Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 7. Аскольд и Дир. 3 страница




 

Основы религиозного учения.


Еврейское религиозное учение состоит из Торы или Пятикнижия. А основы морали сводятся к 613 заповедям Торы, где даются предписания для евреев, что им можно, а чего нельзя.

Названия книг Пятикнижия:
1. Бе-решит - «В начале» или Книга Бытия первая книга Торы, Ветхого Завета и всей Библии. Судьба Адама и Евы. История Каина и Авеля. Всемирный потоп. Жизнь праотцев и праматерей будущего еврейского народа. Жизнь Иосифа.

2. Шмот «Имена» или Книга Исход – об исходе народа Израиля из Египта под руководством Моисея. Также в книге подробно описано устройство скинии завета.

3. Ва-йикра «И воззвал». Книга Левит посвящена в священническому законодательству и храмовой службе. Законы духовной чистоты и нечистоты, в том числе законы кашрута, Йом-Кипура и др.

4. Бе-мидбар «В пустыне». Книга Чисел. О сорокалетнем странствовании евреев по пустыне до вступления в Землю Израильскую.

5. Дварим «Слова». Второзаконие. Наставления и пророчества сынам Израиля.

 

 

Изображение и иудаизм.

«Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в воде под землею... »
Во втором речении, услышанном у горы Синай, евреи получили запрет создавать изображения для поклонения нематериальным силам, светилам, животным и людям. За сорок девять дней до этого евреи вырвались из Египта, страны, где саму основу жизни людей составляло поклонение изображениям выдуманных сил. А предстоял евреям долгий исторический путь среди народов, не понимающих абсолютной власти Творца над созданным Им миром. Через тридцать девять лет у Иордана Моше рабейну напомнил евреям: «И берегите себя очень ради душ ваших, ибо не видели вы никакого образа в день, когда говорил Г-сподь вам на Хореве из среды огня; чтобы вы не извратились и не сделали себе изваяния, изображения какой-либо формы... » (Дварим 4, 15-16).

 

«В книге Шмот (20: 20) написано так: «Не делайте (ничего, что) со Мною; божков серебряных и божков золотых не делайте себе». Вторая половина цитаты посвящена объектам поклонения, и с этим, в общем‑ то, все ясно: запрет идолопоклонства повторен в Торе много раз. А вот начало стиха требует разъяснения: что означает выражение «не делать нечто, что со Всевышним»? Талмуд (Авода зара, 43: 2) утверждает, что Тора здесь запрещает изображать то, что или напоминает самого Творца («со Мною» интерпретируется как «подобного Мне»), или входит в «небесную иерархию», через которую Всевышний управляет миром. »

Среди иудейских ученых до сих пор ведутся дискуссии. Орнаменты, изображение цветов, деревьев и плодов, пейзажи и натюрморты, насколько я знаю, разрешены. Что касаемо образов людей и животных, это всегда приводит к спорам – градации дозволенности расписаны до мелочей – плоскостное это изображение или выпуклое, цельное или частичное, в фас или в профиль – в разные исторические периоды были разные запреты и указания.


Очевидно одно, что иудаизм не способствует развитию изобразительного искусства и скульптуры. А это важно для культурного развития, как индивидуума, так и всего общества.

 

 

Иудаизм и музыка.

 

 

Насчет музыки в иудаизме есть тоже много запретов, восходящих к первоначальному запрету мудрецов слушать любую музыку после разрушения Храма. Затем последовали различные толкования этого требования, иногда смягчающие его, иногда ужесточающие. Например, по одним мнениям, разрешалась музыка на свадьбе, так как она была связана с исполнением заповеди. Другие вообще разрешали музыку в умеренном количестве и вне постоялых дворов. Кто-то разрешал вокал, но не сопровождаемый игрой на инструментах и распитием спиртного. Приверженцы более жесткой линии запрещали вообще любую музыку, не связанную с выполнением заповеди.

Как видим в религиозном смысле с музыкой тоже не все так просто.

 

 

Арабо - хазарские войны.

 

 

Хазарский каганат в различное время контролировал Предкавказье, Нижнее и Среднее Поволжье, Северо-Запад Казахстана, Приазовье, восточную часть Крыма, степи и лесостепи Восточной Европы до Днепра. Столица государства первоначально находилась в приморской части современного Дагестана, позже под натиском арабов переместилась в низовья Волги. С приходом династии Буланидов каганату насаждался иудаизм, что могло стать впоследствии причиной распада государства.

С целью расширения хазарского каганата рассматривалось южное направление, богатые цивилизованные страны. Через Дербент открывался путь в кавказскую Албанию, Армению, Грузию. Влияние хазар было настолько велико, что Каспийское море в то время называлось Хазарским морем. Хазарским морем оно называется до сих пор в Азербайджане и Турции.

В целом арабо-хазарские войны можно охарактеризовать, как череду военных походов друг против друга с переменным успехом. Две империи сражались за лакомый кусок в виде государств Закавказья. Даю здесь небольшое описание главных, на мой взгляд, военных событий.

После того, как арабы победили главного соперника хазарского каганата - Иран, основные военные действия разыгрывались между хазарами и арабами. Покорив Иран, Грузию, кавказскую Албанию, арабы подошли к рубежам Хазарского каганата. Следуя мусульманской концепции о разделении мира на «Пространство Ислама» и «Пространство войны», арабы считали своим долгом исламизировать все языческие племена и включить их земли в состав своей империи.

Хазары долгое время были союзниками христианской Византии в борьбе с Ираном, кроме того в Хазарском каганате был большой процент византийской элиты. Так, например в 705 году Юстиниан II женился на хазарской принцессе. А в 733 году византийский император Лев III Исавр женил своего сына и наследника Константина на хазарской принцессе Чичак. Кроме того, Византия была главным экономическим партнером Хазарского каганата.

Арабы видели в хазарах не просто врага, которого надо покорить и обратить в ислам, но и основного союзника своего главного врага - Византийской империи.


Вдохновленные победами над Ираном и странами Закавказья, арабы подошли к хазарской провинции Беленджеру, взяв который им открылся бы путь на их главную цель - город Дербент. Здесь в 653 году состоялась битва при Беленжере. Четырехтысячное войско арабов было разбито, а его предводитель Салман ибн Раби погиб. В исламском мире Салман был признан мучеником за веру, как и другие погибшие мусульмане. А хазары использовали останки арабского военачальника для шаманского камлания - «Призвание дождя».

После поражения при Беленджере арабы оставили попытки покорить хазар аж до следующего VIII века.

После того, как Византийская империя пришла в упадок, арабы Омейядского халифата вернули себе контроль над Закавказьем, жестоко подавив широкомасштабное восстание местных народов, и вновь подошли к границе Хазарского каганата.

В 706 году арабы начали войну, планируя захватить стратегический центр Дербент. Кровопролитная война продолжалась семь лет, и в 713 году Дербент пал. Но дальше арабы пройти не смогли.

В 717 году арабская армия под руководством Масламы осаждала Константинополь. В это время хазары, получив вести из осажденного Константинополя, собрали войско и вторглись в арабские владения в Иране (территория современного Азербайджана). Несмотря на то, что хазары были оттеснены назад арабами, они помогли Византии. После провала захвата Константинополя в 717-718 годах арабы перешли на укрепление позиций в других регионах, позволив Византии вернуть некоторые территории в Армении.

Весной 722 года 30-тысячная армия хазар выступила в Армению и разбила арабские войска. В ответ на это арабы, собрав 25-тысячную армию, вытеснили хазар из Армении, захватили Дербент и осадили Беленджер. 21 августа арабы ворвались в город. Если верить летописцам, всех жителей, кто по различным причинам не успел покинуть город и уйти на север с хазарскими войсками, арабы утопили в ближайшей реке.

Истратив человеческий ресурс, арабы не осмелились преследовать хазар, которые сосредоточились в Семендере, а отступили в Закавказье.

Хазары решили отомстить арабам, собрали войско, но были разбиты арабами во главе с Джаррахом в феврале 724 года. А Джаррах захватил Тифлис и превратил в арабских вассалов Иберию и племена алан. За все время арабо-хазарских войн Джаррах был первым арабским полководцем, пересёкшим Дарьяльское ущелье (Blankinship, 1994, p. 122-123. ).

В 726 году хазары под командованием принца Барджиля начали масштабное наступление на территорию кавказской Албании. При этом, осаждая крепости, они использовали патереллы (метательные орудия). И хотя Харису удалось разбить хазар у реки Аракс, в целом положение арабов оказалось критическим, что заставило вновь поручить войну с хазарами Масламу. Маслам собрал огромную армию, состоящую главным образом из сирийцев, и в 727 году арабы пересекли Дарьяльское ущелье, но, не встретив противника в открытом бою, вернулись обратно до наступления холодов.

Местные жители, не довольные арабами, помогали хазарам, осведомляя их о продвижении врага. В следующем году Маслама опять повел свою армию по тому же маршруту. На этот раз армия арабов-мусульман встретилась с хазарами-язычниками. Арабские летописцы сообщают, что войска мусульман сражались в течение 30 или 40 дней в грязи и под проливным дождём, из за чего кампания получила название «грязный поход».

17 сентября 728 года, разбив хазар, арабы решили вернуться домой. Но, уходя на родину, они попали в засаду, устроенную хазарами, и, бросив обозы с награбленным, убежали на родину. После этого похода Маслам вновь был заменён на Джарраха, а к 729 году арабы потеряли контроль над северо-восточным Закавказьем.

В 730 году арабская армия под командованием Джарраха вышла из Тифлиса, пересекла Дарьяльское ущелье и вторглась на территорию хазар. Хазары собрали огромную армию, куда вошли ополчения со всех племен и народов Хазарского каганата, включая славянские племена, и, обойдя арабское войско, осадили Ардебиль - главный арабский центр на территории современного Азербайджана, с населением 30 тысяч человек. В данном случае разведчиками хазар обеспечил правитель Грузии, я хочу сказать, что хазарам помогали все, кто не был доволен арабами.

Как только Джаррах узнал о том, что его войско было обойдено а Ардебиль осажден, поспешил к Ардебилю, где встретился лицом к лицу с хазарами. После двухдневного сражения, произошедшего 6-8 декабря 730 года, хазары полностью уничтожили 25-тысячную арабскую армию, включая и наместника арабов. После этого хазары взяли город и рассеялись по всей стране для грабежа, дойдя до Диярбакыра и Мосула, расположенных недалеко от Дамаска, столицы Омейядского халифата.

В 731 году войска Маслама подошли к Дербенту, но обойдя его, пошли на север, преследуя отступающих хазар. Пройдя Беленджер и Семендер он встретился лицом к лицу с хазарскими войсками, возглавляемыми самим каганом. Не смотря на то, что во время битвы погиб хазарский принц Барджиль, мусульманам пришлось отступить обратно в Закавказье.  

После этого Маслама выманил врагов из Дербента, отравив им воду в колодцах. С этого момента контроль над стратегической крепостью окончательно перешёл к арабам. Маслама оставил в городе 24 тысячи сирийцев, а сам вернулся на зиму с основными силами в Азербайджан.

Летом 732 года Марван собрал 40-тысячную армию и двинулся с ней на земли хазар, известно, что арабы продвинулись к северу от Дербента, но вернулись на зимовку. В это время Марван предоставил армянскому царю Ашоту III Багратуни широкую автономию в обмен на увеличение количества рекрутов из Армении. Современные историки считают это признаком резкой нехватки людских ресурсов, с которой столкнулся халифат в войне с хазарами.

В 733 году христианская Византия укрепила свой союз против арабов браком византийского царевича Константина, сына императора Льва III Исавра, с дочерью кагана Вирхора принцессой Чичак.

К 737 году арабы подготовились к широкомасштабной войне, чтобы навсегда положить конец хазарам. По некоторым источникам, Марван собрал 120 тысяч воинов, среди которых были сирийцы, армяне Ашота Багратуни, а также добровольцы, желавшие участвовать в джихаде. Марван разделил своё войско на два отряда. 30 тысяч человек наместника Дербента, Асида Зафита ибн аль-Суларни, пересекли Каспийские Ворота, а остальная армия, возглавляемая самим Марваном, через Дарьяльское ущелье вторглась в земли хазар. Этот маневр был совершен для того, чтобы не дать хазарам избежать прямого столкновения, как им не раз уже удавалось. Оба отряда Марвана встретились у Семендера и, согласно арабским источникам, вошли в волжскую столицу Хазарии Ал-Байда.

Хазарская армия все это время отступала, видя намного превосходящие силы своих врагов. По арабским источникам, на берегу «Славянской реки» (Дон) хазарское войско вступило в бой с арабскими и армянскими войсками, превосходящими по численности хазар в 7 раз. В этой бойне из 17 тысяч воинов хазар 10 тысяч пали в неравной битве. Каган попросил о мире, в результате чего 7 тысяч оставшихся в живых хазарских воинов вместе с военным вождём хазар Тарханом попали в плен. Арабы вынудили кагана принять ислам и признать себя данником Халифата.

Арабы привели к себе на родину много хазарских и славянских пленников, которые были расселены в Закавказье. Согласно арабскому историку аль-Белазури, 20 тысяч славян было поселено в Кахетии, хазар же переселили в Лезгистан. Однако, славяне вскоре убили своего арабского наместника и бежали к себе на север, но Марван нагнал их и всех казнил. (Blankinship, Khalid Yahya. The End of the Jihâ d State: The Reign of Hishā m ibn ʻ Abd al-Malik and the Collapse of the Umayyads. Albany, New York: State University of New York Press, 1994. ).

Около 740 года один из знаменитых хазарских военачальников Булан принял иудаизм, и потомки Булана, в конце концов, образуют царствующую ветвь, известную в истории как буланиды. Имперская политика арабов привела к краху Омейядского халифата, а затем и к гражданской войне 740-х годов между арабами, в результате которой власть захватили Аббасиды, и возник Аббасидский халифат.  

Стараясь укрепить свою связь с Хазарским каганатом, халиф Джафар аль Мансур приказал своему наместнику в Закавказье, Язиду ибн Асиду Зафиру ибн аль-Сулами, жениться на дочери хазарского кагана Багатура. Каган согласился и отправил свою дочь на юг с приданным в 100 тысяч дирхемов, в сопровождении 10-тысячной свиты, табунов лошадей, верблюдов, скота и 20 повозок с золотыми и серебряными вещами. Принцесса приняла ислам и стала женой наместника, родив ему двоих сыновей. Но спустя два года, в 762 году каган узнает, что его дочь и два его внука внезапно погибли.

Каган собрал войско и вошел на территорию халифата. Муж его дочери Язид сбежал, но хазары разграбили города и увели тысячи пленников.


Похожая история повторилась в 799 году. Арабский визирь Фадл ибн Яхья Бармакид сделал предложение дочери кагана, но она погибла по пути на юг. Арабы сообщили хазарам, что в смерти дочери кагана виноват арабский военачальник Саид ибн Сальме. Хазары, направлявшиеся отомстить за дочь кагана, попали в засаду и были разбиты.

Закавказские владения халифата на тот период были охвачены восстаниями покоренных народов, и арабам уже было не до хазар. Кроме того, непомерный налоговый гнет сплотил и самих арабов против аббассидов вокруг муталлибов. Одной из причин начала гражданской войны было налогообложение.

Дело в том, что мусульмане халифата не платили подушный налог, который платили представители других религий. И новообращенные в ислам не арабского происхождения, тоже освобождались от подушного налога. Это было хорошим стимулом для местных жителей завоеванных территорий переходить в ислам. Однако, поскольку халифат вел постоянные войны, то требовался хороший, постоянно пополняемый бюджет и получалось, что чем больше местных жителей становилось мусульманами, тем меньше поступало средств в казну. Это явилось причиной того, что халиф Хишам ибн Абдул-Малик заставил платить налог новообращенных мусульман из неарабского населения. Это вызвало недовольство среди неарабского населения и в целом затормозило исламизацию. Поэтому такие новообращенные мусульмане поддержали шиизм в Иране. Но это было не единственной причиной, сюда добавлялась ненависть местных жителей к завоевателям - арабам.

В 750 году армия Марвана II, попытавшегося преградить шиитам путь в Месопотамию, была разбита на реке Большой Заб, северном притоке Тигра армией шиитов и Аббасидов под руководством Абу Муслима. Марван II бежал через Дамаск, Палестину и Иордан в Египет, где был пойман и казнён 6 августа 750 года.

В 750 году, после того как Аббасиды свергли Омейядов, эта семья была жестоко истреблена, чтобы не осталось претендентов на власть. Однако, спасся один из них - Абд ар-Рахман I, по прозвищу «Пришелец», основатель династии кордовских Омейядов.

Всё это способствовало тому, что арабам было уже не до хазар.

 

 

Взаимоотношения Хазар со славянами.

 

 

Все, что у нас имеется в наличии из Повести временных лет, вынесем здесь и попробуем сделать какие-то выводы.

«По прошествии времени, после смерти братьев этих (Кия, Щека и Хорива), стали притеснять полян древляне и иные окрестные люди. И нашли их хазары сидящими на горах этих в лесах и сказали: «Платите нам дань». Поляне, посовещавшись, дали от дыма по мечу, и отнесли их хазары к своему князю и к старейшинам, и сказали им: «Вот, новую дань нашли мы». Те же спросили у них: «Откуда? ». Они же ответили: «В лесу на горах над рекою Днепром». Опять спросили те: «А что дали? ». Они же показали меч. И сказали старцы хазарские: «Не добрая дань эта, княже: мы добыли ее оружием, острым только с одной стороны, – саблями, а у этих оружие обоюдоострое – мечи. Им суждено собирать дань и с нас и с иных земель». И сбылось все это, ибо не по своей воле говорили они, но по Божьему повелению. Так было и при фараоне, царе египетском, когда привели к нему Моисея и сказали старейшины фараона: «Этому суждено унизить землю Египетскую». Так и случилось: погибли египтяне от Моисея, а сперва работали на них евреи. Так же и эти: сперва властвовали, а после над ними самими властвуют; так и есть: владеют русские князья хазарами и по нынешний день. »

 

Злорадство историка не понятно по причине того, что русские князья были вовсе не полянами. Была ли для полян большая разница в том, в чье государство входить - хазар или руссов, ведь и те и другие были одинаково далеки, как по происхождению, так и по культуре. Однако мы можем принять к сведению то, что поляне были частью Хазарского каганата и вероятно, так же участвовали в военных походах, как в свое время славяне ходили под знаменами авар.

Историки констатируют: «От хазар освободились поляне (864), северяне (884) и радимичи (885)». («Повесть временных лет» (ПСРЛ, т. I, стб. 21, 24, т. II, стб. 15, 17). Летописные даты приблизительны. ).

Но уместно ли здесь говорить об «освобождении»?

«В год 6391 (883). Начал Олег воевать против древлян и, покорив их, брал дань с них по черной кунице.
В год 6392 (884). Пошел Олег на северян, и победил северян, и возложил на них легкую дань, и не велел им платить дань хазарам, сказав: «Я враг их и вам (им платить) незачем».
В год 6393 (885). Послал (Олег) к радимичам, спрашивая: «Кому даете дань? ». Они же ответили: «Хазарам». И сказал им Олег: «Не давайте хазарам, но платите мне». И дали Олегу по щелягу, как и хазарам давали. И властвовал Олег над полянами, и древлянами, и северянами, и радимичами, а с уличами и тиверцами воевал. » (Повесть временных лет)

Очевидно, что славянские народы - поляне, северяне и радимичи просто поменяли хозяев, кому были вынуждены платить дань, не имея права на свободу передвижения. А, например, союз древлян до покорения руссами не был данником хазар, а представлял собой свободный народ.

 

После битвы на «Славянской реке» (Дон) в 737 году, когда арабы разбили хазар, в 20 раз им уступающих по численности, они угнали с собой как хазарских, так и славянских пленников, которые были расселены в Закавказье. Согласно арабскому историку аль-Белазури, 20 тысяч славян было поселено в Кахетии, хазар же переселили в Лезгистан. Однако, славяне вскоре убили своего арабского наместника и бежали к себе на север, но Марван нагнал их и всех казнил. (Blankinship, Khalid Yahya. The End of the Jihâ d State: The Reign of Hishā m ibn ʻ Abd al-Malik and the Collapse of the Umayyads. Albany, New York: State University of New York Press, 1994. ).
Это может говорить о том, что хазары и славяне сохраняли добрососедские отношения. К руссам, завоевавшим славян, у хазар было отношение лишь как к конкурирующей банде. Но об этом мы поговорим потом.

 

Хотелось бы сразу к этому добавить отрывок из «Русской истории» Василия Карамзина, как раз по поводу злорадства насчет судьбы хазар: «Ирония, которая звучит в этом сказании, показывает, что хозарское иго было для днепровских славян не особенно тяжело и не страшно. Напротив, лишив восточных славян внешней независимости, оно доставило им большие экономические выгоды. С тех пор для днепровцев, послушных данников хозар, были открыты степные, речные дороги, которые вели к черноморским и каспийским рынкам. Под покровительством хозар по этим рекам и пошла бойкая торговля из Днепровья. Встречаем ряд довольно ранних указаний на успехи этой торговли. Арабский писатель IX в. Хордадбе, современник Рюрика и Аскольда, замечает, что русские купцы возят товары из отдалённых краев своей страны к Чёрному морю в греческие города, где византийский император берёт с них десятину (торговую пошлину); что те же купцы по Дону и Волге спускаются к хозарской столице, где властитель Хозарии берёт с них также десятину, выходят в Каспийское море, проникают на юго-восточные берега его и даже провозят свои товары на верблюдах до Багдада, где их и видал Хордадбе. Это известие тем важнее, что его относят ещё к первой половине IX в., не позднее 846 г., т. е. десятилетия на два раньше предположенного летописцем времени призвания Рюрика с братьями. Сколько поколений нужно было, чтобы проложить такие далёкие и разносторонние торговые пути с берегов Днепра или Волхова! Восточная торговля Днепровья, как её описывает Хордадбе, могла завязаться, по крайней мере, лет за сто до этого арабского географа, т. е. около половины VIII в. Впрочем, есть и более прямое указание на время, когда началась и развивалась эта торговля. В области Днепра найдено множество кладов с древними арабскими монетами, серебряными диргемами. Большая часть их относится к IX и Х вв., ко времени наибольшего развития восточной торговли Руси. Но есть клады, в которых самые поздние монеты не позже начала IX в., а ранние восходят к началу VIII в. изредка попадаются монеты VII в. и то лишь самых последних его лет. Эта нумизматическая летопись наглядно показывает, что именно в VIII в. возникла и упрочилась торговля славян днепровских с хозарским и арабским Востоком. Но этот век был временем утверждения хозар в южнорусских степях: ясно, что хозары и были торговыми посредниками между этим Востоком и русскими славянами. »

 

Однако это посреднечество дорого обошлось русам в 944 году, когда они договорились за плату пройти по территории хазар с тем, что бы пограбить города Халифата. Русы были разбиты мусульманами. Большая часть их погибла, а отступающие русы в количестве примерно 5000 человек попросили у хазар убежища, но хазары им отказали, поскольку не вмешивались в чужие дела. В результате эти 5000 человек были настигнуты в степи другими мусульманами - буртасами и болгарами и были полностью истреблены. Также есть известия о том, что хазарский наместник Песах разбил войска Олега, посланные на него византийцами, пленил Олега и заставил его воевать против византийцев.

 

В заключение этой главы, хотелось бы немного рассказать об Артамонове Михаиле Илларионовиче, основателе советской школы хазароведения.

Михаил Илларионович Артамонов родился 23 ноября 1898 года в крестьянской семье, в деревне  Выголово, Весьегонского уезда, Тверской губернии. В 1913 году окончил вечернее Городское четырёхклассное училище. До Октябрьской революции служил конторщиком в Санкт-Петербургском обществе страхований и счетоводом в Обществе заводчиков и фабрикантов. В 1914-1916 годах учился на вечерних Общеобразовательных курсах. В начале 1917 года был призван в армию. С энтузиазмом встретил Февральскую революцию. В апреле 1917 года избран членом Совета солдатских депутатов, вскоре добровольцем ушёл на фронт. Участвовал в боях на Западной Двине.
В декабре 1917 года Артамонов демобилизовался и был отозван в Петроград на работу в национализированном Международном банке. С лета 1918 года и до конца 1920 года проработал в Красном Холме (Тверская область) в органах народного образования (преподаватель, заведующий школы).

С 1921 по 1924 год обучался в Ленинградском университете на отделении археологии и истории искусств. Среди учителей Артамонова были А. А. Спицын, А. А. Миллер, Н. П. Сычёв. После окончания университета остался младшим ассистентом археологического кабинета.
В 1929 году провёл первую самостоятельную экспедицию - разведку на Нижнем Дону. По результатам исследования убедительно идентифицировал с левобережным Цимлянским городищем известный по письменным источникам город Саркел (раскопки в 1934-1936). В 1934 году за статью «Совместные погребения в курганах со скорченными и окрашенными костяками» Артамонову без защиты диссертации была присвоена степень кандидата исторических наук. С 1935 года - профессор. Докторская диссертация на тему «Скифы. Очерки по истории Северного Причерноморья» защищена 25 июня 1941 года.
После войны М. И. Артамонов временно исполнял обязанности заведующего, с февраля 1949 года стал заведующим кафедрой археологии ЛГУ. Некоторое время занимал пост проректора по учебной работе, а с января по май 1950 года исполнял обязанности ректора. В 1949—1951 годах возглавлял беспрецедентную по размаху Волго-Донскую новостроечную экспедицию, обследовавшую район, которому предстояло уйти на дно Цимлянского водохранилища.

В августе 1951 года Артамонов, бывший в то время на базе Волго-Донской экспедиции на хуторе Попов, был вызван правительственной телеграммой в Ленинград. Ему надлежало с 1 сентября того же года принять руководство Эрмитажем. В начале 1950-х советская власть боролась с космополитизмом вообще и с западноевропейским искусством в частности. Защитника Эрмитажа академика Иосифа Орбели решили заменить на, как тогда казалось партийным деятелям, идеальную кандидатуру крестьянско-пролетарского происхождения. Однако первым же приказом Артамонова стала отмена увольнения сотрудников с «неподходящими» анкетами, список которых уже утвердил райком.

В книге 1939 года «История СССР с древнейших времён до образования древнерусского государства» он доказывал, что Хазария (правители которой исповедовали иудаизм) сыграла важную роль в истории народов Восточной Европы и Закавказья. В послевоенные годы во время кампании по борьбе с «космополитизмом» взгляды Артамонова подверглись критике со стороны советского руководства и ряда археологов, в частности Б. А. Рыбакова (Рыбаков Б. А. «К вопросу о роли Хазарского каганата в истории Руси» // Советская археология. - 1953. - Т. XVIII. ).

Доктор исторических наук Плетнёва Светлана Александровна, ученица как Рыбакова, так и Артамонова, что очень важно, писала:

«Подхватившая М. И. Артамонова волна успеха… привела к ответному всплеску эмоций и действий со стороны многих его недоброжелателей среди коллег и ровесников. В 1951 г. в «Правде» появилась маленькая, по существу анонимная (подписана никому неизвестным товарищем Ивановым) заметочка о завышении роли иудейского государства - Хазарского каганата, явно направленная против М. И. Артамонова. Этого краткого «ату его», напечатанного в руководящей газете в разгар борьбы с «врачами-отравителями», было достаточно для начала травли. Выступили многие, доказывая предвзятость и несостоятельность высказываемых учёным положений о существовании Хазарского каганата и его культуры. Это мощное степное государство надолго «выпало» из истории нашей страны. »

Под «никому неизвестным товарищем Ивановым», я думаю, Плетнева намекала на своего преподавателя, лауреата Сталинской премии (1949) Бориса Рыбакова, славянофила и антисемита.

Издать книгу «История хазар» стало возможным только во времена «хрущевской оттепели» в 1962 году. Однако, Артамонов проявлял интерес к современной живописи, что лично не нравилось товарищу Хрущеву. При поддержке Артамонова в Эрмитаже была организована выставка работ Пикассо, удалось сохранить работы классиков импрессионизма. В период «оттепели» Артамонов помогал вернувшимся из заключения исследователям, таким как Л. Н. Гумилёв, Б. А. Латынин, М. А. Гуковский, И. Г. Спасский.
Причиной отставки Артамонова стала внутримузейная, но получившая известность выставка работ студентов Академии художеств, отчисленных за абстрактное искусство и вынужденных работать такелажниками в Эрмитаже (в их числе были Михаил Шемякин и Владимир Овчинников).

Художники, творчество которых выходило за рамки сложившейся идеологии, не признавались властями и часто становились объектами жёсткой критики и гонений. Показательным событием стало посещение 1 декабря 1962 года Никитой Сергеевичем Хрущёвым выставки авангардистов, приуроченной к 30-летию московского отделения Союза художников СССР, где советский лидер не стеснялся в использовании нецензурных выражений.
Доктор исторических наук Михаил Илларионович Артамонов после отставки в1964 году полностью сосредоточился на преподавательской деятельности на истфаке ЛГУ. Умер 31 июля 1972 года за рабочим столом, редактируя научную статью.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...