел к существенным изменением в динамике и структуре международной преступности. Появились геноцид, экоцид, апартеид, массовые нарушения прав человека и другие новые международные преступления. Расширяется постоянно и число уголовных преступлений международного характера. Меняется структура их субъектов, что в свою очередь не могло не отразиться на процедурных вопросах реализации новых материальных норм. Как справедливо отмечают 1 Журнал уголовного и гражданского права. — 1889. — № 1. 2 Мартене Ф. Ф. Современное международное право цивилизованных наро 3 Грабарь В. Э. Материалы к истории международного права в России (1647— И. П. Блищенко и И. В. Фисенко, «помимо диверсификации, детализации процессуальных норм повышалась их формали-зованность, столь свойственная процессуальному и тем более уголовному праву. Стало возможным говорить о международной уголовной юстиции. Наконец, стремление к строгой форме процесса в совокупности с другими причинами привели к выдвижению и постепенной реализации идеи институциона-лизации международного механизма международной уголовной юстиции. Такие качественные изменения заставили пересмотреть определение международного уголовного права»'. Однако в процессе такого пересмотра не обошлось без крайностей. Например, Е. П. Мелешко определяет эту отрасль международного права как «совокупность принципов, определяющих права и обязанности членов международного общения, нарушение которых является международным преступлением и влечет за собой наказание»2. Здесь необоснованно сужен не только предмет правового регулирования до международных преступлений, но и упущена процессуальная сторона международного уголовного права. Известны и примеры обратного порядка, когда в определении указываются только уголовно-процессуальные отношения. Как правомерно отмечала Л. Н. Галенская, в литературе одновременно существовало 5—6 различных концепций международного уголовного права3. Одни считали его отраслью международного публичного права, другие — отраслью международного частного права, третьи — самостоятельной отраслью права и т. п. Были и противники, которые доказывали, что международного уголовного права нет и криминализация международного публичного права недопустима. Кроме этого, критика сводилась к тому, что в системе международного права не было постоянного механизма обеспечения норм международного уголовного права в виде постоянного международного уголовного суда с юрисдикцией, распространяемой на государства, юридических и физических лиц. Создание же такого суда будет противоречить принципу суверенного равенства государств. Все это усложняло выработку единой концепции и понятия международного уголовного права. Не случайной 1 Блищенко И. П., Фисенко И. В. Международный уголовный суд. — М.: 1994. С. 7. 2 Мелешко Е. П. К истории вопроса об ответственности за нарушения зако 3 Галенская Л. Н. О понятии международного уголовного права//Советский еже учебниках по международному праву, изданных в России, только в 1995 г. появилась глава об исследуемой отрасли права'. Научно обоснованное определение отрасли права можно сформулировать только на основе анализа предмета правового регулирования этой отрасли. Какие компоненты входят в предмет международного уголовного права? Во-первых, это сотрудничество государств в предупреждении, расследовании и наказании в особом порядке за преступления, предусмотренные в международных договорах. И, во-вторых, это такие частные вопросы сотрудничества, как установление государствами преступности и наказуемости отдельных деяний, опасных для международного правопорядка, определение юрисдикции и судопроизводства, оказание друг другу правовой помощи по уголовным делам, выдача преступников, деятельность международных организаций в борьбе с преступностью и т. п. Кроме этого, к предмету правового регулирования следует отнести установление минимальных стандартов и правил уголовного правосудия, обращения с правонарушителями и унификацию уголовного права. В этой связи представляется научно обоснованным определение И. П. Блищенко и И. В. Фисенко, согласно которому «международное уголовное право может быть определено как совокупность принципов и норм права, регулирующих отношения сотрудничества государств по предупреждению и наказанию за совершение международных преступлений и преступлений международного характера»2. С учетом анализа предмета некоторых деталей можно утверждать, что международное уголовное право — это система принципов и норм, регулирующих сотрудничество государств в борьбе с преступлениями, предусмотренными международными договорами. Что касается науки международного уголовного права, то в ее определении тоже нет единой точки зрения. Одна из них выражает ее как самостоятельную, комплексную юридическую науку, которая изучает нормы, определяющие и регулирующие ответственность за международные преступления, а также условия оказания правовой помощи государств друг другу в борьбе с некоторыми преступлениями, предусмотренными уголовными законами соответствующих государств3. По нашему мнению, науку международного уголовного права нельзя рассма- 1 См., Международное право: Учебник для вузов/Под ред. Г. В. Игнатенко. — 2 Блищенко И. П., Фисенко И. В. Указ. соч. — С. 7. 3 Уголовное право: История юридической науки. — М.: 1978. — С. 270. тривать в качестве самостоятельной, изолированной от международного права. В доктрине общепризнанным является то, что международное уголовное право — это самостоятельная отрасль международного публичного права. Поэтому и наука международного уголовного права не может выйти за его рамки. Известно, что международное право изучает проблемы, связанные с международным регулированием политических, экономических, культурных, военных и других отношений, складывающихся между государствами в процессе их сотрудничества, т. е. межгосударственные отношения. Международное уголовное право изучает вопросы, связанные с международным регулированием межгосударственных отношений, складывающихся в процессе их совместной борьбы с международной преступностью. Проблема соотношения международного уголовного и внутригосударственного права носит подчиненный характер к проблеме соотношения международного и национального права. Отечественная доктрина международного права исходит из того, что они представляют собой самостоятельные и особые правовые системы, не подчиненные одна другой. Однако международное и национальное право находятся в постоянном взаимодействии, которое опосредствуется волей государств — участников международных отношений. При этом «концепция господства права предусматривает признание всеми государствами верховенства международного права в общей системе права»1. Сущность такого верховенства и взаимодействия в нашем государстве юридически закреплена в ст. 15 Конституции РФ и ст. 5 Закона о международных договорах РФ 1995 г. Этим правилам подчиняются взаимосвязь и соотношение международного и национального уголовного права, которые неотделимы друг от друга и находятся в постоянном взаимовлиянии. С одной стороны, нормы международного уголовного права реализуются только путем трансформации в национальное законодательство. Уголовные кодексы государств постоянно «пополняются» за счет таких конвенционных преступлений, как «отмывание» преступных денег, терроризм, нарушения законов и обычаев войны, преступления на воздушном транс-' порте и т. п. В этой связи Заключительный Акт СБСЕ 1975 г. подчеркивает требование устанавливать государственные законы и административные правила в соответствии с их юри- 1 Международное уголовное право / И. П. Блищенко, Р. А. Каламкарян, И. И. Карпеци др. — М.: Наука. — 1995. —С. 31. лическими обязательствами по международному праву. Однако при всех обстоятельствах национальный уголовный закон не может противоречить межгосударственному соглашению. Эта сторона взаимосвязи проявляется и в том, что наказания за совершение преступлений международного характера в настоящее время назначаются национальными судами. С другой стороны, национальное уголовное право оказывает положительное влияние на разработку и функционирование международных договоров по борьбе с преступностью. При разработке проектов договоров изучается законодательный опыт государств, которые вначале сами установили уголовную ответственность за незаконное распространение наркотиков, угон воздушных судов, фальшивомонетничество и другие преступления. Кроме того, на базе общих принципов уголовного права государств строятся такие специфические институты международного уголовного права, как соучастие, покушение на преступление, преступный приказ, назначение наказания и др. «Если в качестве примера взять институт международной уголовной ответственности индивида, то надо отметить, что основа формирования этого института — идея о преступности и наказании за агрессивную войну. Эта идея оказала влияние на формирование в период между двумя мировыми войнами принципа запрета агрессивной войны, квалификации ее как международного преступления, оформления ответственности государства агрессора и индивидуальной уголовной ответственности»1. Основой для формирования всех названных институтов было национальное уголовное право. То же самое можно сказать о порядке предварительного расследования международных преступлений, предания суду международного военного трибунала и других уголовно-процессуальных вопросах, включенных в уставы международных судов с учетом национального законодательства. Национальные суды применяют нормы международного уголовного права с оговорками. К их числу относятся: транс-Формация договорных норм в уголовное законодательство страны, ратификация и опубликование договоров в соответствии с установленными в законах государства правилами, соответствие договоров общепризнанным принципам и нор-Мам международного права, точность и конкретность международных договоров в целях их применения национальными судами и т. п. Международное уголовное право. — М.: 1995. — С. 36. В практике судов Великобритании, Италии, ФРГ и других правовых государств в соответствии с их конституциями нормы международных договоров об уголовной ответственности индивидов применяются только после их трансформации в национальное законодательство и соответствующего опубликования в печати. В России и ряде стран СНГ допускается применение судами норм международных договоров после их ратификации и опубликования в официальных источниках. Однако в судебной практике нет прецедентов прямого применения норм международного уголовного права при вынесении решений по уголовным делам о конвенционных преступлениях. В таких случаях суды и впредь будут руководствоваться национальным законодательством, в которое трансформированы соответствующие нормы международного уголовного права. В резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 96 (1) от 11 декабря 1946 г. геноцид был квалифицирован как «преступление, нарушающее нормы международного права». Эта же формулировка была воспроизведена в преамбуле и ст. 1 Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г. и нормах других международных соглашений в этой области. Сложился термин «преступления против международного права», который охватывает как международные преступления, так и уголовные преступления международного характера, «что должно подчеркнуть значение международного права как регулятора отношений, являющихся объектом преступных посягательств»1. Этот термин упоминался и на Пражском международном симпозиуме по международному уголовному праву в 1987г. На нем были заслушаны и обсуждены доклады «Особенности кодификации международного уголовного права», «Повышение роли уголовного права в деле защиты мира и международной безопасности» и др. В принятых решениях подчеркивается особая роль международного права в регулировании преступности и наказуемости деяний, посягающих на международный правопорядок, на конкретные нормы международного права. В Уставе международного трибунала по Югославии (ст. 9) и Уставе Международного уголовного трибунала по Руанде (ст. 8) большая группа преступлений, совершенных в районе военных действий, названа преступлениями против международного гуманитарного права. 1 Международное право' Учебн. для вузов / Под ред. Г. В. Игнатенко — 2-е изд. М: Высш шк. — 1995 — С. 283. Следовательно, становление и развитие международного уголовного права осуществлялось вследствие постоянного роста международной преступности. Являясь вынужденной и необходимой мерой, сотрудничество государств в этой сфере постоянно совершенствуется на правовой основе. Не стоит на месте и международно-правовое регулирование преступности и наказуемости деяний, посягающих на международный правопорядок. Количество таких преступлений растет. Основным объектом их преступного посягательства является международное право как регулятор отношений и в сфере борьбы с преступностью. Поэтому мы можем говорить о преступлениях против международного права, имея в виду как международные преступления, так и уголовные преступления международного характера.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|