Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

«Из хазарологических трудов последней четверти XIX в. особо следует выделить доклад Генри Говорса на III международном конгрессе ориенталистов в Петербурге, состоявшемся в 1876 г. Этот доклад был посвящён вопросу об этнической принадлежности хазар. В прот




 

 

Князь Олег (Одд – Стрела Хелегландский? )
ок. 879 - (912 -946). Место смерти Ладога (? ), Норвегия (? ), Персия (? ).

 

Главу об Олеге начну с пересказа старой норвежской саги о Гриме Волосатой Щеке.

 

Глава 1. Как Грим нашел себе женщину и потерял ее.

Гримми или Гримар Волостая Щека был сыном правителя Хельгеланда, района на севере Норвегии. После смерти своего отца Кетиля Траута, он стал править этой землей, жил в Храфнисте.

По преданию, он родился с волосатой щекой. Его щетина была черной и жесткой до такой степени, что её невозможно было сбрить.

Раньше Гримми был печалным и угрюмым, но однажды он увидел красивую и умную девушку по имени Лоптоэна (Lofthaena), к тому же она была дочерью Харальда, правителя Осло-фьорда. Её матерью была Гейрхильда, дочь короля Сольджи, который был сыном короля Хрольфа из Берга в Нагорье.

Гримми прибыл на драккаре с 18 своими лучшими воинами к Харальду и попросил руки его дочери.

Свадьба была назначена на осень. В назначенный день Гримми приехал на свадьбу, но узнал, что неделю назад Лоптоэна бесследно пропала. Три дня он ждал в доме Харальда, и ни в чем не заподозрив отца, вернулся в Храфнисту (сейчас Рамста в северной Норвегии).

Дело в том, что пятью годами ранее в доме Харальда случилось несчастье, умерла его жена Гейрхильда. Через год Харальд женился на Гримхильде, дочери Джосур из Финнляндии. Мачеха завидовала красоте падчерицы и ненавидела её за упрямый характер.   

Вскоре в Халогаланд (Хельгеланд) пришел голод. Гримми взял с собой двух товарищей и отправился на лодке в Финляндию, а затем на восток в Гандвик («Залив чар», Кандалакшская губа, Белое море. ) Когда они вошли в залив, то увидели как на поверхности плещется, играя на солнце, много рыбы. Они вытащили лодку на берег, построили из бревен и камней небольшую избушку, разожгли внутри костер и заночевали.

Ночью погода резко изменилась, и они проснулись от сильной метели. Товарищи вышли из избушки и увидели, что земля была покрыта снегом и льдом. Они провели в своем жилище ещё один день.


Ночью Гримми проснулся от истерического смеха прямо у дверей хижины, он схватил топор и стрелы под названием «Дары Гусира» (Gusisnautar), подаренные когда-то ему отцом. Когда он вышел, то увидел двух женщин-троллей, которые тянули его лодку в разные стороны, пытаясь её разорвать. Им было очень весело. Гримми обратился к ним со словами: «Как зовут этих самых уродливых на свете женщин, которые хотят поломать мой корабль? »

Находившаяся вблизи от него ответила: «Я Застенчивая, дочь Фрости (Мороза). А это моя прекрасная сестра, которую зовут Пятно».

Гримми сказал: «Вы худшие из женщин, которых я когда-либо видел. Если выведите меня из себя, то вы далеко не убежите. И обещаю вам, что перед восходом солнца я отправлю вас на съедение волкам.

Пятно возразила: «Так, знай, прежде чем сдохнуть! Мы дочери всемогущего Фрости, который сюда нагнал холод и эти волны. А вам простым смертным видно не судьба добраться живыми до своего дома. »

Гримми сказал: «Я обещаю проткнуть вас металлическими стрелами, которые будут поострее ваших когтей. »

С этими словами Гримми выстрелил стрелами, подаренными отцом, в Пятно, которая стояла подальше, и сразу убил её. Застенчивая истошно взвыла, - «Плохи у нас дела, сестренка! » - и кинулась на Гримми.

Гримми не растерялся и со всей силы всадил в женщину топор. Застенчивая завопила от боли и так дернулась от Гримми, что его топор остался торчать в лопатке убегающей женщины.

Гримми долго выслеживал раненую женщину. Сначала она бежала по пляжу, а потом подошла к обрыву. Там на другой стороне виднелась пещера в скале, к которой вела едва заметная горная тропинка.

Когда женщина перепрыгивала через обрыв, из ее тела выпал топор. Женщина пошла по тропинке к пещере и скрылась.

Гримми, подобрав топор, и втыкая его в расщелины подобрался к

небольшому отверстию в пещере.

Там в пещере у яркого костра он увидел двух троллей - мужчину и женщину.

Это был Фрости со своей подругой Огонь-женщиной, они нежно ласкали друг друга.

Вдруг в пещеру вошла Застенчивая, она сказала: «Я ранена, а моя сестренка убита, а вы здесь нежитесь у костра?! »

«Да», - возмутился Фрости, - убивать девочек не благородное дело.

Застенчивая сказала, - Это их убил Грим Волосатая Щека, а до этого он убил много горных троллей и великанов, но он никогда не найдет свою невесту Лоптоэну, несмотря на то, что она будет совсем рядом с ним.

Да, согласился Фрости: «Это сделала моя сестра Гримхильд. Она очень мудра. »
Застенчивая, потеряв много крови, упала без сознания и умерла. В этот момент Гримм напал на Фрости, и отрубил ему голову. Женщина-Огонь вскочила на Гримми и пыталась его повалить. Она была огромной, но Гримми бросил ее и через бедро. Женщина упала, и пока она приходила в себя, Гримми одним ударом отсек ей голову. Затем он вернулся в свою хижину.

2. Гримми освобождает Лоптоэну от заклинаний.

На следующий день сделалась хорошая погода, и Гримми с товарищами обнаружили кита, выброшенного на берег. Они начали рубить его на куски, делая запасы еды. В этот момент к ним подошли двенадцать человек, главного из которых звали Хрейдар Раш.

Хрейдар Раш сказал: Я хозяин этого края, и все здесь моё, включая и этого кита. Уходите отсюда.

Гримми ответил, - Мы не знали, что у этих мест есть хозяин, но мы заберем только свою часть, поскольку мы нашли кита первыми.

«Я так не считаю, - сказал Хрейдар, - либо вы оставляете кита нам, либо нам придется сражаться.

Гримми сказал, - тогда мы выбираем сражение. Бой начался, и сразу оба товарища Гримми погибли.

Гримми сражался до последнего, невзирая на свои тяжелые раны. Когда все враги лежали на земле, кто раненым, кто убитым, упал и Гримми.

 

Когда Гримми открыл глаза, он увидел перед собой толстую сутулую женщину маленького роста. У неё было длинное лицо и горбатый нос. Волосы и кожа были черными, а кожаное сморщенное платье чуть-чуть прикрывало ягодицы.

Незнакомка с достоинством сказала: «Вожди Халогаланда будут в плохом настроении, если Грим Волосатая Щека не захочет быть спасенным мной. »


Гримми не хотел быть обязанным своей жизнью этой уродине, но, тем не менее, спросил: «Как тебя зовут, уродливая женщина? »

Женщина ответила: «Меня зовут Гейррид Гандвик-Бед. Знай, у меня в заливе есть право голоса. Так что решай, спасать тебя мне или нет? »
Грим ответил: «Есть старая поговорка, что все жадны до жизни. Я выберу тебя, чтобы спасти себя. »
Как только он сказал это, она схватила его под свой халат и побежала с ним, как с младенцем. Попутный ветер подгонял, её и она бежала всё быстрее и быстрее.

Так она принесла Гримми в пещеру на большом утесе.

- Теперь ты здесь, и ты мне обязан жизнью, но я от тебя прошу взамен только один поцелуй, - с кокетством сказала женщина.

Гримми эта женщина казалась уродливой, но он все-таки поцеловал её. И ему этот поцелуй понравился.

Когда наступил вечер Гейррид застелила кровать и спросила, будет ли Грим Волосатая Щека спать один или с ней?  

Гримми не хотел спать с ней, но женщина сказала, если он не будет спать с ней, она не исцелит его безнадежные раны, и он все равно умрет.

После этих слов Гримми лег к ней в постель.

Гейррид обработала и перевязала все его раны, а Гримми удивлялся тому, как такими уродливыми руками, которые были похожи на лапы стервятника больше, чем на человеческие руки, можно было так нежно обработать его раны, что он не почувствовал ни боли, ни жжения. Как только они легли в постель, Гримми сразу уснул.

Утром, когда Гримми проснулся, то увидел лежащую рядом с собой девушку, настолько красивую, какой он никогда в своей жизни не видел, но она напоминала ему его невесту Лоптоэну.

Вдруг внизу, у изножья кровати, он увидел сморщенную кожу, которая вчера была платьем женщины. Он встал из последних сил и выкинул кожу в горевший костер. Кожа вспыхнула и сгорела дотла. Затем он подошел к спящей девушке, и разбудил ее, нежно капая на её тело водой. Она открыла глаза и сказала, - теперь мы оба спасены. Я спасла тебя от смерти, а ты спас меня от заклятия. Я - твоя Лоптоэна.

«Лоптоэна! Как ты попала сюда? И если уж на то пошло, как ты оказалась в таком образе? » - спросил Гримми.

Лоптоэна рассказала, что после того, как Грим покинул дом её отца, то мачеха сказала: «Я отплачу тебе за упрямство и горделивость, и ты превратишься в самую ужасную женщину-тролля ты будешь жить на севере в пещере по соседству с моим братом Фрости. Но ты не будешь ни с людьми, ни с троллями. Тебя будут ненавидеть все. И ты будешь всю жизнь мучиться в одиночестве, пока не сбудутся три случая: кто-нибудь согласится, чтобы такая уродина, как ты, спасла его, тебя кто-нибудь поцелует и кто-нибудь переспит с тобой в одной постели. Но этого никогда не произойдет! »

И она превратила меня в тролля, но ты все это сделал один, а сейчас я хочу поехать к своему отцу и выпить с тобой на нашей свадьбе.

Когда они пришли в хижину Гримма, там было много дичи, а в каждой бухте лежало по киту. Они загрузились, Гримми поднял парус в безветренную погоду, как это делал всегда его отец Кетил Траут, подул ветер, а Гримми и Лоптоэна отправились домой.

 

3. Грим Волосатая Щека на дуэли с Сорквиром.

После того когда Грим и Лоптоэна вернулись в Осло-фьорд, они увидели, что всем здесь заправляла властолюбивая Гримхильда. Но Гримми, предварительно рассказав лорду Харальду о том, что произошло, приказал схватить её, надеть ей мешок на голову и забить камнями до смерти. Затем он отпраздновал свою свадьбу с Лоптоэной и отправился домой, в Храфнисту.

А Харальд женился в третий раз, взяв в себе в жены Торри, дочь Торганна.
Вскоре у Гримми и Лоптоэны родилась дочь, которую назвали Брюнхильда. Она выросла в Храфнисте и была самой красивой из девочек. Грим очень ее любил. Но когда ей было двенадцать лет, ее руки попросил Сорквир сын Свади, Свади был сыном Раудфельда, сыном Барда, который был сыном Торкеля Бундинфоти. Но Брюнхильда не хотела выходить за Сорквира замуж, и Гримми объявил об этом Сорквиру. Сорквир воспринял это как оскорбление и вызвал Грима Волосатую Щеку на дуэль.

Гримми принял этот вызов, и дуэль должна была состояться через полмесяца.

 

(Здесь есть вставка относительно Ингьялда и Асмунда, которую мы разберем позднее. )

 

В назначенное время они встретились на дуэльном острове. Сорквир прибыл в сопровождении одиннадцати берсерков. Гримми сопровождал его друг Ингьялд и многие фермеры Халогаланда.

Возможно, по жребию, или по принципу - кто успел, Гримми первым нанес удар мечом своего отца. Он ударил наискось так, что Трост державший щит перед Сорквиром был рассечен вместе со щитом от левого плеча до правого бедра, а меч, разрубивший Троста, ещё и по траектории отрубил обе ноги Сорквиру, врезавшись в бедро. Сорквир и Трост упали замертво, а Ингьялд и Гримми добили всех деморализованных и растерявшихся берсерков чванливого воина.

После того как все берсерки Сорквира были убиты Гримми пропел стих:

«Здесь мы разрубили,
и бросили на землю,
двенадцать берсерков,
плохих людей, бесславных.
Хотя по мускулам и грубой силе
Сорквир был лучшим
из этих воинов,
а Трост - вторым.
Я пойду по стопам моего отца первым;
моя дочь при моей жизни не
выйдет замуж по принуждению.
ни за одного мужчину…

 

Теперь Гримми отправился домой с острова дуэлей, а Ингьялд - в Берурджодр. После того, как умер отец Ингьялда, он стал правителем земли отца.

Что же касается вставки про Ингьялда и Асмунда, то она поясняет следующее:

«В Норвегии был вождь по имени Асмунд (Asmund). Он был правителем Берурйодр (Berurjodr). Был он женат и имел сына по имени Ингьялд (Ingjald). Ингьялд был, несомненно, храбрым человеком, и он всегда был связан дружбой с Гримом, и хотя Ингьялд был старшим из них, Грим был намного сильнее. Ингьялд женился на Дагни, которая была сестрой Олафа и дочерью другого Асмунда, которого знали также под именем Гнодар-Асмунд (Gnodar-Asmund), в честь корабля Гнод (Gnod). У Ингьялда и Дагни родился сын, названный Асмундом, который позднее стал молочным братом Одда-Путешественника (Odd the Traveller) (имеется ввиду, что Ингьялд и Дагни усыновили Одда и воспитывали его вместе со своим сыном Асмундом). Одд-Путешественник был вместе с Сигурдом Кольцо (Sigurd Ring) в Брейвеллире (Bravellir), и его другое имя было Одд-Стрела. »

 

Грим Волосатая Щека был отцом Одда-Путешественника (Одда-Стрелы). Грим Волосатая Щека умер от старости. Его сын Одд воспитывался Ингьялдом. У Ингьялда и его жены Дагни был также родной сын, названный Асмундом, который стал молочным братом Одда-Путешественника. Более подробно эта история описана в исландской саге:

«Грим Волосатая Щека, сын вождя Кетила Хенга из Викена (историческое название области вокруг Осло-фьорда в современной юго-восточной Норвегии и некоторых частях западной Швеции). Грим был женат на Лоптоэне, дочери Херсена Харальда. Грим и Лоптоэна жили на ферме Храфниста (сегодня Рамстад в Намдалене). Когда пришло известие о смерти отца Лоптоэны, Грим отправился посмотреть на наследство своей жены. Он взял с собой и Лоптоэну, не смотря на то, что она была беременна.

Когда пара достигла Берурйодра (в Рекефьорде на Йэрене), у Лоптоэны начались схватки. Они сошли на берег к старому другу Ингьялду. Ингьяльд привез Лоптоэну на повозке, и поручил своим женщинам принять роды.

После рождения сына Грим облил его водой по старой традиции и назвал его Оддом.

Спустя три дня Лоптоэна решила продолжить путь. Ингьяльд предложил в качестве оплаты за гостеприимство оказать ему честь и отдать на воспитание новорожденного. И Грим с Лоптоэной согласились. Одд остался с народом Йерена, а Грим и Лоптоэна поехали дальше, за наследством Харальда. На обратном пути Грим спросил жену, не хочет ли она снова увидеть их ребенка, но она сказала, что она счастлива, когда чувствует себя свободной, и пара снова поплыла на север.

У Ингьялда был сын по имени Асмунд, мальчики подружились и стали друг другу настоящими братьями. Когда Одд подрос, он стал очень сильным и лучше других проявлял себя в стрельбе из лука, плавании и борьбе. Одд и Асмунд не хотели доверять свою судьбу богам, полагаясь на свое стремление и силу. »

Асмунд фигурирует в российской истории, как приближенный Олега и Игоря. В первый раз (под 945 г. ) летописец, сообщив об убийстве Игоря, констатирует, что Ольга «бяше в Киеве с сыном своим с детьском (ребенком. - А. К. ) Святославом, и кормилец его Асмуд, и воевода бе Свенельд»

Что касается исландской саги об Одде-Стреле, то она перекликается с легендой о смерти князя Олега от своего коня. Что дает повод отождествлять Одда-Стрелу с князем Олегом.

Вкраце исландская сага сводится к тому, что:

«Одд-Стрела, сын Грима Волосатая Щека и внук Кетиля Траута (Кетиль Хенг) из Халогаланда, услышал от вещуньи предсказание суть, которого в том, что он проживет 300 лет и станет великим воином, покорившим многие племена и народы, но умрет на своей родине, от своего коня. Однако 300 лет жизни юноше показалось мало, и он вместе с Асмундом попросил показать этого коня. Конечно, возникает вопрос, как он мог погибнуть от лошади через 300 лет, когда максимально лошади доживают до 60 лет.

Вещунья подвела его к коню, которого звали Факси.

Одд и Асмунд убили коня. По одним версиям, скинули в пропасть, по другим - похоронили.
Перед дальними путешествиями он получил от отца волшебные стрелы «Дары Гусира». Одд и Асмунд собрали дружину и отправились в путь. Сначала они поехал в Финляндию и Биармию, затем в загадочную страну Ётунхейм, лежащую далеко на Востоке. После того, как он там ослепил стрелой из «Даров Гусира» великаншу Гнейп, отец Грим Волосатая Щека дал ему имя «Орвар» (стрела). Одд-Стрела вместе с Асмундом неоднократно воевали против других викингов. Однажды они сразились со шведскими воинами Хьяльмарром и Тордом. Битва закончилась вничью, и Орвар с Асмундом вступили с ними в союз, и с тех пор сражались вместе. В различных сказках об Одде-Стреле рассказывается о его многочисленных подвигах. Но в конце концов он затосковал и вернулся на родину. Он посетил место гибели коня Факси и посмеялся над предсказаниями Вёльвы. Однако, Одд споткнулся о череп лошади, из которого выползла ядовитая змея и укусила его, вскоре после этого он умер.

В Повести временных лет, представлена история князя Олега, который так же умирает от укуса змеи, выползшей из черепа коня. Александр Пушкин написал своё произведение «Песнь о вещем Олеге» в 1822, опираясь на летопись, изложенную в «Истории Государства Российского» Карамзина.

Всё это дает повод полагать, что князь Олег и есть Одд-Стрела. Если это действительно так, то можно предположить, что имя Олег образовано от прозвища «Хелегский» или «Хологский» - по названию родной провинции Одда - Хологоланд, а позднее - Хельгеланд (территория на севере Норвегии, которая сегодня включает южную часть фюлькеса Нурланд до Сальтфьелле).  

В Младшей Эдде Снорри Стурлусон указывает на происхождение названия этой территории от мифического короля Хольги (Хельги), ведущего свою родословную от сына Одина - Сэминга. Согласно Саксону Грамматикусу в его «Gesta Danorum», король Хельги из Халогаланда женился на принцессе Торе, дочери принца Гуси (Гусира? ) из Лапландии и Биармии. Что говорит о том, что знать Халогаланда имела важные отношения с биармийцами, саамами и квенами (жители Ботнического залива, смешанного шведско-финского происхождения). Упоминание в сагах о «стрелах Гусира» может указывать на Гуси, как на одного из великих предков.

 

На немецком языке слово Hell – светлый, а существительное «der Heilige» – святой. Теперь посмотрим, как слово «святой» на скандинавских языках. Святой – Helgen (дат. ), Helgon (швед. ), Helgen (норв. ), Heilagur (исл. ). Hillige (фриз. ). В более правильном смысле «святой» здесь больше относится к таким понятиям, как «исцеляющий», «магический».

Помимо совпадений легенды о змее из черепа коня мы имеем совпадения и с именами. Имя «Ингельд» перечислено среди русов, подписывавших договор с византийцами в 911 году, и стоит вторым в списке: «Мы от рода русского – Карл, Ингельд, Фарлоф, Веремуд, Рулав, Гуды, Руалд, Фрелав, Руар, Актеву, Труан, Лидульфост, Стемид. »

Так, что из имен людей, окружавших князя Олега, с окружением Одда-Стрелы совпадают как минимум два - Асмунд и Ингьяльд. А это уже действительно повод отождествлять Олега с Оддом-Стрелой из Хологоланда.

Однако существует версия того, что Олег мог быть сыном Одда-Стрелы.

Первая Новгородская летопись, несмотря на неточности в хронологии X века, вероятно, сохранила фрагменты более раннего летописного свода, на котором основывалась и «Повесть временных лет».

В Повести временных лет Олег причисляется родичем Рюрика, но по этой летописи и Аскольд и Дир также приходятся Олегу родичами. Прежде чем коварно убить земляков, он через посланников обращается к ним со словами: «Мы купцы, идем в Греки от Олега и княжича Игоря. Придите к нам, к родичам своим».

Так, что остается предполагать только то, что Олег был Рюрику единоплеменником. Историк и по совместительству палач Василий Татищев, ссылаясь на некую, возможно, фальсифицированную им самим Иоакимовскую летопись, указывает на то, что Олег был шурином Рюрика, то есть братом жены Рюрика Ефанды из норвежцев. (Пчёлов Е. В. Рюриковичи. История династии. - С. 48-50. ).

 

 

Также остается открытым вопрос о смерти Олега, поскольку версия со змеёй - это только мед поэзии. Сага была написана в XIII веке после известия о смерти Олега, как легенда, сопровождающая воина в Вальхаллу, что имеет значение для религиозной жизни викингов. Однако, если Олег и Одд - не одно и тоже лицо, то Олег мог быть сыном Одда-Стрелы, и в этом случае сага вероятно относилась к Одду-Стреле, но указывала на происхождение Олега от Одда.

В Новгородской первой летописи Олег в 922 году, вероятно, пытается вернуться на родину, но во время остановки в Ладоге погибает, по преданию, от укуса змеи.
«Иде Ольг к Новугороду и оттуда в Ладогу там и похоронен. Другии сказывают, будто ушёл он за море… был ужален змеёй в ногу, и от этого умер». Если он действительно ушел за море, то Олег вернулся на родину в Хологаланд.

 

До моего знакомства с текстом «Кембриджского документа» или «письма Шехтера», я предполагал, что власть Олега во времена повзрослевшего Игоря выглядит весьма сомнительно, однако она могла существовать только в том случае, если жена Игоря Ольга была родной дочерью Олега. Поэтому письмо Шехтера для меня было ответом на многие сомнения относительно родства Игоря к Рюрику и «легитимности» князя Олега.

 

Письмо Шехтера или «Кембриджский документ».

Назван по месту хранения в Кембриджском Университете или по фамилии перевооткрывателя С. Шехтера, обратившего внимание на документ среди коллекции еврейских манускриптов из Каирской генизы (хранилища рукописей при синагоге). Опубликован в 1912 году, а в 1913 году вышел перевод под редакцией П. К. Коковцова, в 1932 году в СССР было опубликовано академическое издание.

Советские и российские историки, среди которых П. К. Коковцов и А. П. Новосельцев, относились скептически к этому документу и считали его подделкой. Однако сегодня большинством авторитетных историков документ признан подлинным и содержит точные исторические сведения. Большинство сомнительных мест прояснено, и аутентичность памятника общепризнана, а документ относят к 949 году. Рукопись (шифр T-S Misc. 35. 38) по палеографическим признакам датируется концом XI века. Написана на бумаге. Состоит из двух листов, имеющих текст на обеих сторонах. Верхняя часть повреждена. Начало и конец документа отсутствуют.

 

Олег (H-l-g-w), по данным хазарского источника захватил, по договорённости с Византией, хазарский город Самкерц (Тмутаракань) на Таманском полуострове, но был разбит хазарским наместником Самкерца Песахом и отправлен оным на Константинополь. Византийцы сожгли греческим огнём суда руссов, и тогда H-l-g-w отправился в Персию, где погиб сам со всем войском. H-l-g-w именуется в документе правителем Русии, что отождествляет его с Олегом. Поскольку поход русов на Византию произошел в 941 году, а поход на Персию, т. е. на город Бердаа близ реки Куры - в 944 году, т. е. во времена официального правления Игоря, то это указывает на дуумвират Игоря и Олега. В этом случае мы можем предположить несколько обстоятельств: Олег был воеводой Игоря, Олег был изгнан Игорем, либо они правили вместе. А это означает, что Олег ушел «на пенсию» и дожил до середины 40-х годов X века, а начало его правления предполагается более поздним, чем указано в летописи.

Особый интерес представляет тот факт, что описание смерти Олега в Письме Шехтера (а именно, что он бежал и совершил набег на ФРС, предположительно отождествляемый с Персией, и был убит там), имеет прямые параллели с описанием арабских историков, таких как Ibn Miskawayh, описавший аналогичное нападение русов на мусульманское государство Арран в 944/5 году.

Ученые Дэвид Кристиан и Константин Цукерман предположили, что письмо Шехтера подтверждается различными другими русскими хрониками и раскрывает борьбу внутри древнерусского государства между фракциями Олега и Игоря. Они делают вывод, что Олег в итоге проиграл борьбу, и правителем стал Игорь. Цукерман уверен в том, что Киев принадлежал Хазарии до начала 10 века, а князь Игорь был не сыном Рюрика, а более дальним потомком. Он предполагает, что Олег не был назначен Рюриком князем или регентом, что предполагает заговор против Рюрика или его настоящего преемника (потерянное звено преемственности власти).

Кроме того, в войне хазар против Византии Олег играл роль беспринципного наемника, которого можно было заставить воевать против своей воли.

 

 

Цитата из текста письма Шехтера, где встречаются упоминания об Олеге:

«[Также и] во дни царя Иосифа, моего господина... [ему подмогой], когда было гонение (на иудеев) во дни злодея Романа. [И когда стало известно это] дел[о] моему господину, он ниспроверг множество необрезанных. А Роман [злодей послал] также большие дары X-л-гу (что, согласно правилам еврейской графики, может читаться Halgu (Halgo) или Helgu (Helgo), царю Русии, и подстрекнул его на его (собственную) беду. И пришел он ночью к городу С-м-к-раю (Тмуторокань) и взял его воровским способом, потому что не было там начальника, раб-Хашмоная.

И стало это известно Бул-ш-ци, то есть досточтимому Песаху, и пошел он в гневе на города Романа и избил и мужчин и женщин. И он взял три города, не считая большого множества пригородов. И оттуда он пошел на (город) Шуршун... (Херсон (Корсунь) и воевал против него... И они вышли из страны наподобие червей... Израиля, и умерло из них 90 человек... Но он заставил их платить дань. И спас... [от] руки Русов и [поразил] всех оказавшихся из них (там) (и умертвил ме]чом. И оттуда он пошел войною на Х-л-гу и воевал... месяцев, и Бог подчинил его Песаху. И нашел он... добычу, которую тот захватил из С-м-к-рая. И говорит он: " Роман подбил меня на это". И сказал ему Песах: " Если так, то иди на Романа и воюй с ним, как ты воевал со мной, и я отступлю от тебя. А иначе я здесь умру или (же) буду жить до тех пор, пока не отомщу за себя". И пошел тот против воли и воевал против Кустантины (Константинополя) на море четыре месяца. И пали там богатыри его, потому что македоняне осилили (его) огнем. И бежал он, и постыдился вернуться в свою страну, а пошел морем в Персию (или Фракию), и пал там он и весь стан его. Тогда стали Русы подчинены власти казар. »

 

Теперь можно свежим взглядом посмотреть на фрагмент истории, связанной с Олегом. Почему Олег и Игорь, подплывая к Киеву, чтобы убить Аскольда и Дира, притворились «купцами подугорскими» (то есть, платившими дань уграм (хазарам))? Я склонен считать, что Аскольд и Дир все-таки были хазарскими наместниками.

Итак, после того, как Олег коварным образом убивает Аскольда и Дира, он становится правителем Киева.

За основу его деяний мы возьмем повесть временных лет в переводе Д. С. Лихачева, О. В. Творогова, (и, если найдется информация из других источников, будем её добавлять).

«В год 6390 (882). Выступил в поход Олег, взяв с собою много воинов: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей, и пришел к Смоленску с кривичами, и принял власть в городе, и посадил в нем своего мужа. Оттуда отправился вниз, и взял Любеч, и также посадил мужа своего. И пришли к горам Киевским, и узнал Олег, что княжат тут Аскольд и Дир. Спрятал он одних воинов в ладьях, а других оставил позади, и сам приступил, неся младенца Игоря. И подплыл к Угорской горе, спрятав своих воинов, и послал к Аскольду и Диру, говоря им, что-де «мы купцы, идем в Греки от Олега и княжича Игоря. Придите к нам, к родичам своим». Когда же Аскольд и Дир пришли, выскочили все остальные из ладей, и сказал Олег Аскольду и Диру: «Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода», и показал Игоря: «А это сын Рюрика». И убили Аскольда и Дира, отнесли на гору и погребли Аскольда на горе, которая называется ныне Угорской, где теперь Ольмин двор; на той могиле Ольма поставил церковь святого Николы; а Дирова могила – за церковью святой Ирины. И сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег: «Да будет это мать городам русским».

Это был перевод Повести временных лет Д. С. Лихачева и О. В. Творогова. Но сохранились другие летописи, зафиксированные Филевичем И. П., которые трактуют обращение Олега через посланцев к киевским князьям Аскольду и Диру следующим образом: «…яко гость есмь подугорский, идем в Греки от Олега князя и Игоря Княжича да придите к нам, к родам своим». Филевич, исходя из этих слов, делает вывод, что «подугорские» значит закарпатские русины, но меня это не убедило, и я склонен считать, что под термином «подугорские» скрывается значение «подданные угров», т. е. хазар.

Читаем Повесть временных лет далее.

«И были у него варяги, и славяне, и прочие, прозвавшиеся русью. Тот Олег начал ставить города и установил дани словенам, и кривичам, и мери, и установил варягам давать дань от Новгорода по 300 гривен ежегодно ради сохранения мира, что и давалось варягам до самой смерти Ярослава.

В год 6391 (883). Начал Олег воевать против древлян и, покорив их, брал дань с них по черной кунице.

В год 6392 (884). Пошел Олег на северян, и победил северян, и возложил на них легкую дань, и не велел им платить дань хазарам, сказав: «Я враг их» и вам (им платить) незачем».

В год 6393 (885). Послал (Олег) к радимичам, спрашивая: «Кому даете дань? ». Они же ответили: «Хазарам». И сказал им Олег: «Не давайте хазарам, но платите мне». И дали Олегу по щелягу, как и хазарам давали. И властвовал Олег над полянами, и древлянами, и северянами, и радимичами, а с уличами и тиверцами воевал.

В год 6395 (887). Царствовал Леон, сын Василия, который прозывался Львом, и брат его Александр, и царствовали 26 лет.

В год 6406 (898). Шли угры мимо Киева горою, которая прозывается теперь Угорской, пришли к Днепру и стали вежами: ходили они так же, как теперь половцы. И, придя с востока, устремились через великие горы, которые прозвались Угорскими горами, и стали воевать с жившими там волохами и славянами. Сидели ведь тут прежде славяне, а затем Славянскую землю захватили волохи. А после угры прогнали волохов, унаследовали ту землю и поселились со славянами, покорив их себе; и с тех пор прозвалась земля Угорской. И стали угры воевать с греками и попленили землю Фракийскую и Македонскую до самой Селуни. И стали воевать с моравами и чехами. Был един народ славянский: славяне, которые сидели по Дунаю, покоренные уграми, и моравы, и чехи, и поляки, и поляне, которые теперь зовутся русь. Для них ведь, моравов, первых созданы буквы, названные славянской грамотой; эта же грамота и у русских, и у болгар дунайских. »

Здесь остановимся подробней. Угорская гора, названная так, вероятно, уже после «прохождения угров» мимо Киева в 898, не имела до 898 года этого названия.

Цитата из Новгородской летописи:

«И роди сына, и нарече имя ему Игорь, и возрастшу же ему Игорю, и бысть храбръ и мудръ. И бысть у него воевода, именемъ Олегъ, мужъ мудръ и храбръ. И начаста воевати и налезоста Днепръ реку и Смоленскъ городъ. И оттуду поидоста внизъ по Днепру, и приидоша къ горамъ киевскимъ и узреста градъ Киевъ сущь, и испытавъ, кто въ немъ княжитъ; и реша: «два брата, Оскольдъ и Диръ». Игорь же и Олегъ, творящася мимоидуща, и потаистася въ лодьяхъ, и съ малою дружиною излезоста на брегъ, подугорскими творящеся гостьми, и созваста Оскольда и Дира. Слезшима же има, выскакаху прочии воины изъ лодьи, Игоревы, на брегъ; и рече Игорь Оскольду: «вы неста князя, ни роду княжа; но азъ есмъ, князь и мне достоитъ княжити». И убиша Оскольда и Дира, и несоша на гору, погребоша Оскольда на горе, еже ся Угорьское наричется, идеже есть дворъ Ольминъ; на тои могиле постави Ольма церковь святаго Николы, а Дирева могила за святою Ириною. И седе Игорь, княжа, въ Киеве; и беша у него мужи Варязе, Словени, и оттоле прочии прозвашася Русью. Сеи же Игорь нача грады ставити и устави дани даяти Словеномъ и Варягомъ и Кривичемъ и Мерямъ дань даяти Варягомъ, а отъ Новаграда гривенъ 300 на лето мира деля, еже не даютъ. И приведе жену отъ Плескова, именемъ Ольгу, и бе мудра и смыслена, отъ нея же родися сынъ Святославъ. »

По поводу прохождения угров мимо Киева есть информация из венгерских источников. Это «Gesta Hungarorum» (Деяния венгров), написанная в эпоху правления Белы III (1172—1196).

«Венгры переправились на правый берег Днепра на плотах. Киевский князь, не названный по имени, выступил против них со своими степными союзниками, названными половцами, но русы и половцы были разбиты, а князь укрылся за городскими стенами. На вторую неделю осады угры пошли на приступ. Но город не был взят, и начались мирные переговоры, в результате которых русы выплатили уграм 10 тысяч марок, и те покинули киевские земли. »

После коварного убийства правителей Киева Аскольда и Дира, уповая на своё регенство в отношении Игоря - сына Рюрика, Олег провозгласил себя Великим князем Киевским. А поскольку новгородских славян и заставляли платить дань варягам в размере 300 гривен в год, то номинально он под своей «крышей» объединил два крупных региона: новгородские земли, населенные преимущественно ильменскими словенами, кривичами и финскими народами: чудь, весь, меря и киевские земли, населенные полянами и радимичами. Чтобы сразу было понятно, Олег покорил территории, населенные славянами от Ботнического залива Белого Моря, до Киева, и заставил аборигенов этих земель - славян и соседние финские народы платить дань. То есть с этого времени славянские народы на подконтрольных Олегу территориях полностью потеряли свою независимость.

Кроме того, он делился данью со своими братьями варягами, оставшимся в Новгородских землях. И это всё называется «объединением русских земель», и в русской истории трактуется только как положительный фактор. Будьте здоровы!

Те исследователи, которые ставят под вопрос всю эту историю в связи с тем, что Новгорода в IX веке ещё не существовало, на мой взгляд, проявляют излишнюю педантичность и цепляются за слова. Естественно, Новгорода как города не существовало, а если он был, то был деревянный форт, наподобие Рёрига на землях ободритов, но скорее всего Новгородом впоследствии стала называться территория, населенная словенами, кривичами, чудью и весью.

 

Цитируем далее Повесть временных лет:
«В год 6410 (902). Леон-царь нанял угров против болгар. Угры же, напав, попленили всю землю Болгарскую. Симеон же, узнав об этом, пошел на угров, а угры двинулись против него и победили болгар, так что Симеон едва убежал в Доростол.


В год 6411 (903). Когда Игорь вырос, то сопровождал Олега и слушал его, и привели ему жену из Пскова, именем Ольгу. »

По моим предположениям Ольга была дочерью Олега или Одда-Стрелы. Иначе я себе не могу объяснить доверия со стороны Олега в будущем к Ольге и к Игорю, поскольку шла постоянная борьба за власть между родственниками. О родстве свидетельствует и одно имя, данное, что было нередко у скандинавов.

Например, четвертая часть саги о Гриме Волосатая Щека, посвящена его потомкам.

«Был один известный человек по имени Торкель. Он был ярлом провинции Намдален. Он пошел в Храфнисту и попросил руки у Храфнхильды. Она вышла за него замуж. Их сыном был Кетил Траут, который сжег Гарека и Гререка, сыновей Хильдирида, в их собственном доме после того, как они оклеветали его родственника Торольфа. После этого Кетиль отправился в Исландию и занял там землю между Тьорсой и Маркарфлйотом и жил в Хофе. Его сыном был Храфн, первый законодатель Исландии. Его вторым сыном был Хельги, отец Хельги, которая вышла замуж за Оддбьорна Аскасмита, корабельного мастера. »

Моя версия о том, что Ольга дочь Олега – Одда-Стрелы совпадает с Типографской летописью (конец XV века) и более поздней Пискарёвской, в которых летописцы передают слух, будто Ольга была дочерью Вещего Олега, который стал править Русью, как опекун малолетнего Игоря, сына Рюрика: «Нѣ цыи жє глаголютъ, ѩ ко ѻ льгова дщєри бѣ ѻ льга» (Пискарёвский летописец, Полное собрание русских летописей. - Т. 34. - М., 1978. - С. 31.. )

Олег же поженил Игоря и Ольгу. Это мне объясняет очень многое, в том числе и ненадобность умерщвлять Игоря, поскольку они приходились уже друг другу родственниками.

«Степенная книга» (XVI в. ) утверждает, что Ольга умерла в возрасте около 80 лет. Приблизительную дату её рождения сообщает поздний «Архангелогородский летописец», который сообщает, что Ольге на момент брака с Игорем было 10 лет. На основании этого М. Карамзин, Л. Морозова, и Л. Войтович высчитали дату её рождения - 893 год. «Проложное житие» княгини Ольги указывает её возраст на момент смерти как 75 лет. Таким образом, Ольга предположительно родилась в 894 году. Правда, эту дату ставит под сомнение дата рождения старшего сына Ольги, Святослава (около 938-943), так как Ольге на момент рождения сына Святослава было от 45 до 50 лет.

Многие считают рождение Святослава в таком возрасте маловероятным, но моя пра-пра-бабушка Катарина Шперлинг (24. Дек. 1848 г. р) родила моего пра-дедушку Генриха Мартина Крекера в 1895 году.

Цитирую Повесть временных лет далее:

«В год 6415 (907). Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Ки

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...