В главах 1-3 настоящей работы были введены, подробно рассмотрены и обоснованы термины «система», «социальная система», «социальный институт», «активность» и др. В данном разделе, мы структурируем термины (см. табл. 4.1.1.), используемые для моделирования отношений субъектов в корпоративной системе – участников корпоративных отношений. При этом мы будем использовать и уже введенные термины. Более подробное разъяснение и обоснование остальных терминов см. в [277].
Рассмотренные в табл. 4.1.1. термины представляют собой комплекс терминов, которые позиционируют основные объекты и явления, возникающие в процессе взаимодействия субъектов в корпоративной системе и, таки образом, позволяют описывать процесс корпоративного взимодействия, фиксировать и анализировать его изменение, что позволяет оценивать динамику корпоративной системы.
Таблица 4.1.1.
Комплекс понятий для анализа устойчивости корпоративной системы.
Номер
| Понятие
| Обозначение
| Что это?
| Отличительные признаки
| Примечания
| Связанные термины
|
1. Общие понятия
|
1.1.
| Субъект анализа
| -
| Человек
| осуществляющий анализ системы.
|
|
|
1.2.
| Методологическая база [управления]
| -
| Набор теоретических положений,
| обеспечивающий формирование адекватной рассматриваемой задаче (или деятельности) модели [корпоративной системы].
|
|
|
1.3.
| Феномен [139]
| -
| Явление
| постигаемое в чувственном опыте.
|
|
|
2. Системы / системность
|
2.1.
| Система
| Ω (g; R; t)
| Набор ресурсов
| необходимый и достаточный для реализации заданной целевой функции.
| Категория субъективная, определяется знанием, точкой зрения человека.
| Целевая функция, ресурсы.
|
2.2.
| Комплекс
| -
| Набор ресурсов
| необходимый [но, может быть, не достаточный] для реализации целевой функции.
| Комплекс – более широкое понятие.
| Ресурсы, целевая функция, система.
|
2.3.
| Параметр системы[140]
| ωn (t)
| Показатель (величина)
| характеризующий объект (процесс).
| Определяется объектом и знанием субъекта анализа об объекте анализа.
| Система.
|
2.4.
| Состояние системы
| Ω (t)
| n -мерный вектор
| характеризующий значение параметров системы [в заданном фазовом пространстве].
| Ω (t) = (ω1 (t) … ωn (t))
| Система, параметр системы.
|
2.5.
| Фазовое пространство [2]
| -
| Условное математическое пространство
| размерность которого определяется числом параметров, характеризующих состояние системы в процессе ее преобразования, управляемого развития. Точка фазового пространства – кортеж, или вектор параметров.
| Изменение системы описывается перемещением точки по определенной фазовой траектории в фазовом пространстве.
| Параметр системы.
|
2.6.
| Ресурс
| R, rn
| Любой феномен, материальный или нематериальный
| в отношении которого [у субъекта анализа] имеется информация о том, как его использовать для реализации заданной целевой функции.
| Категория субъективная, определяется знанием человека – ресурс для одного человека может не быть ресурсом для другого.
| Целевая функция.
|
2.7.
| Ресурсы [для] взаимодействия
| R, rn
| Ресурсы
| которые обладают ценностью хотя бы для одного участника корпоративных отношений системы.
|
| Участник корпоративных отношений.
|
2.8.
| Целевая функция системы (ЦФ)
| g
| Действие (работа, процесс)
| для осуществления которого предназначена система [с точки зрения субъекта анализа или субъекта управления].
| Параметр системы.
| Система.
|
2.9.
| Множество возможных ЦФ
| G (R)
| Множество целевых функций
| которые могут быть реализованы с помощью рассматриваемого набора ресурсов (элементов).
| Субъективная категория – определяется нашим знанием.
| Целевая функция, ресурс.
|
2.10.
| Целостность системы
| -
| Состояние системы
| обеспечивающее возможность реализации целевой функции.
|
| ЦФ, состояние системы.
|
2.11.
| Свойство системы
| -
| Характеристика системы
| определяющая возможность использования системы для целей субъекта анализа.
|
|
|
2.12.
| Устойчивость
| -
| Свойство системы
| сохранять положение или заданную совокупность свойств при изменении условий и/или отдельных параметров системы.
| Устойчивость процесса, значения одного или нескольких параметров.
| Параметр системы, свойство системы.
|
2.13.
| Системная устойчивость
| -
| Свойство системы
| сохранять целостность (то есть, возможность реализации целевой функции) при изменении условий функционирования и/или отдельных параметров системы.
|
| Система, устойчивость, целевая функция, целостность системы.
|
2.14.
| Надежность системы
| -
| Характеристика системы
| показывающая запас системной устойчивости в рассматриваемой системе.
|
| Системная устойчивость.
|
2.15.
| Субъект управления
| -
| Человек или система
| осуществляющие управление.
|
| Система, Управление.
|
2.16.
| Управление
| -
| Изменение параметров системы
| осуществляемое субъектом управления для достижения нужного ему состояния системы, обеспечивающее получение нужного результата при взаимодействии системы со средой функционирования[141].
| Управление рассматривается, с точки зрения процесса (как действие).
| Состояние системы, параметр системы, субъект управления.
|
2.17.
| Управленческое воздействие
| u (t)
| Изменение управляющих или влияющих параметров системы
| осуществляемое субъектом управления для реализации управления системой.
|
| Система, параметр системы, управление.
|
3. Социальные и корпоративные системы
|
3.1.
| Социальная система
| Ω (g, R (Q), t)
| Система
| в которой используются ресурсы, не отъемлемые от человека в существующих условиях.
| Неотъемлемость ресурсов может быть определена условиями, как физическими, так и социальными.
| Система, ресурсы.
|
3.2.
| Элементарная социальная система
| Ω (g, R (Q), t)
| Социальная система
| число участников которой равно 2.
| Категория рассмотрена с точки зрения взаимодействия.
| Социальная система.
|
3.3.
| Фирма (предприятие, компания[142])
| -
| Социальная система
| целевой функцией которой является формирование (генерация) определенного (целевого) ресурсного потока посредством вовлечения участников, имеющих необходимые ресурсы, в процесс обмена в соответствии с правилами, установленными институциональной средой фирмы.
| В данной работе термины фирма, предприятие, компания используются как синонимы. Как правило, в качестве ЦФ корпоративной системы рассматривается генерация денежного потока.
| Целевая функция, система, социальная система, ресурсы, институты.
|
3.4.
| Корпоративная система (КС)
| -
| Социальная система
| целевая функция которой и/или условия функционирования определяют необходимость учета интересов УКО.
| Вследствие необходимости привлечения ресурсов определенного вида.
| УКО, ресурсы, целевая функция.
|
3.5.
| Корпорация
| -
| Фирма
| организационные особенности которой обеспечивают учет интересов УКО при принятии решений о распределении ресурсов.
|
| Фирма, УКО, распределение ресурсов.
|
3.6.
| Коэффициент корпоративности
| kкорп.
| Характеристика корпорации (корпоративной системы)
| отношение количества УКО (групп УКО), чьи интересы учитываются при принятии решений, к общему количеству УКО (групп УКО).
|
| УКО, интересы, корпоративная система.
|
3.7.
| Потенциал корпоративной системы
| P
| Сумма ресурсов
| имеющихся у действующих и потенциальных участников корпоративных отношений.
| Параметр системы.
| Ресурсы, УКО действующие и потенциальные.
|
3.8.
| Ресурсная база корпоративной системы
| R
| Ресурсы (сумма ресурсов)
| переданные участниками корпоративных отношений для реализации целевой функции корпорации.
| Параметр системы.
| Ресурсы, УКО.
|
3.9.
| Ресурсы участника корпоративных отношений
| Rj, r nj
| Ресурсы
| n -вида, имеющиеся у участника или полученные от j -го участника корпоративных отношений.
| Параметр участника системы.
| Ресурсы, УКО.
|
3.10.
| Участник корпоративных отношений (УКО)
| qj
| Юридическое или физическое лицо
| имеющее возможность оказать влияние на распределение ресурсов корпорации:
Вследствие участия в ресурсной базе корпорации.
Вследствие особенностей институциональной среды системы.
| УКО – источник ресурсов для корпорации.
| Влияние на распределение ресурсов, социальный институт, ресурсная база.
|
3.11.
| Множество УКО корпоративной системы
| Q
| Юридические и физические лица
| с которыми компания осуществляет взаимодействие, как вследствие активности со стороны компании, так и вследствие активности со стороны УКО.
| Является параметром системы.
| Корпоративная система.
|
3.12.
| Потенциальные УКО корпоративной системы
| Qпот.
| Юридические и физические лица
| с которыми компания может вступать во взаимодействие, как вследствие активности со стороны компании, так и вследствие активности со стороны УКО.
|
| Корпоративная система, активность, УКО.
|
3.13.
| Выгоды участника корпоративных отношений
| I, i mj
| Ресурсы
| передаваемые УКО взамен полученных от него ресурсов, необходимых для компании.
| Различаются полученные и ожидаемые выгоды. Является параметром системы.
| Ресурсы, фирма (компания), УКО.
|
3.14.
| Издержки [локальные]
| c
| Затраты ресурсов
| не выгодные участнику корпоративных отношений.
| Субъективная категория.
| УКО, ресурсы.
|
3.15.
| Издержки взаимодействия в системе
| с
| Затраты ресурсов
| не выгодные никому из участников корпоративных отношений.
| Параметр системы. Системная категория, но определяется субъективными оценками.
| Ресурсы, УКО.
|
3.16.
| Социальный институт
| hk
| Информация [структурированная]
| о действии и последствиях реализации такого действия, закрепленная в сознании некоторого количества людей и/или в документах.
| hk – k -й институт множества действующих институтов.
| Поведение, стимулы, ограничения, вектор поведения.
|
3.17.
| Институциональная среда корпоративного взаимодействия
| HΩ
| Комплекс социальных институтов
| действующих в рассматриваемой корпоративной системе.
| Параметр системы H (Ω)= È hk
| Социальный институт, корпоративная система.
|
3.18.
| Мощность социального института
| M (hk)
| Количество людей
| придерживающихся, в той или иной степени, определенной рассматриваемым (k -м) социальным институтом поведенческой модели. Определяется мощностью множества людей, знающих предусмотренное данным институтом обусловленное действие.
| Характеристика социального института
Может быть абсолютная мощность и относительная к рассматриваемой социальной системе.
| Социальный институт.
|
3.19.
| Сила воздействия [социального] института
| F (hk, H Ω)
| Характеристика социального института hk в институциональной среде H Ω
| определяющая, в течение какого времени соответствующий компонент вектора поведения человека, взаимодействующего с другими участниками в рассматриваемой системе, достигнет своего максимального значения.
| Характеристика системы.
|
|
3.20.
| Институциональная оболочка социальной системы
| HΩ доп.
| Комплекс социальных институтов
| отличающий рассматриваемую социальную систему от других социальных систем в рассматриваемом социальном пространстве.
| Дополнение множества социальных институтов среды функционирования системы до институциональной среды системы.
| Социальный институт, социальная система.
|
3.21.
| Корпоративные отношения
| -
| Отношения субъектов
| в процессе обмена ресурсами в корпоративной системе (в рамках действующей институциональной среды).
|
|
|
3.22.
| Организационный механизм
| -
| Подсистема социальной системы
| обеспечивающая заданный вектор поведения определенных субъектов отношений с заданной вероятностью.
|
| Социальная система, вектор поведения
|
4. Взаимодействие участников корпоративных отношений (корпоративное взаимодействие)
|
4.1.
| Влияние УКО на распределение ресурсов
| -
| Действие
| оказываемое субъектом отношений в корпоративной системе, направленное на перераспределение ее ресурсов.
| Потенциальное влияние на распределение ресурсов.
| Действие, распределение ресурсов.
|
4.2.
| Сила влияния УКО на распределение ресурсов
| F j
| Характеристика человека в корпоративной системе
| показывающая зависимость системы от рассматриваемого человека как субъекта взаимодействия, его возможность воздействовать на лицо, принимающее решение о распределении ресурсов.
| Категория системная, определяется параметрами системы, но можно говорить и о субъективно воспринимаемой силе влияния.
| Ресурсы, система.
|
4.3.
| Выгоды УКО
| i nj
| Ресурсы n -вида
| получаемые j -м УКО в результате распределения ресурсов компании.
| Объективная величина
| Ресурсы, УКО.
|
4.4.
| Выгоды ожидаемые
| inj ож.
| Ресурсы n -вида
| которые ожидает получить j -й УКО в результате распределения ресурсов компании.
| Определяется субъективной оценкой. Параметр человека как элемента системы.
| Ресурсы, УКО.
|
4.5.
| Период ожидания выгод
| τ
| Промежуток времени
| в течение которого субъект, не получая ожидаемых выгод от взаимодействия, сохраняет пассивность (τ: ij < iож.j, aj = 0).
| Субъективная величина. В общем случае различается для выгод разных видов – τm. Параметр человека как элемента системы.
| Выгоды УКО. Активность.
|
4.6.
| Распределение выгод
| I, inj
| Параметр социальной системы
| отражающий получение участниками корпорации выгод.
|
| Ресурсы, УКО, выгоды УКО.
|
4.7.
| Вес участника корпоративных отношений
| w j
| Часть ресурсной базы корпоративной системы
| формируемая за счет ресурсов данного участника корпоративных отношений.
Характеристика УКО, определяющая возможность его влияния в рассматриваемой корпоративной системе.
| Параметр человека в системе. Различается реальный и субъективно оцениваемый вес (см. главу 2, приложение 2).
| УКО, ресурсы.
|
4.8.
| Активность
| ajрес.
| Характеристика состояния УКО
| определяющая, какую долю подконтрольных ему ресурсов человек направляет на изменение распределения ресурсов системы.
| Индивидуальная характеристика человека.
| Ресурсы, УКО.
|
4.9.
| Активность системная
| a j
| Характеристика участника корпоративных отношений в рассматриваемой корпоративной системе
| определяющая долю управляющей информации, которую получает субъект взаимодействия, осуществляющий распределение ресурсов, от рассматриваемого УКО.
| Существует только в рассматриваемой системе. Зависит от активности человека, а также от характеристик субъекта, распределяющего ресурсы.
| Система, управляющая информация.
|
4.10.
| Вектор активности
| -
| Параметр активности субъекта
| показывающий распределение информации, исходящей от активного субъекта в корпоративной системе.
| Существует только в рассматриваемой системе.
| Активность системная.
|
4.11.
| Корпоративное управление
| -
| Действия УКО
| направленные на реализацию влияния на процесс распределения ресурсов.
| КУ рассмотрено с точки зрения процесса управления.
| Управление, Влияние на процесс распределения ресурсов, УКО.
|
4.12.
| Действие
| o
| Форма активности человека / системы,
| изменяющая распределение принадлежащих или подконтрольных ему (ей) ресурсов.
|
| Ресурсы.
|
4.13.
| Обусловленное действие
| o
| Действие
| совершаемое при определенных условиях.
| Условия – атрибут действия.
| Действие.
|
4.14.
| Поведение [человека, системы]
| -
| Характеристика человека / системы,
| определяющая наиболее вероятные действия человека или системы в определенных условиях.
|
| Действие.
|
4.15.
| Вектор поведения участника корпоративных отношений
| Bj (Oj)
| Характеристика человека
| определяющая вероятность совершения им действия из множества обусловленных действий, являющегося базисом вектора поведения.
| Параметр человека как элемента системы, информация, определяющая вектор поведения, формирует основу восприятия информации и оценки выгод / ресурсов, условий.
| УКО, действия, поведение.
|
4.16.
| Вектор поведения средневзвешенный
| Bw
| Характеристика множества УКО корпоративной системы
| Усредненный вектор поведеня УКО корпоративной системы с учетом их веса в рассматриваемой системе.
| Оказывает воздействие на формирование институциональной среды системы.
| Вектор поведения, корпоративная система.
|
4.17.
| Вектор поведения [корпоративной] системы
| B Ω(O W)
| Параметр системы
| определяющий вероятность совершения действия из множества обусловленных действий O Ω при взаимодействии со средой и участниками корпоративных отношений.
|
| Вектор поведения, обусловленное действие, корпоративная ситема.
|
4.18.
| Корректирующий вектор поведения
| Bj кор. (O W)
| Параметр [институциональной среды] социальной системы
| характеризующий воздействие институциональной среды компании, изменяющее поведение человека в связи с участием в корпорации[143].
| Индивидуальная характеристика, связанная с рассматриваемой системой.
| Вектор поведения, корпоративная система, корпорация.
|
4.19.
| Информационный поток
| D
| Множество сигналов
| получаемых или направляемых субъектом в процессе взаимодействия в корпоративной системе.
|
|
|
4.20.
| Сигнал
| d
| Единичный элемент информационного потока
| несущий минимальный объем информации, имеющий смысл.
|
| Информационный поток.
|
4.21.
| Информация о возможностях, ограничениях, стимулах
| D (O), D (L), D (S)
| Сигналы (информация)
| получаемые субъектом взаимодействия от различных источников, которые воспринимаются им как возможности, ограничения, стимулы удовлетворения потребностей.
| Субъективная категория
|
|
4.22.
| Возможности
| O (N)
| Действия
| которые субъект взаимодействия может совершить для удовлетворения потребностей n Î N.
| Пример: «Можно сделать это…»
| Действия
|
4.23.
| Ограничения
| L (O, N)
| Ресурсы
| теряемые человеком при совершении действия.
| Параметр действия.
| Ресурсы.
|
4.24.
| Стимулы
| S (O, N)
| Ресурсы
| которые может получить человек в результате совершения действия.
| Субъективная оценка стимулов определяет ожидания УКО. Параметр действия.
| Ресурсы.
|
4.25.
| Взаимодействие
| -
| Действия субъектов взаимодействия
| которые всеми субъектами воспринимаются (субъективно оцениваются) как взаимовыгодные или, по крайней мере, не ухудшающие их положение в рассматриваемой социальной системе.
| Имеет значение именно точка зрения всех субъектов взаимодействия.
| Действие, социальная система.
|
4.26.
| Коэффициент вовлеченности УКО
| kвовл.
| Характеристика субъекта в рассматриваемой социальной системе
| отношение количества переданных этим участником ресурсов к имеющимся у него ресурсам
| Параметр, характеризующий систему «человек – фирма»
|
|
4.27.
| Баланс интересов локальный
| -
| Состояние корпоративной системы,
| при котором субъективно оцениваемые участником корпоративных отношений выгоды от участия в корпорации не менее субъективно оцениваемых ресурсов, переданных корпорации.
| Ω(t): ij (t) ≥ iож.j (t)
| УКО, интересы, выгоды, ожидаемые выгоды.
|
4.28.
| Баланс интересов полный
| -
| Состояние корпоративной системы,
| при котором локальный баланс интересов соблюдается для каждого участника корпоративных отношений.
| Ω(t): ij (t) ≥ iож.j (t)
" j = 1 ¸ Q
| УКО, интересы, выгоды, ожидаемые выгоды
|
4.29.
| Канал передачи информации
| -
| Набор ресурсов (Система)
| предназначенный для транспортировки информации от источника информации к получателю информации.
| Источником может быть субъект взаимодействия, социальная система. Получатель информации – потенциальный УКО.
| Система, сигнал.
|
4.30.
| Передаточная функция канала передачи информации
| δk
| Характеристика канала передачи информации
| определяющая отличие структуры информации, выходящей из k -го канала передачи (поступающей субъекту взаимодействия) от информации, поступившей в этот канал передачи.
| Структура информационного потока – соотношение позитивных и негативных сигналов.
| Сигнал, канал передачи информации.
|
4.31.
| Направленность канала передачи информации
| Qпол.k
| Характеристика канала передачи информации
| определяющая, какие участники корпоративных отношений могут получить информацию, переданную по данному (k -му) каналу передачи.
| Множество людей, которые могут получить информацию.
| УКО, сигнал, канал передачи информации.
|
4.32.
| Мощность канала передачи
| М (Qпол.k)
| Характеристика канала передачи информации
| определяющая количество людей, которые могут получить информацию, переданную по данному каналу передачи.
| Мощность множества, определяющего направленность канала.
| Сигнал, канал передачи информации.
|
4.33.
| Шум канала передачи информации
| Dш.k
| Характеристика канала передачи информации
| определяющая, отличие количества информации (количество сигналов), выходящей из k -го канала передачи (поступающей субъекту взаимодействия) от информации, поступившей в этот канал передачи.
|
|
|
4.34.
| Негативный сигнал
| dneg.
| Сигнал
| оказывающий негативное влияние с точки зрения субъекта анализа в рассматриваемой ситуации.
| Категория ситуационная и субъективная.
|
|
4.35.
| Позитивный сигнал
| dpos.
| Сигнал
| оказывающий позитивное влияние с точки зрения субъекта анализа в рассматриваемой ситуации.
|
|
|