6.2 Стратегия деятельности предприятия в условиях риска
6. 2 Стратегия деятельности предприятия в условиях риска Повышение уровня риска в деятельности торгового предприятия диктует необходимость выбора продуманной стратегии. Стратегическое планирование являются важнейшим аспектом, эффективной деятельности, и снижения риска предприятия торговли. Стратегическое планирование, позволяющее прогнозировать предстоящие задачи и возможные решения предприятия торговли, является важнейшим фактором эффективной деятельности и снижения риска при выборе решений и помогает обеспечить единство целей внутри предприятия. Оно включает многие аспекты управленческой деятельности: распределение ресурсов, внутреннюю согласованность и координацию, улучшение взаимосвязей и взаимоотношений с внешней средой, организационное предвидение, обоснованные прогнозы и предложения на базе анализа стратегических альтернатив и выбора стратегии. Стратегия предприятия – это рассчитанная на перспективу система мер, обеспечивающая достижения предприятием своих целей. Сущность разработки и реализации стратегии состоит в том, чтобы выбрать нужное направление развития из многочисленных альтернатив и направить торгово-хозяйственную деятельность по выбранному пути. Стратегии предприятия разрабатываются на трех уровнях: 1) корпоративный уровень; 2) бизнес-уровень; 3) функциональный уровень. Основными составляющими стратегии предприятия, в т. ч. в условиях риска, являются: - формулирование целей предприятия (разработка принципов дальнейшего развития, определение места на рынке); - определение круга потенциальных покупателей; - организация торгово-технологического процесса;
- разработка методов доставки товара покупателям; - контроль и анализ проведенных результатов. В условиях риска на выбор стратегии предприятие торговли влияет ряд факторов, которые ограничивают его возможности принимать участие в рисковой деятельности: 1. Наличие фондов(средств) которые находятся в распоряжении руководителя торгового предприятия, соответствующих размерам, задачам и целям его развития. 2. Создание фонда риска – финансовые, материальные и другие резервы, позволяющие в конкретных ситуациях с большей степенью уверенности принимать рискованные действия. Это финансовое или материальное покрытие вероятных отрицательных последствий принятых решений. 3. Наличие разработанных мер по управлению риском, т. е. мер по нейтрализации, минимизации, распределению, передаче возможных отрицательных последствий, которые могут возникнуть в ходе реализации выбранной альтернативы. 4. Численность квалификации и опыт персонала. 5. Временной фактор – все меры и действия, осуществляемые предприятием должны быть своевременные. 6. Факторы, неподдающиеся точной оценке: право и возможность руководителя подбирать своих сотрудников, интуиция руководителя, личное материальное положение менеджера, принимающего рискованное решение. 7. Репутация, рейтинг предприятия, занимаемое им положение на рынке. Существуют и другие факторы, оказывающие значительное влияние на выбор предприятием торговли стратегии в условиях риска, среди которых выделяют: § финансовые возможности (возможности получения кредита или займа, обращения за помощью к профессионалам финансового рынка и др. ); § характер и стадии жизненного цикла реализуемых товаров; § монопольное положение на рынке; § тип рынка; § рыночная стратегия партнеров и конкурентов. Одним из факторов стратегического выбора, оказывающим влияние на принятие решения относительно выбора той или иной стратегической альтернативы, является уровень риска этой альтернативы. При этом уровень риска стратегической альтернативы оценивают по трем направлениям:
1) реалистичность разработанных стратегий; 2) негативные последствия, к которым может привести неудачно разработанная стратегия; 3) оправданность возможного позитивного результата риском потерь от провала в реализации стратегии.
6. 3 Основные направления усовершенствования функционирования механизма риск-менеджмента предприятия торговли Эффективно функционирующий механизм риск-менеджмента обеспечивает успешность предприятия. Механизм риск-менеджмента придает предприятию торговли определенность, индивидуальность. Механизм риск-менеджмента должен быть разработан так, чтобы не только оставаться целостным в течение длительных периодов времени, но и быть достаточно гибким, чтобы при необходимости можно было осуществить его модификацию и переориентацию. Совершенствование функционирование механизма риск-менеджмента торгового предприятия осуществляется по следующим направлениям: 1. Совершенствование функционирования механизма риск-менеджмент как системы, при этом возможно использование следующих путей: ü совершенствование использования финансовых, трудовых, материально-технических ресурсов; ü совершенствование отдельных рычагов и методов; необходимо вводить новые и совершенствовать действующие методы анализа, оценки и управления рисками; ü совершенствование нормативного, правового, информационного и программного обеспечения; ü совершенствование организационной культуры. В целях улучшения функционирования механизма риск-менеджмента, снижения уровня риска предприятия торговли, для проверки достоверности и объективности ведения учета и соблюдения финансовой дисциплины необходимо периодически проводить внутренние (внутрифирменные) проверки, т. е. осуществлять внутрифирменный контроль. 2. Совершенствование взаимодействий риск менеджмента с внешней средой. Руководители предприятий должны учитывать постоянно изменяющиеся условия внешней среды; менеджер по риску должен выявлять факторы, влияющие на механизм риск-менеджмента, находить и предлагать наиболее рациональные способы реагирования на внешние воздействия.
В большинстве своем факторы внешней среды функционирования механизма риск-менеджмента трудно поддаются управлению или не регулируются вовсе. В связи с этим совершенствовать взаимодействие механизма риск-менеджмента с внешней средой можно лишь стараясь избегать, уменьшать негативные воздействия или усиливать положительные воздействия внешней среды путем постоянного сбора, анализа информации о тенденциях развития процессов внешней среды и прогноза возможных изменений во внешней среде предприятия. 3. Совершенствование методов и приемов управляющего воздействия на функционирование риск-менеджмента. Под управлением механизмом риск-менеджмента понимается деятельность, направленная на повышение эффективности его функционирования и работы предприятия в целом, на уменьшение потенциальных материальных потерь и других негативных последствий по следующим направлениям: § выявление недостатков работы механизма риск-менеджмента; § умение реагировать на вероятные отрицательные последствия, которые могут возникнуть в результате его функционирования; § разработку и осуществление мер, при помощи которых могут быть устранены или компенсированы отрицательные результаты его работы. Управление механизмом риск-менеджмента предполагает не только рациональный выбор и результативное использование методов управления, но и эффективное планирование механизма риск-менеджмент на предприятии, которое включает последовательное осуществление трех этапов: первый этап предполагает оценку существующего на предприятии рискового механизма и эффективности его функционирования; второй этап включает в себя формулирование целей, задач и способов их реализации, определение содержания и структуры механизма риск-менеджмента исходя из степени эффективности тех или иных его элементов. Цели предприятия служат в качестве критериев для последующего процесса принятия управленческих решений;
третий этап предусматривает поддержание или обновление рискового механизма. На этом этапе принимаются управленческие решения о сохранении существующих элементов механизма риск-менеджмента и его структуры или об определенном их изменении. Изменение механизма риск-менеджмента является объективным требованием в условиях быстро изменяющейся внешней среды. 4. Разработка мероприятий правового, экономического, организационного и социально-психологического характера. Правовые мероприятия направлены на предотвращение центробежных тенденций и устранение дисбаланса интересов. Они связаны с внедрением принципа избирательного вмешательства; реализацией принципа взаимоответственности (разработка в договорах, контрактах системы прав, обязанностей и ответственности за риск); разработкой инструкций, законов, приказов и т. д. Экономические мероприятия включают в себя: совершенствование учета и контроля риска и основных показателей; рациональное использование различных видов ресурсов; повышение эффективности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов; снижение издержек обращения; повышение роли материальных стимулов; приспособление товарного ассортимента к спросу населения; улучшение условий транспортировки и хранения товаров; использование чужого экономического опыта и т. д. Организационные меры направлены на формирование соответствующей структуры механизма риск-менеджмента; создание служб, реализующих на практике правовые, экономические и социально-психологические меры; совершенствование управления и планирования; внедрение и широкое использование автоматизированных систем управления и т. д. Социально-психологические меры ориентируют на постоянное изменение психологии человека, оптимизацию социально-психологического климата в коллективе, стиля руководства, политики по отношению к персоналу, организационной культуры предприятия и т. д. Таким образом, эффективно функционирующий механизм риск-менеджмента должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Выявляя решающие участки и узловые проблемы социально-экономического развития путем своевременного изменения форм организации рисковых отношений, методов анализа, оценки и управления рисками, механизм риск-менеджмента предприятия торговли позволяет в более сжатые сроки с наименьшими потерями и затратами решать задачи, намечаемых стратегией предприятия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|