Слушатель: Тремя. Слушатель: Двумя. Слушатель: Тридцатью. Слушатель: Кучу.. А.С.: Ничего не выйдет. Общая площадь 62, у каждой фишки 2, значит нужна 31 доминошка, это мы понимаем. Но 30 умещается, а 31 нет (рис. 6).
Слушатель: Тремя. А. С. (показывая на доске 8x8 различные положения кости домино): Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять...
Слушатель: Двумя. Слушатель: Тридцатью. А. С.: Ну, тридцатью – хорошо. А почему двумя? Слушатель: Вертикально и горизонтально. А. С.: Это два способа ее расположения. А сколько положений на самой доске она может занять?
Слушатель: Кучу. А. С.: Очень‑ очень много. 30 – это довольно хороший ответ. На самом деле около 50. Давайте исходить из 50. На самом деле не важно, что 30, что 50, даже 10. Потому что после того как мы положили первую такую фишечку, сколько способов остается для второй? Слушатель: (п‑ 1). А. С.: Грубо говоря, 49. Еще, на самом деле, надо учесть порядок, в котором мы положили доминошки. Нужно поделить на два. То есть 50 умножим на 49 и поделим на два. Дальше кладем третью, четвертую и так далее. И каждый раз домножаем и домножаем – количество вариантов очень быстро растет. (Показывает на доске всё новые варианты. )
Есть миф, будто математика состоит из формул. В 1993 году, когда я учился на 3‑ м курсе мехмата, я ехал на Урал к тете. Со мной в купе ехала мама с маленькой 4‑ летней дочкой. И дочка говорит: «Мам, а, а можно почит, ат, ъ дядину книгу? » Книга м, оя называлась «Алгебра». Мама сказала: «Ты в ней ничего не поймешь, там одни формулы». Я передаю книгу и говорю: «Найдите первую формулу. На какой она странице? » Формул в книге по алгебре не очень много, и самое страшное не в их количестве, а в том, что они ужасающие, в них одни буквы, даже цифр почти нет. Это, скорее, похоже на какой‑ т, о древний язык. Совершенно не то в книге, что должно быть с точки зрения людей. Идея, что математика состоит из формул, столь же чудовищна, как мысль, что в храм люди заходят, чтобы просто совершить обряд, поставить свечку. Моя дочь говорит, например: «Пойдем,, поставим огоньки». Для нее это нормально, она маленькая. Математика – это вселенная, в которой есть язык формул. Но суть не в нём, а в том, какие глубинные законы есть в математике. И вот эти законы, эту внутреннюю красоту я постараюсь вскрыть.
После такого философского отступления вернемся к нашей доске. Произведение, которое получится уже через 20 умножений, имеет порядок количества атомов во вселенной (как любят говорить в научно‑ популярных книгах). Вот с чем сравнимо количество способов, которые нужно перебрать, чтобы заявить: «Мы перебрали все варианты, задачу решить нельзя». Надо придумать что‑ то другое. И то, что мы сейчас придумаем это абсолютное доказательство. Может быть, у кого‑ то есть идеи? Слушатель: Взять площадь каждой фишки и разделить на нее общую площадь поля. А. С.: Ничего не выйдет. Общая площадь 62, у каждой фишки 2, значит нужна 31 доминошка, это мы понимаем. Но 30 умещается, а 31 нет (рис. 6).
Последняя доминошка распадается на два квадратика в разных местах. И что бы вы ни делали, последняя будет, как заколдованная, распадаться на два квадратика. Теперь я доказываю, что замостить доску доминошками невозможно. Ведь перед нами, по сути, шахматная доска. Давайте вернем ей ее шахматный вид. Клетки на ней будут то черные, то белые (рис. 7). После вырезания двух угловых квадратиков, сколько черных и сколько белых клеточек останется? Слушатель: Одних будет больше, других меньше. Слушатель: Одна доминошка должна покрывать и белую, и черную, да? А. С.: Кто‑ то уже всё понимает (см. рис. 8). Любая доминошка, уложенная на эту доску, покрывает и белую, и черную клет‑
ку. Поэтому, если бы фигуру, которую я сейчас нарисовал, можно было бы заложить доминошками, черных и белых клеток было бы одинаковое количество. Но мы вырезали две белых. Осталось 30 белых и 32 черные клетки. Противоречие. Количества черных и белых клеток не равны друг другу. Значит, нашу фигуру нельзя замостить доминошками. Абсолютное доказательство закончено. Не надо ничего перебирать. Повторю еще раз. Я взял урезанную с двух сторон шахматную доску. Исходная шахматная доска имела 32 черные и 32 белые клетки. А в урезанной шахматной доске пропали две белые угловые клетки. Поэтому стало 30 белых и 32 черных. Теперь предположим на секундочку, что мы решили задачу, и все клетки заполнены доминошками. Следует заметить, что каждая доминошка обязана лежать одной своей половиной на черной, а другой своей половиной на белой клеточке, как ты ее ни клади. Следовательно, если бы мы смогли замостить эту фигуру доминошками в количестве 31 штуки, то была бы 31 черная и 31 белая клетка. У нас же 32 черные и 30 белых клеток. А значит, замостить обрезанную доску нельзя. В этом и состоит препятствие, как говорят математики, препятствие к решению задачи. Заметьте, что мы проводили доказательство от, противного. Это очень важный прием. Я предположил, что мы задачу решили, и привел ситуацию к явному противоречию. Переходим к более сложному сюжету – «разоблачению игры в пятнадцать». Сейчас вы узнаете тайну, которую почти никто не знает: почему в пятнашки нельзя «выиграть», то есть перевести игру из позиции на рис. 2 в исходную позицию на рис. 1. Посмотрим на измененную позицию:
Глядя на рис. 9, выпишу числа от 1 до 15 в линеечку, но не подряд, а хитрым способом. Зачем я это сделаю, будет ясно потом. Вот они: 1, 2, 3, 4, 8, 7, 6, 5, 9, 10, 11, 12, 14, 15, 13. Такой порядок движения древние греки называли «бустрофедон», что в переводе значит «так, как пашет бык» (рис. 10).
С помощью такого движения я закодировал информацию об игровом поле в виде одной строки. Обратно раскодировать так же просто, как и закодировать (с : точностью до нахождения пустого места). Если, например, сдвинуть 14 в угол, то при кодировании я получу такую же строчку (см. рис. 11). Вообще, легко понять, что правила игры «15» позволяют быстро и уверенно перегнать пустое место на игровом поле на любую клетку из шестнадцати, двигаясь бустрофедоном.
Примечание. Кодированием называется процедура изображения элементов одного множества с помощью элементов другого (обычно более простого) множества, желательно таким образом, чтобы не потерялась никакая существенная часть информации о первом множестве.
При этом если пустое место находилось где‑ то в другом месте, в середине, например, то всегда можно передвинуть фишки так, чтобы оно оказалось в конце. Теперь мы, начиная с положения рис. 9, должны каким‑ то образом менять это положение, гонять пустое место, чтобы прийти к последовательности, соответствующей рис. 1: 1, 2, 3, 4, 8, 7, 6, 5, 9, 10, 11, 12, 15, 14, 13. Каждый раз, когда я переставляю пустое место, наша строка меняется. Я хочу показать, что как бы она ни менялась, кое‑ что сохраняется. В математике это называется словом инвариант. Инвариант – что‑ то, что не меняется. Понятие инварианта – одно из ключевых математических понятий. Итак, есть что‑ то, что связано с нашей последовательностью, что при выполнении разрешенных действий не будет меняться. Что это, угадать так просто нельзя, иначе миллионы людей в Америке и в Европе не занимались бы ерундой. В процессе перестановок строка будет сильно меняться, вплоть до очень серьезного перемешивания. Но что‑ то меняться не будет никогда. Давайте напряжемся и поймем, что это такое. Рассмотрим все пары чисел (чисел всего 15). Сколько всего можно составить пар?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|