Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Определение типового состава




Методические рекомендации по проведению работы и обработке экспериментальных данных:

В основу деления пшеницы на типы положены следующие признаки: цвет, биологическая форма (яровая и озимая), ботанический вид (мягкая и твердая); в основу деления на подтипы положены оттенок цвета и общая стекловидность. Типовому составу придается большое значение, так как он характеризует технологически свойства зерна.

В соответствии с принятой в нашей стране товарной классификацией пшеница делится на шесть типов (I-IV типы подразделяются на подтипы).

Для определения типового состава берут навеску из зерна, оставшегося после удаления сорной и зерновой примесей, массой 20 г, выбирают из нее вручную фракции типов и подтипов, пользуясь отличительными признаками ботанических видов пшеницы и характеристикой типового состава по ГОСТ 9353-90.

Отличительные признаки мягкой и твердой пшеницы: у мягкой пшеницы на конце, противоположном зародышу, имеется бородка, хо­рошо видная невооруженным взглядом; у твердой пшеницы бородки либо нет, либо она слабо развита и невооруженным взглядом не обна­руживается; мягкая пшеница имеет красный или белый цвет, твердая - янтарный; зерно твердой пшеницы имеет удлиненную, угловато-ребристую форму, зерно мягкой пшеницы преимущественно короткое и округлое; у твердой пшеницы зародыш более развит, чем у мягкой пшеницы.

Отличительные признаки краснозерной и белозерной пшеницы: основное отличие - цвет. Если цвет неясно выражен, то зерна обрабатывают 5 %-ным раствором гидроксида натрия. Для этого все зерна с не ясно выраженной окраской подсчитывают и взвешивают. Затем зерна помещают в стакан и заливают их раствором щелочи. Через 15 мин белозерная пшеница приобретает отчетливую светло-кремовую окраску, краснозерная - красно-бурую. Если нет возможности обработать щелочью, то зерна кипятят в воде 20 мин (воду предварительно доводят до кипения). В результате обработки белозерная пшеница становится свет лой, а краснозерная буреет. Выделенные зерна считают и рассчитывают массу общего количества зерен белозерной и краснозерной пшеницы.

Каждую выделенную фракцию по типам взвешивают и выражают в процентах по отношению к навеске массой 20 г (умножают массу выделенной фракции на 5). Подтиповой состав определяют с учетом общей стекловидности и характеристики цвета (табл. 3.12).



 

Пример расчета типового состава для пшеницы

Из 20-граммовой навески краснозерной пшеницы выделено 16 зерен белозерной пшеницы, вес которых оказался равным 0,54 г, и 10 зерен с неясно выраженной окраской, вес которых равен 0,33 г. После обработки щелочью или кипячением в воде 10 зерен с неясно выраженной окраской 8 из них приняли светло-кремовую окраску, остальные 2 -красно-бурую.

Расчет

I). Вес 8 зерен белозерной пшеницы (X) определяют по пропорции:

33 г

 

Определение типового состава овса

Для определения типового состава овса из основного зерна после выделения сорной и зерновой примеси берут навеску 25 г, из которой выделяют все вторые, третьи, двойные и голые зерна. Вторые и третьи зерна характеризуются небольшим размером, заостренным, изогнутым в сторону брюшка основанием, острой вершиной. К двойным относятся такие, у которых цветочные пленки первого зерна прикрывают второе зерно (рис.).

Рис. Колоски овса. Двойное зерно овса

а - первое зерно; б - второе зерно; в - третье зерно

 

Из овса, оставшегося после удаления вторых, двойных и голых зерен, отбирают навеску массой 10 г, которую разбирают по фракциям, пользуясь признаками, указанными в ГОСТ 28673-90, после чего выделенные фракции зерен основного типа и примесей других типов (рис. 3.22) взвешивают и содержание их выражают в процентах к взятой навеске, для чего полученный вес умножают на 10.

Рис. Тип зерен овса

а -московский (шведский); б —харьковский (лейтевицкий); в — шатиловский;

г — длиннопленчатый; д - игольчатый

 

Определение типового состава проса

Для определения типового состава проса из основного зерна после отделения сорной и зерновой примесей берут навеску массой 10 г. Эту навеску разбирают и выделяют просо основного типа и примеси проса других типов. Полученные фракции взвешивают, и результаты выражают в процентах к взятой навеске, для чего вес каждой фракции умножают на 10. За окончательный результат принимают среднее арифметическое результатов двух параллельных определений. Вычисление проводят до первого десятичного знака.

Допускаемые расхождения при параллельных определениях, а также между контрольным и первоначальным определениями по содержанию примеси типов указаны в табл..


Таблица.

 

Определение типового состава кукурузы

При определении типового состава кукурузы руководствуются отличительными признаками типов, приведенными в ГОСТ 13634-90. Типовой состав кукурузы по зерну определяется после обмолота средней пробы початков в навеске 50 г. Сорную примесь и все битые зерна кукурузы удаляют, а целые зерна (включая и отнесенные к зерновой при
меси) отбирают в навеску 50 г, за исключением не типичных зерен, имеющих не правильную форму (с концов початка). При разборе навески из кукурузы основного типа выделяют зерна кукурузы, относящиеся к другим типам. Полученные фракции взвешивают, и результаты выражают в процентах к навеске.

Определение типового состава риса

Типовой состав риса - зерна устанавливают путем разборки 20-граммовой навески зерна. Выделенные фракции зерен риса основного типа и зерен других типов (рис.) взвешивают, и содержание их выражают в процентах по отношению к взятой навеске.

 

Рис. Типы риса а-1тип; б-II тип; в - III тип

 

Стекловидность для отнесения риса-зерна к соответствующему подтипу по ГОСТ 6293-90 определяют в соответствии с требованиями ГОСТ 10987-76.

Определение типового состава гороха

Для определения типового состава гороха отбирают навеску зерна массой 100 г, очищают от сорной и зерновой примесей, битых и изъеденных зерен и половинок. Целые зерна разбирают в соответствии с требованиями ГОСТ 28674-90 на горох по группам: горох основного типа, примеси гороха другого типа и подтипов в отдельности.

Все зерна, имеющие на поверхности крапинки (хотя бы небольшие ив незначительном количестве), относят к гороху II типа.

В связи с тем, что некоторые зерна вызывают сомнение при отнесении их к зернам гороха II типа или к гороху другого типа и подтипа, то для их разделения пользуются следующим способом.

Все сомнительные зерна взвешивают, пересчитывают и вычисляют средний вес одного зерна, затем помещают на 3-5 мин в кипящий 1-2%-ный раствор двухромовокислого калия. После такой обработки часть зерен целиком или частично приобретает темно-бурую окраску, а часть остается неокрашенной.

Все зерна, целиком или частично окрасившиеся относят к гороху II типа, а не окрасившиеся - к гороху I типа или зеленому.

Полученные результаты выражают в процентах к навеске гороха без примесей.

Пример расчета типового состава для гороха

После определения засоренности и удаления половинок и битых зерен осталось 94 г целых зерен гороха. При их разборе оказалось: зерен гороха I типа - 75 г; зерен II типа - 7 г; сомнительных зерен - 12 г.


Расчет


 

Примесь гороха II типа больше нормы по ГОСТ (12,6% > 5,0%), поэтому в данном случае получается смесь типов I + 11.

Результаты определений типового состава зерна проставляют в до­кументах о качестве зерна с точностью до 1%.

Округление полученных результатов определения типового соста­ва при обозначении их в документах о качестве зерна производят сле­дующим образом.

Если первая из отбрасываемых цифр меньше пяти, то последнюю сохраняемую цифру не изменяют; если же первая из отбрасываемых цифр больше или равна пяти, то последнюю сохраняемую цифру увели­чивают на единицу.

Вопросы для самопроверки:

  1. Какие признаки положены в основу деления пшеницы на типы?
  2. Отличительные признаки мягкой и твердой пшеницы
  3. Отличительные признаки краснозерной и белозерной пшеницы
  4. Вторые и третьи зерна овса как характеризуются? К двойным зернам овса что относятся?
  5. Какие зерна относят к гороху 2 типа?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...