ДОШКОЛЬНИКАМ. От редактора
Стр 1 из 21Следующая ⇒ ДОШКОЛЬНИКАМ О ХУДОЖНИКАХ ДЕТСКОЙ КНИГИ КНИГА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ ДЕТСКОГО САДА Составитель Т. Н. Доронова МОСКВА «ПРОСВЕЩЕНИЕ» Авторы: Н. А. Астафьева, В. Т. Воробьева, Н. П. Воробьева, Т. П. Дворниченко, О. В. Каждая, Е. В. Косенко, В. И. Козлова, А. Н. Митюшкина, Л. Н. Панова, Н. В. Рычажкова, 3. Ф. Трушина Рецензенты: Республиканский методический кабинет дошкольного воспитания Министерства образования РСФСР (зав. кабинетом В. Н. Андреева) © Астафьева Н. А., Воробьева В. Т. Воробьева Н. П. и другие, 1991
От редактора В детстве все любят книги с картинками. Самые маленькие дети по картинкам как бы прочитывают книгу, прослеживая сюжет от одной иллюстрации к другой. Когда ребенок становится старше, иллюстрации также помогают ему лучше понять и представить, о чем написано в книге, дополняя слуховое восприятие литературного произведения яркими зрительными образами. Однако особая роль принадлежит иллюстрации в эстетическом воспитании детей. Рисунки в книге являются одними из первых произведений изобразительного искусства, с которыми встречается ребенок в дошкольном детстве. Мы по праву гордимся работами таких мастеров книжной графики, как Ю. А. Васнецов, В. В. Лебедев, А. Ф. Па-хомов, В. М. Конашевич и др., вошедшими в золотой фонд иллюстраций к произведениям детской художественной литературы. Творчество этих замечательных художников отличают высокое профессиональное мастерство, трепетное отношение к жанру книжной иллюстрации для детей, знание возрастных особенностей ребенка-дошкольника. Задача воспитателя — ввести малыша в созданный художниками мир линий и красок, научить видеть их красоту, понимать их язык.
Решение этой задачи требует планомерной и постоянной работы с детьми. Ее проводят во всех возрастных группах дошкольного учреждения (начиная со второй младшей), постепенно усложняя. У самых маленьких детей воспитывают умение эмоционально откликаться на рисунок, иллюстрацию, воспринимать яркость цветовых образов. Детей четырех лет учат осознавать содержание рисунка, обращают их внимание на изобразительные средства. В старшей группе у дошкольников развивают художественный вкус, формируют интерес к изобразительному искусству, знакомят с выразительными средствами книжной графики. У детей шести лет наряду с эмоциональным и эстетическим восприятием художественного образа формируют простейшие представления о средствах художественной выразительности. Знакомство детей с рисунками художников-иллюстраторов осуществляется как на занятиях по изобразительной деятельности, развитию речи, ознакомлению с окружающим, так и на специальных. Специфика этой работы требует от педагога определенного рода знаний, некоторой специальной подготовки. В помощь воспитателям при кабинете по дошкольному воспитанию Московского областного института усовершенствования учителей по инициативе директора кабинета Т. Ф. Саулиной несколько лет назад был организован постоянно действующий семинар. Творческая группа, созданная из педагогов-практиков, собрала материал о жизни и деятельности художников Ю. А. Васнецова, В. В. Лебедева, А. Ф. Пахомова, В. М. Конашевича, Ю. Д. Коровина, Е. И. Чарушина, Е. М. Рачева, изучила историю становления жанра детской художественной книги, познакомилась с особенностями творческой манеры каждого из вышеназванных мастеров книжной графики. Далее были разработаны конспекты занятий, после чего состоялась их широкая апробация в дошкольных учреждениях Московской области.
Анализ результатов показал, что у всех детей заметно возрос интерес к книжной графике, повысился уровень художественного восприятия, изобразительных умений и навыков, были сформированы элементарные представления о выразительных средствах, характерных для этого вида искусства, значительно обогатились творческое воображение, фантазия, вследствие чего сюжеты детских игр стали значительно разнообразнее, интереснее. В предлагаемой читателю книге педагоги рассказывают о проделанной работе, о найденных ими новых и эффективных формах ознакомления детей с рисунками художников, делятся своими мыслями,, впечатлениями. Главное внимание авторы уделяют вопросам формирования у детей художественного вкуса, развития творческих способностей. Наряду с этим значительное место отводится задачам нравственного воспитания. В книге освещен опыт работы одиннадцати педагогов. О том, как знакомить детей с иллюстрациями Ю. А. Васнецова, рассказывают заведующие детскими садами В. Т. Воробьева, Н. П. Воробьева, А. Н. Митюшкина (г. Дмитров и Электросталь). Раскрывая перед читателем сказочный мир иллюстраций Юрия Алексеевича Васнецова, авторы описывают найденные ими формы и методы работы с детьми. Большое значение они придают установлению тесной связи между приобщением детей к искусству книжной графики и всеми сторонами воспитательно-образовательного процесса (развитие речи, обучение навыкам изобразительной деятельности, музыкальное воспитание); убедительно показывают, что иллюстрации Ю. А. Васнецова, являются важным средством эстетического воспитания и эмоционального развития ребенка. Важно, что педагоги подводят детей к пониманию глубинных истоков творчества Ю. А. Васнецова, его связи с народным декоративно-прикладным искусством. Старший воспитатель Т. П. Дворниченко (г. Ивантеевка) в своем дошкольном учреждении и районе провела большую работу по ознакомлению детей с рисунками замечательного советского художника, писателя-анималиста Евгения Ивановича Чарушина. Рассказывая о своем отношении к книжной графике Е. И. Чарушина, автор не просто восхищается его мастерством, но и помогает читателю войти в творческий мир этого мастера, постичь художественную ценность и самобытность его иллюстраций. Т. П. Дворниченко на примере собственного восприятия рисунков убедительно показывает, что отличительной особенностью иллюстраций Чарушина
является то, что художник всегда стремился передать эмоциональное состояние своих героев, мотивы их поведения, переживания. Автор рассказывает о гражданственной направленности творчества художника, о стремлении Чарушина научить детей любить и, главное, понимать животных, заботиться о них. Важно, что в своей работе с детьми Т. П. Дворниченко руководствовалась рекомендациями, которые Е. И. Чарушин изложил в своей статье «Мой метод рисования с детьми», опубликованной на страницах журнала «Дошкольное воспитание» (1943 г. ). В этой статье художник призывал воспитателей к вдумчивому, бережному отношению к творчеству ребенка-дошкольника, подчеркивал, что при обучении детей изобразительной деятельности главное для педагога — умение обогащать ребенка яркими впечатлениями, способность радоваться его находкам и огорчаться его неудачам. О. В. 'Каждан — воспитатель детского сада (г. Жуковский). В своей работе с детьми она широко использует рисунки многих художников, но особое отношение у нее к иллюстрациям Ювеналия Дмитриевича Коровина. Опыт О. В. Каждая интересен для нас ее личным трепетным отношением к творчеству художника. Всматриваясь и любуясь акварелями Ю. Д. Коровина, она заражает своим настроением читателя, заставляет его восхищаться щедрой палитрой красок, умением художника приобщать ребенка к сложным вопросам общественной жизни. Хочется надеяться, что, заинтересовавшись творчеством Ю. Д. Коровина, педагоги смогут найти свои интересные формы и методы работы с детьми. О своей работе по ознакомлению старших дошкольников с творчеством Владимира Михайловича Конашевича рассказывает воспитатель детского сада Е. В. Косенко (г. Воскресенск). Этого педагога отличает глубокое проникновение в мир иллюстраций художника, искреннее уважение к его творчеству. Знакомясь с описанием ее опыта работы, мы видим, что Е. В. Косенко не просто изучила искусствоведческую литературу о творчестве В. М. Конашевича, но и сделала собственные маленькие открытия. Она показывает читателю, что мастерство этого выдающегося художника-иллюстратора состоит в том, что Конашевич сумел придать своим работам только ему присущую декоративную форму, так хорошо отвечающую возрастным особенностям ребенка-дошкольника. Иллюстрации Конашевича не «аккомпанируют» тексту книги, а живут своей собственной жизнью. Они расширяют, уточняют представления ребенка и, что самое главное, развивают его фантазию, вводят малыша в милую его сердцу область игры.
Искусствоведы нашей страны и зарубежные не устают восхищаться неповторимой графической манерой В. М. Конашевича. Е. В. Косенко рассказывает, как формировать у детей представление о том, что этот художник — миниатюрист, что для большинства его работ характерны смелость и необычность композиционного и колористического решения. Опыт Е. В. Косенко должен помочь другим воспитателям лучше понять особенности мастерства художника и использовать его рисунки не только для воспитания у детей эстетических чувств и художественного вкуса, но и развития воображения, чувства юмора. В книге представлен также опыт работы старшего воспитателя детского сада Л. Н. Пановой (г. Чехов) по ознакомлению детей с творчеством художника В. В. Лебедева. Л. Н. Панова рассказывает читателю, что с именем Владимира Васильевича Лебедева связана целая эпоха развития и становления книжной иллюстрации для детей, что художник многое сделал для того, чтобы иллюстрации в детской книге будили в ребенке любознательность, воспитывали его, развивали творческие способности. Этот опыт интересен тем, что работа с детьми по иллюстрациям В. В. Лебедева осуществляется в системе занятий по развитию речи, рисованию, лепке, аппликации, имеет выходы в самостоятельную художественную деятельность дошкольников. Важно также, что она несет в себе большую воспитательную направленность. Автор убедительно доказывает, что рисунки этого большого мастера будят нравственные чувства ребенка, воспитывают в нем доброжелательность, отзывчивость, гуманизм. Живо и эмоционально рассказывают о том, как знакомить дошкольников с творчеством Евгения Михайловича Рачева, заведующая и воспитатель детского сада. В. И. Козлова и Н. В. Рычаж-кова (г. Электросталь). Их опыт ценен тем, что раскрывает возможности этического воспитания детей средствами искусства. Важную роль авторы отводят иллюстрациям Е. М. Рачева в обучении детей рисованию. Вероятно, читателям понравится занятие рисованием на тему «Как под елкой запушенной скачут по снегу вороны... ». Используя описанные в нем приемы работы с детьми, воспитатель сможет провести и другие занятия по рисункам этого художника.
О том, как знакомили детей с творчеством Алексея Федоровича Пахомова, рассказывают заведующая 3. Ф. Трушина и воспитатель детского сада Н. А. Астафьева (Ногинский район). Педагогический коллектив этого детского сада уже много лет углубленно занимается вопросами эстетического воспитания. Под руководством 3. Ф. Трушиной в дошкольном учреждении проводится большая работа по ознакомлению детей с изобразительным искусством. Особое внимание уделяется творчеству замечательного советского художника А. Ф. Пахомова. Опыт 3. Ф. Трушиной и Н. А. Астафьевой должен помочь воспитателю научить детей понимать характер и настроение героев книг, интересоваться изобразительными возможностями книжной графики. Создавая эту книгу, авторы не ставили перед собой цель предложить читателям четкую систему методических рекомендаций. Здесь показаны лишь некоторые пути и средства решения одной из задач эстетического воспитания дошкольников. Описанный опыт должен помочь педагогу на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей и возможностей детей осуществлять аналогичную работу по-своему, творчески и эффективно.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|