Глава 3. Роль ООН в развитии. международного уголовного права
Глава 3. Роль ООН в развитии международного уголовного права Общепризнанным центром координации деятельности государств и международных организаций в борьбе с преступностью является ООН. Ее работа в этой сфере осуществляется Как внутри государств, так и на международном уровне. Это Достигается путем установления единых стандартов и норм, принятия унифицированных международных уголовно-правовых актов и эталонов обращения с правонарушителями1. Подготовка проектов международных договоров и другие формы нормотворечества входят в компетенцию Генеральной Ассамблеи ООН, Секретариата ООН, Экономического и Социального Совета ООН (ЭКОСОС) и других органов и специализированных учреждений ООН. Большую роль в этом плане играют проводимые в рамках ООН конференции и конгрессы. К примеру, Сектор по предупреждению преступности и уголовному правосудию Секретариата ООН в 1994 г. организовал и провел в Неаполе Всемирную конференцию на уровне министров по проблеме организованной транснациональной преступности. На ней были представлены 142 государства. Конференция отметила быстрый рост современных преступных синдикатов, их изощренность в финансовых делах и международный характер их преступной деятельности. По оценкам специалистов, они ежегодно получают доход в размере 750 млрд. дол. США, подрывают экономику ведущих стран и целых регионов, нередко соперничают с правительствами, претендуя на политическую власть. Неапольская конференция приняла Политическую декларацию и Глобальный план действий. Предложено разработать проект и принять юридически обязательную международную конвенцию по транснациональной преступности. Государствам рекомендовано установить уголовную ответственность за «отмывание преступных денег», конфискацию основных средств преступных организаций, заключать двусторонние договоры и присоединяться к многосторонним соглашениям о выдаче преступников, обмене свидетелями и уликами.
Основным органом, координирующим деятельность государств в борьбе с преступностью, является ЭКОСОС ООН. В его составе постоянно функционирует Комиссия по предупреждению преступности и уголовному правосудию, которая готовит и проводит раз в пять лет конгрессы ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Конгрессы). С 1955 г. было проведено 9 конгрессов, в которых СССР принимал участие, начиная со Второго. Обладая высоким международным авторитетом, конгрессы способствуют совершенствованию международного уголовного права и его унификации, дают возможность специалис- 1 См.: Сборник стандартов и норм ООН в области предупреждения преступности и уголовного правосудия. — ООН. Нью-Йорк. — 1992; Приложения 4— 6. —С. 193—216. там обмениваться опытом успешной борьбы и предупрежде-ния международной преступности. В их работе принимают участие эксперты разных стран по уголовному праву, пенитенциарии, криминологии, пенологии, должностные лица полицейских служб, а также специалисты по правам человека и реабилитации жертв преступлений. I Конгресс в Женеве (1955 г. ) принял Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, одобренные в 1957 г. резолюцией ЭКОСОС, а в 1966 г. включенные в ст. 9, 10 Пакта о гражданских и политических правах. В 1984 г. Правила были дополнены Процедурами эффективного выполнения Минимальных правил обращения с заключенными. На II Конгрессе в Лондоне (1960 г. ) рассматривались меры по предупреждению преступности среди несовершеннолетних и вопросы о труде заключенных, условном досрочном освобождении и помощи после отбытия наказания. Были приняты рекомендации по профилактике отдельных преступлений в развивающихся странах и необходимости постоянного изучения государствами динамики и структуры преступности.
III Конгресс в Стокгольме (1965 г. ) утвердил Доклад, в котором преступность рассматривалась не только как проблема антиобщественного поведения личности и охраны правопорядка, но и как явление, связанное с экономическим и социальным развитием стран. Был одобрен ряд общих мер предупреждения и мер по борьбе с рецидивизмом. На IV Конгрессе в Киото (1970 г. ) принята Декларация по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, поддержанная специальной резолюцией ЭКОСОС ООН в 1971 г. Положения, содержащиеся в Декларации, рекомендовали государствам принимать необходимые правовые и организационные меры по борьбе с преступностью, изучать тенденции в ее динамике и строить научно обоснованные прогнозы с целью усиления борьбы с наиболее опасными преступлениями международного характера. Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания была принята на V Конгрессе в Женеве в 1975 г. Она открыла путь к принятию ГА ООН в 1984 г. одноименной Конвенции. Были заложены основы для принятия Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, который в 1979 г. был принят резолюцией ГА ООН. Кодекс предназначен для непосредственного включения в национальные правила, необходимые для соблюдения должностными лицами по поддержанию правопорядка и в особенности служащими полиции и других сил безопасности. Кодекс явился важным правовым средством реализации требований ст. 7 Международного пакта о гражданских и политических правах и Конвенции против пыток. На VI Конгрессе в Каракассе (1980 г. ) приняты резолюция «Тенденции в области преступности и стратегия по ее предупреждению» и Каракасская декларация, поддержанная ГА ООН в ее резолюции 35/171 1980 г. Одобрен был и Доклад этого конгресса. Обсуждались Стандартные минимальные правила отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила).
На VII Конгрессе в Милане (1985 г. ) приняты: Миланский план действий по укреплению международного сотрудничества в борьбе с преступностью, одобренный резолюцией ГА ООН 1985 г., Руководящие принципы в области предупреждения преступности и уголовного правосудия в контексте развития и нового международного экономического порядка. ГА ООН в своей резолюции 40/32 1985 г. рекомендовала их для осуществления на национальном, региональном и международном уровнях; Основные принципы, касающиеся независимости судебных органов; Типовые соглашения о передаче заключенных-иностранцев и Минимальные стандартные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила). VIII Конгресс в Гаване (1990 г. ) принял более 50 документов, большинство из которых способствуют совершенствованию международного уголовного права. Среди них — Типовые договоры о выдаче преступников и о взаимной помощи по уголовным делам; Руководящие принципы для предупреждения организованной преступности и борьбы с ней; Меры по борьбе с международным терроризмом; Типовой договор о передаче уголовного судопроизводства; Типовой договор о передаче надзора за правонарушителями, которые были условно осуждены или условно освобождены; Руководящие принципы, касающиеся роли лиц, осуществляющих судебное преследование; Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка; Типовой договор о предупреждении преступлений, связанных с посягательством на культурное наследие народов в форме движимых ценностей, и др. Значительное место в работе Конгресса заняло обсуждение таких вопросов, как отмена смертной казни, борьба с коррупцией в сфере государст- венного управления, борьба с преступлениями, связанными с применением компьютеров, а также комплекс проблем чисто криминологического характера. Созыву этого Конгресса предшествовали пять региональных совещаний в рамках институтов ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию в Бангкоке, Хельсинки, Сан-Хосе и Аддис-Абебе. Кроме того, в Вене было проведено пять межрегиональных совещаний по подготовке Конгресса, который собрал представителей 127 государств.
На IX Конгрессе в Каире (1995 г. ) участвовали представители 140 государств. В качестве наблюдателей на Конгресс был приглашен целый ряд подразделений ООН в лице представителей ее главных органов, центральных учреждений, отделений ООН в Женеве и Вене, Межрегионального НИИ ООН по вопросам преступности и правосудия, Международного НИИ криминологии, а также Международного центра по реформе уголовного права и политике в области уголовного правосудия, ЮНЕСКО и Всемирного почтового союза. Межрегиональные международные организации были представлены на Конгрессе Советом Европы, СНГ, Интерполом, Международным комитетом Красного Креста, Всемирной таможенной организацией и т. п., а неправительственные международные организации — Армией спасения, Ассоциацией по контролю над наркотиками, Всемирным обществом виктимологии, Международной ассоциацией уголовного права, Международной ассоциацией полиции воздушных и морских портов, Международным обществом социальной защиты, Международным движением за реформу уголовного права, Международным центром предупреждения преступности (г. Монреаль) и др. В работе Конгресса участвовало 190 отдельных экспертов. В подготовительный период были проведены региональные совещания специалистов в области борьбы с международной преступностью в Кампале, Бангкоке, Вене, Коста-Рике, а также в Омане. Большую роль сыграли в этот период неофициальные предсессионные консультации по выносимым для обсуждения вопросам. Из рассмотренных Конгрессом проблем и принятых решений особый интерес для международной борьбы с преступностью имеют следующие из указанных в повестке дня вопросов:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|