Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Статья 46. Ответственность арбитра




Статья 46. Ответственность арбитра

Арбитр не несет гражданско-правовой ответственности перед сторонами арбитражного разбирательства, а также постоянно действующим арбитражным учреждением в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением функций арбитра и в связи с третейским разбирательством, за исключением ответственности в рамках гражданского иска по уголовному делу, который может быть предъявлен к арбитру в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации в целях возмещения ущерба, причиненного преступлением, в совершении которого арбитр будет признан виновным в установленном законом порядке. При этом правилами постоянно действующего арбитражного учреждения может быть предусмотрена возможность снижения гонорара арбитра в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения им своих функций.

Комментарий Конференции.

Полагаем, введение дополнительной ответственности, в том числе путем установления гражданско-правовой ответственности арбитров или ПДТС или введения дополнительных составов в УК РФ, необоснованно. Эти меры не соответствуют частно-процессуальной природе отношений. Кроме того, как известно, все риски, связанные с выбором и обращением к альтернативным способам разрешения споров, лежат на сторонах конфликта. Не привлекаются к гражданской ответственности государственные суды и государственные судьи. Что касается возможных незаконных действий, то действующего законодательства вполне достаточно, чтобы привлечь виновных лиц к уголовной ответственности.

Все остальные вопросы привлечения к ответственности ПДТС или третейских судей должны регулироваться только в рамках мер общественного воздействия и репутационных рисков, определяющих уровень доверия тому или иному ПДТС или потенциальным третейским судьям.

Попытка привлечь арбитра или ПДТС к гражданской ответственности приведет к тому, что государственные суды просто " утонут" в делах о привлечении третейских судей или ПДТС к ответственности, поскольку в любом судебном споре одна сторона остается " обиженной", а предъявление иска о привлечении к ответственности ПДТС или арбитра создает формальные возможности для затягивания третейского разбирательства и для иных злоупотреблений.

Такой подход вряд ли будет содействовать развитию в России третейского разбирательства на новом, более качественном уровне.

Предложение Конференции.

Исключить из законопроекта все положения, устанавливающие дополнительную или более жесткую ответственность третейских судей (арбитров) или ПДТС, по сравнению с установленной действующим в настоящее время законодательством РФ.

 

4. Правила третейского разбирательства

 

4. 1. О степени формализации в законе правил деятельности постоянно действующего третейского суда и третейского разбирательства (ст. 40).

Статья 40. Правила арбитражного разбирательства и правила оказания услуг в связи с арбитражным разбирательством

1. Постоянно действующее арбитражное учреждение вправе утвердить более чем одни правила, в том числе правила разбирательства споров в рамках международного коммерческого арбитража, правила разбирательства в рамках внутреннего арбитража, правила ускоренного арбитража, правила разбирательства конкретных видов споров, правила арбитражного разбирательства корпоративных споров. При наличии более чем одних правил:

1) на каждые такие правила в равной мере распространяются пункты 3 - 7 и 10 настоящей статьи и

2) в случае, если стороны не указали иного в арбитражном соглашении или сослались в общем на регламент или правила соответствующего постоянно действующего арбитражного учреждения, к администрированию их спора применяются наиболее применимые правила постоянно действующего арбитражного учреждения, которые определяются третейским судом.

2. Правила постоянно действующего арбитражного учреждения принимаются органами соответствующего юридического лица в соответствии с полномочиями, определенными его учредительными документами.

3. Правила постоянно действующего арбитражного учреждения должны содержать:

1) указание на настоящий Федеральный закон и (или) Закон Российской Федерации от 7 июля 1993 года N 5338-1 " О международном коммерческом арбитраже" как на правовое основание осуществления деятельности постоянно действующего арбитражного учреждения (при этом допускается принятие смешанных правил, в соответствии с которыми споры, в зависимости от их субъектного состава и прочих факторов, могут рассматриваться в соответствии с данным Федеральным законом или с Законом Российской Федерации от 7 июля 1993 года N 5338-1 " О международном коммерческом арбитраже" с учетом требований указанных Законов);

2) указание видов споров, которые администрирует постоянно действующее арбитражное учреждение;

3) указание квалификационных и иных требований к арбитрам в рамках третейского разбирательства, администрируемого постоянно действующим арбитражным учреждением;

4) указание организационной структуры постоянно действующего арбитражного учреждения, а также порядка формирования и функций каждого из его органов, в том числе органов, принимающих участие в процессе администрирования арбитража;

5) указание конкретных функций постоянно действующего арбитражного учреждения в связи с администрированием арбитража, включая в том числе содействие в формировании состава арбитража, рассмотрение отводов, организация обмена корреспонденцией и состязательными документами, делопроизводство и хранение материалов дела, прием авансов на покрытие арбитражных расходов и организация оплаты расходов, прием гонорарного сбора в качестве агента сторон по уплате гонорарного сбора арбитрам и перечисление арбитрам сумм гонорарного сбора;

6) указание порядка проведения арбитража, соответствующего требованиям пункта 4 настоящей статьи;

7) указание того, решение каких вопросов в рамках процедуры разрешения споров входит в компетенцию состава третейского суда, а каких - постоянно действующего арбитражного учреждения;

8) указание (в том числе путем отсылки) применимых правил о беспристрастности и независимости арбитров, устанавливающих требования к обеспечению беспристрастности и независимости арбитров;

9) фиксированный размер или правила определения любых видов арбитражных (третейских) сборов, в том числе гонорарных сборов.

4. Предусмотренный правилами постоянно действующего арбитражного учреждения порядок проведения арбитража должен предусматривать:

1) порядок и процедуру предъявления искового заявления и отзыва на иск;

2) порядок и процедуру предъявления встречного иска;

3) состав и порядок оплаты и распределения между сторонами расходов, связанных с арбитражным разбирательством;

4) порядок представления, направления и вручения документов;

5) порядок формирования состава третейского суда;

6) основания и порядок разрешения заявлений об отводах;

7) основания и порядок прекращения полномочий арбитров по иным причинам и замены арбитров;

8) срок разбирательства;

9) порядок проведения слушаний и (или) разбирательства дела на основании письменных документов;

10) основания и порядок приостановления и прекращения арбитражного разбирательства;

11) порядок и сроки вынесения, оформления и направления арбитражного решения;

12) порядок исправления, толкования, дополнения арбитражного решения;

13) полномочия сторон и третейского суда в части определения порядка арбитражного разбирательства и круг вопросов, в отношении которых не допускается отхода от правил арбитражного разбирательства или их уточнения путем заключения соглашения сторон и/или процессуального акта третейского суда.

5. Правила постоянно действующего арбитражного учреждения также могут содержать иные не противоречащие законодательству Российской Федерации условия, относящиеся к порядку проведения арбитража, включая условия об использовании и (или) принятии в качестве доказательств электронных документов, передаваемых по каналам связи, и проведении заседаний с использованием телефонной связи и видеоконференц-связи.

6. Любое указание в правилах постоянно действующего арбитражного учреждения на то, что решение принимается учреждением или от его имени, не допускается и рассматривается как указание на то, что решение принимается третейским судом в рамках процедуры арбитражного разбирательства, администрируемой учреждением.

7. Запрещается устанавливать в правилах постоянно действующего арбитражного учреждения:

1) запрет на обращение сторон в суд в связи с третейским разбирательством в случаях, когда право сторон на обращение в суд предусмотрено законом;

2) дополнительные, по сравнению с настоящим Федеральным законом, ограничения ответственности постоянно действующего арбитражного учреждения и арбитров.

8. Споры, связанные с созданием юридического лица, управлением им или участием в юридическом лице, сторонами которых являются участники юридического лица и само юридическое лицо, не могут рассматриваться в рамках арбитража для разрешения конкретного спора. Указанные споры, включая споры по искам участников юридического лица в связи с правоотношениями юридического лица с третьим лицом, когда у участников юридического лица есть право на подачу таких исков в соответствии с законом (за исключением споров, предусмотренных пунктами 2 и 6 части 1 статьи 225. 1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), могут рассматриваться в арбитраже только при условии, что арбитраж администрируется постоянно действующим арбитражным учреждением, которое утвердило и опубликовало правила разбирательства корпоративных споров.

9. Правила разбирательства корпоративных споров должны предусматривать следующий порядок проведения арбитража:

1) обязанность арбитражного учреждения уведомить юридическое лицо о поданном исковом заявлении и направить копию искового заявления такому юридическому лицу по адресу, содержащемуся в Едином государственном реестре юридических лиц, не позднее трех дней после получения искового заявления арбитражным учреждением;

2) обязанность арбитражного учреждения опубликовать на сайте арбитражного учреждения информацию о подаче искового заявления в течение трех дней после его получения арбитражным учреждением;

3) обязанность юридического лица уведомить о подаче искового заявления с приложением копии такого искового заявления всех участников такого юридического лица, а также держателя реестра владельцев ценных бумаг этого юридического лица и (или) депозитария, осуществляющих учет прав на эмиссионные ценные бумаги этого юридического лица, в течение трех дней после получения искового заявления юридическим лицом;

4) право каждого участника юридического лица присоединиться к разбирательству на любом его этапе путем подачи письменного заявления в адрес арбитражного учреждения, при условии что он становится участником разбирательства с момента получения арбитражным учреждением такого заявления, принимая разбирательство в том состоянии, в котором оно находится на такой момент, и не имея права выдвигать возражения в отношении назначения арбитров или иных вопросов, имевших место до момента, когда он стал участником разбирательства;

5) обязанность арбитражного учреждения извещать всех участников юридического лица, присоединившихся к разбирательству в соответствии с подпунктом 4 настоящего пункта, о движении дела путем направления копий письменных заявлений сторон, уведомлений, постановлений и решений третейского суда, если только соответствующий участник юридического лица в письменной форме прямо не отказался от получения такой информации; вся иная корреспонденция по делу направляется участникам юридического лица, присоединившимся к разбирательству, только в случае, если третейский суд посчитает, что такая корреспонденция важна для принятия решения такими участниками или защиты их законных прав;

6) отказ от иска, признание иска и заключение мирового соглашения возможны без необходимости получения согласия всех участников юридического лица, присоединившихся к разбирательству в соответствии с подпунктом 4 настоящего пункта, кроме случая, когда какой-либо участник заявит письменное возражение в течение тридцати дней после получения письменного извещения от арбитражного учреждения об отказе от иска, признании иска или заключении мирового соглашения и третейский суд установит охраняемый законом интерес такого участника в продолжении разбирательства.

10. Условия правил постоянно действующего арбитражного учреждения, противоречащие требованиям настоящего Федерального закона, являются ничтожными, что является основанием к отмене или к отказу в принудительном исполнении решений третейского суда, вынесенных в соответствии с такими правилами, в случае, если проведение третейского разбирательства по правилам, противоречащим требованиям настоящего Федерального закона, привело к возникновению оснований к отмене решения третейского суда, предусмотренных пунктом 2 статьи 35 настоящего Федерального закона, или к отказу в признании и приведении в исполнение решения третейского суда, предусмотренных пунктом 1 статьи 37 настоящего Федерального закона.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...