Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Археологические культуры моих предков.




 

ИСТОРИЯ РОССИИ.

В. В. Крекер.

 

 I ТОМ.

 

Предисловие.

 

Эта книга рассчитана, прежде всего, на моих потомков, а также на тех, кому близки мои мысли, и при этом он не знает истории вообще.

Задумка о написании своей истории России у меня была с самого детства. Но решение оформить свои мысли в книгу появилось после небольшой застольной лекции для моего отца, тюменского краеведа Девяткова Владимира Прокопьевича. У отца не было высшего образования, но историей он интересовался всегда. Он был очень сильно удивлен, узнав от меня некоторые исторические факты с моей интерпретацией событий, которые нигде не афишируются, но имеются практически в любом историческом справочнике, например казнь сына Марины Мнишек. Отец попросил меня написать свою историю России простым понятным языком. Историю, которая будет нужна моей семье, моим потомкам в буквальном смысле этого слова. И вместе с тем, эти знания должны помочь при поступлении в учебное заведение или стать источником вдохновения для картины, стиха, фильма или пьесы. Знание истории необходимо при поступлении на такие творческие профессии, как художник театрального костюма или режиссер театра и кино.


Сразу хочу сказать, что специального исторического образования у меня нет, как и нет вообще высшего образования. Все свои знания я получил благодаря самообучению. Это для тех, для кого историческое образование имеет если не главное значение, то очень важное. Я предполагал вначале сделать две версии – одну для взрослых, которые хоть как-то знакомы с Y-хромосомными гаплогруппами в историческом и культурном контексте, другую – для детей, ориентированную главным образом на понимание основных исторических событий, рассматриваемых с моей точки зрения. Для меня очень важен даже на первый взгляд незначительный факт, поэтому я могу написать три страницы почти отвлеченного текста, чтобы прийти к выводу, например о том, что мои прямые предки по отцу представители каракольской культуры хоронили мертвых в прямом положении на спине, ориентированном на запад. Для многих это – маловажная деталь, но для меня эти знания представляют огромное духовное и культурное наследие.
Своим происхождением я обязан как голландским меннонитам, (прежде всего, фризам и фламандцам), так и финно-угорским народам России (коми-зырянам и манси). Поэтому по возможности отражаю точку зрения народов моих финно-угорских предков, поскольку они были на территории современной России первыми, задолго до появления здесь славян.

ДНК-тестирование по игрек хромосоме меня и моих родственников указало на то, что среди моих предков коми-зырян были обнаружены потомки как весо-вепсского компонента, так и угро-самодийского в составе коми-зырянского этноса. Моя угро-самодийская линия, вероятно, пройдя через саргатскую культуру, мигрировала в район Чердыни и, став творцом уникального Пермского звериного стиля, образовала единство с коми-пермяками, а затем постепенно вошла в коми-зырянскую этническую общность. Мне не очень понятно, почему Пермский звериный стиль часто приписывают к чуди. Да, Пермский звериный стиль стал частью коми-зырянской культуры. Но пришел он в коми-зырянский этнос вместе с моими предками угро-самодийцами, которые первоначально жили в районе Черыни. И к финским племенам, таким как чудь, весь, меря, вепсы, карелы, не имеет никакого отношения.

Угорская линия моих предков состоит по материнской линии из манси Усть-Лозьвинского и Гаринского районов. Это манси Рычковы Лозьвы и Сосьвы. По линии отца - ныне вымершие манси Тагила и Тавды. Тагильские манси носили фамилию Новоселовы. Возможно, что тавдинские манси вошли в мой род сразу по приходу Ермака в Нижне-Тавдинский район, а конкретно, в деревню Паченка. Но насчет этого я не уверен.

 

Поскольку я имею помимо германского происхождения мансийское и коми-зырянское, то эпизоды истории, в которых фигурируют мои предки или их родственники, рассматриваю с позиции финно-угорских народов, а не с позиции государство-образующей нации. Например, во времена монголо-татарского нашествия мои предки по отцу не были славянами, и этот фрагмент истории рассматривается мной, главным образом, со стороны. Поэтому вкратце опишу древнюю историю моего рода по мужской линии, основываясь на данных палеогенетики и моего ДНК-тестирования.

 

Глава 1.

Археологические культуры моих предков.

 

 

 Мои предки по прямой мужской линии принадлежали к гаплогруппе N1b. Это прежнее название гаплогруппы на тот момент, когда я делал тестирование. На сегодняшний день эта гаплогруппа известна как N1a2b.

Гаплогруппа N1a2b (ранее N1b) определяется мутацией P43. Предполагается, что N1a2b возникла 4500 - 10 000 лет назад на территории Саян или Алтая.

По данным исследований компании YFull последний общий предок современных носителей гаплогруппы N1a2b-P43 жил 4400 лет назад.

Данная гаплогруппа характерна для самодийцев (до 92 %), а также для угров Урала и Западной Сибири (до 60 %). Наибольшая частота гаплогруппы N1a2b отмечена у северных самодийцев. Значительную частоту N1b-P43 имеет у хантов (57%), предполагаю, что до ассимиляции манси русскими эта гаплогруппа имела такой же показатель у манси, как и у хантов. Субклад N1a2b2a2-VL67 (вероятно, это мой субклад, поскольку к нему принадлежит мой самый ближайший совпаденец по Y-хромосоме) из ветви N1a2b-P43 распространён на Алтае, а также рассеян во всем ареале тюркских народов, вплоть до Турции и Азербайджана. Субклад N1a2b2-Y3195 характерен для коми, удмуртов и в меньшей степени - для татар и марийцев. N1b-P43 выявлена на Горном Алтае в палео-ДНК представителей пазырыкской кульутры ((VI—III вв. до н. э. ).

Ещё в более древний период N1b-P43 зафиксирована среди носителей каракольской культуры на Горном Алтае, которая датируется  II тыс. лет до н. э. Эта первая известная культура, которую создали

представители Y-хромосомной гаплогруппы N1b-P43. Сегодня на официальном уровне принадлежность каракольской культуры определяется как самодийская, кроме того, она является базовой для пазырыкской культуры.

Каракольская культура была обнаружена в 1985 - 1986 в центре села Каракол Онгудайского района. Большинство исследованных каракольских погребений расположены по берегам реки Урсул и ее притоков.

 

Представители каракольской культуры хоронили умерших в прямоугольных саркофагах  из обтёсанных каменных плит. На внутренней стороне большинства плит делались изображения разноцветными минеральными красками. По этим изображениям мы  можем судить о духовной жизни первых представителей N1b-P43. Никто не знает, как себя называли эти люди, но их сегодняшнее название дано в честь поселка Каракол, в котором были обнаружены захоронения. Найденное оружие и украшения каракольцев были изготовлены из бронзы, что относит их культуру к бронзовому веку на Алтае.

 

Погребальный обряд первых самодийцев, живших когда-то на Алтае, а затем вероятно вытесненных тюрко-язычными  пришельцами, был характерен тем, что человека хоронили головой на запад. Запад символизировал страну заходящего солнца, мир теней.

В каменных саркофагах древних каракольцев присутствуют следы огня - уголь и пепел. Вероятно, во время погребального обряда производилось окуривание священными травами (полынью или шалфеем -? ). Почему я говорю именно об окуривании? Потому, что самих останков огонь не касался, то есть кремации не происходило.

 

Сравним погребальные обряды в плане трупоположения у различных народов, имеющих какое-то отношение к Алтаю.

Исследователи генетики обнаружили связь между трупоположением и Y–хромосомной гаплогруппой (Клёсов, Пензев 2015). Они не исключают, что некоторые обычаи могли заимствоваться от соседей, но, как правило, только в качестве исключения. Так, например, носители гаплогруппы R1a укладывали своих умерших в позе эмбриона, мужчин на правом боку (головой на запад), женщин на левом (головой на восток), всех лицом на юг. Так были захоронены носители R1a в Германии (Эулау), культура шнуровой керамики, с датировкой 4600 л. н. (Haak et al. 2008), в захоронениях катакомбной культуры (от Днестра до Волги, II тыс. до н. э. ), части древне-ямной культуры (степная полоса от Урала до Днестра, 4800-4300 л. н., Яровой 2000). И сделаем акцент, что такое же трупоположение зафиксировано в захоронениях каракольской культуры бронзового века (II тыс. до н. э. ) на территории Горного Алтая (Кубарев 2005).

Для эрбинов, носителей гаплогруппы R1b, характерно трупоположение на спине, головой на запад или на север, которое также наблюдается в некоторых погребениях каракольской культуры. Оно характерно и  для населения кротовской культуры (Гришин 2002) - первый, доандроновский этап развитой бронзы Обь-Иртышья, и для большей части древнеямной культуры.

Что касается сарматов, то подавляющая их часть в регионах Подонья в IV-II вв. до н. э. (Максименко 1983) захоронена в прямом положении на спине. В единичных случаях была отмечена «поза эмбриона» на левом боку, с ориентиром на восток, север или юго-восток.

Могильники савромато-сарматской культуры, относящиеся к периоду с VII в. до н. э. до конца IV в. н. э. (Берлизов 2011) указывают на то, что младенцев хоронили на спине в прямом положении с меридиональной ориентировкой. Подростки и юноши захоронены в прямом положении на спине, ориентировка по сторонам света разнообразна. Мужчины и старики главным образом захоронены в прямом положении на спине или животе. Среди молодых мужчин встречаются захоронения в «позе эмбриона» на правом или левом боку, либо вытянутое на правом боку.

Что касается тюркских захоронений на территории Алтая и Тувы, то воспользуемся данными книги Л. Р. Кызласова. «История Тувы в средние века. » М.: МГУ. 1969.  

«Для тюркских погребений с конём на Алтае, датируемых VII-VIII вв., характерен обряд погребения человека головой на север или с отклонением на северо-восток (при обратной ориентации положенных в могилы коней). Аналогичная ориентация оказалась и в захоронениях Тувы. И здесь под курганами были обнаружены прямоугольные или овальные ямы, вытянутые с севера на юг или, чаще с северо-востока на юго-запад. Некоторые из этих курганов разграблены.
В тех случаях, когда сохранилось первоначальное положение скелетов, люди были положены вытянуто на спине головой на север (6 погребений), север-северо-восток (3 погребения), северо-восток (4 погребения) и восток-северо-восток (1 погребение), а лошади (на боку, реже на животе) с обратной ориентировкой. Они лежали всегда слева, т. е. к востоку или юго-востоку от человека. Обычно это одиночные погребения мужчин или женщин с одним конём. При этом скелеты человека и коня чаще всего лежат на одном уровне и лишь изредка человек положен на уступе, а конь в слегка заглублённой яме. Иногда лошадь оказывается отделённой камнями или стенкой из плитняка. В трёх случаях скелеты людей находились под плахами на подстеленной доске, дважды были обнаружены в выдолбленной колоде и один раз в гробу из четырёх тальниковых досок, ничем между собою не скреплённых. Трижды мужские скелеты сопровождались захоронением двух лошадей сразу, причём один раз костяки лошадей не имели голов. Два раза в могилах обнаружены были погребения взрослого и ребёнка с одной и с тремя лошадьми.

В одной могиле ребёнку 4-5 лет взамен лошади на соответствующем месте был положен баран, головой также в противоположную сторону.

Исключением являются два погребения, где скелеты человека и лошади лежали головой в одну сторону (на север-северо-запад или на северо-запад), что специфично для Тувы. При этом конский костяк находился на уступе выше скелета человека и по-алтайски был отделён от него частоколом из деревянных столбиков или рядом вертикально вкопанных плит. »

Что же касается хазарских захоронений (этнос не указан), то есть сведения из книги Плетневой Светланы Александровны «Хазары»: «Погребения совершались в неглубоких прямоугольных ямах, стенки которых нередко обкладывались досками. Доски (также) перекрывали могилу примерно на середине ее глубины. Все покойники, независимо от пола и возраста, уложены на спине, ориентированы обычно головой на запад, изредка на север. Набор сопровождаемых вещей скромен: один, два сосуда и остатки ритуальной пищи... »

Как мы заметили, ориентирование трупоположения на запад было характерным для представителей каракольской культуры, представителей R1a, эрбинов, носителей гаплогруппы R1b, и хазар. Здесь стоит отметить, что большинство каракольцев были захоронены в прямом положении, ориентированы головой на запад. Реже встречается «поза эмбриона», которая символизировала не только возвращение в лоно Матери Земли, но и являлась, по всей видимости, просьбой о реинкарнации в последующей жизни в потомках.

Все это наводит на мысль, что местные представители каракольской культуры были вытеснены на запад тюрко-язычными народами, для которых было характерно трупоположение, ориентированное головой на север или северо-восток.

 

Интересен факт, что в каракольской культуре мы не находим ни одного изображения лошади. Нет останков лошадей ни в могильниках ни в других местах. Это может говорить о том, что каракольцы не только не имели лошадь в качестве домашнего животного, но и не охотились на них, что может свидетельствовать о том, что в тех местах лошадей просто не было. Чем же тогда объяснить, что преемница каракольской культуры – пазырыкская культура – культура конных воинов? На первый взгляд все становится понятным, если допускаем заселение Алтайского края прото-индо-арийцами, носителями Y-гаплогруппы R1a Z93. А затем на Алтай приходят тюрко-язычные народы. Может быть так.

Но у меня есть предположение, что большая часть каракольцев была вытеснена представителями ботайской культуры, которые около 5 тыс. лет назад первыми одомашнили лошадь. Представители ботайской культуры с территории современной Акмолинской обл. (Казахстан) около 3-4 тыс. лет назад пришли в места обитания каракольцев, большая часть которых отступила на север в район Енисея и Урала, а часть осталась, образовав с представителями ботайской культуры пазырыкскую культуру. Вероятно, в этот период предки самодийских народов оттеснили на север Енисея кетов и ассимилировали значительную часть кетских племен, известных сегодня, как селькупы.

Хотя возможно, что ассимиляция части предков кето-селькупов протосамодийцами, в нашем случае каракольцами, могла произойти гораздо раньше. Это в том случае, если каракольцы являлись восприемниками представителей окуневской культуры, а затем частично ассимилировали предков сегодняшних селькупов. Чтобы иметь какое-то представление об «окуневцах», я познакомлю читателя с несколькими важными для меня фактами.

Окуневская культура названа по месту археологических раскопок в Окунев улусе, Усть-Абаканского района Хакассии. Я склонен называть представителей этой культуры прото-кето-самодийцами. Эта культура существовала 2 600 лет - 1800 лет до нашей эры, то есть она была современницей каракольцев. Между окуневской и каракольской культурами обнаруживаются очень важные и значимые сходства, однако если каракольцы были представителями Y-хромосомной гаплогруппы N1b, то представители окуневцев были носителями гаплогруппы Q. Так, например, первые Y-ДНК-тестирования представителей окуневской культуры указали на их принадлежность к гаплогруппам Q1a1b1, Q1a2a1c, Q1a2b (Peter de Barros Damgaard et al. The first horse herders and the impact of early Bronze Age steppe expansions into Asia, 29 Jun 2018. ) Следующие представители этой культуры из «Okunevo_EMBA» имели Y-гаплотипы: Q1b1a3a1~-Y18330, Q1b2b1~-Y2679* и один R1b R1b1a2-M269.

По последним исследованиям, к представителям окуневской культуры генетически близки современные американские индейцы. Их общие предки, вероятно, происходят от населения позднего палеолита из кластера Мальта (Mal’ta Cluster) (Qiaomei Fu et al. The genetic history of Ice Age Europe, 2016. ) (стоянки Мальта́ в Прибайкалье и Афонтова гора в Красноярске) (Clé mence Hollard, Vincent Zvé nigorosky, Alexey Kovalev, Yurii Kiryushin, Alexey Tishkin. New genetic evidence of affinities and discontinuities between bronze age Siberian populations (англ. ). American Journal of Physical Anthropology. 2018. ).

Антропологический облик представителей окуневской культуры варьировал в зависимости от мест обитания. Антропологическое разнообразие шло от смешанного европеоидно-монголоидного типа, с преобладанием монголоидного, до чисто европеоидных показателей.

Представители окуневской культуры хоронили своих мертвых в саркофагах, состоящих из обтесанных каменных плит, как и каракольцы, и также как каракольцы укладывали на спине с ориентацией голов, главным образом, на запад. Небольшое отличие состояло в том, что укладывали на спине преимущественно в «позе эмбриона». Встречались единичные случаи погребенных в позе эмбриона на боку, но также с ориентировкой головы на запад. Также как и каракольцы, представители окуневской культуры расписывали изнутри могильные плиты сценами из ритуальной и мифологической жизни.

В случаях, когда хоронили двух человек, в основном мужчина - женщина, то укладывали их либо параллельно, либо ориентированными в противоположные стороны. Женщинам клали сосуды с пищей и орудия труда. Часто под голову подкладывали камень, условно именуемый «подушкой», реже - плиту с выемкой для головы. Объясняется это, видимо, наличием у мертвецов высоких причёсок или головных уборов. Лицо и тело мёртвого, очевидно, раскрашивали охрой путём нанесения поперечных полос. Варианты раскраски прослежены по антропоморфным изображениям, а её следы сохранились на черепах скелетов. Хоронили в одежде, с большим количеством культовых предметов и амулетов охотничьей магии.

Свою символику имеют и кости животных, положенных в могильники, так было обнаружено 4 кости (os penis) медведя, 3 черепа журавля (видимо, части масок), черепа выдры, рыси, коровы, лошади. Найден комплект из 20 обломков подъязычных костей оленя, из 8 плюсневых и 1 пястной от трёх волков. Кроме того, в могильники укладывали астрагалы (таранная кость) косули.

По материалам книги «Археологические памятники в степях Среднего Енисея. Л.: 1986. » Эльга Борисовна Вадецкая. Рекомендую также к прочтению и остальные её книги.

 

О представителях ботайской культуры, известно следующее:

Y-хромосомные гаплогруппы определены как R1b1a1-M478, N-M231 (N2a-P189. 2*, древние алтайцы), О2 (китайцы, японцы). Носителями ботайской культуры были представители различных антропологических типов - протоиндоевропейского, монголоидного и возможно экваториального. В распоряжении антропологов имеется только 5 черепов носителей культуры. Они характеризуются архаичным массивным обликом с уплощённой лицевой частью, что сближает их с древнеуральской расой и отделяет от европеоидных афанасьевцев и представителей ямной культуры. Таким образом, в евразийских степях сформировалась особая степная цивилизация, сумевшая выработать комплексное многоотраслевое хозяйство, ядром которого было коневодство. Генетиками указывалось, что лошадь Пржевальского являлась одичавшим потомком ботайской лошади. Представителей ботайской культуры одни исследователи связывают по следам одомашнивания лошадей с индоевропейцами, другие относят к носителям пратюркского языка. Для обоих предположений отсутствуют убедительные доказательства, впрочем, имеют место и теории об енисейско-язычном происхождении ботайцев. Аско Парпола предполагает, что праугорское слово *lox, означающее «конь», является заимствованием из языка ботайской культуры. Вацлав Блажек пришел к выводу, что ботайцы, вероятно, говорили на одной из форм енисейских языков, что может быть связано с компонентом палео-сибирского/восточноазиатского происхождения (Baikal LN/EBA), который распространился из региона Байкало-Саянских гор в Среднюю Азию во времена палеолита.

Поэтому вопрос на счет происхождения ботайцев на сегодняшний день остается открытым.

Возможно, прото-скифо-арийцы переняли у ботайцев коневодство и распространили его как на Алтай, так и на другие территории. Это, возможно, более стройно вписывается в концепцию эволюции каракольской культуры в пазырыкскую.

 

О чем могут нам поведать рисунки на могильных плитах каракольской культуры?

Имея четкую концепцию религии моих предков, мы знакомимся, прежде всего, с эстетической составляющей духовной жизни. В этом нам помогут знания о символике палеосибиряков, которые сохранили в своей культуре многие индейские племена Северной Америки.

 

Фигура №1 на плите 1 из погребения 2 курган 2 Каракол. Пред нами фигура человека, вероятно, танцора. Его головной убор состоит из 12 хвостовых перьев молодого беркута, что соответствует как количеству рулевых перьев этой птицы, так и окрасу – белое опахало кончик пера примерно на 8-15 см черный.

Вероятно, перья крепились к круглому диску, который находился на затылочной части головного убора, также перья могли быть прикреплены к затылочной части самой маски, которая могла быть сделана из кожи, обклеена белым орлиным пухом, а поверх нанесена личина красной охрой. Возможно, эта личина обозначает лицо орла, о чем косвенно может свидетельствовать вертикальная полоса, изображающая клюв, от затылка спускающаяся ниже глаз.

Раскраска тела самого танцора также повторяет окрас хвостового пера молодого беркута, то есть, все тело выкрашено белым, а плечи и руки – черным, что символизирует кончик орлиного пера. В руках танцора находятся опахала из первостепенных маховых перьев орла-беркута. Вероятно, костюм танцора в реальности мог представлять собой как раскраску на обнаженное тело, так и аппликацию из перьев с помощью клея или помета, как это делают некоторые военные общества парагвайских аче. На плите изображены два одинаковых танцора, что может свидетельствовать не о персональном убранстве шамана, а о сообществе с определенным названием, например, «орлы солнца» или «орлиные танцоры». Этот культ мог быть связан как с обретением вечной жизни в Верхнем мире путем реинкарнации в потомках, так и с восхождением души в небо. Обе эти концепции не противоречат друг другу, а дополняют.

 

Фигура №3 на плите 1 из погребения 2, курган 2 Каракол. Перед нами танцор, тело которого выкрашено в цвет охры. На его голове – маска из белого пуха, которая может символизировать голову орла, поскольку прочитывается не только клюв, но и большие выразительные глаза. К задней части маски прикреплены два второстепенных маховых пера молодого беркута. Танцор в руках также держит опахало из трех второстепенных маховых перьев молодого беркута. Кончики перьев украшены приклеенным белым орлиным пухом. Танцор имитирует полет.

 

Фигура 4 на плите 1 погребение 2 курган 2 Каракола. Тело танцора выкрашено в черно-белый цвет, руки по локоть и ноги по колено покрыты белой краской. От шеи до паха идет белая полоса, сужающаяся книзу. В руках опахало из трех второстепенных маховых перьев молодого беркута с приклеенным на их концах белым орлиным пухом. Три пера молодого беркута прикреплены к правой ноге. На голове маска или раскраска. Голова окрашена черным, от темени идет узкая полоса, проходящая через нос и расширяющаяся ко рту. Глаза обведены белыми кругами, либо белой краской выкрашено веко, что создает эффект белых глаз при их закрывании, что напоминает моргание глаз хищной птицы, в частности орла. К затылку прикреплены два хвостовых пера молодого беркута с приклеенным белым пухом на концах перьев.

 

Интересно отметить четвертую фигуру с плиты 1 погребения 5 Каракол. Перед нами антропоморфное изображение танцора, шамана или мифологического существа. Он нарисован красной охрой. На его голове маска в виде волчьей головы с большими круглыми глазами. В затылочной части маски прикреплены 8 перьев молодого беркута с приклеенным на конце перьев пухом. На лбу изображена, вероятно, скальповая прядь, заплетенная в косу в виде петли. В руках у него по ветке какого-то растения, возможно, ели или сосны. Предполагаю, что здесь могло быть как изображение танцора, исполняющего ритуальный обряд, так и культ, относящийся, возможно, к хозяину Нижнего мира, по аналогии с древне-угорским Куль-Отыром. Но ветви деревьев все же говорят о возрождении и жизни.

 

Фигура №3 с плиты 1 погребения 5 Каракола изображает человека, выкрашенного красной охрой, держащего в руках опахало из какой-то белой птицы. Верхняя часть лица человека закрашена белым нижняя – черным. Головной убор из 16 белых перьев.

 

На нескольких плитах из погребения 2 кургана 2 Каракол и на плитах 1 и 3 из погребения 5 изображены лоси. Ассоциируются ли они с созвездием Лося или с промысловым животным – остается под вопросом. Многие антропоморфные фигуры имеют головные уборы из перьев, а так же существует большое количество антропоморфных фигур, украшенных, по мнению многих исследователей, массивными рогами овально-кольцевой формы. Я предполагаю, что эти рога могли быть как декоративными, так и прической, по аналогии с традиционными женскими прическами африканских народов в Гвинее и Буркина-Фасо. Это могли быть также головные уборы наподобие тех, которые использовали женщины-танцоры в Тибете. Исследователи склонны принимать подобные уборы за рога по аналогии с изображениями быков в Елангаше на Алтае. Поэтому варианты интерпретации здесь могут быть самые разные.

Интересен центральный персонаж с плиты 6 погребения 5 Каракола. Перед нами фигура, нарисованная красной охрой, в головном уборе, вероятно из орлиных перьев с приклеенными на конце пушинами. Держит в обеих руках по регалии. Это может быть как головной убор из перьев с длинной прядью волос, так и скальпы, украшенные перьями. Справа от этой фигуры изображен человек с кинжалом, а слева от нее – человек, у которого из головы выплывает бесформенное пятно, нарисованное красной охрой, возможно, кровь. Я ничего не утверждаю, но возможно, здесь изображена сцена скальпирования.

Так же на каракольских плитах и стелах много танцоров, изображающих танец орла, где вдоль рук изображена либо бахрома, либо перья, символизирующие крылья. Если к каракольской культуре относить и раскопки с Озерного, то можно предположить, судя по находкам из погребения 2, что каракольцы украшали себя ожерельями из когтей медведя, поскольку в углах этого могильника среди охры лежали веерообразно по 5 когтей медведя с просверленными отверстиями. Однако, это могло быть как украшение, так и оберег против грабителей. Медвежья лапа с когтями в доме, по представлению некоторых сибирских татар, является защитным оберегом от воров.

Но каракольская культура, как правило, ограничивалась скромным погребальным инвентарем в виде керамического сосуда или небольшого орудия труда. Возможно, большинство тел было обернуто в бересту. Часто под головой была небольшая насыпь или каменная подушка, что наводит на мысль, что умерший был похоронен в высоком головном уборе или с высокой прической. Почти все плиты гробниц с внутренней стороны имеют полосу по верхнему краю, нанесенную охрой, вероятно, эта полоса отделяла Нижний мир от Среднего. Тела погребенных часто раскрашивались, например, в погребении 2 в Озерном глаза умершего окрашены черной серебристой краской (гематит? ). У женщины из кургана №2 погребения 1 Каракола охрой были окрашены кисти рук. Курган №2, погребение 2 – лицо мужчины было окрашено ниже глазниц пятнами красной охры. Черной серебристой краской минерального происхождения были раскрашены надбровные дуги.

Судя по изображениям, каракольцы были вооружены копьями, луками и стрелами, короткими топориками и кинжалами.

Поскольку я считаю представителей окуневской культуры прямыми наследниками прото-америндов, оставшихся в Сибири, а моих предков каракольцев – перенявшими их культуру, то это для меня является очень важным и делает меня причастным к прото-америндскому наследию. Мои соотечественники, удивленные тем, что я не христианин, задают вопрос – все кругом православные христиане, а ты какой-то индеец. То, что я написал выше, и есть более подробный ответ на то, почему я считаю себя причастным к прото-индейской культуре. Они ссылаются на то, что религия моих предков неактуальна, устарела за 4 тыс. лет, и все это было очень давно и ко мне не имеет никакого отношения. На что я заявляю, что 4 тыс. лет не намного древнее, чем 2 тыс. лет с момента распятия Христа. И, кроме того, каракольская культура имеет прямое отношение к моему происхождению по отцовской линии и больше соответствует моим эстетическим идеалам, чем все аврамистические религии, вместе взятые.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...