Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственные пособия и дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей




Государственные пособия и дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей

Меры социальной поддержки семей, имеющих детей, устанавливаются как на федеральном уровне, так и на региональном.

Система государственных пособий семьям, имеющим детей, на федеральном уровне устанавливается Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»
(далее – Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ).

Право на получение государственных пособий в связи с рождением и воспитанием детей имеют как лица, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, т. е. работающие граждане, так и лица, не подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, т. е. неработающие граждане.

Выплата государственных пособий лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, осуществляется за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – ФСС), гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и гражданам, проходящим военную и приравненную к ней службу, – за счет средств федерального бюджета.

В 2020 году произведена индексация государственных пособий в связи с рождением и воспитанием детей на 3, 0% (2019 г. – 4, 3%; 2018 г. – 2, 5%).

Размеры государственных пособий в связи с рождением и воспитанием детей, предоставляемых лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в указанном периоде составляли:

- единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, пособие по беременности и родам женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организаций, прекращением деятельности (полномочий) физическими лицами, – 675, 15 рублей (2019 г. – 655, 49 рублей; 2018 г. – 628, 47 рублей);

- единовременное пособие при рождении ребенка – 18 004, 12 рублей (2019 г. – 17 479, 73 рублей; 2018 г. – 16 759, 09 рублей);

- ежемесячное пособие по уходу за ребенком: минимальный размер –
6 752 рубля, до 1 июня 2020 года – 3 375, 77 рублей по уходу за первым ребенком и 6 751, 54 рубль по уходу за вторым ребенком и последующими детьми (2019 г. – 3 277, 45 рублей и 6 554, 89 рубля, соответственно;
2018 г. – 3 142, 33 рубля и 6 284, 65 рубля, соответственно), максимальный размер, выплачиваемый гражданам, проходящим военную и приравненную к ней службу, а также уволенным в период отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком в связи с ликвидацией организации, – 14 165, 7 рублей (2019 г. – 13 109, 81 рублей; 2018 г. – 12 569, 33 рублей);

- единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, – 28 511, 4 рублей
(2019 г. – 27 680, 97 рублей; 2018 г. – 26 539, 76 рублей);

- ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, – 12 219, 17 рублей (2019 г. – 11 863, 27 рубля;
2018 г. – 11 374, 19 рубля);

- единовременное пособие при передаче ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью (усыновлении, установлении опеки (попечительства), в приемную семью) – 18 004, 12 рубля
(2019 г. – 17 479, 73 рублей; 2018 г. – 16 759, 09 рублей).

При усыновлении ребенка-инвалида, ребенка в возрасте старше 7 лет, а также детей, являющихся братьями и (или) сестрами, начиная с 2013 года, назначается единовременное пособие при передаче ребенка в семью. В 2020 году размер данного пособия составил 137 566, 14 рублей
(2019 г. – 133 559, 36 рублей; 2018 г. – 128 053, 08 рубля).

В 2020 году на выплату государственных пособий из федерального бюджета было направлено:

- 73 557, 5 млн рублей – на выплату единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности, пособия по беременности и родам женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организаций, прекращением деятельности (полномочий) физическими лицами, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком (2019 г. – 71 678, 0 млн рублей; 2018 г. – 72 326, 4 млн рублей);

- 659, 4 млн рублей – на выплату единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву (2019 г. – 722, 2 млн рублей; 2018 г. – 803, 1 млн рублей);

- 982, 9 млн. рублей – на выплату единовременных пособий при всех формах устройства детей-сирот в семьи граждан (2019 г. – 1 119, 7 млн рублей; 2018 г. – 1 132, 5 млн рублей).

Также в 54 субъектах Российской Федерации за счет средств региональных бюджетов усыновителям, опекунам (попечителям), приемным родителям выплачивается единовременное пособие при всех формах устройства детей-сирот в семью. По информации органов государственной власти субъектов Российской Федерации, размер единовременного пособия составляет от 10 000 до 100 000 рублей в зависимости от формы семейного устройства и категории устраиваемых детей-сирот.

Предоставление государственных пособий гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, осуществляется в рамках обязательного социального страхования и регулируется Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ).

Гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, выплачиваются пособие по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременное пособие при рождении ребенка.

Пособие по беременности и родам и ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая.

Средний заработок учитывается за каждый календарный год в сумме, не превышающей установленную на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (в 2018 году предельная база для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование в связи с материнством составляла 815 000 рублей, в 2019 году – 865 000 рублей).

Пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине суммарно за весь период отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности – 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов – 86, при рождении двух или более детей – 110) календарных дней после родов в размере 100 процентов среднего заработка (статьи 10 и 11 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ).

Застрахованной женщине, имеющей страховой стаж менее 6 месяцев, пособие по беременности и родам выплачивается в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, в размере, не превышающем МРОТ с учетом этих коэффициентов.

В 2020 году максимальная сумма пособия по беременности и родам составляла 69 961 рублей в среднем за полный календарный месяц
(2019 г. – 65 380 рублей; 2018 г. – 61 375 рублей).

Дополнительно к пособию по беременности и родам выплачивалось единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности (до 12 недель).

С 1 февраля 2020 года размер указанного пособия составлял 675, 15 рублей (с 1 февраля 2019 года – 655, 49 рублей; с 1 февраля 2018 года – 628, 47 рублей).

Кроме того, одному из родителей либо лицу, его заменяющему, выплачивается единовременное пособие при рождении ребенка. В случае рождения двух или более детей указанное пособие выплачивается на каждого ребенка.

Размер единовременного пособия при рождении ребенка с 1 февраля 2020 года для застрахованных лиц составлял 18 004, 12 рублей
(2019 г. – 17 479, 73 рублей; 2018 г. – 16 759, 09 рублей)

После окончания отпуска по беременности и родам работающим женщинам предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет. За период такого отпуска до достижения ребенком возраста
1, 5 лет выплачивается ежемесячное пособие по уходу за ребенком.

Отпуск по уходу за ребенком с выплатой ежемесячного пособия по уходу за ребенком может быть предоставлен отцу ребенка, другому родственнику или опекуну, фактически осуществляющему уход за ребенком и подлежащему обязательному социальному страхованию.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размере
40% среднего заработка застрахованного лица, на который начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, но не менее минимального размера этого пособия, установленного Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ.

В 2020 году максимальная сумма ежемесячного пособия по уходу за ребенком составляла 27 984, 66 рублей в среднем за полный календарный месяц (2019 г. – 26 152, 27 рублей; 2018 г. – 24 536, 57 рублей).

С 1 января 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2019 г. № 1407 «О предельной величине базы для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на обязательное пенсионное страхование с 1 января 2020 г. » установлена предельная величина базы для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, которая составляет в отношении каждого физического лица сумму, не превышающую 912 000 рублей нарастающим итогом с 1 января 2020 года.

Поскольку предельная величина базы для исчисления страховых взносов увеличивается ежегодно в соответствии с ростом средней заработной платы, действующий порядок исчисления пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством из заработка, на который начисляются страховые взносы, позволяет каждый год повышать максимальные суммы пособий.

В 2020 году расходы ФСС на выплату государственных пособий составили:

- 0, 49 млрд рублей – на выплату единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности (2019 г. – 0, 49 млрд рублей; 2018 г. – 0, 51 млрд рублей);

- 118, 37 млрд рублей – на выплату пособия по беременности и родам (2019 г. – 115, 2 млрд рублей; 2018 г. – 115, 11 млрд рублей);

- 18, 6 млрд. рублей – на выплату единовременного пособия при рождении ребенка (2019 г. – 19, 2 млрд рублей; 2018 г. – 20, 02 млрд рублей);

- 156, 86 млрд рублей – на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком (2019 г. – 156, 71 млрд рублей; 2018 г. – 155, 56 млрд рублей).

В 2019 году расходы ФСС на выплату государственных пособий лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, оценочно составили:

- 0, 09 млрд рублей – на выплату единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности (2019 г. – 0, 09 млрд рублей; 2018 г. – 0, 09 млрд рублей);

- 20, 31 млрд рублей – на выплату пособия по беременности и родам (2019 г. – 19, 44 млрд рублей; 2018 г. – 18, 90 млрд рублей);

- 3, 64 млрд рублей – на выплату единовременного пособия при рождении ребенка (2019 г. – 3, 78 млрд рублей; 2018 г. – 3, 82 млрд рублей);

- 26, 93 млрд рублей – на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком (2019 г. – 26, 54 млрд рублей; 2018 г. – 25, 71 млрд рублей).

В 2020 году продолжалось активное внедрение технологии формирования листка нетрудоспособности в форме электронного документа, на основании которого выплачивается, в том числе пособие по беременности и родам.

С 1 июля 2017 года частью 5 статьи 13 Федерального закона
от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ предусмотрена возможность оформления листка нетрудоспособности как на бумажном носителе, так и в форме электронного документа (с письменного согласия застрахованного лица). Такой электронный документ имеет равную юридическую силу с листком нетрудоспособности, оформленным на бумажном носителе.

Назначение и выплата пособия по беременности и родам может осуществляться на основании листка нетрудоспособности в форме электронного документа в случае, если медицинская организация и работодатель являются участниками системы информационного взаимодействия по обмену сведениями в целях формирования листка нетрудоспособности в форме электронного документа.

Технология формирования листка нетрудоспособности в форме электронного документа позволяет оптимизировать процесс назначения и выплаты страхового обеспечения, делает обмен информацией о страховых случаях прозрачным, снижает трудозатраты на оформление бумажных листков нетрудоспособности в медицинских организациях и у страхователей (работодателей). В свою очередь страхователь избавлен от необходимости проверять правильность оформления листка нетрудоспособности, вести учет и хранение бланков строгой отчетности. Участие застрахованного лица в процессе передачи сведений о страховом случае минимизируется, исключается возможность потери листка нетрудоспособности и необходимость его переоформления в случае обнаружения ошибок при заполнении, сокращается количество обращений застрахованного лица в органы ФСС.

Мониторинг реализации технологии листка нетрудоспособности в форме электронного документа в 2020 году показал прогрессивный рост участия страхователей и медицинских организаций в формировании листка нетрудоспособности в форме электронного документа.

Кроме того, в 2020 году ФСС продолжалась реализация «пилотного» проекта, предусматривающего назначение и выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию застрахованным лицам непосредственно территориальными органами ФСС.

Главная цель «пилотного» проекта – обеспечение гарантированности получения застрахованным лицом страховых выплат, правильности исчисления их размеров и выплаты в кратчайшие сроки – достигнута.

Кроме того, в ходе реализации «пилотного» проекта отмечается снижение нагрузки на работодателя по обеспечению страховыми выплатами работников в связи с передачей функций по назначению и выплате пособий территориальным органам ФСС.

По состоянию на 31 декабря 2020 года в «пилотном» проекте участвовало 77 субъектов Российской Федерации. С 1 января 2021 года «пилотный» проект завершился, новый механизм выплаты страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию заработал на всей территории Российской Федерации.

В дополнение к действующей системе государственных пособий в связи с рождением и воспитанием детей, установленной в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ, Федеральным законом
от 28 декабря 2017 г. № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» предусмотрены дополнительные демографические меры в виде ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) с 1 января 2018 года первого ребенка, а также второго ребенка за счет средств материнского (семейного) капитала. С 1 января 2020 года внесены изменения, направленные на увеличение периода осуществления указанных выплат – с 1, 5 до 3 лет, а также в части увеличения критерия нуждаемости с 1, 5-кратной величины регионального прожиточного минимума трудоспособного населения до 2-кратной величины регионального прожиточного минимума.

Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. № 104-ФЗ «Об особенностях исчисления пособий по временной нетрудоспособности и осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка» в редакции Федерального закона от 27 октября 2020 г.
№ 345-ФЗ приостановлены с 1 апреля нормы о подаче гражданами заявлений и документов, необходимых для назначения ежемесячных выплат в связи рождением (усыновлением) первого или второго ребенка на новый срок.

При достижении ребенком возраста 1 года или 2 лет в период с 1 апреля 2020 года по 1 марта 2021 года ежемесячные выплаты назначались автоматически без подачи заявления и соответствующих документов заявителем.

Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка в 2020 году осуществлена 992 тыс. семей, в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка подано 262, 7 тыс. заявлений. Объем средств, израсходованный на предоставление ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка, составил 115 678, 4 млрд рублей, в связи с рождением второго ребенка – 16, 8 млрд рублей.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 г. № 199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» с июня 2020 года начато осуществление ежемесячной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно для семей со среднедушевым доходом ниже величины регионального прожиточного минимума.

Размер ежемесячной выплаты составляет 50% величины прожиточного минимума для детей, установленной в регионе.

Впервые для назначения меры социальной поддержки заявителю не требуется представлять документы, так как все необходимые документы могут быть получены органом социальной защиты населения в порядке межведомственного взаимодействия.

В 2020 году ежемесячная денежная выплата осуществлена на 4, 7 млн детей. На выплату ежемесячной денежной выплаты из федерального бюджета направлено 213 666, 7 млн рублей.

Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» определен круг лиц, имеющих право на страховые выплаты в связи со смертью застрахованного в результате наступления страхового случая. К такой категории лиц относятся несовершеннолетние дети погибшего застрахованного (до достижения ими возраста 18 лет), а также дети, достигшие 18-летнего возраста, но обучающиеся по очной форме обучения, но не более чем до 23 лет.

По данным ФСС, за 2020 год количество получателей по данной категории лиц составило:

- 11, 5 тыс. человек (до достижения ребенком возраста 18 лет), средний размер ежемесячной страховой выплаты составляет 15, 91 тыс. рублей;

- 5, 9 тыс. человек (совершеннолетние, обучающиеся по очной форме обучения, но не более чем до достижения возраста 23 лет), средний размер ежемесячной страховой выплаты составляет 13, 94 тыс. рублей.

Лицам, имеющим право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного, размер ежемесячной страховой выплаты исчисляется, исходя из среднего месячного заработка застрахованного, который учитывает заработную плату, выплаченную в соответствии с требованиями статьи 315 Трудового кодекса Российской Федерации (т. е. с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате).

В 2020 году в территориальных органах ФСС, относящихся к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, количество получателей, имеющих право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного лица, оценочно составило:

- 3, 2 тыс. человек (до достижения ребенком возраста 18 лет), средний размер ежемесячной страховой выплаты составляет 18, 96 тыс. рублей;

- 1, 7 тыс. человек (совершеннолетние, обучающиеся по очной форме обучения, но не более чем до достижения возраста 23 лет), средний размер ежемесячной страховой выплаты составляет 17, 37 тыс. рублей.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. № 481 детям военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших (умерших, объявленных умершими, признанных безвестно отсутствующими) при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), и детям лиц, умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (службы в органах и учреждениях), предусмотрена выплата ежемесячного пособия.

Средний размер указанного пособия в 2020 году составил порядка
2, 7 тыс. рублей, выплата была произведена 1 038 получателям.

На выплату ежемесячного пособия было направлено 35, 3 млн рублей (2019 г. – 40, 1 млн рублей; 2018 г. – 42, 1 млн рублей).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. № 1051 предусмотрено предоставление пособий на проведение летнего оздоровительного отдыха детей отдельных категорий военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших (умерших), пропавших без вести, ставших инвалидами в связи с выполнением задач в условиях вооруженного конфликта немеждународного характера в Чеченской Республике и на непосредственно прилегающих к ней территориях Северного Кавказа, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, а также в связи с выполнением задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, пенсионное обеспечение которых осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации (далее – ПФР).

Размер пособия на проведение летнего отдыха детей в 2020 году составил 29 952, 83 рубля (2019 г. – 25 196, 92 рублей; 2018 г. – 24 158, 12 рублей), выплата была произведена 778 получателям.

На предоставление указанной выплаты было направлено 30, 1 млн рублей (2019 г. – 28, 3 млн рублей; 2018 г. – 27, 7 млн рублей).

В рамках подпрограммы «Обеспечение государственной поддержки семей, имеющих детей» государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» осуществляются мероприятия по социальному обеспечению детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся по очной форме обучения по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования или высшего образования по очной форме обучения за счет средств федерального бюджета.

На выплату указанного пособия из федерального бюджета в 2020 году было направлено 11 449, 7 млн рублей (2019 г. – 10 150, 6 млн рублей;
2018 г. – 9 298, 4 млн рублей).

В составе расходов федерального бюджета ежегодно предусматриваются бюджетные ассигнования на исполнение публичных нормативных обязательств на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.

В соответствии с Федеральным законом от 22 декабря 2014 г.
№ 428-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий в сфере социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации» (далее – Федеральный закон от 22 декабря 2014 г.
№ 428-ФЗ) с 1 января 2015 года органам государственной власти субъектов Российской Федерации передано осуществление федеральных полномочий по выплате части компенсаций, пособий и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, вследствие аварии на производственном объединении Маяк и вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в том числе и выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере до достижения им возраста 3 лет.

В соответствии с Федеральным законом от 22 декабря 2014 г.
№ 428-ФЗ функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий возложены на Федеральную службу по труду и занятости (далее – Роструд).

В рамках осуществления переданных полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, подвергшихся воздействию радиации, предоставляются дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, а именно:

- ежемесячная компенсация на питание с молочной кухни для детей
до 3 лет;

- ежемесячная компенсация на питание детей в детских дошкольных учреждениях;

- ежемесячная компенсация на питание дошкольников, если они не посещают дошкольное учреждение по медицинским показаниям;

- ежемесячная компенсация на питание обучающихся в период учебного процесса;

- денежная компенсация на питание школьников, если они не посещают школу в период учебного процесса по медицинским показаниям;

- ежемесячная компенсация за потерю кормильца детям, а также нетрудоспособным членам семьи, бывшим на его иждивении;

- ежегодная компенсация детям, потерявшим кормильца;

- ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста 3 лет.

В 2020 году на выплату вышеуказанных пособий и компенсаций в рамках осуществляемой субвенции было направлено порядка 3 310 188, 9 тыс. рублей.

Годовая численность получателей составила порядка 227, 9 тыс. человек.

Перечисление субвенции из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации осуществлялось ежемесячно в полном объеме и в срок.

По состоянию на 31 декабря 2020 года задолженности перед гражданами – получателями указанных выплат не выявлено.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 1996 г. № 841 «О перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей» Рострудом осуществляется выплата алиментов на несовершеннолетних детей с выплат на возмещение вреда здоровью граждан, пострадавших в результате ядерных аварий, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2011 г. № 986 «О финансовом обеспечении расходных обязательств Российской Федерации, связанных с выплатой ежемесячной денежной компенсации в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС».

В 2020 году на данную выплату было направлено 3 517, 2 тыс. рублей (2019 г. – 3 736, 17 тыс. рублей; 2018 г. – 3 765, 1 тыс. рублей). Выплата была произведена 20 получателям (2019 г. – 26 получателям; 2018 г. – 26 получателям).

Кроме того, одному из родителей (опекуну, попечителю) по его письменному заявлению предоставляются 4 дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц для ухода за ребенком-инвалидом.
Финансовое обеспечение расходов на оплату дополнительных выходных дней осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых в установленном порядке бюджету ФСС.

 

 

Оплата четырех дополнительных выходных дней в месяц по уходу за детьми-инвалидами

Расходы в млн рублей Количество оплаченных дней (тыс. дней)
2017 год 3 256, 9 1 289, 5
2018 год 3 943, 2 1 397, 6
2019 год 4 790, 6 1 515, 6
2020 год 4 744, 3 1 384, 7

 

В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации
от 26 марта 2008 г. № 404 «О создании фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации» в 2020 году продолжилось выделение субсидий Фонду поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Объем субсидий, предоставленных указанному Фонду, составил
в 2018-2020 годах 855, 0 млн рублей ежегодно.

В условиях распространения новой коронавирусной инфекции в целях социальной поддержки семей с детьми на федеральном уровне был принят пакет новых мер поддержки семей с детьми.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации
от 7 апреля 2020 г. № 249 «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей» семьям с детьми предоставлялись дополнительные меры социальной поддержки:

- ежемесячная выплата в размере 5 000 рублей на каждого ребенка в возрасте до трех лет в апреле – июне 2020 года. Выплаты осуществлены на 4, 92 млн детей, перечислено 70, 4 млрд рублей;

- единовременная выплата в размере 10 000 рублей на каждого ребенка в возрасте от 3 до 16 лет с июня 2020 года. Выплаты осуществлены на 23, 5 млн детей, перечислено 235, 0 млрд рублей.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации
от 23 июня 2020 г. № 412 «О единовременной выплате семьям, имеющим детей» в дополнение к социальным выплатам, предусмотренным Указом Президента Российской Федерации от 7 апреля 2020 г. № 249, с 1 июля по
1 октября 2020 года гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Российской Федерации и являющимся родителями, усыновителями, опекунами, попечителями детей в возрасте до 16 лет, имеющих гражданство Российской Федерации, производилась единовременная выплата размере 10 000 рублей на каждого такого ребенка. Выплаты осуществлены на 27, 6 млн детей, перечислено 276, 0 млрд рублей.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации
от 17 декабря 2020 г. № 797 «О единовременной выплате семьям, имеющим детей» с 17 декабря 2020 года по 1 апреля 2021 года гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Российской Федерации и являющимся родителями, усыновителями, опекунами, попечителями детей в возрасте до 8 лет, имеющих гражданство Российской Федерации, производилась единовременная выплата в размере 5 000 рублей на каждого такого ребенка. Выплаты осуществлены на 14, 04 млн детей, перечислено 70, 21 млрд рублей.

Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ) установлено, что вопросы социальной поддержки семей, имеющих детей, относятся к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ, а также статьей 16 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ органами государственной власти субъектов Российской Федерации за счет средств регионального бюджета семьям, воспитывающим детей, устанавливается пособие на ребенка. Размер, порядок назначения, индексации и выплаты пособия на ребенка регулируются законодательными и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В связи с вступлением в силу с 1 января 2016 года Федерального закона
от 29 декабря 2015 г. № 388-ФЗ законодательными и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации могут быть изменены условия и периодичность выплаты пособия на ребенка, но не реже одного раза в квартал.

Во всех субъектах Российской Федерации установлена система мер социальной поддержки семей с детьми, в том числе в виде пособий на ребенка: в базовом размере; на детей одиноких матерей; на детей военнослужащих по призыву; на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов; на детей из многодетных семей; на детей-инвалидов; на детей родителей-инвалидов и другие.

В ряде регионов размер пособия дифференцируется в зависимости от возраста ребенка, численности детей в семье, очередности их рождения.

1) в Ленинградской области пособие на детей в возрасте от 0 до 3 лет выплачивается в следующем размере: 800 рублей – в базовом размере,
1 700 рублей – на детей одиноких матерей, на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, 12 760 рублей – на детей-инвалидов,
11 813 – на детей родителей-инвалидов;

- на детей старше 3 лет: 600 рублей – в базовом размере, на детей-инвалидов, 1400 рублей – на детей одиноких матерей, на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, 1250 рублей – на детей родителей-инвалидов;

2) в г. Москве – на детей старше 3 лет: 4 224 рублей – в базовом размере, на детей из многодетных семей, на детей-инвалидов, на детей родителей-инвалидов, 6 336 рублей – на детей одиноких матерей, на детей военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов;

- на детей до 3 лет: 10 560 рублей – в базовом размере, на детей из многодетных семей, на детей-инвалидов, на детей родителей-инвалидов, 15 840 рублей – на детей одиноких матерей, на детей военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов;

3) в Московской области – на детей от 0 до 1, 5 лет: от 2 296 рублей в базовом размере до 4 591 рубля на детей одиноких матерей,

- от 1, 5 до 3 лет: от 4 376 рублей в базовом размере до 6 672 рублей на детей одиноких матерей,

- от 3 до 7 лет: от 1 148 рублей в базовом размере до 2 296 рублей на детей одиноких матерей,

- от 7 до 16 (18) лет: от 576 рублей в базовом размере до 860 рублей на детей одиноких матерей;

4) в Ярославской области – на детей в возрасте от 0 до 3 лет:
594 рублей – в базовом размере, 682 рублей – на детей из многодетных семей, 801 рубля – на детей одиноких матерей, на детей военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, на детей родителей-инвалидов;

- на детей в возрасте от 3 до 18 лет: 423 рублей – в базовом размере,
436 рублей – на детей из многодетных семей, 541 рубля – на детей одиноких матерей, на детей военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, на детей родителей-инвалидов.

В Республике Ингушетия пособие на ребенка предоставляется семьям, воспитывающим от одного до четырех детей, от пяти и более детей; в Чувашской Республике – семьям с одним ребенком, с двумя детьми, с тремя и более детьми; в Рязанской области – семьям, в которых воспитывается один ребенок, двое, трое, четверо, пятеро и более детей.

Размер пособия на ребенка в зависимости от очередности рождения дифференцирован в Калужской области на второго и последующих детей в возрасте от 1, 5 до 3 лет пособие выплачивается в размере 4 000 рублей; детям одинокой матери до 7 лет выплачивается в размере 5 000 рублей, в возрасте от 7 лет до 16 (18) лет в размере 400 рублей; в Орловской области – на второго и последующих детей одиноких матерей и детей, родители, которых уклоняются от уплаты алиментов, выплачивается в повышенном размере; в
г. Санкт-Петербурге – при рождении первого ребенка, при рождении второго и последующих детей.

Как правило, размер пособия на детей одиноких матерей выше минимального размера пособия в 2 раза; размер пособия на детей военнослужащих по призыву и детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, – в 1, 5 раза.

Пособие на ребенка в местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, выплачивается с учетом районного коэффициента.

По состоянию на декабрь 2020 года численность получателей пособия на ребенка составила 4, 1 млн человек (2019 г. – 3, 6 млн человек; 2018 г. – 3, 72 млн человек). Пособия назначены на 7, 7 млн детей
(2019 г. – 7, 0 млн человек; 2018 г. – 7, 02 млн человек). Сумма выплаченных пособий по субъектам Российской Федерации за 2020 год составила
76, 5 млрд рублей (2019 г. – 65, 9 млрд рублей; 2018 г. – 63, 7 млрд рублей).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...