Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2 В-П. Панов  33




2 В-П. Панов                                        33


Рассматриваемые преступления могут совершаться и в фор­ме бездействия, когда виновное должностное лицо не совер­шает действий, которые оно по закону должно было и могло выполнить. Военный трибунал США признал виновным в на­рушении законов и обычаев войны в 1944—1945 гг. на терри­тории Филиппин японского генерала Ямашито. Будучи воен­ным губернатором этой страны и командующим войсками, он не осуществлял должного контроля за подчиненными и не вы­полнял свои обязанности в соответствии с законами и обыча­ями войны. Его подчиненные совершали зверства в отноше­нии гражданского населения. Одно из подчиненных ему под­разделений напало на д. Тал, сожгло все дома и расстреляло всех жителей. Ямашито обратился в Верховный суд с жал обой, где указывал, что не может контролировать сотни таких под­разделений, командиры которых и должны нести ответствен­ность. Однако Верховный Суд США отклонил эту жалобу и признал его виновным и по эпизодам преступного бездейст­вия.

Многие из рассматриваемых составов преступлений скон­струированы таким образом, что образуют оконченное деяние независимо от наступления вредных последствий. К примеру, заговор против мира, фальшивомонетничество или рабство. С другой стороны последствия ряда международных преступле­ний отличаются своим разнообразием, исключительными мас­штабами и причинением неисчислимого материального ущер­ба и морального вреда людям.

Кроме этого, международный терроризм, пиратство, пре­ступления на воздушном транспорте и в международных аэ­ропортах, захват заложников, посягательства на культурное наследие народов и другие преступления нередко становятся и в мирное время средством нагнетания международной об­становки, осложнения в сфере сотрудничества государств и способны спровоцировать международные конфликты.

Место, время и обстановка совершения рассматриваемых преступлений также влияют на их квалификацию и могут быть использованы судом в качестве смягчающих или отягчающих вину обстоятельств при назначении наказаний. Так, преступ­ления, совершаемые в открытом море или на борту воздушно­го судна, будут наказаны строже, если они совершены во вре­мя стихийных бедствий. Хищение, порча или бессмысленное уничтожение культурных ценностей народов и наций будут особо нетерпимы, если их объектом явились уникальные па­мятники национальной культуры.


С субъективной стороны рассматриваемые преступления чаше всего совершаются с прямым умыслом и четко опреде­ленными целями. Вопрос осознания субъектом социального смысла содеянного, волевые элементы преступления, цели и мотивы доказываются не только характером действия или без­действия, но и документами. На Токийском процессе в каче­стве одного из доказательств вины японских милитаристов, раскрывающих умысел, цели и мотивы развязывания агрес­сивной войны, фигурировал «меморандум Танака» (бывший премьер-министр Японии), в котором говорилось: «Япония не сможет устранить затруднений в Восточной Азии, если не будет проводить политики «крови и железа». Для того чтобы завоевать Китай, мыдолжны сначала завоевать Маньчжурию и Монголию... В программу нашего национального роста входит, по-видимо­му, необходимость вновь скрестить наши мечи с Россией»1.

Сложнее обстоит дело с определением вины государства. Критерии определения вины физического лица здесь непри­менимы потому, что вина государства — понятие не психоло­гическое, а социально-политическое и юридическое. По мне­нию В. А. Василенко, это неправомерно реализуемая воля го­сударства-правонарушителя, проявляющаяся в противоправ­ных деяниях его органов2.

Следовательно, это воля имеет ярко выраженное социаль­но-политическое происхождение. И действительно, в таких случаях «государства выступают как политические коллекти­вы, в которых даже те их органы — и коллегиальные, и едино­личные, за непосредственные действия которых они несут от­ветственность, выражают волю..., обусловленную волей гос­подствующего класса»3.

Характерно также и то, что вина государств не устраняет вины индивидов, совершивших преступления в связи с их пре­ступной деятельностью.

Применительно к таким уголовным преступлениям меж­дународного характера, как загрязнение окружающей среды, столкновение судов, повреждение подводного кабеля или тру­бопровода, порча культурных ценностей и др., может быть кон­статирована и неосторожная вина в форме преступной небреж-

См.: Международное уголовное право. — М.: 1995. —С. 61. См.: Василенко В. А. Ответственность государств за международные пра­вонарушения. Киев, 1976. - С. 150—151.

Левин Д. Б. Ответственность государств в современном международном праве. —М.: 1966. —С. 71—72.

2*                                           35


ности или самонадеянности. У некоторых субъектов рассмат­риваемых преступлений иногда можно встретить и косвенный умысел, когда возможность наступления вредных последствий сознательно допускается и субъект непосредственно к ним не стремится. Это бывает, например, при нарушении правил по­летов или кораблевождения.

В ст. 4 «Мотивы» названного проекта кодекса преступле­ний говорится, что «ответственность за преступления против мира и безопасности человечества не зависит от каких бы то ни было мотивов, на которые ссылается обвиняемый и кото­рые не охватываются определением данного преступления». Другими словами, цели и мотивы в определенных случаях могут и не влиять на квалификацию рассматриваемых преступлений.

Соучастие в преступлениях против международного права вытекает из аналогичного института национального уголов­ного права. Его можно определить как умышленное, совмест­ное участие двух и более лиц в совершении преступления. Сре­ди особенностей соучастия в совершении исследуемых пре­ступлений в первую очередь следует назвать соучастие госу­дарств, как это было перед Второй мировой войной с участни­ками «оси Берлин — Рим — Токио». После войны со стороны ЮАР и других реакционных государств отмечалось подстре­кательство и пособничество в совершении апартеида, геноци­да, агрессии, наемничества и других преступлений.

Специфической формой соучастия является заговор, осуж­денный международными военными трибуналами. Эта форма соучастия характерна для подготовки и ведения агрессивных войн. Непосредственно заговорщики могут быть и не связаны друг с другом, находятся в разных странах, действуют изоли­рованно. Однако они осуществляют единый преступный план и получают директивы из единого центра. Заговору присущи следующие признаки:

—осуществляется организованной, сплоченной групповой
руководителей государств и других должностных лиц, деятель­
ность которых рассчитана на длительное время;

—объектом заговора являются другие государства или со­
общества из нескольких государств;

—целью заговора является захват власти внутри государст­
ва, уничтожение вооруженных и других противоборствующих
сил и внешняя экспансия;

—глубокая конспирация, предательство интересов своего
народа и грубое нарушение принципов и норм международ­
ного права.


В подтверждение сказанному можно привести выдержку из японского плана подготовки к войне: «Япония должна оста­ваться нейтральной в германо-советской войне, тайно гото­вясь к нападению на Советский Союз, которое должно быть совершено тогда, когда станет ясно, что Советский Союз на­столько ослаблен войной, что не сможет оказать эффективно­го сопротивления»1. Поэтому и действия военного руководст­ва этой страны были квалифицированы Международным во­енным трибуналом как заговор против мира.

Особенности присущи формам соучастия и видам соучаст­ников в международном уголовном праве. Наиболее распро­страненными в нем является простое соучастие, сложное со­участие и преступная организация. При простом соучастии субъекты непосредственно и активно выполняют действия, образующие объективную сторону преступления. Оно распро­странено при совершении наркопреступлений, контрабанде, фальшивомонетничестве, пиратстве и др. Для международ­ных преступлений оно не характерно.

Сложное соучастие с распределением ролей зафиксирова­но в Уставе Международного военного трибунала 1945 г. сле­дующим образом: «Руководители, организаторы, подстрека­тели и пособники, участвовавшие в составлении или осуще­ствлении общего плана или заговора, направленного к совер­шению любых из вышеупомянутых преступлений, несут от­ветственность за все действия, совершенные любыми лицами с целью осуществления такого плана» (ст. 6). В проекте кодек­са преступлений против мира и безопасности человечества вопросы сложного соучастия закреплены более детально: «Лицо, которое оказывает помощь, содействие или предостав­ляет средства для совершения преступления против мира и безопасности человечества, или участвует в заговоре с целью совершения такого преступления, или прямо подстрекает к его совершению, несет за это ответственность и подлежит наказа­нию» (ст. 3). Сложное соучастие присуще также и актам меж­дународного терроризма, наркопреступлениям, наемничест­ву и другим преступлениям международного характера.

Соучастие в форме преступной организации свойственно международным преступлениям. Как уже было отмечено, для преступных организаций характерны согласование усилий ог­ромного числа лиц, сложная структура, трансконтиненталь­ные масштабы, устойчивость и длительное существование.

Смирнов Л. Н., Зайцев Е. Б. Суд в Токио. — М.: 1978. — С. 113.


Следует различать международно-правовые и националь­но-правовые санкции в международном уголовном праве. В пер­вом случае они указываются в международных договорах, ус­танавливающих преступность и наказуемость деяний. Приме­ром могут служить ст. 27 и 28 Устава Международного военно­го трибунала 1945 г., которые юридически закрепили право трибунала «приговаривать виновных к смертной казни или другому наказанию, которое Трибунал признает справедли­вым». В качестве дополнительного наказания предусмотрено «отобрание у осужденного награбленного имущества». Какие уголовные наказания Трибунал признал справедливыми? По приговору Нюрнбергского трибунала в отношении главных военных преступников, кроме смертной казни через повеше­ние, были применены к ряду подсудимых пожизненное заклю­чение, а также 10, 15 и 20 лет тюремного заключения. Аналогич­ные санкции применялись на Токийском процессе и другими военными трибуналами, созданными СССР, США, Великобри­танией и Францией в оккупационной зоне бывшей Германии.

Созданные в настоящее время по решению Совета Безо­пасности Международный трибунал по Югославии и Между­народный уголовный трибунал по Руанде в своих уставах пре­дусматривают в качестве санкций тюремное заключение, сро­ки которого судьи определяют, руководствуясь общей практи­кой вынесения приговоров о тюремном заключении в судах Югославии и Руанды. При этом учитываются такие факторы, как тяжесть преступления и конкретные обстоятельства, ка­сающиеся личности подсудимого. Помимо тюремного заклю­чения предусмотрено возвращение любого имущества и дохо­дов, полученных преступным путем, их законным владельцам. Эти уставы уже не предусматривают смертной казни, которая противоречит Всеобщей декларации прав человека, Пакту о гражданских и политических правах и Второму факультатив­ному протоколу к нему, направленному на отмену смертной казни, 1989г. 1

В проекте кодекса преступлений против мира и безопасно­сти человечества санкции вообще не указаны. Пока предлага­ется оставить решение этого вопроса на усмотрение внутрен­него права. Другие напоминают о том, что отсутствие санк­ций в проекте кодекса 1954 г. рассматривалось как один из ос­новных недостатков проекта, и настаивают на регулировании вопроса о мерах наказания. При этом они предлагают либо

1 См.: Приложение?. — С. 217—219.


включение шкалы наказаний, применимой ко всем преступ­лениям, либо конкретизировать санкции по каждому преступ-лению в отдельности. Комиссия международного права ООН должна учесть все точки зрения и решить вопрос о санкциях, без которых кодекс не может быть принят и вступить в силу.

Что касается уголовных преступлений международного ха­рактера, то международно-правовые санкции за их соверше­ние применяются в редких случаях. Имеются в виду наказа­ния, указанные непосредственно в конвенциях, предусматри­вающих преступность и наказуемость деяний, которые в уста­новленном порядке трансформированы в национальные уго­ловные кодексы. В этом плане характерны Единая конвенция о наркотических средствах 1961 г., Конвенция о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. и другие международно-правовые акты о борь­бе с наркопреступлениями. В них в качестве санкций предус­мотрены тюремное заключение и иные способы лишения сво­боды, конфискация доходов, полученных в результате совер­шения наркопреступлений, конфискация наркотических средств, психотропных веществ, материалов, оборудования и других средств, использованных при совершении этих преступ­лений. Государства-участники взяли на себя обязательства выявлять, замораживать или арестовывать преступные дохо­ды, собственность, средства производства, арестовывать бан­ковские, финансовые или коммерческие документы, приме­нять штрафы. В отношении наркоманов предусмотрено при­нудительное лечение, перевоспитание и последующее наблю­дение за процессом их реинтеграции.

Юрисдикция в отношении преступлений международного характера осуществляется судами государств. Поэтому наци­онально-правовые санкции занимают ведущее место в меж­дународном уголовном праве. По этой же причине в большин­стве рассматриваемых договоров меры наказания не указаны.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...