Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

5.2 Этапы процесса управления рисками




5. 2 Этапы процесса управления рисками

Как отмечалось ранее, основной целью системы управления рисками является максимизация рыночной стоимости предприятия в ситуации неопределенности и риска, получение максимальной прибыли предприятиями при оптимальном соотношении величины прибыли и величины риска. Поэтому весь процесс управления рисками должен протекать в соответствии с этой целью.

В процессе управления рисками можно выделить 7 взаимосвязанных этапов:

1. Подготовительный этап. Данный этап совпадает с заключительной процедурой оценки риска. Каждая альтернатива оценивается с точки зрения величины содержащегося в ней риска. После этого осуществляется ранжирование всех выявленных альтернатив решения данной проблемы по степени приемлемости содержащегося в них риска и выявлению таких вариантов, величина риска в которых является приемлемой.

2. Разработка и принятие законов, нормативных актов, инструкций, постановлений, обеспечивающих реализацию выбранной рисковой альтернативы и предусматривающих меры по снижению риска и решению вопроса о праве ответственности за риск.

3. Разработка конкретных мероприятий, ориентированных на нейтрализацию или минимизацию возможных отрицательных последствий риска. Предполагает выбор методов управления рисками и их осуществление. Для выбора метода управления рисками наиболее соответствующего данной ситуации надо ввести некоторые ограничения. Это, прежде всего, ресурсные ограничения, ограничения по самостоятельности торговых предприятий, условия устойчивости предприятия.

4. Разработка организационных и оперативных процедур предупредительного характера. Эти процедуры должны содержать конкретные рекомендации для лиц, принимающих и реализующих рискованные решения при возникновении неблагоприятных последствий в ходе осуществления задач предприятия. Разработка процедур очень важна, так как запоздалое реагирование на появляющиеся негативные последствия риска практически всегда ведет к возникновению новых трудностей, сложных проблем, дополнительных потерь.

5. Контроль за исполнением методов управления рисками и их корректировка в процессе реализации. Нужен постоянный и тщательный контроль за реализацией методов управления в целях снижения ненужных потерь и, если возможно, изменение метода, который стал для использования нецелесообразным, на метод, способный нейтрализовать негативные последствия риска.

6. Оценка результатов применения методов и процедур управления рисками. Для точного анализа и оценки результатов управления рисками нужна отлаженная система получения достоверной информации. Только в этом случае можно с уверенностью осуществлять стандартные процедуры финансово-экономического анализа и сопоставления уровня полученного ущерба.

7. Анализ решения проблемы риска в целом и анализ новой ситуации риска. На этом этапе анализируется новая ситуация риска, в которой оказалось предприятие торговли. Определяется, устранили ли выбранные методы и мероприятия по снижению риска, основную проблему, стоящую перед предприятием в ситуации риска. Анализируется, какие характеристики нового состояния предприятия требуют регулирования. Оценивается, какова длительность нейтрализации факторов, обусловливающих проблему.

 

5. 3 Методы управления рисками

Проблемы риска на предприятии торговли решаются либо специалистами (менеджером по риску, финансовым менеджером), либо группой специалистов (финансовым отделом, инвестиционным отделом).  

Принятие управленческих решений на торговом предприятии тесно связано с учетом всех видов рисков. Непредвиденные правительственные решения, экономические колебания, изменения во вкусах потребителей, действия конкурентов могут свести на нет самые точные управленческие прогнозы и квалифицированные управленческие решения.

Менеджер по риску должен знать, как уменьшить уровень вероятного риска до оптимального размера и предусмотреть возможность уменьшения негативных последствий риска даже в случае самых неблагоприятных событий. После того, как масштабы риска оценены, менеджер по риску должен рассматривать все имеющиеся методы решения связанных с ним проблем.

         Существует две категории методов управления рисками (рис. 5. 1):   

1) Методы минимизации убытков.

2) Методы возмещения убытков.

1. Методы минимизации убытков. Эти методы часто называют методами контроля за риском. Их применение связано с определенными затратами, которые не должны превышать возможных размеров ущерба.

1. 1. Уклонение от рисков. Торговое предприятие может просто уклоняться от деятельности, содержащей определенный риск. Полностью устранить возможность убытка чрезвычайно трудно, поэтому на практике это означает: не брать на себя риск выше первичного уровня. Постоянный отказ от совершения рисковых операций для предприятия означает торможение деловой активности и чаще всего снижает прибыль.

 

 


Рисунок 5. 1 – Методы управления рисками

 

1. 2. Предотвращение убытков. Предприятия торговли могут попытаться уменьшить, но не полностью устранить конкретные убытки. Предупреждение потерь означает возможность уберечься от случайностей при помощи конкретного набора превентивных действий.

Превентивные действия - это меры, направленные на предупреждение непредвиденных событий с целью снижения вероятности и величины убытков.

Обычно для предотвращения убытков применяются такие меры, как:

- осуществление программы техники безопасности;

- установка оборудования, снижающая травматизм;

- установка огнетушителей, сигнализации;

- постоянный контроль по наличию и сохранностью имущества.

К превентивным мероприятиям можно отнести репортинг, который представляет собой систематическое документирование всей информации, связанной с анализом и оценкой внешних и внутренних рисков, с фиксированием остаточного риска после принятия всех мер по управлению рисками.

1. 3. Минимизация потерь. Торговое предприятие может попытаться предотвратить значительную часть убытков. К основным методам минимизации потерь относятся: диверсификация, лимитирование, создание систем качества.

Диверсификация - это метод, направленный на снижение риска, при котором предприятие использует свои средства в различных сферах, чтобы в случае потери в одной из них компенсировать это за счет другой сферы. Диверсификация заключается в распределении усилий и капиталовложений между разнообразными видами деятельности, непос­редственно не связанными друг с другом. Если в результате непредвиден­ных событий один вид деятельности может оказаться убыточным, другой, вполне возможно, будет приносить прибыль. Это спасет организацию от банкротства и позволит функционировать в дальнейшем.

Для предприятия торговли характерно:

- диверсификация хозяйственной деятельности;

- диверсификация различных проектов развития;

- диверсификация инвестиций;

- диверсификация портфеля ценных бумаг;

- диверсификация поставщиков.

Диверсификация эффективна только для уменьшения несистематического риска (т. е. риска, связанного с конкретным инструментом).

Лимитирование - это установление предельных сумм расходов, продажи, кредитов. Лимитирование может применяться торговыми предприятиями при продаже товаров в кредит, при предоставлении займов и ссуд другим хозяйствующим субъектам или своим работникам, определении сумм вложения капитала по конкретному направлению вложения и т. д. Соблюдение установленных лимитов обеспечивает экономические условия устойчивого функционирования предприятия, защиты интересов собственников, инвесторов и работников предприятия.

Создание системы качества включает в себя:

1) Обеспечение качества;

2) Управление качеством;

3) Планирование качества;

4) Улучшение качества.

При наличии системы качества на предприятии сокращаются общие затраты на качество, улучшается оперативность управления, эффективнее удовлетворяются запросы покупателей, следовательно, повышается объем реализации, достигается финансовая устойчивость и конкурентоспособность предприятия. Предприятия с высоким уровнем работ по управлению качеством являются более привлекательными в инвестиционном плане.

1. 4. Поиск информации. Этот метод направлен на снижение риска путем нахождения и использования необходимой информации для принятия рискового решения. Принятие ошибочных решений в большинстве случаев связано с отсутствием или недостатком информации. Получение необходимой информации, повышение уровня информационного обеспечения хозяйственной деятельности торгового предприятия может в значительной мере улучшить прогноз и снизить риск.

 

2. Методы возмещения убытков применяются тогда, когда предприятие несет убытки, несмотря на усилия по их минимизации.

2. 1. Передача риска. Торговое предприятие может предпочесть покрытие убытков за счет средств, полученных из внешних источников. Чаще всего передача рисков другим экономическим субъектам происходит путем хеджирования и страхования.

Хеджирование - это система заключения срочных контрактов и сделок, учитывающая вероятные в будущем изменения цен, курсов валют и преследующая цель избежать неблагоприятных последствий этих изменений.

Сущность хеджирования состоит в покупке (продаже) срочных контрактов одновременно с продажей (покупкой) реального товара с тем же сроком поставки и проведение обратной операции с наступлением срока фактической продажи товара. В результате происходит сглаживание резких колебаний цен. Контракт, который служит для страховки от рисков изменения курсов или цен, называется хедж. Субъект, осуществляющий хеджирование называется хеджер.  

Хеджирование помогает снизить риск от неблагоприятного изменения цены или курсов валют, но не дает возможности воспользоваться благоприятными изменениями цены. При операции хеджирования риск не исчезает, он меняет своего носителя: торговое предприятие перекладывает риск на биржевого спекулянта. В нашей стране хеджирование практически не используется.

Страхование - это метод, направленный на снижение рисков путем превращения случайных убытков в относительно небольшие постоянные издержки. Покупая страховку, торговое предприятие передает риск страховой компании, которая возмещает потери, вызванные неблагоприятным событием путем выплаты страхового возмещения и страховых сумм. За эти услуги она получает от торгового предприятия гонорар (страховую премию).

Страховые компании предъявляют жесткие требования к тем рискам, которые они могут принять на себя в рамках договора страхования. Это связано с тем, что они стремятся обезопасить себя от убытков и получить прибыль. Из всего набора рисков, присущих деятельности конкретного предприятия, они отбирают только ту их часть, которая удовлетворяет сле­дующим критериям:

• случайный и непредсказуемый характер событий;

• измеримость риска;

• ограниченность потерь;

• относительно небольшая вероятность наступления страхового случая.

Существует возможность передачи риска не одной страховой компании, а нескольким, этот процесс называется сострахованием.

2. 1. Передача контроля над риском. Предприятие торговли может передать контроль над риском другому лицу или группе лиц путем передачи:

- реальной собственности или направлений деятельности, связанных с риском;

- ответственности за риск.

Предприятия торговли могут продать какие-либо ценные бумаги, чтобы избежать инвестиционного риска или другое имущество, владение которым связано с риском. Также предприятие может передать свое имущество (ценные бумаги, объекты недвижимости, денежные средства) в доверительное управление профессионалам (трастовым фирмам, инвестиционным компаниям, финансовым брокерам, банкам), тем самым передав все риски, связанные с этим имуществом и деятельностью по управлению им. Являясь арендатором, торговое предприятие может сдавать в аренду торговую площадь субарендаторам, тем самым уменьшая риск повышения затрат на аренду, ремонт и т. д.

Смысл передачи ответственности состоит в следующем: при продаже товаров и при их повреждении или исчезновении при транспортировке в результате несчастного случая или случайности должен быть решен вопрос о моменте перехода юридической ответственности за возможный материальный ущерб от продавца к покупателю. Эта проблема связана с выяснением того, кто – покупатель или продавец – несет риск ответственности за причинение материального ущерба и решается с помощью внесения определенных пунктов в договор купли-продажи.

2. 3. Распределение риска. Это метод, при котором риск вероятного ущерба распределяется между участниками так, что возможные потери каждого невелики. Этот метод лежит в основе рискового финансирования.

Основным принципом данного метода является разделение и распределение риска за счет:

§ предварительной аккумуляции финансовых средств в общих фондах, не связанных с конкретным инвестиционным проектом;

§ организация фонда в форме партнерства;

§ управление несколькими фондами - партнерствами, находящимися на разных стадиях развития.

2. 4. Принятие риска (поглощение риска). Данный метод означает, что весь ущерб, возникший в реализации принятого риска, будет компенсироваться предприятием самостоятельно. Решение об использовании данного метода может быть принято, если:

§ потенциальная потеря слишком незначительна;

§ затраты на страхование очень велики;

§ эффективный менеджмент может снизить риск;

§ других возможностей защиты от риска нет.

Решение о размере удержания риска зависит от многих факторов, в частности, от размера собственного капитала и ликвидности активов.

Одним из методов принятия риска является самострахование, представляющее собой механизм, с помощью которого предприятие страхует само себя самостоятельно, накапливая средства для покрытия любых убытков. К собственным возможностям компенсации ущерба на торговом предприятии относятся:

- использование текущей прибыли;

- создание специальных фондов риска;

- получение кредита или займа на покрытие ущерба;

- продажа части активов;

- включение ущербов в цену продукции или услуг.     

Среди методов самострахования можно выделить:

а) создание специального резервного фонда за счет отчислений от прибыли на случай появлений непредвиденных ситуаций. Как правило, эти фонду формируются в размере 1% от стоимости активов, 1-5% от объема продаж, или 3-5% от годового фонда выплат акционерам.

б) резервирование части материальных и нематериальных ресурсов, которое предусматривает создание страхового товарного запаса или страхового запаса денежных средств.

- объем страхового товарного запаса определяется коэффициентом (от 1 до 3 и более) от объема рабочего товарного запаса и зависит от конъюнктуры рынка. Рассчитывается по следующей формуле:

 

 , где                                    (5. 1)

 

 - объем страхового товарного запаса;

 - однодневный объем закупки, предусмотренный действующими контрактами;

 - среднеквадратическое отклонение фактических сроков поставки от контрактных условий (дней);

 - коэффициент формирования страхового запаса в зависимости от уровня риска.

- страховой запас денежных средств рассчитывается следующим образом:

 

,                                        (5. 2)

 

, где                          (5. 3)

 

 - максимальный размер денежных средств;

 - оптимальный размер денежных средств;

 - оптимальный остаток денежных средств;

 - минимальный объем операций по продаже ценных бумаг или получению привлеченных средств;

 - стоимость утраченных возможностей в связи с удержанием остатка денежных средств;

 - среднеквадратическое отклонение в размере остатков денежных средств;

 - минимальный размер остатков денежных средств, который устанавливается администрацией.

Самострахование позволяет предприятию в критический момент иметь средства для погашения убытков, однако в то же время оно имеет ярко выраженные экономические границы, поскольку средства, которые предприятие может отвлечь в резерв или на покрытие ущерба не безграничны.

 

 


Смысловой модуль 3. Особенности управления предприятий в условиях риска

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...