Параметры информационного потока, формируемого организацией в направлении УКО (параметры активности системы).
5.1. Направленность информационного воздействия: на определенные группы участников корпоративных отношений, на конкретных УКО[186]. 5.2. Интенсивность исходящего информационного потока – количество сигналов в единицу времени. 5.3. Структура исходящего информационного потока – соотношение позитивных и негативных информационных сигналов, содержащихся в рассматриваемом информационном потоке. Это, с одной стороны, субъективная характеристика, зависящая от восприятия человеком тех или иных информационных сигналов. Но, с другой стороны, это расчетная характеристика, которую компания определяет в соответствии со своим представлением о векторе поведения потенциального УКО. 5.4. Интенсивность и структура принимаемого участником корпоративных отношений информационного потока, распространяемого по определенным каналам передачи информации. Эта характеристика зависит от параметров используемых каналов передачи информации (вносимые искажения, определяемые передаточной функцией δi канала передачи, шумы и т.п.), а также от вектора поведения потенциального УКО (соответственно, этот параметр также является субъективной характеристикой системы). В любой социально-экономической системе присутствует определенное конечное количество участников, вовлеченных в процесс обмена, прямо или косвенно. Этим участникам экономических отношений присущи какие-то ожидания от взаимодействия с фирмой – ожидаемые ими выгоды. Они могут быть различны, носить, как материальный, так и нематериальный характер. Учитывая, что человек, в процессе обмена ресурсами, принимает инвестиционное решение, то этим ожиданиям присуща еще одна характеристика – время ожидания (τj)[187]. В общем случае, эти ожидания определяются субъективной оценкой переданных фирме ресурсов (или ресурсов, которые необходимо передать) при принятии инвестиционного решения, с учетом полученной на момент принятия решения информации о действующих в этой системе условиях.
Причем, эти субъективные оценки формируются в момент принятия инвестиционного решения на основании потребностей человека, а также информации, точнее, представлениях человека об имеющихся возможностях, ограничениях и стимулах, которые определяются социальными институтами, действующими в обществе и формирующими условия взаимодействия, в том числе, обмена, развитием науки, технологий и т.п. Представления человека о возможностях, ограничениях и стимулах являются, по сути, отражением в его сознании информации о реально существующих в обществе ограничениях, стимулах, возможностях. Следует отметить весьма значимый аспект – это отражение формируется под воздействием информации, которую получает человек от множества различных источников, в том числе, под воздействием информации, которую он придумывает сам. В рассматриваемом нами случае, информация поступает от фирмы, от субъектов, которые окружают рассматриваемого нами субъекта взаимодействия, в том числе, от действующих или потенциальных участников корпоративных отношений фирмы. Помимо конкретных ожиданий от фирмы, участники корпоративных отношений имеют, также ценностные ориентиры, цели и задачи, которые, при взаимодействии формируют цели и задачи фирмы в целом. Это векторные величины, цели и задачи фирмы определяются как сумма целей и задач участников, с учетом некоторых коэффициентов, зависящих от значимости отдельных участников в данной системе. В конечном итоге формируется некоторый вектор направленности деятельности фирмы. Следует различать цели и задачи, формируемые субъектом управления и являющиеся, по сути, управленческим механизмом, элементом институциональной среды и вектор направленности социально-экономической системы.
Цели участников влияют на их ожидания от участия в фирме – ожидания являются отражением целей на конкретные условия фирмы: ее институциональную среду, состояние ресурсной базы и т.п. То есть, принимая участие в фирме, человек формирует свое субъективное представление о том, что он может желать в этой фирме в данных условиях. Связанная и зависящая от участников характеристика – ресурсы, которыми обладает фирма. Эти ресурсы формируются из ресурсов, переданных компании участниками. При этом каждый из участников обладает своим набором ресурсов. Это могут быть материальные ресурсы, а также иные, в том числе, информация, интеллектуальный ресурс. Особенность интеллектуального ресурса в том, что его невозможно отделить от человека, в отличие от других видов ресурсов. К тому же, в отличие от других видов ресурсов, в настоящее время еще не существует технологий, позволяющих заменить интеллектуальный ресурс человека искусственным. Каждый из участников передает фирме имеющиеся у него ресурсы в обмен на получаемые выгоды. Решение о передаче ресурсов фирме основывается на субъективных оценках выгодности обмена, которые формируются под воздействием информации о возможностях, ограничениях и стимулах в соответствии с потребностями человека на момент принятия решения. Соответственно, участник может передать все имеющиеся у него ресурсы, или часть их, субъективно оценивая выгодность этой сделки в существующих в данный момент условиях. В соответствие с этим, участник характеризуется некоторым коэффициентом отдачи, который определяет, какую долю из имеющихся у этого участника ресурсов, он передает фирме. В результате, формируется ресурсная база фирмы, которая определяется суммой всех переданных в систему ресурсов за вычетом издержек и обеспечивает деятельность и получение участниками выгод. Любая социальная, в том числе, социально-экономическая система характеризуется определенным набором действующих в данной социальной структуре возможностей, ограничений и стимулов. Возможности определяются естественными условиями, развитием науки и общества, а также социальными институтами. Ограничения и стимулы определяются действующими в данном обществе институтами.
Эти возможности, ограничения и стимулы, точнее, имеющаяся у участника отношений информация о них, в сочетании с потребностями, определяет поведение конкретного человека в социально-экономической системе. Потребности, в сочетании с возможностями, определяют интересы конкретного человека. А информация о действующих в обществе ограничениях и стимулах формирует субъективные оценки, которые делают определенное поведение выгодным или невыгодным в данной системе. Количественными характеристиками институциональной среды являются количество, мощность и дисперсия действующих социальных институтов. Помимо этого, можно определить такие характеристики системы, как дивергенция векторов поведения отдельных участников и средневзвешенного вектора поведения. Количество социальных институтов, формирующих институциональную среду, – величина вполне конечная и, в общем-то, измеримая. Мощность социального института определяется количеством людей, которые придерживаются поведенческой модели этого института. Так, например, сила правовых норм определяется тем, что они поддерживаются силой государственного принуждения. Это определяет большую мощность социального института – количество людей, придерживающихся его, приближается к числу жителей данного государства. В общем случае, в социальной деятельности мы опираемся на большинство, а существующие механизмы, различные формы объединения, интеграции – это формы создания большинства, направления силы большинства на определенные объекты. Поступающий к субъекту информационный поток преобразуется в некоторый набор стимулов, ограничений и возможностей удовлетворения его потребностей. В соответствии с тем, каких элементов больше, сигналы будут восприняты как позитивные или негативные. Но то, как будет воспринят сигнал субъектом отношений, зависит, в том числе, и от того, какие ассоциативные связи уже имеются у данного субъекта. То есть, вектор поведения в некоторый момент времени зависит от информационного потока, воздействующего на субъект в предыдущий момент времени, и от вектора поведения в момент воздействия информационного потока. Это можно отразить в аналитической форме следующим образом:
Время реакции человека на поступающую информацию – индивидуальный параметр, зависящий от личностных характеристик человека. Итак, рассмотрим эволюцию социальной системы Ω (R (Q), g, t). Можно выделить два этапа эволюции корпоративной системы: возникновение и развитие. Этап 1. Возникновение корпоративной системы: Система возникает вследствие изменения активности субъекта, создающего ее (далее в этом разделе, мы будем называть его субъектом управления). Его начальная активность определяется тем, что, имеющиеся у него ресурсы, не позволяют ему получить ожидаемые им выгоды. То есть, отношение субъективных оценок ожидаемых выгод и имеющихся у субъекта ресурсов (которые могут определить реально получаемые выгоды) менее 1, соответственно, активность изменяется. В данном случае, она направлена на единственного участника корпоративных отношений – самого субъекта управления. Если полученная им ранее информация позволяет участнику достаточно высоко оценить вероятность создания успешной коммерческой системы на основе имеющихся у него ресурсов достаточно высоко, то он может это сделать. Тогда вероятно возникает социальная система[188], ориентированная на осуществление коммерческой деятельности. При этом субъект управления определяет целевую функцию системы g. Для создания корпоративной системы[189] (компании) он концентрирует часть[190] имеющихся у него ресурсов и, тем самым, формирует начальную ресурсную базу системы: Поскольку в этот момент количество участников корпоративных отношений равно 1, то ресурсная база будет определяться ресурсами одного участника: Этап 2. Развитие корпоративной системы: Если имеющиеся ресурсы не позволяют реализовать целевую функцию корпоративной системы, то субъект управления вынужден привлекать других участников корпоративных отношений, обладающих нужными для реализации целевой функции ресурсами. Для этого ему необходимо сделать ресурсный анализ (в том числе, и неосознанно) и выявить недостающие для реализации целевой функции ресурсы. Помимо этого, нужно определить потенциальных УКО, обладающих этими ресурсами.
В общем случае, в ресурсную базу входит, в том числе, информация о потенциальных УКО, которых субъект управления стремится вовлечь в деятельность данной системы[191], вследствие наличия у них необходимых, с его точки зрения, ресурсов[192]. Для этого он формирует определенный информационный поток, который направляет, используя различные каналы передачи информации, потенциальным участникам корпоративных отношений. Каналы передачи информации обладают некоторыми характеристиками, определяющими, кто и какую получит информацию в результате передачи по этим каналам информации от субъекта управления. В общем случае, каналы передачи информации обладают следующими характеристиками: · Направленность – аудитория, на которую направлен данный канал передачи информации; · Шумы в канале передачи информации – информационные сигналы, распространяющиеся вместе с целевым сигналом, затрудняющие его восприятие адресатом. · Искажения, вносимые в целевой информационный поток, определяемые передаточной функцией канала передачи информации. Некоторое количество потенциальных УКО получает информацию, отличную от переданной субъектом управления:
В результате, с некоторой вероятностью pi некоторое количество Qприн. участников корпоративных отношений получит переданную субъектом управления через выбранные каналы информацию. Вероятность pi зависит от аудитории канала передачи информации, интенсивности информационного потока. Часть из этих участников с вероятностью pад.вос. воспримут эту информацию надлежащим образом (адекватно – в соответствии с расчетами субъекта управления) и, соответственно, станут взаимодействовать с корпоративной системой. Эта вероятность зависит от характеристик канала передачи информации – шумов и передаточной функции, а также от вектора поведения потенциальных УКО:
Соответственно, [потенциальный] прирост УКО в системе равен количеству людей, надлежащим образом воспринявших информацию: ∆Q = Qад. вос.. Как мы говорили ранее (см. модель взаимодействия – раздел 5.1), j -й УКО войдет во множество УКО системы и, соответственно, передаст свои ресурсы в ресурсную базу этой системы, если выполняются следующие условия: · существует информация, полученная в момент tx, такая, что у УКО формируется представление о требуемых ресурсах и ожидаемых от взаимодействия выгодах, причем, ожидаемые выгоды от взаимодействия с рассматриваемой системой должны субъективно оцениваться этим УКО более, чем возможные выгоды от взаимодействия с другими (альтернативными) системами; · существует полученная ранее этим УКО информация, в результате воздействия которой у него сформировался такой вектор поведения (точнее информация, лежащая в основе вектора поведения), который обеспечивает субъективную оценку предлагаемых системой выгод более субъективной оценки требуемых ресурсов. В аналитическом виде, это условие взаимодействия субъектов записывается следующим образом:
Предположим, что условие (5.2.4) выполняется для не менее чем одного потенциального субъекта отношений и один из таких субъектов откликнулся на предложение, сделанное ему субъектом управления, и решил передать свои ресурсы в компанию. Количество ресурсов, переданных корпоративной системе этим участником ограничивается имеющимися у него ресурсами Rим.. Соответственно, можно определить следующее:
Тогда ресурсная база компании будет сформирована уже за счет ресурсов двух участников: Но, помимо ресурсной базы, изменятся, также, ожидаемые участниками корпоративных отношений выгоды – в обмен на полученные ресурсы, участник корпоративных отношений получает ожидаемые им выгоды[193]. Кроме того, изменяется и вектор поведения организации (то есть, правила, на основании которых осуществляется распределение ресурсов организации). На начальном этапе, вектор поведения корпоративной системы полностью определялся вектором поведения субъекта управления. При появлении новых участников, с которыми достигаются определенные договоренности, субъект управления, в большей или в меньшей степени, но должен учитывать их интересы при распределении ресурсов. Соответственно, на втором и последующих этапах, вектор поведения корпоративной системы определяется не только вектором поведения субъекта управления, но и векторами поведения других участников. При определенных обстоятельствах, это влияние может быть небольшим, но оно, тем не менее, будет. В общем случае, влияние векторов поведения УКО на формирование вектора поведения системы пропорционально их весу в данной системе. Через некоторое время τ, когда закончится время ожидания выгод участниками корпоративных отношений, необходимо будет обеспечить удовлетворение ожиданий появившихся участников корпоративных отношений, в противном случае, они выйдут из системы. Для этого субъект управления распределяет имеющиеся ресурсы и формирует матрицу распределения выгод среди УКО: . Осуществляет он это в соответствии с тем вектором поведения, который сформировался у него применительно к данной системе – его вектор поведения с учетом вектора коррекции, который он для себя принял с учетом особенностей системы, его договоренностей с пришедшими УКО и т.п.: inj = α (rnj, Bс.у.) Примечание: Здесь мы, для упрощения, делаем следующие допущения: · Субъект управления, при определении количества ресурсов системы, направляемых на выгоды конкретному УКО, учитывает реальный вклад этого УКО. В общем случае – это не так. Он учитывает свое субъективное представление о вкладе УКО в систему, которое может существенно отличаться от реального. · УКО, при оценке полученного результата, также учитывает свой реальный вклад. Это также не является общим случаем – у него могут быть субъективные оценки своего вклада, отличающиеся от реальных, а также оценки полученных выгод, отличающихся от оценок субъекта управления, их реальной ценности. Но введение этих субъективных оценок усложняет выкладки, хотя и не меняет существенным образом общую логику рассуждений. Однако при построении моделей для реальной организации, при принятии решений необходимо учитывать этот аспект. По мере привлечения участников корпоративных отношений, будут соответствующим образом изменяться и параметры системы. Общее количество участников будет пропорционально количеству участников, получивших информацию от компании. Коэффициент пропорциональности будет определяться параметрами информационного потока, каналов передачи информации, выбором целевой аудитории информационного воздействия. В общем случае, количество УКО, пришедших в систему за период времени будет равно пересечению множеств потенциальных УКО: · получивших информацию от компании; · имеющих нужный вектор поведения[194]; · имеющих необходимые ресурсы; · соответствующим образом воспринимающих сигналы (даже при одинаковом в целом векторе поведения мгновенное восприятие сигналов может быть различным – вследствие, например, психофизиологических особенностей человека или воздействия случайных факторов): Таким образом, мы имеем следующие параметры системы Ω (R (Q), g, t): 1. Количество участников корпоративных отношений, зависящее от переданной субъектом управления информации и множества УКО, получивших эту информацию:
Количество УКО, получивших информацию зависит, в свою очередь, от выбранных каналов передачи информации. 2. Матрица поступивших от УКО ресурсов – ресурсная база системы. 3. Институциональная матрица – набор стимулов и ограничений для реализации определенных элементарных поведенческих моделей:
4. Матрица выгод УКО: . 5. Матрица ожидаемых УКО выгод . 6. Издержки взаимодействия – никому не выгодные затраты ресурсов в системе, определяемые как разница реально полученных УКО выгод и ожидаемых: C = I – Iож.. Выгоды, полученные УКО в системе, определяют его реакцию на взаимодействие, на распределение ресурсов. В случае если ожидаемые выгоды равны или менее реально получаемых выгод, УКО остается пассивным. Если реально полученные выгоды менее ожидаемых, то УКО активизируется: он распространяет информацию, осуществляет действия, направленные на достижение нужного ему распределения ресурсов, либо уходит из системы. Таким образом, распределение ресурсов формирует еще одну матрицу – матрицу активности УКО в корпоративной системе:
Если активность УКО aj > 0, то он осуществляет корпоративное управление – активно влияет на распределение ресурсов в системе; если aj < 0, то он выходит из системы и, соответственно, система лишается его ресурсов. Формы влияния на распределение ресурсов (корпоративного управления) могут быть различны – в зависимости от субъективной оценки своего веса в системе, знания возможностей осуществления воздействия и других факторов. Но, в любом случае, воздействие имеет информационный характер. Таким образом, формируется матрица активности участников.
Индивидуальная активность каждого j -го участника определяется как отношение суммы элементов j -го столбца к сумме всех элементов матрицы. Примечание: Здесь мы рассматриваем систему с централизованным распределением ресурсов. Для анализа реальных систем следует рассматривать систему с децентрализованной функцией распределения ресурсов – в любой социальной системе существуют УКО, контролирующие часть ресурсов системы, которые могут ими, соответственно, распоряжаться. Если активность больше 0, УКО информирует других участников с целью добиться желаемого распределения ресурсов. Строго говоря, каждый УКО имеет свою стратегию воздействия, которую можно отобразить в виде матрицы воздействия: информация, направленная к каждому из участников отношений системы от рассматриваемого в процессе анализа участника корпоративных отношений:
Некоторые члены этой матрицы будут равны нулю – УКО не направляет им информацию, не стремится изменить их поведение, то есть, не стремится ими управлять. Некоторые члены будут отличаться от нуля – в отношении их УКО занимает активную позицию, стремится ими управлять. Характер управленческого воздействия может быть любой и определяется вектором поведения i -го, в данном случае, УКО. К тому же, информация, направленная тем или иным УКО, и информация, полученная ими, скорее всего, будут различаться. Это определяется характеристиками каналов передачи информации, используемых УКО[195]. Но, в любом случае, при несовпадении ожидаемых и реально получаемых выгод, вероятность КУ увеличивается. Соответственно, в системе можно выделить матрицу весов УКО (матрица распределения веса между УКО) и, учитывая закономерности корпоративного контроля, матрицу влияния на процесс распределения ресурсов:
В общем случае, задача управления корпоративной системой сводится к тому, чтобы обеспечить нулевую активность УКО, то есть, добиться баланса интересов участников корпоративных отношений компании. Изменение параметров системы в процессе изменения количества участников корпоративных отношений, представлено в табл. 5.2.1. Табл. 5.2.1.
Примечание: 1. Мы рассматриваем систему с нулевыми издержками. В реальности, скорее всего, издержки не равны нулю, то есть, существуют затраты ресурсов, которые никто из участников не считает своими выгодами. Соответственно, доступная для распределения ресурсная база уменьшается на величину издержек. 2. Мы не рассматриваем здесь фактор времени (период ожидания выгод). За счет различия периодов ожидания можно получить дополнительные степени свободы системы и, соответственно, ресурсы для «корпоративной игры». Информационная активность участников корпоративных отношений, а также результаты взаимодействия модифицируют институциональную среду корпоративного взаимодействия H (Ω). В частности, изменяются мощность отдельных социальных институтов M (hk) за счет того, что вновь пришедшие участники корпоративных отношений привыкают к существующим в компании правилам и нормам, изменяется структура институциональной среды hk за счет привнесения новых поведенческих моделей, изменяется сила воздействия социальных институтов F (hk). В общем случае, параметры институциональной среды определяются средневзвешенным вектором поведения, формирующимся в корпоративной системе: H (Ω) = φ (B w). Подробнее, динамика институциональной среды, параметров отдельных социальных институтов, ее зависимость от вектора поведения, рассмотрены в главах 2 и 3 пособия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|