Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Используемый понятийный аппарат




В главах 1-3 настоящей работы были введены, подробно рассмотрены и обоснованы термины «система», «социальная система», «социальный институт», «активность» и др. В данном разделе, мы структурируем термины (см. табл. 4.1.1.), используемые для моделирования отношений субъектов в корпоративной системе – участников корпоративных отношений. При этом мы будем использовать и уже введенные термины. Более подробное разъяснение и обоснование остальных терминов см. в [277].

Рассмотренные в табл. 4.1.1. термины представляют собой комплекс терминов, которые позиционируют основные объекты и явления, возникающие в процессе взаимодействия субъектов в корпоративной системе и, таки образом, позволяют описывать процесс корпоративного взимодействия, фиксировать и анализировать его изменение, что позволяет оценивать динамику корпоративной системы.


Таблица 4.1.1.

Комплекс понятий для анализа устойчивости корпоративной системы.

Но­мер Понятие Обозна­чение Что это? Отличительные признаки Примечания Связанные термины
1. Общие понятия
1.1. Субъект анализа - Человек осуществляющий анализ системы.    
1.2. Методо­логи­чес­кая база [управле­ния] - Набор теоретических положений, обеспечивающий формирование адекватной рассматриваемой задаче (или деятельности) модели [корпоративной системы].    
1.3. Феномен [139] - Явление постигаемое в чувственном опыте.    
2. Системы / системность
2.1. Система (g; R; t) Набор ресурсов необходимый и достаточный для реализации заданной целевой функции. Категория субъек­тив­ная, определяется зна­ни­ем, точкой зре­ния чело­ве­ка. Целевая функция, ресурсы.
2.2. Комплекс - Набор ресурсов необходимый [но, может быть, не достаточ­ный] для реализации целевой функции. Комплекс – более широкое понятие. Ресурсы, целевая функция, систе­ма.
2.3. Параметр системы[140] ωn (t) Показатель (величина) характеризующий объект (процесс). Определяется объек­том и знанием субъек­та анализа об объекте анализа. Система.
2.4. Состояние системы (t) n -мерный вектор характеризующий значение параметров системы [в заданном фазовом пространстве]. (t) = (ω1 (t) … ωn (t)) Система, пара­метр систе­мы.
2.5. Фазовое прост­­ранство [2] - Условное математическое пространство размерность которого определяется чис­лом пара­метров, характеризующих состоя­ние сис­­темы в процессе ее преобразования, уп­рав­­ляе­мого разви­тия. Точка фазового прост­ранст­ва – кортеж, или век­тор параметров. Изменение системы опи­сы­вает­ся пере­ме­ще­­нием точки по опре­де­ленной фа­зовой траек­тории в фазовом прост­ранстве. Параметр системы.
2.6. Ресурс R, rn Любой феномен, мате­риаль­ный или немате­риаль­ный в отношении которого [у субъекта анализа] имеется информация о том, как его использовать для реализации заданной целевой функции. Категория субъек­тив­­ная, определяется зна­нием человека – ре­сурс для одного чело­ве­ка может не быть ресур­сом для другого. Целевая функция.
2.7. Ресурсы [для] взаимодейст­вия R, rn Ресурсы которые обладают ценностью хотя бы для одного участника корпоративных отноше­ний системы.   Участник корпоративных отношений.
2.8. Целевая функ­ция сис­темы (ЦФ) g Действие (работа, процесс) для осуществления которого предназначена система [с точки зрения субъекта анализа или субъекта управления]. Параметр системы. Система.
2.9. Множество воз­мож­ных ЦФ G (R) Множество целевых функций которые могут быть реализованы с помощью рассматриваемого набора ресурсов (элементов). Субъективная кате­го­­рия – определяется нашим знанием. Целевая функция, ресурс.
2.10. Целостность системы - Состояние системы обеспечивающее возможность реализации целевой функции.   ЦФ, состояние системы.
2.11. Свойство системы - Характеристика системы определяющая возможность использования системы для целей субъекта анализа.    
2.12. Устойчи­вость - Свойство системы сохранять положение или заданную совокуп­ность свойств при изменении условий и/или отдельных параметров системы. Устойчивость про­цес­са, значения одно­го или несколь­ких параметров. Параметр систе­мы, свойство систе­мы.
2.13. Системная устойчивость - Свойство системы сохранять целостность (то есть, возможность реализации целевой функции) при изменении условий функционирования и/или отдельных параметров системы.   Система, ус­той­­чи­вость, целевая функция, целост­ность системы.
2.14. Надежность системы - Характеристика системы показывающая запас системной устойчивости в рассматриваемой системе.   Системная устойчивость.
2.15. Субъект управления - Человек или система осуществляющие управление.   Система, Управление.
2.16. Управление - Изменение парамет­ров системы осуществляемое субъектом управления для достижения нужного ему состояния системы, обеспечивающее получение нужного резуль­тата при взаимодействии системы со средой функционирования[141]. Управление рассмат­ри­­вается, с точки зре­ния процесса (как действие). Состояние сис­те­мы, параметр сис­темы, субъект управле­ния.
2.17. Управленчес­кое воздейст­вие u (t) Изменение управ­ляю­щих или влия­ющих параметров системы осуществляемое субъектом управления для реализации управления системой.   Система, пара­метр системы, управление.
3. Социальные и корпоративные системы
3.1. Социальная система (g, R (Q), t) Система в которой используются ресурсы, не отъемлемые от человека в существующих условиях. Неотъемлемость ре­сур­сов может быть опре­де­лена усло­вия­ми, как фи­зи­­чес­ки­ми, так и социаль­ными. Система, ресурсы.
3.2. Элементар­ная социаль­ная система (g, R (Q), t)   Социальная система число участников которой равно 2. Категория рассмот­рена с точки зрения взаимо­дейст­вия. Социальная система.
3.3. Фирма (пред­приятие, компания[142]) - Социальная система целевой функцией которой является фор­ми­ро­ва­ние (генерация) определенного (це­ле­вого) ре­сурс­ного потока посредством вовлечения участников, имеющих необ­хо­ди­мые ресурсы, в процесс обме­на в соот­ветствии с правилами, установленными институциональной средой фирмы. В данной работе тер­ми­­ны фирма, пред­прия­тие, компания ис­пользуются как сино­ни­мы. Как правило, в ка­чест­ве ЦФ корпора­тив­ной сис­темы рас­смат­ри­вает­ся гене­ра­ция денежного потока. Целевая функ­ция, система, со­циаль­ная система, ре­сур­сы, институты.
3.4. Корпоратив­ная система (КС) - Социальная система целевая функция которой и/или условия функционирования определяют необхо­ди­мость учета интересов УКО. Вследствие необ­хо­ди­мос­ти привле­чения ре­сурсов определенного вида. УКО, ресурсы, целевая функ­ция.
3.5. Корпорация - Фирма организационные особенности которой обес­пе­чивают учет интересов УКО при принятии решений о распределении ресурсов.   Фирма, УКО, распределение ресурсов.
3.6. Коэффициент корпоратив­нос­ти kкорп. Характеристика кор­порации (корпо­ративной системы) отношение количества УКО (групп УКО), чьи интересы учитываются при принятии ре­шений, к общему количеству УКО (групп УКО).   УКО, интересы, корпоративная система.
3.7. Потенциал кор­по­ративной системы P Сумма ресурсов имеющихся у действующих и потенциальных участников корпоративных отношений. Параметр системы. Ресурсы, УКО действую­щие и потенциаль­ные.
3.8. Ресурс­ная база корпора­тивной системы R Ресурсы (сумма ресурсов) переданные участниками корпоративных отношений для реализации целевой функции корпорации. Параметр системы. Ресурсы, УКО.
3.9. Ресурсы участ­ни­ка корпора­тив­ных отно­шений Rj, r nj Ресурсы n -вида, имеющиеся у участника или полученные от j -го участника корпоративных отношений. Параметр участника системы. Ресурсы, УКО.
3.10. Участник кор­по­ративных отно­ше­ний (УКО) qj Юридическое или физическое лицо имеющее возможность оказать влияние на рас­пределение ресурсов корпорации: Вследствие участия в ресурсной базе корпо­ра­ции. Вследствие особенностей институцио­наль­ной среды системы. УКО – источник ресурсов для корпорации. Влияние на рас­п­ре­де­ление ре­сур­­сов, со­циаль­ный инс­ти­тут, ресурс­ная база.
3.11. Множество УКО корпора­тив­ной систе­мы Q Юридические и физические лица с которыми компания осуществляет взаимо­дейст­вие, как вследствие активности со сто­ро­ны компа­нии, так и вследствие активности со стороны УКО. Является параметром системы. Корпоративная система.
3.12. Потенциаль­ные УКО кор­по­ра­тив­ной системы Qпот. Юридические и физические лица с которыми компания может вступать во взаимо­­дейст­вие, как вследствие активности со стороны компании, так и вследствие ак­тив­ности со сторо­ны УКО.   Корпоратив­ная система, актив­ность, УКО.
3.13. Выгоды участ­­ни­ка корпо­ра­тив­ных отно­ше­ний I, i mj Ресурсы передаваемые УКО взамен полученных от него ресурсов, необходимых для компании. Различаются полу­чен­ные и ожидаемые вы­го­ды. Является пара­мет­ром системы. Ресурсы, фирма (компания), УКО.
3.14. Издержки [локальные] c Затраты ресурсов не выгодные участнику корпоративных отношений. Субъективная категория. УКО, ресурсы.
3.15. Издержки взаи­мо­дейст­вия в системе с Затраты ресурсов не выгодные никому из участников корпоративных отношений. Параметр системы. Систем­ная кате­го­рия, но определяется субъек­­тивными оценками. Ресурсы, УКО.
3.16. Социальный институт hk Информация [структурирован­ная] о действии и последствиях реали­за­ции такого действия, закрепленная в соз­нании некото­ро­го количества людей и/или в документах. hkk -й институт мно­жества действую­щих институтов. Поведение, сти­­мулы, ог­ра­ниче­ния, век­тор пове­де­ния.
3.17. Институцио­наль­ная среда корпо­ратив­но­го взаи­мо­дейст­вия H Комплекс социаль­ных институтов действующих в рассматриваемой корпора­тив­ной системе. Параметр системы H ()= È hk Социальный институт, корпоративная система.
3.18. Мощность социального института M (hk) Количество людей придерживающихся, в той или иной степени, определенной рассматриваемым (k -м) со­циаль­ным институтом пове­ден­ческой моде­ли. Определяется мощностью множества лю­дей, знающих предусмотренное данным инсти­тутом обусловленное действие. Характеристика со­циального инсти­ту­та Может быть абсо­лют­­ная мощность и отно­си­тель­ная к рас­смат­ривае­мой социальной системе. Социальный институт.
3.19. Сила воз­дейст­вия [со­циального] института F (hk, H ) Характеристика со­циального инсти­ту­та hk в институцио­наль­ной среде H определяющая, в течение какого времени соответствующий компонент вектора по­ве­дения человека, взаимодейст­вую­ще­го с другими участниками в рассматриваемой системе, достигнет своего максимального значения. Характе­ристика системы.  
3.20. Институцио­нальная обо­лочка со­циаль­ной системы HΩ доп. Комплекс социальных институтов отличающий рассматриваемую социальную систему от других социальных систем в рассматриваемом социальном пространстве. Дополнение мно­жест­ва социальных инсти­тутов среды функцио­ниро­ва­ния системы до инсти­ту­циональной среды системы. Социальный институт, социальная система.
3.21. Корпоратив­ные отноше­ния - Отношения субъектов в процессе обмена ресурсами в корпора­тив­ной системе (в рамках действующей институ­циональ­ной среды).    
3.22. Организа­ционный механизм - Подсистема социальной системы обеспечивающая заданный вектор поведения определенных субъектов отношений с задан­ной вероятностью.   Социальная система, вектор поведения
4. Взаимодействие участников корпоративных отношений (корпоративное взаимодействие)
4.1. Влияние УКО на рас­преде­ление ресурсов - Действие оказываемое субъектом отношений в корпо­ра­тивной системе, направленное на перераспределение ее ресурсов. Потенциальное влия­ние на распределе­ние ресурсов. Действие, распределение ресурсов.
4.2. Сила влияния УКО на рас­пре­де­ле­ние ресур­сов F j Характеристика че­ло­ве­ка в кор­по­ра­тивной сис­теме показывающая зависи­мость системы от рас­смат­ри­ваемого человека как субъекта взаимо­действия, его возможность воздейст­во­вать на лицо, принимающее решение о распределе­нии ресурсов. Категория сис­тем­ная, опреде­ляется па­ра­мет­рами сис­те­мы, но мож­но гово­рить и о субъек­тив­но воспри­ни­­маемой силе влия­ния. Ресурсы, система.
4.3. Выгоды УКО i nj Ресурсы n -вида получаемые j -м УКО в результате распределения ресурсов компании. Объективная величина Ресурсы, УКО.
4.4. Выгоды ожидаемые inj ож. Ресурсы n -вида которые ожидает получить j -й УКО в резуль­тате распределения ресурсов компании. Определяется субъек­тивной оценкой. Пара­метр человека как элемента сис­те­мы. Ресурсы, УКО.
4.5. Период ожидания выгод τ Промежу­ток времени в течение которого субъект, не получая ожидаемых выгод от взаимодействия, сохраняет пассивность (τ: ij < iож.j, aj = 0). Субъективная величи­на. В общем случае раз­ли­чается для выгод раз­ных видов – τm. Параметр человека как элемента сис­те­мы. Выгоды УКО. Активность.
4.6. Распределе­ние выгод I, inj Параметр социаль­ной системы отражаю­щий получение участниками корпорации выгод.   Ресурсы, УКО, выгоды УКО.
4.7. Вес участника корпоратив­ных отноше­ний w j Часть ресурсной ба­зы корпоративной системы формируемая за счет ресурсов данного участника корпоративных отношений. Характеристика УКО, определяющая воз­мож­ность его влияния в рассматриваемой корпоратив­ной системе. Параметр человека в сис­те­ме. Различается реальный и субъек­тив­но оце­ни­вае­мый вес (см. главу 2, приложе­ние 2). УКО, ресурсы.
4.8. Активность ajрес. Характеристика сос­тояния УКО определяющая, какую долю подконтрольных ему ресурсов человек направляет на изме­не­ние распределения ресурсов системы. Индивидуальная ха­рак­те­ристика чело­ве­ка. Ресурсы, УКО.
4.9. Активность системная a j Характеристика участ­ника корпора­тив­ных отношений в рассматриваемой корпоративной системе определяющая долю уп­равляющей информации, которую получает субъект взаимодействия, осу­ществ­ляющий распре­де­ле­ние ресурсов, от рассматриваемого УКО. Существует только в рас­сматриваемой сис­те­ме. Зависит от ак­тив­­нос­ти человека, а так­же от характе­рис­тик субъек­та, распре­де­ляю­­щего ресурсы. Система, управ­ляющая инфор­ма­ция.
4.10. Вектор активности - Параметр активности субъекта показывающий распределение информации, исходящей от активного субъекта в корпоративной системе. Существует только в рассматриваемой систе­ме. Активность системная.
4.11. Корпора­тив­ное управ­ле­ние - Действия УКО направленные на реализацию влияния на процесс распределения ресурсов. КУ рассмотрено с точки зрения процесса управления. Управление, Влияние на про­цесс распре­де­ле­ния ресурсов, УКО.
4.12. Действие o Форма активности человека / системы, изменяющая распределение принадле­жащих или подконтрольных ему (ей) ресурсов.   Ресурсы.
4.13. Обусловлен­ное действие o Действие совершаемое при определенных условиях. Условия – атрибут действия. Действие.
4.14. Поведение [человека, системы] - Характеристика человека / системы, определяющая наиболее вероятные действия человека или системы в определенных условиях.   Действие.
4.15. Вектор пове­де­ния участ­ни­ка корпоратив­ных отноше­ний Bj (Oj) Характеристика человека определяющая вероятность совершения им действия из множества обуслов­лен­ных дейст­вий, являющегося базисом вектора поведения. Параметр человека как элемента сис­те­мы, ин­формация, опреде­ляю­щая вектор пове­де­ния, формирует ос­нову вос­приятия ин­фор­ма­ции и оценки выгод / ре­сур­сов, условий. УКО, действия, поведение.
4.16. Вектор пове­де­ния средне­взве­шен­ный Bw Характеристика мно­жества УКО кор­поративной системы Усредненный вектор поведеня УКО корпоративной системы с учетом их веса в рассматриваемой системе. Оказывает воздействие на формирование инс­ти­ту­циональной среды системы. Вектор по­ве­де­ния, корпора­тив­ная система.
4.17. Вектор пове­де­ния [корпо­ративной] системы B (O W) Параметр системы определяющий вероятность совершения действия из множества обусловленных действий O при взаимодействии со средой и участниками корпоративных отношений.   Век­тор поведе­ния, обусловлен­ное действие, кор­поративная ситема.
4.18. Корректирующий вектор поведения Bj кор. (O W) Параметр [инсти­ту­цио­наль­ной среды] социальной системы характеризующий воздействие институцио­нальной среды компании, изменяющее по­ве­де­ние человека в связи с участием в корпо­рации[143]. Индивидуальная ха­рак­­теристика, свя­зан­­ная с рассматри­ваемой системой. Вектор поведе­ния, корпора­тив­ная система, корпорация.
4.19. Информацион­ный поток D Множество сигналов получаемых или направляемых субъектом в процессе взаимодействия в корпоративной системе.    
4.20. Сигнал d Единичный элемент информа­ционного потока несущий минимальный объем информации, имеющий смысл.   Информацион­ный поток.
4.21. Информация о возмож­нос­тях, ог­ра­ни­че­ниях, стимулах D (O), D (L), D (S) Сигналы (информация) получаемые субъектом взаимодействия от раз­личных источников, которые вос­прини­маются им как возможности, ограничения, стимулы удовлетворения потребностей. Субъективная категория  
4.22. Возможности O (N) Действия которые субъект взаимодействия может совер­шить для удовлетворения потребностей n Î N. Пример: «Можно сделать это…» Действия
4.23. Ограничения L (O, N) Ресурсы теряемые человеком при совершении действия. Параметр действия. Ресурсы.
4.24. Стимулы S (O, N) Ресурсы которые может получить человек в результате совершения действия. Субъективная оцен­ка стимулов опреде­ляет ожидания УКО. Параметр действия. Ресурсы.
4.25. Взаимодейст­вие - Действия субъектов взаимодействия которые всеми субъектами восприни­мают­ся (субъективно оцениваются) как взаимовыгодные или, по крайней мере, не ухудшающие их положение в рассматриваемой социальной системе. Имеет значение именно точка зрения всех субъектов взаимодействия. Действие, социальная система.
4.26. Коэффициент вов­лечен­ности УКО kвовл. Характеристика субъекта в рас­смат­риваемой социаль­ной системе отношение количества переданных этим участником ресурсов к имеющимся у него ресурсам Параметр, характеризующий систему «человек – фирма»  
4.27. Баланс интересов локальный - Состояние корпоративной системы, при котором субъективно оцениваемые участ­ником корпоративных отношений вы­го­ды от участия в корпорации не менее субъек­тив­но оцениваемых ресурсов, переданных корпорации. Ω(t): ij (t) ≥ iож.j (t) УКО, инте­ре­сы, выгоды, ожидае­мые выгоды.
4.28. Баланс интересов полный - Состояние корпоративной системы, при котором локальный баланс интересов соблюдается для каждого участника корпоративных отношений. Ω(t): ij (t) ≥ iож.j (t) " j = 1 ¸ Q УКО, инте­ре­сы, выгоды, ожидае­­мые выгоды
4.29. Канал передачи информации - Набор ресурсов (Система) предназначенный для транспортировки информации от источника информации к получателю информации. Источником может быть субъект взаи­мо­дейст­вия, со­циаль­­­ная система. Получатель ин­фор­ма­ции – потен­циальный УКО. Система, сигнал.
4.30. Передаточная функция ка­на­ла передачи информации δk Характеристика канала передачи информации определяющая отличие структуры инфор­ма­ции, выходящей из k -го канала передачи (пос­тупаю­щей субъекту взаимодействия) от информации, поступившей в этот канал пере­дачи. Структура инфор­ма­цион­ного потока – соотношение пози­тив­ных и негатив­ных сигналов. Сигнал, канал передачи информации.
4.31. Направлен­ность канала передачи информации Qпол.k Характеристика канала передачи информации определяющая, какие участники корпора­тив­ных отношений могут получить инфор­ма­цию, переданную по данному (k -му) каналу передачи. Множество людей, ко­торые могут получить информацию. УКО, сигнал, канал передачи информации.
4.32. Мощность канала передачи М (Qпол.k) Характеристика канала передачи информации определяющая количество людей, которые могут получить информацию, переданную по данному каналу передачи. Мощность множест­ва, определяющего нап­рав­ленность канала. Сигнал, канал передачи информации.
4.33. Шум канала передачи информации Dш.k Характеристика канала передачи информации определяющая, отличие количества ин­фор­мации (количество сигналов), выхо­дя­щей из k -го канала передачи (посту­паю­­щей субъекту взаимодейст­вия) от ин­формации, посту­пив­шей в этот канал передачи.    
4.34. Негативный сигнал dneg. Сигнал оказывающий негативное влияние с точки зре­ния субъекта анализа в рассматриваемой ситуации. Категория ситуацион­ная и субъективная.  
4.35. Позитивный сигнал dpos. Сигнал оказывающий позитивное влияние с точки зре­ния субъекта анализа в рассматриваемой ситуации.    

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...