Слушатель: 7.. Слушатели: 14.
Слушатель: 7. А. С.: Нет. Всех различных пар. Пусть у нас есть 15 кружочков разного цвета. Сколько существует способов вынуть два кружка? Пока будем считать, что порядок, в котором мы вынимаем кружочки, нам важен. Сколькими способами я могу взять первый кружок? Слушатель: Пятнадцатью. А. С.: Пятнадцатью. Правильно. Слушатель: 15 факториал? А. С.: Нет. 15 факториал – это множество всех возможных строк.
Но водь гуманитарии но обязаны знать слово «факториал», о котором мы с вами говорим. Термин «факториал» нам понадобится в других томах, поэтому я ого определю. Есть некоторое число п. Простите, я употреблю буковку. Умножим п на п –1, потом на п^2 и так далее, и. наконец, умножим на 2 и на 1. То. что получилось, обозначается п! (это и есть факториал числа п): п! = п · (п – 1) · (п – 2) ·... · 2 · 1. Например. «15 факториал»: 15! = 15‑ 14‑ 13‑ 12‑ 11‑... ‑ 2‑ 1. Слушатель: Мы сейчас что‑ то прояснили? А. С.: Нет. Было произнесено слово «факториал». И теперь я его объясняю. Факториал это произведение подряд идущих, убывающих до единицы натуральных чисел. В нашей задаче он не понадобится (понадобится в другой лекции). Первый кружок вы можете выбрать 15 разными способами. Сколько остается способов для выбора второго кружка?
Слушатели: 14. А. С.: 14. Итого? Есть такое знаменитое правило произведения. Число способов выбрать пару это произведение количества способов выбрать первый ее элемент на количество способов выбрать второй. Почему? Мы выбрали первый. Посмотрим, сколько пар мы с ним можем получить. Второй выбирается 14 способами, значит пар 14. А теперь мы выбрали другой первый, с ним тоже можно составить 14 пар. И так далее. Получается 14 + 14 + 14... и так
раз. Отсюда и берется правило произведения: 15 · 14 способов. Но есть одна хитрость. Я хочу посчитать пары независимо от порядка кружочков. Чтобы вот такие пары (см. рис. 13) не различались. Что надо сделать с количеством способов?
Слушатель: Разделить на два. А. С.: Да. Мы любую такую пару посчитали два раза. Один раз. когда мы сначала взяли синий круг, а потом белый. В другой раз мы первым взяли белый круг, а вторым синий. То есть мы каждую пару посчитали два раза. Поэтому ответ (15 · 14): 2 = 105. Мы посчитали число имеющихся пар из 15 элементов «Цэ из 15 по 2». как говорят математики. «Цэ» означает первую букву слова combination (комбинация). См. формулу (1). С 2_ = 15_14 = 105> ^ Математики любят символы. Но зачем они? Затем, что иначе придется очень много писать. Символы и язык математики нужны, чтобы сокращать запись. Почему древние греки и римляне не дошли до современных высот математики? Потому, что они тратили очень много времени на лингвистическую работу перевода математики в слова (и обратно: слов в математику). А вот когда математика перешла на символы, начался прорыв, о котором я еще расскажу. Вернемся к нашим змейкам (формула (2))3. Первая из них соответствует измененной позиции, а вторая – исходной: (1, 2, 3, 4, 8, 7, 6, 5, 9, 10, 11, 12, 14, 15, 13) (1, 2, 3, 4, 8, 7, 6, 5, 9, 10, 11, 12, 15, 14, 13) Для каждой пары чисел в каждой строке (а пар всего 105) мы спрашиваем, в правильном ли порядке написаны числа. Слушатель: Частично да, частично нет. А. С.: Верно. Например, 1 и 2 – в правильном порядке. Слушатель: И последующая пара (2, 3) – тоже. А. С.: Да, и следующая, и следующая за ней. То есть (4, 8). Слушатель: В смысле «в правильном порядке»? А. С.: «В правильном» не значит, что числа в паре соседние: и в (2, 3), и в (2, 7) – числа в паре расположены в правильном порядке. Слушатель: По возрастанию. А. С.: Да, по возрастанию. Большее следует за меньшим. Но, например, пара (15, 13) «нарушает порядок», потому что вначале идет большее число, потом меньшее.
Посчитаем количество пар, которые стоят в неправильном порядке. То есть по убыванию. Слушатель: Простите, но ведь мы сами выбрали такую запись в виде извивающейся змеи. Мы разве не могли записать как‑ то иначе? А. С.: Могли. Могли записать иначе, но тогда мы бы не преуспели в доказательстве того факта, который нам нужен.
Математика дает полную свободу исследователю. Когда он провел рассуждение и сказал: «Теперь всё доказано», – он оправдывает всё, что построил. Математик скажет: «Рассмотрим то‑ то и то‑ то». Зачем? Ужас, зачем, это рассматривать? А потом раз – и всё получилось (невзирая на «ужас»), Мат ем am и‑ ка – самый свободный род занятий. Никакой моды, нет, ничего.
Если вы, доказали недоказанную гипотезу, то чем бы вы ни пользовались, всё прощается. Победителей не судят (но иногда их слегка журят за сложноватое доказательство). Итак, зачем я считаю пары, и почему так выписал змейку, пока не будет, понятно. Мы, договорились о некотором правиле. Мы, именно так выписываем числа. Вам придется принять это как есть. А дальше я считаю количество пар, которые стоят в неправильном порядке. Раз, два, три, четыре, пять, шесть... (см,, рис. 14).
Условно разобьем наш ряд из 15 чисел на 4 группы в соответствии с номером строки. Рассмотрим для начала пару, элементы которой принадлежат разным группам. Ясно, что такая пара обязательно будет «правильной», так как любой элемент из группы слева меньше любого элемента из группы, стоящей правее: у нас группы от 1 до 4. от 5 до 8. от 9 до 12 и от 13 до 15. Значит, «неправильные» пары следует искать внутри групп. В первой и третьей группе всё хорошо, поэтому считать надо только оставшиеся две группы. Во второй группе 6 неправильных пар (8. 7; 8. 6; 8. 5; 7. 6; 7. 5; 6. 5). В четвертой группе чисел (для змейки, соответствующей измененной позиции) неправильных пар 2. Итого 8. А сколько неправильных пар в исходной позиции? (См. нижнюю строку на рис. 15 или в формуле (2) выше. )
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|