Религия моих угро-самодийских предков.
Глава 2. Религия моих угро-самодийских предков.
Мифология угорских народов в традиционном представлении. Мир в угорской мифологии разделяется на три основные зоны: верхнюю - небо с Полярной звездой в центре, среднюю - земля, окружённая водами океана, нижнюю - загробный мир холода и мрака. Мировой осью служила лестница или посох Нуми Торума. Верхний мир считался обителью небесных богов - демиурга, громовника и др. Землю воплощали женские божества, иногда выступавшие супругами высших богов (у манси - Нуми-Торум и Калташ-эква). На земле обитали божества - покровители промыслов, духи - хозяева природы, духи - матери природы и стихий: леса, воды, огня, ветра. В нижнем мире обитал противник бога, творец зла, со злыми духами.
Мифы ханты и манси различались даже у отдельных племенных групп. Согласно главному космогоническому мифу, земля появилась среди первичного океана из ила, который вынесла в клюве, трижды нырявшая на дно гагара - лули. В одном варианте мифа гагару посылает прародитель всех богов Корс-Торум, в другом - Нуми-Торум, а облик гагары принял властитель злых духов Куль-отыр.
В мифологических представлениях венгров - единственного финно-угорского народа, территориально обособившегося от ареала северно-евразийских культур - доминирующее положение принадлежит христианской мифологии (христианство стало официальной религией венгров с 11 в. ) в сочетании с представлениями, заимствованными от соседних европейских народов. Субстратом этих позднейших наслоений явились идеи и образы, унаследованные от времён, предшествовавших расселению венгров на современной территории, и близкие мифологиям других финно-угорских народов, а также тюркской мифологии.
В мифологии древних венгров присутствовали элементы тотемизма. Особенно известна мифическая хищная птица Турул, первопредок и тотем династии Арпадов. (Источник: «Мифы народов мира», С. А. Токарев, М., 1997. Том 2, стр 563-566)
Реконструкция религии древних угров Виктора Крекера. Особо не встречал подробного описания понятия Древа Мира у обских угров, хотя оно подразумевается, например, как центральный элемент Вороньего праздника, смысл которого – встреча весенних ворон, прилетающих на дерево, на это дерево вешаются подарки для будущих, еще не родившихся детей. Тем не менее, сама концепция Мирового Древа, являющаяся базовой для большинства финно-угорских народов, у обских угров почти не зафиксирована. Зато местечковому суеверию придается очень важное значение. Поэтому я решил рафинировать концептуальную сущность религии моих предков. Я должен не только показать упущенные из поля зрения факты, но и реконструировать мировоззрение, опираясь на оставшиеся сведения из венгерской и самодийской мифологии. Например, очевидно, что у венгров-язычников было Древо Мира, и оно называлось Орлиным Деревом, было оно и у других финно-угорских народов. Согласно финской и карельской картине мира, круглая земля омывается водами и накрыта вращающимся небосводом, неподвижный центр которого - Полярная звезда - «гвоздь земли», «небесный шарнир» и т. п. Небесный купол поддерживает мировой столп, вершина которого касается Полярной звезды, по другим вариантам, - это медная, железная или каменная гора, огромный дуб и т. п. Дуб загораживал кроной солнце и луну, но вышедший из моря человечек срубил его; упавшим деревом финны считали Млечный путь. Мировая гора располагалась одновременно в центре мира и на севере, где купол неба касается земли, а за рекой Ма-нала (Туонела) лежит царство мёртвых (иногда идентифицировавшееся со «страной севера» - Похьёлой).
Теперь объединим карело-финское мироустройство с угорским и самодийским, чтобы найти нужное нам рациональное зерно первой религии. Что касается самодийского устройства мира, то оно тесно связано с древне-угорским. Самодийцы называли верховного бога Нум (ср. с угорским Нуми-Торум). Не забываем и о том, что самодийцы - основатели каракольской культуры. Но, читая сказки и мифы нганасан, мы не находим четко выстроенной картины мира или глубины мысли. Древние народы постепенно утрачивают свои знания при взаимодействии с более сильными культурами, которые поглощают в первую очередь племенную и жреческую знать, как наиболее приспособленную к новым обстоятельствам. Так, например, прото-индо-арийский род Ашина известен в истории, как один из самых великих тюркских родов. Кроме того, о древних самодийцах практически не знает никто, а например, лингвистические изыскания Хелимского Евгения Арнольдовича в реконструкции прасамодийского языка могут увести только в сторону, несмотря на научный подход. На каком языке говорили прасамодийцы 4000 лет назад? Понятно, на пра-самодийском. А на каком языке говорили пра-кетоязычные народы? На енисейском? На эту тему только могу сказать, что первые америнды носители Y-хромосомной гаплогруппы Q были максимально генетически близки прото-кетам, но они заложили основу америндских языков, которые не обнаруживают никакой связи с енисейскими языками. Однако, существует достаточно крепкая гипотеза о дене- енисейских языках. Дене - это вторая волна древней миграции в северную Америку, и они были носителями Y-хромосомной гаплогруппы С. Больше вопросов, чем ответов, так что место для поисков огромное. Но мы возвращаемся к реконструкции финно-угорской картины Мира. Синтез карело-финского, угорского и самодийского мироустройства развертывает перед нами следующую картину. Круглая, возможно эллипсоидная земля омывается водами мирового океана, а сверху накрыта вращающимся небосводом, неподвижный центр которого - Полярная звезда. Она есть верхушка Древа Мира, растущего в центре Мира, который находится на севере. Древо Мира невидимое, а полярная звезда ассоциируется с орлом. Полярная звезда одновременно и центр небосвода и глаз Нуми Торума, который время от времени наблюдает за жизнью людей. Чтобы это было легче представить, надо познакомиться с теорией мироздания древнегреческого философа Анаксимандра Милетского (611 - 546 до н. э. ). Земля в его представлении находилась в неподвижном состоянии в центре Мира, а небесная оболочка вместе со светилами вращалась вокруг неё. По мнению Анаксимандра в небесной непрозрачной оболочке имелись отверстия, через которые человеку видно небесные огни. То есть, Солнце, Луна и звезды - всего лишь отверстия в небесной тверди, через которые проникал небесный свет. И вот только после этого мы можем представить, что написано о Нуми-Торуме: «Сидя на небе на золотом стуле он держит в руке посох с золотым набалдашником и наблюдает в дыру за жизнью на земле. » Только этот посох и есть Древо Мира, а золотой набалдашник - Полярная звезда. То есть мы видим здесь эклектику из наслоений различных представлений. Но мы уже отделяем «зерна от плевел». Даже здесь уже в рафинированном виде мы встречаемся с тремя различными вариантами интерпретации Мирового Древа: 1. Мировое Древо невидимо, а его верхушка дыра-глазок, в которую бог наблюдает за землей. 2. Мировое Древо - это посох Нуми-Торума, а золотой набалдашник посоха - Полярная звезда. 3. Мировое Древо невидимо, а на его верхушке Полярная Звезда или золотой орел, как глаз верховного Бога. Это венгерский вариант. Интересно и то, что в венгерском варианте Древо Мира представлено с семью ветвями, подобно меноре в иудаизме. Мы немного коснемся этого вопроса, когда будем знакомиться с историей хазар. Вероятно, эти варианты были в чистом виде у различных племен и народов, возможно, что-то было древнеуральским, древнеугорским или селькупским. Мне ближе всего венгерская концепция - невидимое Древо Мира, на верхушке которого звезда, как око Бога, следящего за миром, её символизирует золотой орел (беркут). Смотрим далее по материалам Петрухина Владимира Яковлевича. Легенды гласят: «На верхнем небе выстроено жилище Нуми-Торума, «с серебряным дымоходом, с золотым дымоходом». Дом полон богатства, в нём семь отделений, где хранятся книги судьбы. Перед домом - столб для привязывания верховых лошадей и лестница, соединяющая небо и землю. На священном лугу с золотой травой пасутся лошади, коровы и олени. Крылатая Калм - вестница богов обеспечивает передачу приказов и новостей. » Здесь я отмечаю то, что Древо Мира является одновременно и коновязью. Теперь в эту концепцию достаточно хорошо вписывается и Небесный Всадник Мир Сусне Хум, «за миром следящий» или «объезжающий землю». Он объезжает мир по кругу, то есть вокруг Древа Мира, к которому привязан его конь. Отсюда легко понять, что созвездие Большой или Малой Медведицы (вращается вокруг Полярной звезды), которое угры и самодийцы называли Небесным Лосем, и есть конь Мир Сусне Хума. В это представление прекрасно вписывается и то, что наследники древне-сибирской общности украшали своих боевых лошадей декоративными оленьими или лосиными рогами. Итак, из центра земли, находящегося на севере, растет невидимое Древо Мира или Мировая ось, которая связывает Полярную звезду с землей. Полярная звезда является и глазом бога, наблюдающего за Миром. Привязанный к Древу Мира конь Мир Сусне Хума возит хозяина, который осматривает Мир и является покровителем воинов и семейного счастья. На покрывалах, посвященных Мир Сусне Хуму, иногда изображался только его конь, без всадника, поскольку Мир Сусне Хум является невидимым духом. Аналогичным персонажем у самодийцев был Ича. В космогонических сюжетах он предстает в качестве божественного покровителя селькупов, включенного в высший уровень пантеона. Он также появляется в образе небесного всадника, считающегося непобедимым, благодаря своему коню. От коня Ичи рождаются саблерогие олени - духи, считающиеся помощниками шаманов.
Гемуев искал параллели Мир Сусне Хума с Митрой, а Нуми-Торума с древне-иранским Зерваном. Однако, Гемуев не был сам по религии древним угром и не имел к уграм прямого родственного отношения, и это является, на мой взгляд, главной причиной его неудачи. Если проводить параллели между Мир Сусне Хумом и Митрой, то мы видим двух совершенно различных космических героев. Митра был богом утреней зари и связан с Солнцем, Мир Сусне Хум - Небесный всадник, который присутствует только ночью, но является невидимым и ассоциируется с созвездием Лося (Большой медведицы). У Мир Сусне Хума гораздо больше общего с Одином, разъезжающим на коне Слейпнире вокруг дерева Иггдрасиля, чем с богом Митрой. Если сравнивать религию древних угров с религией древних иранцев, то надо начинать с Кощар Торума. Кощар Торум и есть иранский Зерван, космическая пустота, Бог вечности и бесконечного пространства. Самый первый и большой Бог. На второй план выходит Корс Торум. Если проводить параллели, например, с теорией большого взрыва, то это и есть Корс Торум. Бог космической энергии, рожденной в пределах Кощар Торума. По древне-мансийским преданиям собака была сотворена на небе, как и медведь. А затем вместе с медведем спущена на землю. Значит, если они были сотворены на небе, то в виде звезд или созвездий, известных, как Малая и Большая медведицы. Визуально их размеры соотносятся, как размеры собаки и медведя. Кроме того, у некоторых народов Малая медведица ассоциируется с собакой или, как в Северной Америке, с койотом. А если это так, то кто создал все звезды в представлении древних угров? Корс Торум создал небо, звезды, солнце и луну. По преданиям Бог создал небесную Собаку и Медведя, потерев камешки друг о друга. То есть «потерев», это ударив камень о камень в надежде развести костер, эти искры от удара и стали звездами и созвездиями, а это указывает на то, что Корс Торум и есть та энергия, которая способствовала тому, что называется Большим взрывом. Я не утверждаю, что Большой взрыв точно был, я лишь пытаюсь совместить магию и науку. Что касается Кощар Торума и Корс Торума, то они не занимаются земными делами и недоступны живущим на земле. Эти боги не имеют символических изображений и культовых мест. После того, когда благодаря деятельности Корс Торума появились небо и земля, вода и огонь, солнце и луна, Нуми Торум занялся сотворением Мира. У самодийцев бог-творец именуется Нум и переводится как небеса, но есть существенное отличие в том, что Нуму приносились жертвоприношения, а Нуми Торуму - нет. Однако Нуми Торума и Нума объединяет и то, что они оба связаны с небесными всадниками, Нуми Торум - с Мир Сусне Хумом, а Нуми - с Ичей.
Далее Нуми Торум с помощью гагары создает землю и населяет её, людьми и животными. На этом, пожалуй, закончим об основных концепциях древнеугорского миропорядка.
Теперь познакомимся с древнеугорской концепцией реинкарнации, зафиксированной в книге И. Н. Гемуева Мифологическая картина мира манси»: «Представления о душе. Реинкарнация. В комплексах мансийской культовой атрибутики широко представлены иттерма - изображения умерших. Прежде всего, следует отметить представление о связи реинкарнирующейся души с иттерма - антропоморфным изображением умершего - вместилищем души, которой предстоит вернуться к жизни в облике одного из новорожденных. По сути, речь идет о своеобразном промежуточном варианте воплощения души. Изготовление иттерма - обязанность живых, причем материалом служила щепка, отколотая от “священной” (противоположной входу) стены дома. Вырезанная из дерева фигурка непременно снабжалась монетой - “светлым кругом”. Покойник, которому изготовили иттерма, не снабженную этим солярным символом, превращался во вредоносное существо -пауль-йорута. Вместе с монетой к фигурке прикладывали пучок волос покойного: волосы, в соответствии с представлениями манси, у живого человека являлись обителью реинкарнирующейся души. О сущности отношения манси к умершим и их иттерма определеннее всего свидетельствует культовая атрибутика и религиозно-обрядовая практика: 1. Одежда для иттерма (как и поминальная одежда, предназначенная покойному) выполнялась так же, как и одежда духов-покровителей - с прорезями под мышками. 2. В погребальных сооружениях оставлялись маленькие деревянные лопатки - духи потребляют пищу так же с помощью таких лопаток. 3. Среди изображений иттерма есть экземпляры, на одежде которых были следы крови жертвенных животных. Даже если жертвы приносились не во имя иттермы, к ним при жертвоприношениях относились так же, как и к тем духам, для которых совершались эти действа. 4. Животное, приносимое в качестве жертвы по случаю смерти, “выбиралось” самим покойным - жертва, приносимая духу, так же определялась “по указанию” последнего. 5. После рождения ребенка выясняли, чья именно душа, обитающая в той или иной иттерме, воплотилась в новорожденного, после чего приносили “на равных” пищевые жертвы Калтась-экве, Мир-сусне-хуму и “покойнику, душа которого явилась в ребенке”. Все трое в равной мере являлись гарантами счастливого пребывания человека в этом мире: Калтась-эква покровительствовала при рождении, Мир-сусне-хум мог обеспечить гладкий жизненный путь, однако и то, и другое оказалось бы невозможным, если бы кто-то из умерших предков не воплотился в новорожденном. 6. К покойному, душа которого вселилась в новорожденного, можно было обращаться с просьбами о покровительстве ему. При этом приносились умилостивительные жертвы, а физически объектом поклонения являлась иттерма. Для манси характерно представление о строго определенном корпусе душ, которые как бы странствуют между мирами, не отрываясь при этом от своего “рода” (группы) и дома. Действительно, материал для изготовления иттерма берется, как уже говорилось, непременно из венца дома, где жил покойник. Душа его реинкарнируется, воплощаясь в младенца, принадлежащего к этому дому или, во всяком случае, к семье, с этим домом связанной. Новорожденного (в ортодоксальном варианте традиции) нарекают именем, которое носил покойный. Приведенный материал свидетельствует о бытовании у манси культа предков, связанного с почитанием умерших и обитанием их реинкарнирующихся душ в иттерма. Сущность этого культа сводится к почитанию обществом индивида, перешедшего в иное состояние, что как бы приравнивалось к достижению высшей ступени социальной иерархии на уровне семьи (семейно-родственной группы), к которой принадлежал покойный. Однако это лишь один аспект культа предков. Другим, столь же обязательным проявлением этого культа являлось почитание предков-богатырей. Сущностное различие между аспектами данного культа состоит в таксономических различиях групп, объектом поклонения которых являлся тот или иной предок. »
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|