Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 10. Княгиня Ольга.




 

Княгиня Ольга (894-969)

Я предполагаю, что Ольга - дочь Олега Одда-Стрелы. Это совпадает с Типографской летописью (конец XV века) и более поздней Пискарёвской, в которых летописцы передают слух, будто Ольга была дочерью Вещего Олега, управлявшего Киевом от имени Игоря: «Нѣ цыи жє глаголютъ, ѩ ко ѻ льгова дщєри бѣ ѻ льга» (Пискарёвский летописец, Полное собрание русских летописей. - Т. 34. - М., 1978. - С. 31)

Олег же поженил Игоря и Ольгу, чтоб укрепить свои позиции во власти.

 

Истребление древлян.

Цитируем деяния Ольги, жены князя Игоря после его смерти из Повести временных лет:

«Ольга же была в Киеве с сыном своим, ребенком Святославом, и кормилец его был Асмуд, а воевода Свенельд - отец Мстиши. Сказали же древляне: «Вот убили мы князя русского; возьмем жену его Ольгу за князя нашего Мала и Святослава возьмем и сделаем ему, что захотим». И послали древляне лучших мужей своих, числом двадцать, в ладье к Ольге, и пристали в ладье под Боричевым. Ведь вода тогда текла возле Киевской горы, а люди сидели не на Подоле, но на горе. Город же Киев был там, где ныне двор Гордяты и Никифора, а княжеский двор был в городе, где ныне двор Воротислава и Чудина, а место для ловли птиц было вне города; был вне города и другой двор, где стоит сейчас двор доместика, позади церкви святой Богородицы; над горою был теремной двор – был там каменный терем. И поведали Ольге, что пришли древляне, и призвала их Ольга к себе, и сказала им: «Гости добрые пришли». И ответили древляне: «Пришли, княгиня». И сказала им Ольга: «Так говорите же, зачем пришли сюда? ». Ответили же древляне: «Послала нас Деревская земля с такими словами: «Мужа твоего мы убили, так как муж твой, как волк, расхищал и грабил, а наши князья хорошие, потому что берегут Деревскую землю, – пойди замуж за князя нашего за Мала». Было ведь имя ему Мал, князю древлянскому. Сказала же им Ольга: «Любезна мне речь ваша, – мужа моего мне уже не воскресить; но хочу воздать вам завтра честь перед людьми своими; ныне же идите к своей ладье и ложитесь в ладью, величаясь, а утром я пошлю за вами, а вы говорите: «Не едем на конях, ни пеши не пойдем, но понесите нас в ладье», – и вознесут вас в ладье», и отпустила их к ладье. Ольга же приказала выкопать яму великую и глубокую на теремном дворе, вне града, На следующее утро, сидя в тереме, послала Ольга за гостями, и пришли к ним, и сказали: «Зовет вас Ольга для чести великой». Они же ответили: «Не едем ни на конях, ни на возах и пеши не идем, но понесите нас в ладье». И ответили киевляне: «Нам неволя; князь наш убит, а княгиня наша хочет за вашего князя», – и понесли их в ладье. Они же сидели, величаясь, избоченившись и в великих нагрудных бляхах. И принесли их на двор к Ольге, и как несли, так и сбросили их вместе с ладьей в яму. И, склонившись к яме, спросила их Ольга: «Хороша ли вам честь? ». Они же ответили: «Горше нам Игоревой смерти». И повелела засыпать их живыми; и засыпали их.

И послала Ольга к древлянам, и сказала им: «Если вправду меня просите, то пришлите лучших мужей, чтобы с великой честью пойти за вашего князя, иначе не пустят меня киевские люди». Услышав об этом, древляне избрали лучших мужей, управлявших Деревскою землею, и прислали за ней. Когда же древляне пришли, Ольга приказала приготовить баню, говоря им так: «Вымывшись, придите ко мне». И натопили баню, и вошли в нее древляне, и стали мыться; и заперли за ними баню, и повелела Ольга зажечь ее от дверей, и тут сгорели все.

И послала к древлянам со словами: «Вот уже иду к вам, приготовьте меды многие в городе, где убили мужа моего, да поплачусь на могиле его и сотворю тризну по своем муже». Они же, услышав об этом, свезли множество меда и заварили его. Ольга же, взяв с собою небольшую дружину, отправилась налегке, пришла к могиле своего мужа и оплакала его. И повелела людям своим насыпать высокий холм могильный, и, когда насыпали, приказала совершать тризну. После того сели древляне пить, и приказала Ольга отрокам своим прислуживать им. И сказали древляне Ольге: «Где дружина наша, которую послали за тобой? ». Она же ответила: «Идут за мною с дружиною мужа моего». И когда опьянели древляне, велела отрокам своим пить в их честь, а сама отошла недалеко и приказала дружине рубить древлян, и иссекли их 5000. А Ольга вернулась в Киев и собрала войско на оставшихся.

В год 6454 (946). Ольга с сыном своим Святославом собрала много храбрых воинов и пошла на Деревскую землю. И вышли древляне против нее. И когда сошлись оба войска для схватки, Святослав бросил копьем в древлян, и копье пролетело между ушей коня и ударило коня по ногам, ибо был Святослав еще ребенок. И сказали Свенельд и Асмуд: «Князь уже начал; последуем, дружина, за князем». И победили древлян. Древляне же побежали и затворились в своих городах. Ольга же устремилась с сыном своим к городу Искоростеню, так как те убили ее мужа, и стала с сыном своим около города, а древляне затворились в городе и стойко оборонялись из города, ибо знали, что, убив князя, не на что им надеяться. И стояла Ольга все лето и не могла взять города, и замыслила так: послала она к городу со словами: «До чего хотите досидеться? Ведь все ваши города уже сдались мне и согласились на дань и уже возделывают свои нивы и земли; а вы, отказываясь платить дань, собираетесь умереть с голода». Древляне же ответили: «Мы бы рады платить дань, но ведь ты хочешь мстить за мужа своего». Сказала же им Ольга, что-де «я уже мстила за обиду своего мужа, когда приходили вы к Киеву, и во второй раз, а в третий – когда устроила тризну по своем муже. Больше уже не хочу мстить, – хочу только взять с вас небольшую дань и, заключив с вами мир, уйду прочь». Древляне же спросили: «Что хочешь от нас? Мы рады дать тебе мед и меха». Она же сказала: «Нет у вас теперь ни меду, ни мехов, поэтому прошу у вас немного: дайте мне от каждого двора по три голубя да по три воробья. Я ведь не хочу возложить на вас тяжкой дани, как муж мой, поэтому-то и прошу у вас мало. Вы же изнемогли в осаде, оттого и прошу у вас этой малости». Древляне же, обрадовавшись, собрали от двора по три голубя и по три воробья и послали к Ольге с поклоном. Ольга же сказала им: «Вот вы и покорились уже мне и моему дитяти, – идите в город, а я завтра отступлю от него и пойду в свой город». Древляне же с радостью вошли в город и поведали обо всем людям, и обрадовались люди в городе. Ольга же, раздав воинам – кому по голубю, кому по воробью, приказала привязывать каждому голубю и воробью трут, завертывая его в небольшие платочки и прикрепляя ниткой к каждому. И, когда стало смеркаться, приказала Ольга своим воинам пустить голубей и воробьев. Голуби же и воробьи полетели в свои гнезда: голуби в голубятни, а воробьи под стрехи, и так загорелись – где голубятни, где клети, где сараи и сеновалы, и не было двора, где бы не горело, и нельзя было гасить, так как сразу загорелись все дворы. И побежали люди из города, и приказала Ольга воинам своим хватать их. А как взяла город и сожгла его, городских же старейшин забрала в плен, а прочих людей убила, а иных отдала в рабство мужам своим, а остальных оставила платить дань.
И возложила на них тяжкую дань: две части дани шли в Киев, а третья в Вышгород Ольге, ибо был Вышгород городом Ольгиным. И пошла Ольга с сыном своим и с дружиной по Древлянской земле, устанавливая дани и налоги; и сохранились места ее стоянок и места для охоты. И пришла в город свой Киев с сыном своим Святославом, и пробыла здесь год. »


Возникает вопрос, почему Свенельд - воевода Ольги имел свою дружину, да ещё такую, которой завидовали дружинники Игоря?
Ведь они прямым текстом говорят Игорю: «Мы босы и наги, а Свенельдовы отроки богаты оружием и всякою одеждою. Поди в дань с нами, да и мы, вместе с тобою, будем довольны».

Так кто такой этот Свенельд?
Свенельд (ок. 900-ок. 977) - сын Асмунда.
Свенельд (др. -сканд. Sveinaldr) - воевода варяжского происхождения X века в Древнерусском государстве, соправитель Святослава Игоревича.
Историк Лушин пишет: «Не исключено, что после смерти Святослава Свенельд обладал (в годы юности Ярополка Святославича) полномочиями великого князя и фактически был единовластным правителем Руси (Лушин В. Г. Свенельд: князь или воевода? // Историко-археологические записки. Кн. I. - 2009. - С. 45 - 57. ).
Новгородская летопись младшего извода упоминает его при покорении русами славянского племени уличей и сборе дани с других покоренных славянских племён. Свенельд имел личную дружину и обладал значительными богатствами. Доктор истории, заслуженный профессор, академик СПбАН Соловьёв Сергей Михайлович в книге «История России с древнейших времён», изданной в 1879, пишет, что Свенельд контролировал часть территории Руси на западе (древляне) и юго-западе (уличи).
За счёт уличской и древлянской даней Свенельд и его дружина обогатились, тогда как княжеские дружинники остались «нази». (Николай Николаевич Воронин. Культура древней Руси. Наука, 1966. - С. 31, 33. - 342 с. ).
То есть пред нами предстает такой, говоря современным языком, «силовик» и «олигарх», который сам по себе собирает дань с древлян, вероятно не отчитываясь перед Игорем, а после его смерти становится «серым кардиналом», управляя Игоревой вдовой.
Возникает несколько вопросов:
1. О сексуальных отношениях Свенельда и Ольги, поскольку Свенельд сосредоточил в своих руках богатую дружину, а значит и власть.
2. Мог ли Свенельд подговорить древлян убить Игоря с тем, чтобы избавиться от конкурента, а заодно и спровоцировать войну между древлянами и «легитимной властью» Ольги и Святослава.
Забегая во времени в 972 год вперед, мы видим, что Свенельд, возвращаясь конным путем из неудачного византийского похода Святослава, остаётся в живых, а Святослав, идя под парусами, при переходе через днепровские пороги, натыкается на засаду печенегов. Печенеги – это, как мы поняли, наемники. Так что, наряду с официальными версиями, что печенегов наняли болгары или византийцы, включаю и версию сговора Свенельда с печенегами, как максимум, а минимум - его осведомленность о засаде и готовящейся расправе. Свенельд уверял, что уговаривал Святослава пойти с ним «по суху» а не по днепровским порогам, однако, живых свидетелей не осталось, поскольку была перебита вся дружина Святослава.


Предполагаю, что Свенельд мог подговорить и древлян, так как не хотел делиться побором с многочисленной Игоревой дружиной.

Представим такую картину. Перед тем, как Игорь отправился за данью, Свенельд, не сказав ему, взял с них дань самовольно, а когда древляне возражали, - а вот придет Игорь и ещё с нас возьмет, - Свенельд мог ответить во всеуслышание, чтобы задеть честолюбие древлян, а мог и шепнуть о «ненасытном прожорливом волке». А дальше пошло, как пошло.
То есть княгиня Ольга во всей этой истории была лишь марионеткой.

И относительно неё ещё один вопрос, поскольку всё её окружение было языческим, почему она не пошла за любимым мужем на погребальный костер?

Ответ состоит как бы из двух частей: во-первых наверняка они не соблюдали обряды, когда это противоречило здравому смыслу. А во-вторых Свенельд, говоря историческим языком, стал её фаворитом. А это указывает на то, что в войне с древлянами она руководствовалась инструкциями Свенельда.

Кроме того, вряд ли древляне могли догадываться о таком стечении обстоятельств. Казнив Игоря, они решили, что стол в Киеве свободен, а Мал своим сватовством оказывает Ольге честь. Древляне увидели для себя возможность создать независимое славянское государство.

Асмунд, сын Ингьялда (ок. 860-ок. 945).
Год рождения Асмунда неизвестен, впервые в летописи он упоминается в 945 году в войне с древлянами. Однако, я связываю Асмунда с Асмундом - сыном Ингьялда, товарищем Грима Волосатая Щека. Полагаю, что воевода Асмунд и был сыном Ингьялда правителя Берурйодр (Berurjodr) и товарищем князя Олега, он же Одд-Стрела Хелегский. Кроме того считаю, что Свенельд был сыном Асмунда. После смерти Игоря Асмунд стал кормильцем его сына Святослава.

Итак, затея древлян создать славянское государство, объединив древлянские и полянские земли под властью Мала, провалилась. Кроме того, древлянский народ был почти истреблен.

Я удивляюсь, как часто некоторыми русскими историками древляне преподносятся, как исключительно отрицательные персонажи, а Игорь и Ольга - как борцы за правду. Но, по сути, разговор идет о борьбе славянского племени за свободу против порабощения чужеродными олигархами и грабителями.
Посмотрим, как преподносит этот кусок истории детская писательница Ишимова Александра Осиповна (1804-1881) в своей книге «История России в рассказах для детей»:
«Святая Ольга 945-955 годы.
Гораздо более Игоря прославилась прекрасная супруга его Ольга. Святослав, сын ее, был еще очень мал, когда умер отец его, и потому Ольга правила государством вместе с двумя знаменитыми воеводами - боярином Асмудом, дядькой маленького Святослава, и Свенельдом, начальником войска. История этой княгини очень любопытна. Каждый русский мальчик и русская девочка должны знать ее. Послушайте же. Ольга родилась в деревне около Пскова. Молодой князь Игорь приехал туда на охоту и случайно увидел эту деревенскую красавицу, которая так понравилась ему своей скромностью и умом, что он не хотел слышать о других невестах и женился на милой Ольге. В высоком дворце государя она была так же умна и любезна, как прежде в маленьком домике своих родителей, так же добра и ласкова с окружавшими ее знатными боярынями, как прежде со своими сельскими подружками.

Услышав о смерти Игоря, Ольга обещала отомстить злым древлянам и тотчас послала войско свое в землю их. Древляне отправили послов с оправданиями, но Ольга приказала казнить их, не желая слушать этих оправданий, и, когда войско ее покорило их, она наложила большую дань на этот ненавистный ей народ и присоединила землю его к своему государству. »
Всё бы ничего, но посмотрите какой отзыв оставляет А. С. Пушкин: «Милостивая государыня Александра Осиповна. Крайне жалею, что мне невозможно будет сегодня явиться на Ваше приглашение… Сегодня я нечаянно открыл Вашу Историю в рассказах и поневоле зачитался. Вот как надобно писать! С глубочайшим почтением и совершенной преданностью честь имею быть, милостивая государыня, Вашим покорным слугою, 27 января 1837. »
Не знаю, насколько знаково, но этот отзыв он отправляет как раз в день дуэли с Дантесом.
То есть с малых лет детям внушалось, что справедливость - на стороне захватчиков-русов, а славяне древляне преподносились, как абсолютное зло, и их уничтожение сопровождалось фразой: «Так им и надо! ».

Я же здесь стою исключительно на позиции древлян, а в уничтожении этого народа вижу геноцид.
С этим вопросом более-менее разобрались. То есть у нас появилось много вопросов, но они уже другого качества, что пробуждает истинный интерес к происходящему и его оценке.

 

Далее Ольга, действует по инструкции Свенельда:
«В год 6455 (947). Отправилась Ольга к Новгороду и установила по Мсте погосты и дани и по Луге – оброки и дани, и ловища ее сохранились по всей земле, и есть свидетельства о ней, и места ее и погосты, а сани ее стоят в Пскове и поныне, и по Днепру есть места ее для ловли птиц, и по Десне, и сохранилось село ее Ольжичи до сих пор. И так, установив все, возвратилась к сыну своему в Киев, и там пребывала с ним в любви. »

 

Крещение Ольги.

«В год 6463 (955). Отправилась Ольга в Греческую землю и пришла к Царьграду. И был тогда царь Константин, сын Льва, и пришла к нему Ольга, и, увидев, что она очень красива лицом и разумна, подивился царь ее разуму, беседуя с нею, и сказал ей: «Достойна ты царствовать с нами в столице нашей». Она же, поразмыслив, ответила царю: «Я язычница; если хочешь крестить меня, то крести меня сам – иначе не крещусь». И крестил ее царь с патриархом. Просветившись же, она радовалась душой и телом; и наставил ее патриарх в вере, и сказал ей: «Благословенна ты в женах русских, так как возлюбила свет и оставила тьму. Благословят тебя сыны русские до последних поколений внуков твоих». И дал ей заповеди о церковном уставе, и о молитве, и о посте, и о милостыне, и о соблюдении чистоты телесной. Она же, склонив голову, стояла, внимая учению, как губка напояемая; и поклонилась патриарху со словами: «Молитвами твоими, владыка, пусть буду сохранена от сетей дьявольских». И было наречено ей в крещении имя Елена, как и древней царице – матери Константина Великого. И благословил ее патриарх, и отпустил. После крещения призвал ее царь и сказал ей: «Хочу взять тебя в жены». Она же ответила: «Как ты хочешь взять меня, когда сам крестил меня и назвал дочерью? А у христиан не разрешается это – ты сам знаешь». И сказал ей царь: «Перехитрила ты меня, Ольга». И дал ей многочисленные дары – золото, и серебро, и паволоки, и сосуды различные; и отпустил ее, назвав своею дочерью. Она же, собравшись домой, пришла к патриарху, и попросила у него благословения дому, и сказала ему: «Люди мои и сын мой язычники, – да сохранит меня Бог от всякого зла». И сказал патриарх: «Чадо верное! В Христа ты крестилась и в Христа облеклась, и Христос сохранит тебя, как сохранил Еноха во времена праотцев, а затем Ноя в ковчеге, Авраама от Авимелеха, Лота от содомлян, Моисея от фараона, Давида от Саула, трех отроков от печи, Даниила от зверей, – так и тебя избавит он от козней дьявола и от сетей его». И благословил ее патриарх, и отправилась она с миром в свою землю, и пришла в Киев. Произошло это, как при Соломоне: пришла царица эфиопская к Соломону, стремясь услышать премудрость Соломона, и увидела великую мудрость и чудеса: так же и эта блаженная Ольга искала настоящей божественной мудрости, но та (царица эфиопская) – человеческой, а эта – Божьей. «Ибо ищущие мудрости найдут». «Премудрость на улицах возглашает, на путях возвышает голос свой, на городских стенах проповедует, в городских воротах громко говорит: доколе невежды будут любить невежество? » (Притч. 1: 20–22). Эта же блаженная Ольга с малых лет искала мудростью, что есть самое лучшее в свете этом, и нашла многоценный жемчуг – Христа. Ибо сказал Соломон: " Желание благоверных приятно для души» (Притч. 13: 20); и: «Склонишь сердце твое к размышлению» (Притч. 2: 2); «Любящих меня я люблю, и ищущие меня найдут меня» (Притч. 8: 17). Господь сказал: «Приходящего ко мне не изгоню вон» (Ин. 6: 37). » Повесть Временных лет.

Практически без комментариев, только если Ольга была ок. 894 г. р. то на момент крещения ей был 61 год. И предложение царя Константина о замужестве было весьма сомнительно.


Цитирую далее Повесть временных лет:
«Эта же Ольга пришла в Киев, и прислал к ней греческий царь послов со словами: «Много даров я дал тебе. Ты ведь говорила мне: когда возвращусь в Русь, много даров пришлю тебе: челядь, воск, и меха, и воинов в помощь». Отвечала Ольга через послов: «Если ты так же постоишь у меня в Почайне, как я в Суду, то тогда дам тебе». И отпустила послов с этими словами.

Жила же Ольга вместе с сыном своим Святославом и учила его принять крещение, но он и не думал прислушаться к этому; но если кто собирался креститься, то не запрещал, а только насмехался над тем. «Ибо для неверующих вера христианская юродство есть»; «Ибо не знают, не разумеют те, кто ходят во тьме» (Пс. 81: 5), и не ведают славы Господней; «Огрубели сердца их, с трудом уши их слышат, а очи видят» (Ис. 6: 10). Ибо сказал Соломон: «Дела нечестивых далеки от разума» (Притч. 13: 20); «Потому что звал вас и не послушались меня, обратился к вам, и не внимали, но отвергли мои советы и обличений моих не приняли»; «Возненавидели премудрость, а страха Божьего не избрали для себя, не захотели принять советов моих, презрели обличения мои» (Притч. 1: 29–30). Так и Ольга часто говорила: «Я познала Бога, сын мой, и радуюсь; если и ты познаешь – тоже станешь радоваться». Он же не внимал тому, говоря: «Как мне одному принять иную веру? А дружина моя станет насмехаться». Она же сказала ему: «Если ты крестишься, то и все сделают то же». Он же не послушался матери, продолжая жить по языческим обычаям, не зная, что кто матери не послушает – в беду впадет, как сказано: «Если кто отца или матери не послушает, то смерть примет». Святослав же притом гневался на мать, Соломон же сказал: «Поучающий злых наживет себе беды, обличающего же нечестивого самого оскорбят; ибо обличения для нечестивых, как язвы. Не обличай злых, чтобы не возненавидели тебя» (Притч. 9: 7–8). Однако Ольга любила своего сына Святослава и говаривала: «Да будет воля Божья; если захочет Бог помиловать род мой и землю Русскую, то вложит им в сердце то же желание обратиться к Богу, что даровал и мне». И, говоря так, молилась за сына и за людей всякую ночь и день, воспитывая сына до его возмужалости и до его совершеннолетия. »

В 969 году больная Ольга упрашивала Святослава остаться с ней, когда он собирался в поход на Дунай:

«Сказал Святослав матери своей и боярам своим: «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае – ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли – золото, паволоки, вина, различные плоды, из Чехии и из Венгрии серебро и кони, из Руси же меха и воск, мед и рабы». Отвечала ему Ольга: «Видишь – я больна; куда хочешь уйти от меня? » – ибо она уже разболелась. И сказала: «Когда похоронишь меня, – отправляйся куда захочешь», Через три дня Ольга умерла, и плакали по ней плачем великим сын ее, и внуки ее, и все люди, и понесли, и похоронили ее на выбранном месте, Ольга же завещала не совершать по ней тризны, так как имела при себе священника - тот и похоронил блаженную Ольгу». (Повесть временных лет)

Что касается даты рождения Ольги, то я ее отнес к 893 году, как это сделали Карамзин, Морозова, и Войтович на основании «Степенной книги» (XVI в. ) и «Архангелогородского летописца». Исследователей смущает то, что если Святослав родился в период 938-943 гг., то Ольге на тот момент было от 45 до 50 лет. Я уже говорил, что моя пра-пра-бабушка Катарина Шперлинг (24 дек. 1848 г. р) родила моего пра-дедушку Генриха Мартина Крекера в 1895 году в возрасте 47 лет.

Как расценивать роль Ольги на исторической арене, ведь одни ее называют мудрой или хитрой, другие – святой, а третьи упрекают ее в геноциде древлян.

Что касается моего мнения, то перед нами судьба обыкновенной женщины, любящей матери, и послушной своему мужчине.

Ольга по напутствию своего отца вышла замуж за Игоря, потом они долгое время при Олеге были практически отлучены от власти. Вероятно, после 912 года ей пришлось пойти против отца, быть участницей сговора против Олега, во всяком случае, в свержении его с Киевского престола. А далее - глупая смерть мужа, зависимость от Свенельда. «Главная роль» в уничтожении древлян, и сбор дани с новгородских земель – все делалось по указке Свенельда. Возможно, что напряженные отношения с сыном-язычником, которого она любила, подорвали ее здоровье.

Кажется, что крещение было единственным её собственным решением, но и это ставлю под сомнение, поскольку рядом с ней всегда был беспринципный и алчный Свенельд.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...