Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сказочный мир. Иллюстрации Ю. А. Васнецова




СКАЗОЧНЫЙ МИР

ИЛЛЮСТРАЦИИ Ю. А. ВАСНЕЦОВА

Замечательный советский художник Юрий Алексеевич Васне­цов создал яркий, неповторимый мир сказочных образов, близкий и понятный каждому ребенку.

Задумчивый лесной край, где родился и вырос художник, дет­ские впечатления от ярмарки игрушек «Свистуньи» с нарядными дымковскими куклами-барынями, расписными яркими петухами, ко­нями оказали заметное влияние на его творчество. Многие персо­нажи рисунков Ю. А. Васнецова имеют сходство с образами, рож­денными народной фантазией. Очень, например, похожи на дым­ковского коня кони на иллюстрациях к потешкам «Иванушка» и «Конь» (рис. 1).

Ием ближе знакомишься с работами Васнецова, тем больше вос­хищаешься богатством его творческого воображения: так много жи­вотных нарисовал художник и все они очень разные. У каждого свой характер, своя манера поведения, свой стиль в одежде. \ На иллюстрации к потешке «Мыши» Юрий Алексеевич изобразил хо­ровод из девятнадцати мышат: у девочек-мышек яркие юбочки, ук­рашенные полосочками, а у мальчиков-мышат разноцветные руба­шечки с пуговками (рис. 2).

Много веселой выдумки, игры внес художник в иллюстрации к потешке «Кисонька». Сказочная мельница очень декоративна. Она украшена дугами, точками, волнистыми и ломаными линиями. Крылья мельницы сплетены из старой легкой дранки. На мельнице живет симпатичный маленький мышонок. Он залез на подоконник и с интересом смотрит в окно. Вокруг мельницы растут удивитель­ные волшебные цветы, которые так красиво освещены солнцем. Прянички Кисонька сложила в большую плетеную корзинку. Пря­нички белые, с красивыми узорами и очень аппетитные! Несмотря на то что в потешке ничего не говорится о том, кого встретила по дороге Кисонька, художник сам придумал и изобразил эту встре­чу. Обычно дети с удовольствием включаются в игру, затеянную ху­дожником, и сами начинают фантазировать: «Когда Кисонька шла с мельницы, она встретила старую зайчиху. Я думаю, что она ста­рая, потому, что на картинке нарисовано лето, а зайчиха в вален­ках и с палочкой»; «А Кисонька очень красивая. Вся пушистая, в нарядной юбке и с бантиком на шее. Но мне она не нравится. Она жадная. У нее много пряничков. Даже в корзинке не помещаются, а она ими старенькую зайчиху не угостила. Все съела сама».

Очень большую нагрузку несет в работах Ю. А. Васнецова цвет. Часто от него так и веет радостью. А в иллюстрациях к потешкам «Скок-поскок» и «Конь» ярко-желтый фон не только передает кар­тину теплого солнечного дня, но и усиливает восприятие образов, созданных художником. Хорошо просматриваются на желтом фоне темно-коричневые фигурки бельчат, важно шагающих по мостику.




 


Рис. 2. Ю. Васнецов, Русская народная песенка «Мыши»

Рис. 1. Ю. Васнецов. Русская народная Рис. 2. Ю. Васнецов. Русская народная
песенка «Конь»                песенка «Мыши»




 


Рис. 3. Ю. Васнецов. Русская народная Рис. 4. Ю. Васнецов. Русская народная
песенка «Коза-хлопота»         песенка «Петушок»


Благодаря светлому фону мы видим их пушистую шерстку, лю­буемся кисточками на ушах.

Хотя на рисунках Ю. А. Васнецова птицы и животные похожи на игрушечных, вместе с тем они очень самобытны и выразительны. Сказочные образы, рожденные фантазией художника, близки и по­нятны детям, потому что он нашел художественную форму, наибо­лее точно отвечающую особенностям детского восприятия.

С. рисунками Ю. А. Васнецова ребенок встречается на протяже­нии всего дошкольного детства.

Рассматривая иллюстрации с самыми младшими дошкольника­ми, мы видели, как радостно, с улыбкой они воспринимают петуш­ка и лучистое солнышко. Как быстро менялось у малышей наст­роение, когда они вдруг замечали на рисунке, где изображены коза с козлятами, прячущегося за деревом волка (рис. 3)! Дети сер­дились, приговаривая: «Не дадим съесть козлят! »

Очень волновались малыши за кошку, у которой загорелся дом, и очень хотели помочь ей. Всматриваясь в иллюстрацию, дети на­ходили все новые, интересные подробности. Один мальчик заметил, что мышата прибежали на пожар, а помочь кошке не могут. «Даже воды с собой не захватили. Разводят лапками и все! »—с огор­чением сказал он.

Во второй младшей группе мы знакомили детей с иллюстрация­ми Ю. А. Васнецова на занятиях по развитию речи, изобразитель­ной деятельности и музыкальных. Так, мы показывали иллюстра­ции во время рассказывания сказки Л. Толстого «Три медведя». Иллюстрацию к потешке «Петушок» (рис. 4) мы демонстрирова­ли несколько раз: на занятии по развитию речи, когда дети заучи­вали эту потешку наизусть, на музыкальном занятии при исполне­нии детьми песенки про петушка и на занятии по изобразительной деятельности. Благодаря такому многократному знакомству с ил­люстрацией яркий, выразительный образ петушка хорошо запом­нился детям. Малыши подолгу и с интересом всматривались в ил­люстрацию, подражали действиям петушка и даже спрашивали у воспитателя, кто живет за тем лесом, который художник изобра­зил вдалеке. Одна из девочек сказала, что за лесом находится де­ревня и там живут дедушка с бабушкой. А Вове этот лес показал­ся темным и страшным, и мальчик решил, что там живет Баба Яга.

Возвращаясь к иллюстрации в вечернее время, мы предлагали детям придумать сказку про петушка. Воспитатель начинал рас­сказывать, а ребенок продолжал нехитрое повествование:

- Не было солнышка, и петушок не мог пойти на улицу'гулять. Тогда пету­шок взлетел на высокий шест и...

— Петушок пел громко, и его песню услышало солнышко и решило помочь
петушку. Оно проснулось...

— Осветило всю землю, лес. Стало светло, и петушок пошел на улицу гу­
лять.


Рис. 5. Ю. Васнецов. Русская народная песенка «Сорока-белобока»


Рис. 6. Ю. Васнецов. Сказка Л. Толстого «Три медведя»


Однажды по иллюстрации «Петушок» мы рассказали детям та­кую сказку:

Жили-были брат и сестра. Они часто ходили гулять в дальний лес, где соби­рали грибы да ягоды. Но вот однажды утром проснулись дети, посмотрели в окно, а на улице темно, нельзя идти гулять. Стали дети просить Петю-петушка:

— Петя-петушок, золотой гребешок, спой песенку, разбуди солнышко!
А Петя им отвечает:

— Забор низкий. Не увидит меня солнышко, не услышит мою песню.

Пошли тогда дети в сад, прибили к забору длинный шест и снова пришли к петушку, снова просят:

— Петя-петушок, садись на высокий шесток, спой песню солнышку!

Взлетел петушок на высокий шесток, гордо поднял свою голову, расправил крылья и хвост и громко запел:

— Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку!

Услышало солнышко песню петушка, проснулось, умылось водой ключевой и выкатилось в синее небо.

Увидал петушок красивое лучистое солнышко и запел еще громче, радостнее:

— Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку!

Раздалось пение петушка над домиком брата и сестры, над дремучим лесом так, что солнышко еще ярче засветило и украсило золотыми лучами и дома, и березу, и забор, и петушка.

Окончив сказку, мы предложили детям посмотреть, как перели­ваются у петушка перышки на солнце.

Понравилась всем малышам и иллюстрация, на которой худож­ник изобразил гостеприимную заботливую Сороку-белобоку (рис. 5). А знакомясь с иллюстрацией «Три медведя» (рис. 6), дети сами под­метили, что это медвежья семья («Это мама, папа и сыночек»).

В старшей группе знакомство детей с творчеством Ю. А. Васне­цова было продолжено.

Предлагая детям иллюстрации с одними и теми же героями, мы старались обратить их внимание на то, что все животные и птицы изображены художником по-разному, например, на рисунке к по­тешке «Пошел котик на Торжок» (рис. 7) Васнецов изобразил кота важно шагающим с булкой под мышкой, очень хозяйственным. Кот в больших расписных сапогах. На улице лежит пушистый снег, а вокруг сказочных фонарей снежинки устроили хоровод. На другой иллюстрации кот нарядный, как на празднике: с бантом, в красивой рубашке, с распушенными усами (рис. 8). А стоит он так, как буд­то сейчас пустится в пляс.

«Какие кони! —радостно восклицали дети, всматриваясь в ил­люстрации к потешкам «Как на тоненький ледок», «Конь» и сказ­ке «Конек-горбунок». — В гривах бантики, все в яблоках, хвосты пушистые и в завитушках, седла расписные! » (Рис. 9, 1. )

Живут герои иллюстраций Ю. А. Васнецова в избушках с при­чудливыми и удивительными узорами. Посмотришь на домик и ска­жешь, кто в нем живет. Для козы с козлятами художник нарисовал маленькую простую лесную избушку, и стоит она на пенечке




 


 


Рис. 7. Ю. Васнецов. Русская народная песенка «Пошел котик на Торжок»


Рис. 8. Ю. Васнецов. Русская народная песенка «Котинька-коток»


(рис. 3). Для трех медведей — большой крепкий дом из толстых бревен (рис. 6). Но и медвежий дом тоже уютный.

Домик, где сидят Ладушки, нарядный, с резными ставенками (рис. 10). Все дома разные, а живется их обитателям хорошо и ве­село.

Но не все иллюстрации художника вызывают у детей радост­ное настроение. Посмотрит ребенок на иллюстрацию к песенке «Гуси» (рис. 11) и сразу видит, что к героям Васнецова пришла беда. Об этом свидетельствует тревожный темно-синий фон рисун­ка, на котором особенно белым кажется оперение птиц. А вот дру­гая иллюстрация, где гуси-лебеди летят в вечернем небе. Летят быстро и высоко, так что люди на земле кажутся сверху совсем маленькими. Позы людей свидетельствуют о том, что они чем-то очень обеспокоены. Дети всегда волнуются, глядя на эту иллюст­рацию, ведь гуси унесли Ванечку.

В своих рисунках для детей Ю. А. Васнецов талантливо объ­единил сказку и реальность. И чтобы ни происходило на этих ил­люстрациях, это всегда что-то доброе и светлое, с чем не хочется расставаться ни детям, ни взрослым.

По мере все более близкого знакомства детей с произведениями Васнецова было видно, как менялось их отношение к книжным ил­люстрациям. Теперь они уже не торопились переворачивать стра­ницы, а подолгу всматривались в изображения, созданные худож­ником, мысленно жили и действовали вместе с персонажами книг.


Рис. 9. Ю. Васнецов. Русская народная песенка «Как на тоненький ледок»


Рис. 10. Ю. Васнецов. Книга «Ладушки


Рис. 11. Ю. Васнецов. Русская народная песенка «Гуси»


Мы наблюдали, как дети самостоятельно подмечали интерес­ные детали, радовались находкам мастера.

Проведенная нами работа показала, что знакомство детей с ис­кусством Ю. А. Васнецова имело большое значение для их эстети­ческого воспитания, нравственно-эмоционального развития. Благо­даря творчеству этого замечательного мастера наши дети искрен­не и глубоко полюбили книжную графику.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...