Предпосылки: аксиомы и допущения
Любая теоретическая концепция опирается на некоторые аксиомы, базисные предпосылки и/или принципы, а также допущения, знание которых позволяет, во-первых, лучше понять теорию, во-вторых, учесть риски, неизбежно связанные с введением в рассуждение положений, принимаемых без доказательств. Теория корпоративного взаимодействия предназначена для анализа и моделирования процессов взаимодействия людей, – участников корпоративных отношений, – в корпоративной системе. Но, как и любая модель, теория корпоративного взаимодействия не претендует на отражение абсолютно всех аспектов отношений людей в корпорации – только тех, которые касаются обмена ресурсами. Теория корпоративного взаимодействия содержит теоретические положения, использование которых при осмыслении соответствующих задач, позволяет моделировать и анализировать в процессе принятия решений корпоративные системы и отношения между участниками таких систем. Для принятия адекватных задаче решений, человек должен определенным образом мыслить – обращать внимание и учитывать характер корпоративных отношений, что обеспечивается использованием позиционируемых теорией корпоративного взаимодействия принципов, утверждений (аксиом и закономерностей), моделей. Часть утверждений теории корпоративного взаимодействия принимается без доказательства и носит характер аксиом и допущений, но часть утверждений обосновывается на основе законов логики, опираясь на принятые аксиомы и допущения как на предпосылки. В качестве аксиом, в теории корпоративного взаимодействия используются следующие утверждения: 1. Аксиомы, связывающие результат деятельности компании с действиями людей:
1.1. Результат функционирования социальной, в том числе, и корпоративной системы – следствие действий участников корпоративных отношений этой системы. Действия определяют распределение ресурсов; распределение ресурсов – результаты функционирования. 1.2. Для любой социальной системы для получения любого потенциально возможного результата может быть сформулирован хотя бы один алгоритм действий ее участников, обеспечивающий получение заданного результата. 1.3. Для любой социальной системы может быть определено непустое множество обусловленных действий, совершение которых приведет к прекращению системы, либо к существенному снижению ее устойчивости. 2. Аксиомы, связывающие действия и ресурсы: 2.1. Любое действие, совершаемое человеком, требует затрат ресурсов для его осуществления. 2.2. Для осуществления любой деятельности, любого процесса, обеспечивающего получение заданного результата, может быть определен конечный перечень ресурсов, обеспечивающий выполнение процесса и получение заданного результата. 3. Аксиомы, формирующие модель мышления человека: 3.1. Любая информация, полученная человеком, меняет его субъективные оценки – базу для принятия им решений в соответствие с принципом необратимости информационного воздействия. 3.2. В процессе взаимодействия человек принимает решения на основании принципа локальной рациональности. Теория корпоративного взаимодействия базируется на следующих принципах, формирующих политику восприятия информации, осмысления ситуации: 1. Поведенческие принципы: 1.1. Принцип локальной рациональности. 1.2. Принцип неудовлетворенной активности. 1.3. Принцип свободы выбора варианта поведения. 1.4. Принцип необратимости информационного воздействия. 2. Системоформирующие принципы: 2.1. Принцип сохранения ресурсов. 2.2. Принцип [обязательности, наличия] причинно-следственных связей.
2.3. Принцип относительности ценности ресурсов. 2.4. Принцип силы большинства. 2.5. Принцип открытости социально-экономической системы. Рассмотрим эти принципы подробнее. Принцип локальной рациональности определяет, что человек делает рациональный выбор, но в рамках его представления о существующих в системе стимулах, ограничениях, возможностях – своеобразной системы координат, формируемой за счет действия социальных институтов, информации, поступившей ему до момента принятия решения и информации, сформированной им самим на основе имеющихся у человека представлений о мире и его условиях (базис локальной рациональности). На основании имеющейся информации формируются субъективные оценки требуемых системой (и, соответственно, затрачиваемых человеком) ресурсов и ожидаемых выгод, которые сравниваются и, собственно, определяют выбор. В то же время, информация, имеющаяся у человека, определяет и восприятие новой информации. То есть, человек воспринимает новую информацию о стимулах, ограничениях и возможностях на основе сформированных уже у него стимулах, ограничениях и возможностях. Обоснование такого подхода к моделированию поведения человека приведено в главе 2 настоящей работы. Принцип неудовлетворенной активности означает, что человек активен, если он неудовлетворен имеющимися у него или полученными ресурсами. Человек – активный элемент системы взаимодействия. Как активный элемент системы он может не только выбирать наиболее выгодный ему вариант поведения, но может и влиять на других участников, распространяя информацию, формировать условия взаимодействия. В общем случае, активность человека в системе определяется степенью его удовлетворенности полученным результатом – чем менее удовлетворен человек, тем более он активен. Но следует учитывать, что зависимость активности от удовлетворенности – нелинейная и определяется личностными характеристиками человека, условиями среды. Она может возрастать до некоторого уровня пропорционально степени неудовлетворенности результатом, а затем резко снизиться, если человек будет субъективно оценивать возможность каких-либо действий для изменения ситуации как минимальную.
С принципом неудовлетворенной активности связаны еще несколько значимых принципов, которые, по сути, являются следствиями. Следствие 1: Принцип не ухудшающей безответственности: Ответственность субъекта отношений не наступает, если его действие, каким бы оно ни было, не затрагивает ничьих интересов. Вне зависимости от существующих в рассматриваемой системе правил, принципов взаимодействия, если действия человека не затрагивают ничьих интересов, то есть, не нарушают баланс интересов, то он не встретит сопротивления со стороны других участников. Но следует отметить, что имеются в виду различные выгоды, не только материальные, но, в том числе, стабильность отношений, безопасность и т.п. Поэтому нарушение, например, этических норм может вызвать активность других участников, поскольку это увеличивает вероятность неполучения ожидаемых выгод другими участниками отношений. Следствие 2: Принцип неограниченной активности: Человек будет действовать любыми доступными ему средствами до тех пор, пока он не добьется необходимых ему выгод, либо пока он не затронет интересов тех лиц, которые будут обладать достаточной силой в данной системе, чтобы помешать ему реализовать свои интересы. Принцип свободы выбора варианта поведения означает, что человек в процессе взаимодействия в социально-экономической системе может выбрать тот вариант поведения, который ему покажется возможным и выгодным. Последствия такого выбора определяются системой (действующими в системе социальными институтами, структурой участников корпоративных отношений, их характеристиками). Но если он посчитает те или иные действия возможными и выгодными – он их сделает. Отсюда можем сделать вывод, что правила взаимодействия значимы лишь постольку, поскольку они разделяются субъектами взаимодействия и они не являются безусловными ограничениями поведения субъектов. Соответственно, при определении стратегии и тактики поведения в социальной системе, необходимо учитывать возможность самого разного поведения субъектов отношений, в том числе, нарушающего все мыслимые и немыслимые правила.
Принцип необратимости информационного воздействия предполагает, что в процессе взаимодействия субъекты отношений обмениваются различной информацией, которая формирует в сознании человека представление об имеющихся в данной системе возможностях, ограничениях и стимулах. Необратимость информационного воздействия определяется природой мышления человека. Любая информация формирует ассоциативные связи и, в дальнейшем, учитывается при принятии решения. Этим определяется необратимость социальных процессов. Даже когда люди говорят друг другу «Все, давай забудем наши разногласия» – это не более чем договоренность постараться не обращать внимания на прошлые разногласия при принятии решений. В реальности человек все равно помнит это и учитывает в оценке вероятности тех или иных действий со стороны партнера. Поэтому в процессе корпоративного взаимодействия необходимо учитывать любую информацию, полученную субъектом взаимодействия. Это определяет и значимость институциональной среды, поскольку институты имеют информационную природу и являются информацией о формах поведения и последствиях такого поведения в данном социальном пространстве. Следствием принципа необратимости информационного воздействия является определяющий характер информации для регулирования корпоративных отношений. Но следует учитывать, что имеет значение не та информация, которую мы направили, а та информация, которую человек получил, воспринял. Методологическая ошибка – думать, что мы кем-то непосредственно управляем в социальной системе. Мы лишь, с большим или меньшим успехом, формируем условия, в которых человек совершает нужные нам действия, причем, добровольно. Действия человека определяются его мышлением. Соответственно, думая, что мы управляем, мы занимаем некоторую позицию, принимаем определенные установки, предпосылки, от которых отталкиваемся в процессе формирования своих действий. А, как известно, ошибочные предпосылки приводят к ошибкам в действиях. Предполагая, что мы управляем человеком в социальной системе, мы подсознательно допускаем жесткость передачи управленческого воздействия, некоторую безусловность выполнения объектом (то есть, управляемым человеком) необходимых действий. Конечно, опытный руководитель учитывает, что человек – живой, со своими желаниями, особенностями, личными обстоятельствами и т.п. И, соответственно, вносит некоторые корректировки в работу с человеком. Но, тем не менее, предположение о возможности жесткого управления, порой, приводит к непоправимым ошибкам в процессе взаимодействия.
В социальном взаимодействии, посредством информационного воздействия, мы лишь инициируем, с большей или меньшей эффективностью, процессы самоорганизации – предоставляя ту или иную информацию, мы формируем в сознании человека образ возможностей, ограничений, стимулов, которые приводят к тому, что человек сам делает то, что нам необходимо (если мы правильно сформировали информационное воздействие). Безусловно, инициирование действий человека посредством информационного воздействия – тоже управление, но не жесткое и безусловное, а косвенное, посредством формирования условий возникновения желания выполнять то, что нам необходимо. Соответственно, это требует учета факторов, которые, при допущении жесткости системы управления могут быть игнорированы, что с большой вероятностью приведет к ошибкам в расчетах управленческого воздействия[144]. Изменение характера осмысления, рассуждения в процессе формирования управленческого воздействия дает возможность учесть реальные условия, отталкиваться от правильных предпосылок. Это приводит к снижению рисков управленческой деятельности, уменьшению издержек управления. Этому же, кстати, способствует и учет вероятностных параметров процессов социального взаимодействия – параметров передачи и восприятия информации, параметров процесса принятия решения субъектами взаимодействия. Да и само понимание, что мы в социальной системе именно взаимодействуем с определенными субъектами, дает довольно много. Для понимания эволюции социальных процессов имеет значение понимание синергетических закономерностей. С позиции синергетики, институты являются аттракторами, определяющими развитие социального процесса, а информация определяет флуктуации параметров системы. Соответственно, изучая институциональную среду корпоративного взаимодействия (структуру и параметры действующих социальных институтов), осуществляя мониторинг информационных потоков, воздействующих на субъектов взаимодействия, осуществляя корректирующее информационное воздействие на субъектов, можно добиться запуска и самоорганизации в нужном направлении необходимых социальных процессов. Тем самым, можно добиться снижения издержек управления. Знание природы информационного воздействия на человека позволяет по-новому осмыслить слова, вынесенные в эпиграф. Владеть информацией не означает иметь ее и держать у себя. От этого проку мало. Информацию необходимо дозировано, в нужное время и нужным людям предоставлять. Это позволит запустить нужные процессы самоорганизации. Тогда и миром получится владеть. Принцип сохранения ресурсов означает, что мы исходим из предположения, что ресурсы ниоткуда не берутся, никуда не деваются бесследно. В общем-то, это очевидный принцип, но следует отметить, что он часто не учитывается в должной мере, как при осуществлении практической деятельности, так и в теоретических работах. Вследствие этого, автор считает целесообразным позиционировать его в качестве одного из основных системоформирующих принципов в данной работе. Все ресурсы, которые имеются в системе для реализации целевой функции, имеют вполне определенное происхождение. Как правило, источником ресурсов являются люди – участники корпоративных отношений, которым эти ресурсы принадлежат. Но также некоторые ресурсы (например, воздух) могут быть получены из среды обитания. В общем случае, они тоже кому-то принадлежат – обществу, например. Несмотря на то, что общество как собственник ресурсов – категория весьма абстрактная, его представители (правительство, чиновники и т.п.) могут оказывать существенное воздействие на компанию, опираясь на право собственности общества на те или иные ресурсы. Кроме того, отдельные группы, выступая от имени общества, даже не будучи уполномочены обществом, также могут оказывать существенное влияние. Ресурсы же, переданные в корпоративную систему, перераспределяются в форме выгод среди участников корпоративных отношений и, более или менее, делают данную корпоративную систему привлекательной для участников. Принцип обязательности наличия причинно-следственных связей предполагает, что всему есть причина. Что бы ни происходило в системе – этому есть своя причина. Результаты функционирования корпоративной системы также определяются предварительно сформированными предпосылками. Поскольку мы определяем систему как набор ресурсов, необходимый и достаточный для осуществления целевой функции, то причина – это наличие или отсутствие тех или иных ресурсов в системе. Наличие дополнительных ресурсов приводит к снижению эффективности за счет того, что владельцы этих ресурсов должны получать какие-то ресурсы взамен. Соответственно, система будет обладать достаточным количеством ресурсов, но избыточным. Отсутствие ресурсов приведет к невозможности выполнения целевой функции. В общем случае, по нашему мнению, потенциал корпоративной системы, ее возможные результаты, не зависят от предыстории, но зависят от ресурсов, накопленных в системе к моменту анализа. Принцип относительности ценности ресурсов позиционирует одно из важнейших свойств ресурсов – их относительную ценность. Ценность ресурса а, следовательно, и его стоимость, определяется, с одной стороны, его имманентными свойствами (редкость; возможности, которые он предоставляет; универсальность, необходимость комплементарных ресурсов и др.) и, что весьма значимо, с другой стороны, количеством и сочетанием ресурсов, уже имеющихся в системе, для которой предназначен оцениваемый ресурс. Ценность ресурсов и выгод определяется относительно системы координат, формируемой множеством взаимодействующих субъектов, обладающих различным социальным «весом» и, соответственно влиянием в системе. Влияние пропорционально весу субъекта в данной системе и его активности. Система координат определяется существующими возможностями, ограничениями и стимулами (в том числе, формируемыми за счет имеющихся в системе ресурсов). Таким образом, ценность того или иного ресурса может быть определена только относительно какой-то системы – насколько этот ресурс способствует реализации целевой функции, насколько он значим для этого и, насколько снижает издержки системы. Условия же обмена ресурсов субъективно определяются участниками отношений с учетом следующих факторов: 1. Факторы, повышающие стоимость ресурса в данной системе: 1.1. Ценность ресурса в данной системе. 1.2. Редкость ресурса. 1.3. Универсальность ресурса. 1.4. Количество уже вложенных в систему ресурсов. 2. Факторы, снижающие стоимость ресурса: 2.1. Уникальность ресурса – если он может быть использован только в данной системе, то зачем за него платить больше, чем это необходимо? 2.2. Необходимость ресурсов, предоставляемых системой для потенциального или действующего участника отношений. Свойство относительной ценности ресурсов довольно часто проявляется. Так, например, акция, номинальной стоимостью 100 рублей может быть куплена значительно дороже лицом, уже владеющим 50% голосующих акций и желающим установить контроль в акционерном обществе. Ее ценность определяется не только ее номинальной стоимостью, но и ценностью всех тех ресурсов, которые уже затрачены в процессе приобретения 50%‑го пакета. И, соответственно, чем меньше потенциальных продавцов таких акций, тем потенциально дороже эта единственная акция. Так, например, если в результате конкурентной борьбы за контроль над корпорацией сложилась следующая ситуация: первый акционер владеет пакетом 50% минус 1 акция, другой акционер владеет 50% минус 1 акция, третий акционер владеет двумя акциями, то цена этих двух акций будет определяться ценностью контроля в данном акционерном обществе[145]. Принцип открытости социально-экономической системы позиционирует, что любой человек может быть заинтересован в ресурсах, сконцентрированных в той или иной социальной системе. Чем больше система, чем больше в ней сконцентрировано ресурсов, тем привлекательнее она для потенциальных участников. Социально-экономическая система, в общем-то, не имеет границ, по крайней мере, жестких границ – так или иначе, деятельность такой системы (фирмы, в частности) затрагивает всех и, при определенных условиях, тот, кто раньше не обращал внимания на нее, может проявить активность и оказать влияние на систему, опираясь на большинство (см. ниже «Принцип силы большинства»). Принцип силы большинства определяет, что в социальной системе большинство ее участников, если будут действовать согласовано, могут преодолеть сопротивление других значимых участников системы. Сила воздействия, вес субъекта в социальной системе определяются возможностью субъекта опереться, при осуществлении воздействия на систему, на большинство имеющихся в системе участников – субъектов отношений. Значимость (ценность) ресурса определяет зависимость остальных участников, вложивших свои ресурсы в систему, от человека, обладающего рассматриваемым ресурсом. Поэтому владельцы наиболее значимых ресурсов, как правило, оказываются наиболее влиятельными субъектами в системе. Но необходимо учитывать множественность ресурсов и учитывать их относительную ценность, а также институциональную среду. Так, например, государство обладает наибольшей силой, поскольку контролирует наиболее значимый ресурс – саму возможность какой-либо деятельности на данной территории, опираясь на все население страны. Представитель профсоюза может, в определенных условиях, опираясь на трудовой коллектив добиться необходимых уступок и выполнения определенных условий. Помимо этого необходимо учитывать динамику среды корпоративного взаимодействия, возможность изменения структуры ценности ресурсов вследствие изменения среды, условий деятельности, структуры участников корпоративных отношений и ресурсной структуры компании. Принцип силы большинства означает, что, так или иначе, для получения преимущества в процессе взаимодействия необходимо иметь возможность привлечь на свою сторону большинство участников корпоративных отношений. Возможность опереться на большинство определяется институциональной средой. Наиболее значимым институтом является закон – централизованные нормы, формируемые государством. Недаром существует такая поговорка: «один человек плюс закон – уже большинство». Но имеют значение, также, и другие институты. Так, например, суды принимают во внимание правила делового оборота, мнения экспертов, этические регуляторы. Помимо этого, в некоторых случаях, значимыми для воздействия институтами могут быть принципы и правила деловых сообществ, профессиональных союзов и объединений, репутация, деловая этика и мораль, религия и др. Государство, точнее, чиновники, если необходимо, опираются на закон и силой государственного принуждения заставляют фирму выполнять то, что нужно, опираясь, при этом, на граждан государства, на все население. Правда, если все население, вдруг, окажется недовольным таким поворотом событий, проявится принцип неудовлетворенной активности и, возможно, произойдет смена власти – революция. Неудовлетворенный потребитель, опираясь на закон, используя различные инструменты и возможности воздействия, может добиться не только возвращения затраченных на приобретение товара средств, но и получения дополнительных выгод – компенсация морального вреда, упущенной выгоды и т.п. Как уже отмечалось, в теории корпоративного взаимодействия используются некоторые допущения. Рассмотрим их подробнее. Человек мыслит ассоциативно. Природа мышления человека еще, наверное, не понята до конца. Но для управления, для прогнозирования поведения системы, элементами которой являются люди, необходимо понимать особенности принятия человеком решений, особенности его мышления. Поэтому, в данной работе мы исходим из того, что у человека, при получении информационных сигналов, формируются ассоциативные связи, которые тем сильнее, чем больше сигналов, подпитывающих соответствующие ассоциации, получает человек. Ассоциации, в конечном итоге, сводятся к позитивным и негативным. Позитивные ассоциации связаны с возможностью удовлетворения потребностей человека, обеспечением его выживания, выживания популяции. Негативные ассоциации – связаны с опасностью, отрицательными последствиями для индивида и популяции[146]. Эмоции, предварительно полученная информация, в том числе, генетическая, некоторые другие факторы определяют восприятие сигналов. По сути, они формируют контуры положительных и отрицательных обратных связей, которые, соответственно, усиливают или ослабляют воздействие тех или иных информационных сигналов. Мышление человека, в особенности, творческое мышление – это, с точки зрения автора, его способность устанавливать неочевидные ассоциации. Действительно, очевидные ассоциации, как правило, дают картину для всех одинаковую. И только лишь некоторые люди способны увидеть, выявить, искусственно усилить те ассоциативные связи, которые не подтверждаются большинством примеров. Так, например, все знают, что Земля – круглая[147]. Но ведь, никто из живущих на Земле (за исключением некоторых людей) никогда не видел круглую Землю! Более того, все ее видят именно плоской. Поэтому, очевидной ассоциативной связью будет «Земля плоская». Но, сопоставив некоторые факты, в свое время, люди сделали неочевидный вывод – Земля круглая. Сегодня, обладая знаниями, человек становится способен уверенно установить неочевидную ассоциативную связь «Земля – круглая», хотя факты и наблюдения говорят ему обратное! При принятии решения, человек опирается на сформированные различными информационными сигналами ассоциации. Причем, часть сигналов будут формировать ассоциативные связи в пользу принимаемого решения, а часть – против него. Решение определяется человеком как результат «перевешивания» тех или иных ассоциаций (в ту или в другую сторону). Когда количество ассоциативных связей не обеспечивает однозначного перевеса, человек автоматически «достраивает» картину до полной определенности в соответствии с наиболее вероятным вариантом, который определяется на основании имеющейся у него информации (жизненный опыт, знания и т.п.). Восприятие сигналов, отнесение их к негативным или позитивным, осуществляется на основе уже полученной ранее информации. То есть, сформированные ранее ассоциативные связи определяют модифицирование ассоциативных связей в связи с вновь полученными сигналами. Здесь можно, для примера, привести известную поговорку: «Обжегшись на молоке, дуют на воду». То есть, получив негативный опыт, человек воспринимает сигналы, которые соответствуют схожей ситуацией, уже с некоторой негативной окраской. Таким образом, мы принимаем за основу следующие положения, определяющие наше понимание мышления применительно к данной работе: · Любые информационные сигналы, так или иначе, модифицируют ассоциативные связи в сознании человека[148]. · При принятии решения имеет значение не только информация, полученная от различных источников, но и сформированная самим человеком. · Информационные сигналы, полученные человеком на момент принятия решения, разделяются на негативные и позитивные для принимаемого решения. Один и тот же сигнал может быть, как негативным, так и позитивным для различных решений или решений в различных условиях. · Человек принимает то решение, которому соответствует, в конечном итоге, большее количество позитивных ассоциативных связей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|