2 В-П. Панов 33
2 В-П. Панов 33 Рассматриваемые преступления могут совершаться и в форме бездействия, когда виновное должностное лицо не совершает действий, которые оно по закону должно было и могло выполнить. Военный трибунал США признал виновным в нарушении законов и обычаев войны в 1944—1945 гг. на территории Филиппин японского генерала Ямашито. Будучи военным губернатором этой страны и командующим войсками, он не осуществлял должного контроля за подчиненными и не выполнял свои обязанности в соответствии с законами и обычаями войны. Его подчиненные совершали зверства в отношении гражданского населения. Одно из подчиненных ему подразделений напало на д. Тал, сожгло все дома и расстреляло всех жителей. Ямашито обратился в Верховный суд с жал обой, где указывал, что не может контролировать сотни таких подразделений, командиры которых и должны нести ответственность. Однако Верховный Суд США отклонил эту жалобу и признал его виновным и по эпизодам преступного бездействия. Многие из рассматриваемых составов преступлений сконструированы таким образом, что образуют оконченное деяние независимо от наступления вредных последствий. К примеру, заговор против мира, фальшивомонетничество или рабство. С другой стороны последствия ряда международных преступлений отличаются своим разнообразием, исключительными масштабами и причинением неисчислимого материального ущерба и морального вреда людям. Кроме этого, международный терроризм, пиратство, преступления на воздушном транспорте и в международных аэропортах, захват заложников, посягательства на культурное наследие народов и другие преступления нередко становятся и в мирное время средством нагнетания международной обстановки, осложнения в сфере сотрудничества государств и способны спровоцировать международные конфликты.
Место, время и обстановка совершения рассматриваемых преступлений также влияют на их квалификацию и могут быть использованы судом в качестве смягчающих или отягчающих вину обстоятельств при назначении наказаний. Так, преступления, совершаемые в открытом море или на борту воздушного судна, будут наказаны строже, если они совершены во время стихийных бедствий. Хищение, порча или бессмысленное уничтожение культурных ценностей народов и наций будут особо нетерпимы, если их объектом явились уникальные памятники национальной культуры. С субъективной стороны рассматриваемые преступления чаше всего совершаются с прямым умыслом и четко определенными целями. Вопрос осознания субъектом социального смысла содеянного, волевые элементы преступления, цели и мотивы доказываются не только характером действия или бездействия, но и документами. На Токийском процессе в качестве одного из доказательств вины японских милитаристов, раскрывающих умысел, цели и мотивы развязывания агрессивной войны, фигурировал «меморандум Танака» (бывший премьер-министр Японии), в котором говорилось: «Япония не сможет устранить затруднений в Восточной Азии, если не будет проводить политики «крови и железа». Для того чтобы завоевать Китай, мыдолжны сначала завоевать Маньчжурию и Монголию... В программу нашего национального роста входит, по-видимому, необходимость вновь скрестить наши мечи с Россией»1. Сложнее обстоит дело с определением вины государства. Критерии определения вины физического лица здесь неприменимы потому, что вина государства — понятие не психологическое, а социально-политическое и юридическое. По мнению В. А. Василенко, это неправомерно реализуемая воля государства-правонарушителя, проявляющаяся в противоправных деяниях его органов2.
Следовательно, это воля имеет ярко выраженное социально-политическое происхождение. И действительно, в таких случаях «государства выступают как политические коллективы, в которых даже те их органы — и коллегиальные, и единоличные, за непосредственные действия которых они несут ответственность, выражают волю..., обусловленную волей господствующего класса»3. Характерно также и то, что вина государств не устраняет вины индивидов, совершивших преступления в связи с их преступной деятельностью. Применительно к таким уголовным преступлениям международного характера, как загрязнение окружающей среды, столкновение судов, повреждение подводного кабеля или трубопровода, порча культурных ценностей и др., может быть констатирована и неосторожная вина в форме преступной небреж- См.: Международное уголовное право. — М.: 1995. —С. 61. См.: Василенко В. А. Ответственность государств за международные правонарушения. Киев, 1976. - С. 150—151. Левин Д. Б. Ответственность государств в современном международном праве. —М.: 1966. —С. 71—72. 2* 35 ности или самонадеянности. У некоторых субъектов рассматриваемых преступлений иногда можно встретить и косвенный умысел, когда возможность наступления вредных последствий сознательно допускается и субъект непосредственно к ним не стремится. Это бывает, например, при нарушении правил полетов или кораблевождения. В ст. 4 «Мотивы» названного проекта кодекса преступлений говорится, что «ответственность за преступления против мира и безопасности человечества не зависит от каких бы то ни было мотивов, на которые ссылается обвиняемый и которые не охватываются определением данного преступления». Другими словами, цели и мотивы в определенных случаях могут и не влиять на квалификацию рассматриваемых преступлений. Соучастие в преступлениях против международного права вытекает из аналогичного института национального уголовного права. Его можно определить как умышленное, совместное участие двух и более лиц в совершении преступления. Среди особенностей соучастия в совершении исследуемых преступлений в первую очередь следует назвать соучастие государств, как это было перед Второй мировой войной с участниками «оси Берлин — Рим — Токио». После войны со стороны ЮАР и других реакционных государств отмечалось подстрекательство и пособничество в совершении апартеида, геноцида, агрессии, наемничества и других преступлений.
Специфической формой соучастия является заговор, осужденный международными военными трибуналами. Эта форма соучастия характерна для подготовки и ведения агрессивных войн. Непосредственно заговорщики могут быть и не связаны друг с другом, находятся в разных странах, действуют изолированно. Однако они осуществляют единый преступный план и получают директивы из единого центра. Заговору присущи следующие признаки: —осуществляется организованной, сплоченной групповой —объектом заговора являются другие государства или со —целью заговора является захват власти внутри государст —глубокая конспирация, предательство интересов своего В подтверждение сказанному можно привести выдержку из японского плана подготовки к войне: «Япония должна оставаться нейтральной в германо-советской войне, тайно готовясь к нападению на Советский Союз, которое должно быть совершено тогда, когда станет ясно, что Советский Союз настолько ослаблен войной, что не сможет оказать эффективного сопротивления»1. Поэтому и действия военного руководства этой страны были квалифицированы Международным военным трибуналом как заговор против мира. Особенности присущи формам соучастия и видам соучастников в международном уголовном праве. Наиболее распространенными в нем является простое соучастие, сложное соучастие и преступная организация. При простом соучастии субъекты непосредственно и активно выполняют действия, образующие объективную сторону преступления. Оно распространено при совершении наркопреступлений, контрабанде, фальшивомонетничестве, пиратстве и др. Для международных преступлений оно не характерно.
Сложное соучастие с распределением ролей зафиксировано в Уставе Международного военного трибунала 1945 г. следующим образом: «Руководители, организаторы, подстрекатели и пособники, участвовавшие в составлении или осуществлении общего плана или заговора, направленного к совершению любых из вышеупомянутых преступлений, несут ответственность за все действия, совершенные любыми лицами с целью осуществления такого плана» (ст. 6). В проекте кодекса преступлений против мира и безопасности человечества вопросы сложного соучастия закреплены более детально: «Лицо, которое оказывает помощь, содействие или предоставляет средства для совершения преступления против мира и безопасности человечества, или участвует в заговоре с целью совершения такого преступления, или прямо подстрекает к его совершению, несет за это ответственность и подлежит наказанию» (ст. 3). Сложное соучастие присуще также и актам международного терроризма, наркопреступлениям, наемничеству и другим преступлениям международного характера. Соучастие в форме преступной организации свойственно международным преступлениям. Как уже было отмечено, для преступных организаций характерны согласование усилий огромного числа лиц, сложная структура, трансконтинентальные масштабы, устойчивость и длительное существование. Смирнов Л. Н., Зайцев Е. Б. Суд в Токио. — М.: 1978. — С. 113. Следует различать международно-правовые и национально-правовые санкции в международном уголовном праве. В первом случае они указываются в международных договорах, устанавливающих преступность и наказуемость деяний. Примером могут служить ст. 27 и 28 Устава Международного военного трибунала 1945 г., которые юридически закрепили право трибунала «приговаривать виновных к смертной казни или другому наказанию, которое Трибунал признает справедливым». В качестве дополнительного наказания предусмотрено «отобрание у осужденного награбленного имущества». Какие уголовные наказания Трибунал признал справедливыми? По приговору Нюрнбергского трибунала в отношении главных военных преступников, кроме смертной казни через повешение, были применены к ряду подсудимых пожизненное заключение, а также 10, 15 и 20 лет тюремного заключения. Аналогичные санкции применялись на Токийском процессе и другими военными трибуналами, созданными СССР, США, Великобританией и Францией в оккупационной зоне бывшей Германии.
Созданные в настоящее время по решению Совета Безопасности Международный трибунал по Югославии и Международный уголовный трибунал по Руанде в своих уставах предусматривают в качестве санкций тюремное заключение, сроки которого судьи определяют, руководствуясь общей практикой вынесения приговоров о тюремном заключении в судах Югославии и Руанды. При этом учитываются такие факторы, как тяжесть преступления и конкретные обстоятельства, касающиеся личности подсудимого. Помимо тюремного заключения предусмотрено возвращение любого имущества и доходов, полученных преступным путем, их законным владельцам. Эти уставы уже не предусматривают смертной казни, которая противоречит Всеобщей декларации прав человека, Пакту о гражданских и политических правах и Второму факультативному протоколу к нему, направленному на отмену смертной казни, 1989г. 1 В проекте кодекса преступлений против мира и безопасности человечества санкции вообще не указаны. Пока предлагается оставить решение этого вопроса на усмотрение внутреннего права. Другие напоминают о том, что отсутствие санкций в проекте кодекса 1954 г. рассматривалось как один из основных недостатков проекта, и настаивают на регулировании вопроса о мерах наказания. При этом они предлагают либо 1 См.: Приложение?. — С. 217—219. включение шкалы наказаний, применимой ко всем преступлениям, либо конкретизировать санкции по каждому преступ-лению в отдельности. Комиссия международного права ООН должна учесть все точки зрения и решить вопрос о санкциях, без которых кодекс не может быть принят и вступить в силу. Что касается уголовных преступлений международного характера, то международно-правовые санкции за их совершение применяются в редких случаях. Имеются в виду наказания, указанные непосредственно в конвенциях, предусматривающих преступность и наказуемость деяний, которые в установленном порядке трансформированы в национальные уголовные кодексы. В этом плане характерны Единая конвенция о наркотических средствах 1961 г., Конвенция о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. и другие международно-правовые акты о борьбе с наркопреступлениями. В них в качестве санкций предусмотрены тюремное заключение и иные способы лишения свободы, конфискация доходов, полученных в результате совершения наркопреступлений, конфискация наркотических средств, психотропных веществ, материалов, оборудования и других средств, использованных при совершении этих преступлений. Государства-участники взяли на себя обязательства выявлять, замораживать или арестовывать преступные доходы, собственность, средства производства, арестовывать банковские, финансовые или коммерческие документы, применять штрафы. В отношении наркоманов предусмотрено принудительное лечение, перевоспитание и последующее наблюдение за процессом их реинтеграции. Юрисдикция в отношении преступлений международного характера осуществляется судами государств. Поэтому национально-правовые санкции занимают ведущее место в международном уголовном праве. По этой же причине в большинстве рассматриваемых договоров меры наказания не указаны.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|