Глава 2. Особенности. международного уголовного права
Глава 2. Особенности международного уголовного права Будучи самостоятельной отраслью меадународного^щава и обладая всеми его признаками, межд7на'родное™уголовное право имеет свою специфику, обусловленную предметом правового регулирования, характером уголовно наказуемых деяний, связью с другими отраслями международного права и национальным законодательством. К числу таких особенностей можно отнести комплексный характер международного уголовного права, наличие в нем особых принципов и источников, субъектов и других признаков преступлений и т. п. Необычное преломление здесь получают такие общепризнанные институты уголовного права, как соучастие, необходимая оборона, крайняя необходимость, преступный приказ и др. Рассмотрим некоторые особенности подробнее. Комплексный характер международного уголовного права проявляется в о& ьединении в единую отрасль материальных норм уголовного, уголовно-исполнительного права и уголовно-процессуальных норм, регулирующих отношения по расследованию и судебному разбирательству дел о преступлениях с так называемым «иностранным элементом». При этом изначально приоритет отдавался процессуальным нормам. Так, по мнению В. Э. Грабаря, «международное уголовное право до XX века было главным образом процессуальным. Вопросы этой части сводились в основном к двум: пространственному действию уголовного закона (пределы уголовно-правовой компе- тенции государственной власти) и к взаимному содействию государств при осуществлении ими своих карательных функций, в особенности путем выдачи преступников»1. В нашей юридической литературе можно встретить и разделение международного уголовного права на материальное и международное уголовно-процессуальное право2. Однако такое разделение, на наш взгляд, будет искусственным, о чем будет подробно сказано ниже.
Появлению в составе международного уголовного права норм уголовно-исполнительного характера способствует нор-мотворческая деятельность ООН в области защиты прав человека. Ежедневно во всех государствах производятся аресты и задержания граждан по подозрению в совершении преступлений. Довольно часто этих лиц содержат под стражей длительное время. Проходят нередко годы, прежде чем суд вынесет свое решение по их делу. Условия содержания задержанных нередко является наихудшим в национальной пенитенциарной системе. Не всегда определен их правовой статус, многие испытывают трудности и страдания. Кроме задержанных, миллионы людей отбывают уголовные наказания в виде лишения свободы. Нормы международного уголовного права, регулирующие задержание, порядок назначения и отбывания уголовных наказаний, содержатся в принятых ООН Всеобщей декларации прав человека, Международном пакете о гражданских и политических правах, Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными, Минимальных стандартных правилах ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), Своде принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, и других документах3. Перечисленные международно-правовые акты рекомендуют государствам комплекс международных стандартов, касающихся: а) необходимых условий содержания под стражей; б) недопустимости пыток, плохого обращения, исчезновений и произвольных казней; в) роли судов, адвокатов и медицин- 1 Грабарь В. Э. Указ, соч. — С. 457. г См.: Решетов Ю. А. Борьба с международными преступлениями против мира и безопасности. — М.: 1983. С. 207; Мэрфи Д., Ларин А. М. Международное уголовно-процессуальное право. В кн. Нюрнбергский процесс: право против войны и фашизма. — М.: 1995.
3 Подробнее см.: Права человека и предварительное заключение. — ООН, Нью-Йорк и Женева. — 1994. ского персонала; г) введения альтернатив предварительному заключению; д) защиты прав несовершеннолетних. Кроме этого, международные стандарты определяют процессуальные правила осуществления таких прав заключенных, как недопустимость дискриминации по признаку расы, национальности, пола и другим основаниям; права на уведомление родственников об их аресте, на замену лишения свободы другими мерами пресечения, на связь с внешним миром и доступ задержанных к адвокату, на справедливое судебное разбирательство и обжалование вынесенного приговора. Регулируются также и условия содержания под стражей: питание, помещение, медицинское обслуживание, дисциплина и т. п. Международное уголовное право тесно связано с криминологией. Его нормы содержат комплекс обязанностей государств по претворению в жизнь мероприятий по предупреждению преступлений как в общем плане, так и среди отдельных категорий населения, по отдельным видам преступлений, совершенствованию законодательства и т. п. При этом задача предупреждения является ведущей, главной задачей международного уголовного права. Назначение уголовных наказаний виновным рассматривается здесь лишь как одно из превентивных средств. Не случайно поэтому основные стандарты, нормы и правила ООН начинаются со слов «предупреждение преступности», а совершенствование международного уголовного права в первую очередь связывается с предупредительной деятельностью государств и международных организаций. И, наконец, следует отметить его связь с другими отраслями международного права, которые содержат в себе и нормы об уголовной ответственности за отдельные виды преступлений. Так, в международном гуманитарном праве — это ответственность за систематические и массовые нарушения прав человека, военные преступления в период вооруженных конфликтов и др.; в международном морском праве — за пиратство, повреждение подводных кабелей и трубопроводов, неоказание помощи на море и др.; в международном воздушном праве — за преступления на воздушном транспорта; в дипломатическом и консульском праве — за преступления против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов; в международном экономическом праве — за фальшивомонетничество в отношении иностранной валюты и ценных бумаг, а также «отмывание» преступных денег. Общие для этих отраслей институты ответственности, междуна-
родного договора и др. получают в международном уголовном праве весьма своеобразную интерпретацию. Особые принципы, присущие этой отрасли международного права, сформулированные в Уставе и приговоре Нюрнбергского трибунала, носят императивный характер. В декабре 1946 г. ГА ООН в своей резолюции подтвердила принципы международного права, признанные статутом Нюрнбергского трибунала и нашедшие выражение в приговоре трибунала как общепризнанные. Еще в 1947 г. ГА ООН поручила Комиссии международного права (КМП) сформулировать принципы международного уголовного права, взяв за основу вышеназванные. В 1950 г. КМП приняла и представила ГА ООН «Принципы международного права, признанные статутом Нюрнбергского трибунала и нашедшие выражение в решении этого трибунала». Среди них можно выделить следующие: —запрещение агрессивной войны, вытекающее из запрета при —неотвратимость уголовного наказания за совершение лю —если государство не устанавливает наказания за дейст —должностное положение лица, совершившего междуна
—исполнение лицом преступного приказа своего прави —каждое лицо, обвиненное в международном преступле —неприменение сроков давности к военным преступни —международные принципы осуществления правосудия по ларации прав человека 1948 г. и закрепленные ст. 10, 14, 15 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. и др. К ним следует отнести презумпцию невиновности, запрещение пропаганды войны, рабства, пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, а также принуждения к даче показаний и признанию своей вины. Здесь же закреплены принципы осуществления правосудия только судом, гласность судебного разбирательства, равенство лиц перед законом и судом, право на защиту, на бесплатного переводчика в суде, на обжалование приговора суда, право лишенных свободы на гуманное обращение и уважение достоинства. Особо следует выделить принцип, закрепленный в ст. 15 Пакта, согласно которому признается преступность и наказуемость любого деяния или упущения, которые в момент совершения являлись уголовным преступлением согласно общим принципам права, признанным международным сообществом. Дальнейшее развитие эти принципы получили в нормах Дополнительного протокола I 1977 г. к Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 г. Они связаны с преступлениями, совершенными в районе военных действий в период вооруженных конфликтов. В ст. 75 закреплен принцип запрещения под страхом уголовного наказания представителей гражданских или военных органов насилия над жизнью, здоровьем, физическим или психическим состоянием лиц, за действия, связанные с вооруженным конфликтом (убийства, пытки, телесные наказания и увечья, взятие заложников, коллективные наказания и др. ). К лицам, обвиняемым в военных преступлениях или в преступлениях против человечества в соответствии с этой же нормой Дополнительного протокола, применяются следующие принципы: а) уголовное преследование и предание их суду осуществ
б) независимо от характера и тяжести совершенных пре В 1973 г. специальной резолюцией ГА ООН были приняты Принципы международного сотрудничества в отношении обнаружения, ареста, выдачи и наказания лиц, виновных в военных преступлениях и в преступлениях против человечества. Эти принципы в основном регламентируют стадию предварительного расследования указанных преступлений1. Таким образом, перечисленные международно-правовые документы значительно расширяют, конкретизируют, юридически закрепляют и кодифицируют основные принципы международного уголовного права, сформулированные впервые в Нюрнберге малым числом государств. Основными источниками международного уголовного права являются международные договоры. Их более трехсот, большинство из которых составляют двусторонние, региональные или универсальные соглашения о преступности и наказуемости за международные преступления и уголовные преступления международного характера, об оказании друг другу правовой помощи по уголовным делам, выдаче преступников и т. п. Некоторые из них связаны с борьбой с преступностью лишь косвенно. К примеру, Конвенция ООН по морскому праву регламентирует сотрудничество государств по освоению Мирового океана. Но часть его норм регламентирует международную борьбу с пиратством, перевозкой рабов, наркопреступлениями, незаконным радио- и телевещанием из открытого моря, столкновением судов, неоказанием помощи на море и т. п. Среди источников главная роль принадлежит универсальным договорам, принятым в рамках ООН2. В отличие от других отраслей в международном уголовном праве кодификация до сих пор не осуществлена. Поэтому его нормы можно найти в различных отраслях международного права. Рост международной преступности обусловил принятие целого комплекса международно-правовых актов на региональном уровне. В первую очередь это имеет отношение к Европе. В рамках Европейского Совета действуют следующие основные договоры: —Европейская конвенция о взаимной помощи по уголов —Европейская конвенция о надзоре за условно пригово —Европейская конвенция о наказании за дорожно-транс — Европейское соглашение о предупреждении вещания, 1 См.: Приложение 3. —С. 191—192. 2 См.: главу 3 настоящей работы. — Европейская конвенция о международной действитель — Соглашение о передаче трупов 1973 г. — Европейская конвенция о неприменении сроков давно — Европейская конвенция о борьбе с терроризмом 1974 г. — Второй Дополнительный протокол к Европейской кон — Дополнительный протокол к Европейской конвенции о — Европейская конвенция о признании и приведении в ис — Конвенция о передаче осужденных 1983 г. — Протокол № 6 к Конвенции о защите прав человека и — Европейская конвенция о преступлениях в отношении — Конвенции об охране архитектурного наследия Европы — Европейская конвенция о предупреждении пыток и не — Конвенция об «отмывании», выявлении, изъятии и кон Одним из условий членства в Европейском Совете является присоединение РФ и других стран к перечисленным региональным договорам. Дискуссионным в доктрине международного права является вопрос об отнесении к источникам уголовного права международного обычая. Трудно согласиться с точкой зрения о том, что обычные нормы международного права играют более значимую роль, чем договоры. В этой связи можно утверждать, что международные обычаи все чаще включаются в международные договоры. И в основе норм международного уголовного права, в частности, нарушений законов и обычаев войны, чаще всего лежат международные обычаи, которые были кодифицированы в известных международных договорах2. 1 См.: Приложение 15. — С. 297—304. 2 См.: Арцибасов И. Н., Егоров С. А. Вооруженный конфликт: право, полити Сказанное не означает, что в международном уголовном праве нет обычных норм. Они есть. В качестве примера можно привести некоторые правила выдачи преступников. Известно, что обязательной выдаче преступник подлежит при наличии между государствами международного договора. При отсутствии такого договора действует обычная норма — «или выдай или суди». На возникновение обычных норм международного уголовного права оказывают влияние нормы национального законодательства различных стран, принятые по одному и тому же вопросу. К примеру, уголовные законы по борьбе с международным терроризмом и наемничеством могут способствовать появлению обычной нормы международного права об ответственности виновных перед особым международным судебным органом. Эти же законы активно используются при разработке и принятии международных договоров о борьбе с наркопреступлениями, контрабандой и т. п. Однако относить национальное законодательство к источникам международного уголовного права необоснованно. Перечень источников международного права общепринят и является исчерпывающим. Другое дело, прецеденты, судебные решения, которые отнесены к вспомогательным источникам международного права ст. 38 Статута Международного суда ООН. Они «оказывают влияние на развитие международного права, подтверждая или констатируя отсутствие той или иной международно-правовой нормы»1. На примере приговора Нюрнбергского военного трибунала выше было показано влияние судебного решения на формирование принципов международного уголовного права и его конкретных норм. Благодаря решению ГА ООН мировое сообщество рассматривает эти принципы как общепризнанные, основанные на ранее сложившихся нормах международного права. Нюрнбергские принципы стали правовой основой для принятия международно-правовых актов об ответственности за геноцид, апартеид, экоцид и другие международные преступления, а также норм о нераспространении сроков давности и обязанности государств по выдаче военных преступников и изменников из числа лиц, совершивших преступления, предусмотренные в Уставе Нюрнбергского трибунала. Как вспомогательный источник международного уголовного права Приговор Нюрнбергского трибунала упоминается в 1 См.: Блищенко И. П. Прецеденты в международном праве. — М.: 1977. — С. 11-12. Женевских конвенциях о защите жертв войны 1949 г. Они, в частности, предусматривают уголовную ответственность за военные преступления, которые не упомянуты в Гаагских конвенциях 1907 г., но были прямо осуждены Уставом и Приговором Нюрнбергского трибунала. Аргументы и само решение этого приговора успешно использовались и используются в настоящее время другими международными и национальными судами в качестве прецедента по аналогичным уголовным делам. Как отмечают авторы монографии «Международное уголовное право», роль косвенного источника международного уголовного права играют судебные решения и приговоры внутригосударственных судов по делам рассматриваемой категории. На конкретных примерах этот тезис доказан безоговорочно1. Так, на процессе над наемниками в Луанде в 1976 г. для расследования преступлений была создана Международная комиссия из представителей 35 стран. Национальный суд Анголы приговорил 13 иностранных наемников к строгим мерам уголовного наказания. Приговор признал их деяния преступными по международному уголовному праву. Была осуждена и практика государств по вербовке и использованию наемников в вооруженных конфликтах. Названная Комиссия, проанализировав результаты своего расследования, приговор этого суда, международную практику борьбы с наемничеством, резолюции ГА ООН и региональные конвенции по этому вопросу, разработала проект Конвенции о предотвращении и запрещении наемничества. В 1979 г. в Пномпене был создан Народно-революционный трибунал для рассмотрения преступлений геноцида, совершенных кликой Пол Пота и Иенг Сари в Камбодже. В Указе парламента указывались признаки геноцида в соответствии с международным уголовным правом, санкции, состав суда и ряд уголовно-процессуальных норм. Исследовав представленные доказательства, суд заслушал свидетельские показания иностранных юристов: представителя Кубы Д. Эстрада, Японии — С. Одзахи и США — Д. Куигли, которые констатировали международные аспекты совершенных преступлений. В приговоре этого одного из первых в истории человечества суда над виновными в геноциде подсудимым вменялись следующие преступления: —- широкое и массовое уничтожение многих социальных слоев населения; 1 См.: Международное уголовное право. — М.: Наука. — 1995. — С. 25—27. —безоговорочное истребление почти всех офицеров и сол —ликвидация священнослужителей, верующих, уничтоже —систематическое уничтожение национальных мень —разрушение семейных и социальных основ, массовые —массовые убийства малолетних детей, применение пы Эти примеры подтверждают вывод о том, что судебные решения международных и национальных судов играют определенную роль в становлении и развитии международного уголовного права и относятся к вспомогательным, косвенным источникам этой отрасли международного права. Одной из особенностей рассматриваемых источников является придание обратной силы целому ряду норм международного уголовного права. Например, обратную силу имели материальные нормы уставов Нюрнбергского, Токийского международных военных трибуналов, международных трибуналов по Югославии и Руанде, а также национальные законы о специальных судах в Луанде и Пномпене, в которых устанавливалась преступность и наказуемость деяний до их совершения подсудимыми. На первый взгляд это противоречит известной формуле ех роз* ГасЮ 1а\У8, т. е. запрет обратной силы уголовного закона. В этой связи в приговоре Нюрнбергского военного трибунала было подчеркнуто, что в момент совершения инкриминируемых подсудимым деяний они были запрещены Гаагскими конвенциями о законах и обычаях войны 1907г., другими международно-правовыми актами, международными обычаями, принципами права и гуманизма. В 1966 г. это важнейшее положение нашло свое юридическое закрепление в ст. 15 Международного пакта о гражданских и политических правах. Она устанавливает: «Ничто... не препятствует преданию суду и наказанию любого лица за деяние или упущение, которое в момент совершения являлось уголов- 28 преступлением согласно общим принципам права, признанным международным сообществом». Все названные выше деяния в момент их совершения признавались преступными в других нормах права. Уставные нормы лишь конкретизировали эти запреты к конкретным преступлениям конкретных лиц, а придание им обратной силы носит формальный характер. Закономерным процессом развития международного уголовного права является его кодификация с целью объединить в одном документе договорную практику государств и международные обычаи, выработки новых принципов и институтов. Эта задача возложена на Комиссию международного права ООН1. В отличие от внутригосударственного уголовного права субъектами преступлений в международном уголовном праве являются не только физические лица, но и государства, а также, в некоторых случаях, и юридические лица. При этом для государства ответственность может наступать только при совершении международного преступления. Впервые она была установленав 1928г. Пактом Бриана-Келлога за развязывание и ведение государством агрессивной войны. Как отмечает Ю. М. Рыбаков, «вместо равноправной стороны в войне, государство, развязавшее вооруженный конфликт, стало признаваться агрессором, т. е. стороной, совершившей тягчайшее нарушение международного права, а государство, подвергшееся нападению, стало жертвой агрессии. Иными словами, по новому международному праву агрессор и жертва агрессии уже не находятся в равном положении»2. Мировое сообщество должно ограничить суверенитет агрессора, который после этого уже не может претендовать на равенство с другими странами. После Второй мировой войны ответственность государств за международные преступления была закреплена уставами международных военных трибуналов, конвенциями о геноциде, апартеиде, целым радом резолюций ГА ООН. Так, в 1981 г. ГА приняла Декларацию, в соответствии с которой «государства и государственные деятели, которые первыми прибегнут к использованию ядерного оружия, совершат тягчайшие преступления против человечества». В этой же связи можно сослаться надело Шимода как прецедент. В 1963 г. окружной суд Токио признал нарушением международного права ядерные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Их организаторами и 1 См., главу 3 настоящей работы. 2 Рыбаков Ю. М. Вооруженная агрессия — тяпайШее международное пре исполнителями были США, президент США, высшие американские военачальники и военные летчики, осуществившие эти бомбардировки1. В настоящее время готовится универсальная Конвенция об ответственности государств. В проекте кодекса преступлений против мира и безопасности человечества, принятом в 1994 г. на 46 сессии Комиссии Международного права, подчеркнуто, «что судебное преследование какого-либо лица за преступление против мира и безопасности человечества не освобождает государство от ответственности по международному праву за действие или бездействие, вменяемое этому государству» (ст. 5). Следует обратить внимание, что речь в этой статье идет не о международной уголовной ответственности государства, а об ответственности государств по международному праву. Поэтому вряд ли юридически правомерно будет называть государство субъектом международного преступления. Фактически государство является субъектом ответственности за международные преступления. Это верно еще и потому, что за международные преступления государства привлекаются к политической и материальной ответственности, а санкции уголовных законов к ним не применяются. Основным субъектом преступлений в международном уголовном праве, как и в национальном, являются физические, вменяемые лица, достигшие установленного возраста и совершившие преступления по международному праву. Остановимся кратко на характере субъекта международного преступления. При этом принято различать субъекта-индивида, который совершил преступление самостоятельно, по своей воле, например, допускал акты насилия над населением в районе военных действий или применил запрещенное средство ведения войны, от субъекта, связанного с преступлениями государства. Их называют «агент государства», «представитель государства», «действующий от имени государства» или в качестве фактического агента без законных полномочий. Именно такие преступники были осуждены международными военными трибуналами. Как отмечал в этой связи А. И. Полторак, «Нюрнбергский процесс показал, что все преступления, которые вменялись в вину официальным лицам... — это преступления самого государства, и совершались они по его предписанию, ибо чудовищные преступления были возведены в Германии на уровень государствен ной политики»2. 1 См., Блищенко И. П. Прецеденты в международном праве. — М.: 1977. 2 Полторак А. И. Нюрнбергский эпилог. — М.: 1983. — С. 130. Поэтому несостоятельными были признаны доводы защитников, которые пытались использовать доктрину государственного акта, исключавшую ответственность физических лиц — исполнителей воли государств. Победил принцип индивидуальной ответственности за международные преступления. Сегодня он общепризнан мировым сообществом. В статьях 11 —13 проекта кодекса преступлений против мира и безопасности человечества закрепляются три важнейших положения: 1. То обстоятельство, что какое-либо лицо, обвиняемое в 2. Факт совершения указанного выше преступления под 3. Официальный статус лица, совершившего такое преступ Эти правила и раньше применялись национальными и международными судами. Например, в приговоре американского военного трибунала по делу фельдмаршала Л иста указывал ось, что офицер обязан выполнять лишь законные приказы. Тот, кто передает, отдает или исполняет преступный приказ, становится преступником, если он признал или должен был признать преступный характер приказа. Разумеется, фельдмаршал немецкой армии, имеющий за плечами сорок лет военной службы, знал или по крайней мере должен был знать о незаконном характере получаемых приказов. Суд полагает, что если подчиненный не отдавал себе отчета в незаконности полученного приказа или по справедливости от него трудно было ожидать, что он сможет отдать себе отчет, то виновное намерение, которое предполагает совершение преступления, отсутствует и подчиненный избегает ответственности. Другими словами, приказ не влечет за собой ответственности исполнителя, если он имел возможность морального выбора. Своеобразную трактовку в международном уголовном праве имеют относительно его субъектов такие понятия, как «военная необходимость», «крайняя необходимость», «военный преступник», «преступное бездействие начальника», «выдача военных преступников» и т. п. 1 В Приговоре Нюрнбергского военного трибунала преступными организациями были признаны: руководящий состав нацистской партии Германии, СС вместе с СД, как ее составной частью, и гестапо. Фактически это было привлечение к уголовной ответственности юридических лиц. Однако до настоящего времени этот вопрос является дискуссионным. Теоретически субъектами преступлений по международному уголовному праву могут быть международные организации, военные союзы, транснациональные корпорации, коммерческие банки, отдельные государственные органы и даже хозяйственные предприятия и организации. В процессе подготовки проектов Уголовного кодекса РФ были получены интересные предложения о признании юридических лиц субъектами преступлений. Причиной этому являются проблемы в уголовном законодательстве. К примеру, сегодня по действующему законодательству невозможно привлечь к уголовной ответственности должностных лиц частного предприятия или учреждения за сокрытие прибыли от налогообложения. В соответствии с Законом об основах налоговой системы в РФ плательщиками налогов являются в числе других юридические лица, на которых эта обязанность возложена законом. По ст. 162 УК РФ, предусматривающей ответственность за сокрытие доходов (прибыли) или иных объектов налогообложения, к ответственности можно привлечь только налогоплательщиков из числа физических лиц. За неуплату налогов нельзя привлечь к уголовной ответственности и руководителей этих предприятий за должностные преступления, потому что до настоящего времени к должностным лицам относятся только руководители государственных и общественных предприятий и учреждение (в числе других). Выходы из подобных ситуаций могут быть различными. Один из вариантов — включение в состав субъектов преступлений юридических лиц. Санкции для нихдолжны носить ма- 1 См.: Арцибасов И. Н., Егоров С. А. Вооруженный конфликт: право, политика, дипломатия. — М.: 1989. —С. 184—218. термальный характер в виде возмещения материального ущерба, штрафов, конфискации имущества и т. п. В стандартах и нормах ООН подобная норма давно рекомендуется государствам. Еще в 1985 г. в документе ООН Руководящие принципы в области предупреждения преступности и уголовного правосудия в контексте развития и нового международного экономического порядка в разделе, касающемся ответственности юридических лиц, записано: «Государства-члены должны рассматривать вопрос о предусмотрен и и уголовной ответственности не только для лиц, действовавших от имени какого-либо учреждения, корпорации или предприятия или выполняющих руководящие или исполнительные функции, но для самого учреждения, корпорации или предприятия путем выработки соответствующих мер предупреждения их возможных преступных действий и наказания за них»1. А каковы особенности субъектов уголовных преступлений международного характера? Государство ответственности за их совершение не несет. Более того, в его обязанности входит уголовное преследование виновных в совершении этих преступлений по своим законам. Поэтому все вопросы, связанные с субъектами этих преступлений, разрешаются национальным законодательством с учетом норм международного уголовного права. С объективной стороны преступления, предусмотренные международным уголовным правом, представляют собой действия либо бездействие, отличающиеся особой опасностью для международного мира, безопасности человечества или международного правопорядка и характеризующиеся широкими масштабами. Если преступления международного характера в этой связи мало чем отличаются от общеуголовных, то преступления против мира, военные и другие международные преступления представляют собой сложную и разветвленную деятельность многих индивидов, юридических лиц и государств и совершаются в течение длительного времени на территории нескольких стран. При этом место совершения преступления не всегда совпадает с местом наступления вредных последствий. Например, доллары США незаконно подделаны и напечатаны в Италии, распространены в ФРГ, Франции, Литве и России, а экономический ущерб причинен США. То же самое можно сказать о планировании, развязывании и ве-Дении агрессивной войны. Сборник стандартов и норм ООН в области предупреждения преступности и уголовного правосудия. — Нью-Йорк. — ООН, 1992. —С. 34.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|