Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Наука. Борьба за социологию




НАУКА

 

Философский факультет приходит к своему 60-летию с несомненными достижениями в учебной и научной работе. В последние годы наши ученые занимались новыми научными направлениями — логикой и методологией научного познания, философскими вопросами экологии, методологией и методикой социологических исследований (что подготовило условия для создания самостоятельного социологического факультета) и многими другими.

 Все теоретические лекционные курсы, как правило, отражали результаты современных научных исследований. Так что студентов учат на базе последних достижений философской науки.

Как большой успех всего коллектива факультета последних лет следует отметить работу «Философы России XIX—XX столетий. Биографии, идеи, труды» (под руководством проф. П. В. Алексеева вышло четыре издания), а также книгу «История русской философии. Энциклопедический Словарь» под редакцией М. А. Маслина.

Если говорить о временах более давних, то профессора кафедры диалектического материализма проделали значительную работу по исследованию проблем предмета философии. В этой связи следует назвать работы П. В. Алексеева «Предмет, структура и функции диалектического материализма» (М., 1978); С. Т. Мелюхина «О структуре диалектического материализма и месте философских проблем естествознания» (М., 1967).

В этой области диалектического материализма (теперь онтологии и теории познания) исследовались вопросы сущности учения о материи, перехода от не ощущающей материи к ощущающей, об отражении, как всеобщем свойстве материи. В работах Ф. И. Хасхачих «Материя и сознание» (1951) обосновано, что отражение в неорганической природе — это не просто физическое, зеркальное отражение, а такое качество отражения неорганической материи, которое при определенных условиях превращается в свойство ощущения. Хасхачих исследовал философский аспект проблемы раздражимости и показал, что раздражимость низших существ не сводится только к одним физико-химическим реакциям, а есть результат действия внутренних физиологических процессов, качественно новое состояние, новая более высокая закономерность — именно физиологическая, качественно отличная от закономерностей неорганической природы.

В работах ученых факультета большое внимание уделялось исследованию соотношения ощущений и восприятий, связи и взаимообусловленности восприятий и рассудочного мышления, связи потребностей и чувств человека, взаимоотношения речи и мышления, логического и психологического, мышления и воли, роли труда в формировании психики человека.

Разрабатывались проблемы чувственного познания, анализировались чувственные формы отражения действительности — ощущения, представления, восприятия: вскрывалась специфика каждой из этих форм в их развитии на основе практической деятельности людей. На базе современных научных данных подчеркивается, что чувственное познание — закономерный этап и основа рационально-логической ступени познания. Эти исследования опровергают представления, получившие распространение в 1960-х гг., что будто бы чувственно-эмпирической ступени в процессе познания не существует, поскольку ощущения, восприятия, представления с самого начала пронизаны и опосредованы абстракциями.

По теории познания кафедрой диалектического материализма был издан содержательный двухтомный труд «Современные проблемы теории познания диалектического материализма» (М., 1970) под редакцией академика М. Б. Митина и профессоров В. С. Молодцова, И. С. Нарского, Т. И. Ойзермана, В. С. Швырева.

В работах Ф. И. Георгиева «Сознание, его происхождение и сущность» (М., 1972), Л. М. Коршунова «Теория отражения и современная наука» (М., 1968); и «Теория отражения и творчество» (М., 1971), Д. И. Дубровского «Психические явления и мозг» (М., 1971) исследовались проблемы диалектики отражения, развития свойств отражения в исторической эволюции материи, специфики психического отражения действительности, соотношение физиологических и психических процессов отражения, природа идеального образа, специфика творчества в различных областях, взаимоотношения между бессознательным и сознательным и формами отражения человеком действительности, информационного подхода к проблемам идеального, кибернетического исследования психики и моделирования функций мозга.

В работах профессоров и преподавателей философского факультета важное место занимало исследование связи и различия идеального и субъективного, соотношения сознания и деятельности, диалектики объекта и субъекта в процессе познания, методологической сущности детерминизма в познании.

При этом подчеркивается принципиальное отличие научного понимания детерминизма от механистического. Механистическое понимание детерминизма состоит в том, что внешние причины непосредственно определяют эффект своего воздействия на предмет, независимо от собственных свойств и качеств предмета, на который воздействуют внешние причины. Тогда как научное понимание детерминизма исходит из того, что всякое действие есть взаимодействие. Поэтому внешние причины в своем воздействии на объект вступают во взаимодействие с его свойствами и качествами, т. е. действуют на объект через посредство его внутренних закономерностей. В развитии и конкретизации этих вопросов сыграли исследования бывшего заведующего кафедрой психологии С. Л. Рубинштейна, а так же труды Ф. И. Георгиева, А. М. Коршунова, В. И. Купцова.

В связи с развитием специальных наук (кибернетика, физиология высшей нервной деятельности, психологии) весьма актуальной стала задача теоретической разработки проблемы образа. В этой связи большое значение приобрел гносеологический анализ таких понятий, как модель, знак, сигнал, информация. Исследование проблемы образа и модели имеет большое значение для метода моделирования.

Гносеологический анализ сущности модели важен для конкретизации и обоснования многих вопросов теории познания. В связи с развитием семиотики, математической логики важное значение приобрело исследование познавательной роли знака, его места и функций в структуре научного знания, его значения в логике и лингвистике. Разработке этих проблем были посвящены специальные труды: («Моделирование как метод научного исследования» (М., 1965); «Методологические проблемы современной науки» (М., 1966), «Философские проблемы биологии» (М., 1965).

Исследовались также основные законы и категории диалектики, восхождение от абстрактного к конкретному, соотношение исторического и логического, объективный характер законов науки, методология и логика научного познания. Е. П. Ситковский, в частности, написал содержательные работы «Об основных чертах марксистского диалектического метода» и «Категории марксистской диалектики».

Ученые обращали большое внимание на анализ содержания и форм проявления закона единства и борьбы противоположностей, возникновения, развития и разрешения противоречий, подвергали критике широко распространенную трактовку этого закона, признающую лишь борьбу противоположностей и игнорирующую единство между ними; показывали, что единство противоположностей является такой же необходимой формой связи, как и борьба между ними, рассматривали механизм действия закона перехода количественных изменений в качественные и взаимосвязи количественных и качественных различий. На факультете исследовали закон отрицания отрицания, который до 1954 г. даже не упоминался в философской литературе. Были выявлены новые стороны законов и категорий диалектики, специфика их проявления в различных общественных условиях. Предприняты попытки исследования категорий диалектики, которые ранее не находили освещения в печати, таких как «часть» и «целое», «простое» и сложное», «конечное» и «бесконечное». Было положено начало исследованию взаимосвязи законов и категорий диалектики, что дает возможность наиболее полно и глубоко охватить всеобщие связи объективной действительности: «Основные законы и категории материалистической диалектики» (М., 1962), Ф. И. Георгиев «Категории материалистической диалектики» М., 1960), В. И. Мальцев «Место и роль категорий в диалектическом материализме» (М., 1960), П. Д/ Сеитов «Об объективной основе систематизации категорий» (М., 1963), А. И. Титаренко «Категории цели и ее критика» (М., 1963).

Ученые философского факультета с участием специалистов-философов других философских кафедр МГУ, а также их естественных факультетов проделали большую научно-исследовательскую работу по философским проблемам современного естествознания — о материи и движении в свете достижений современного естествознания, о материальном носителе различных форм движения материи, о качественном многообразии видов материи и форм ее движения, о различии между понятиями детерминизма в квантовой механике и классической физике.

Интересные работы были опубликованы по проблемам материального единства мира и его бесконечности, всеобщих атрибутах и законах изменения мира. Здесь следует назвать работы С. Т. Мелюхина «Материя в ее единстве, бесконечности и развитии» (М., 1966), «Материальное единство мира в свете современной наук» (М., 1967).

При активном участии кафедры — диалектического материализма философского факультета (профессор Молодцов), кафедр философии естественных факультетов (Х. М. Фаталиев, Г. В. Платонов) был издан большой коллективный труд в трех томах «Философские вопросы естествознания» (М., 1958—1960 гг. ) Первый том был посвящен философским вопросам живой природы; второй — философским вопросам физики, математики, химии, третий — философским проблемам географических и геологических наук. Среди авторского коллектива этого издания были такие крупные ученые, как члены-корреспонденты АН СССР И. Я. Герасимов, Г. В. Никольский, В. Е. Хаин, профессора И. О. Брод, Г. П. Горшков, К. А. Рыбников, А. А. Соколов, М. И. Шахпаронов.

При исследовании философских вопросов физики, химии, математики, биологии указывалось на недостаточность признания лишь пяти форм движения материи, как это было сформулировано у классиков марксистской философии, поскольку открытие современной наукой новых видов материи со своими специфическими закономерностями позволяет говорить о бесконечном многообразии форм движения материи; большое значение приобрела проблема движения электронов, соотношение динамических и статистических закономерностей.

Исследовались философско-методологические проблемы роли приборов в познании явлений микромира, что имеет большое значение для решения сложной задачи специфики движения микрочастиц, а так же для понимания особенностей процесса познания микрообъектов. Предметом внимания ученых был вопрос о сущности противоречий в макромире и философский аспект принципа дополнительности. Эти вопросы получили освещение в работе «Методологические проблемы современной науки» (М., 1964). В. И. Купцова «О специфике статистических закономерностей в физике» (М., 1964).

Большое внимание уделялось анализу философских вопросов обоснования математики, природе и предмету математического знания, проблеме существования в математике, особенности конструктивного построения математического знания, проблеме истины в математике. В работах С. А. Яновской исследовались проблемы математической логики, вопросы разрешения формально-логических противоречий (антиномий, парадоксов). По этим проблемам она читала спецкурсы и вела спецсеминары на философском факультете. По вышеуказанным проблемам были опубликованы работы С. А. Яновской «Основания математики и математической логики» (М., 1949), коллективная монография «Методологические проблемы науки» (1972); М. С. Акперова «К вопросу о соотношении объективной, относительной и абсолютной истины в математике» (М., 1962); Б. С. Грязнова «О гносеологической природе абстрактных объектов математики», «О номиналистическом истолковании проблемы существования и абстракций в современной математике» (М., 1964), а также «Логика, рациональность, творчество» (М., 1982).

Ученые философского факультета и философских кафедр гуманитарных и естественных факультетов МГУ проделали известную работу по исследованию методологических вопросов научного познания роли гносеологических принципов в построении физических теорий, природы и применимости статистических закономерностей в современной науке и их гносеологической ценности, характера причинных связей, провели гносеологический анализ понятия «информация», модальный характер понятий и представлений, выявили закономерности становления научного понятия, структуры научного объяснения, логической структуры высказываний о законах природы.

По диалектическому материализму и философским вопросам естествознания ежегодно защищалось более 30 кандидатских и докторских диссертаций.

В 1992 г. кафедра диалектического материализма была преобразована сначала в кафедру систематической философии, а затем в кафедру познания и онтологии (ее возглавляли С. Т. Мелюхин, В. В. Миронов). Это придало новый импульс в разработке актуальных проблем философии. Сотрудники кафедры под руководством ее заведующего профессор В. В. Миронова исследуют проблемы: сущность и специфика философии и ее место в культуре; соотношение рационального, нерационального и иррационального в философии, наука в системе ценностных ориентаций современной культуры.

В работах В. В. Миронова исследуется интересная проблема о сочетании и взаимодействии в философии двух векторов: рационально-теоретического (вектор науки) и ценностно-эмоционального (мировоззренческий вектор). Разрыв этих векторов или аспектов приводит к искажению философского постижения мира. В научных исследованиях В. В. Миронова большое внимание уделяется анализу философии, как герменевтической деятельности и ее месту в системе гуманитарного знания. Исследуется соотношение науки и культуры, влияние научно-технического прогресса на культуру и мировоззренческая (и моральная) ответственность философии и философов за прогресс общества. В последние годы кафедрой теории познания и онтологии опубликованы содержательные работы: «Образы философии и науки в современной культуре» (М., 1996); учебник для вузов «Философия» (М., 1998); «Ценностные ориентации молодежи и особенности их проявления в СССР в 1970-1980-х гг. (Молодежь и общество на рубеже веков)» (М., 1998); «Философия. Учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования» (М., 1999).

С созданием в 1960 г. кафедры исторического материализма (в разное время ее возглавляли Д. И. Чесноков, И. Д. Панцхава, В. И. Разин, К. Х. Момджян (с 1989 г. ) — началась активная разработка проблем социальной философии. В 1992 году кафедра исторического материализма была преобразована в кафедру социальной философии и заведующим стал К. Х. Момджян. Однако, между этими кафедрами существует определенная теоретическая преемственность. Ученые кафедры исторического материализма и кафедры социальной философии исследовали проблемы закономерностей развития общества, диалектику производительных сил и производственных отношений, сочетание личных и общественных интересов. Им удалось исправить ряд ошибочных положений: о полном соответствии производительных сил и производственных отношений, игнорировании противоречий между ними. Значительное место в исследованиях кафедры занимала проблема роли народных масс и личности в истории; было подвергнуто критике положение, недооценивающее роль народных масс в истории и переоценивающее роль личности.

Большое внимание уделялось исследованию предмета социальной философии, ее проблематики и структуры, взаимодействия производства и потребления, природы и общества, общественного интереса и деятельности масс, общества и личности, закономерности общественного прогресса.

Изучались проблемы свободы личности, онтологический и гносеологический аспекты свободы, свобода и необходимость, свобода и дисциплина, свобода и управление.

В социологическом плане исследовалась проблема общественного мнения, его место в структуре общественного сознания, закономерности его формирования и роль в жизни общества.

В монографии В. И. Разина «Политическая организация общества» (1967) впервые было предложено выделить группу категорий исторического материализма, отражающих политическую сферу общественной жизни.

Из выпущенных кафедрой исторического материализма монографий следует отметить фундаментальный труд Д. И. Чеснокова «Исторический материализм» (М., 1964), удостоенный Ломоносовской премии в 1964 г. ; «Актуальные проблемы исторического материализма» (М., 1963) под редакцией В. А. Фоминой и Р. И. Косолапова.

На кафедре исторического материализма работали талантливые молодые ученые, сравнительно недавно окончившие аспирантуру: Г. М. Андреева, А. П. Бутенко, А. М. Ковалев, А. К. Уледов, Р. И. Косолапов, создавшие новые направления в науке.

Значительно обновилась тематика и содержание научных исследования после преобразования кафедры. В работах заведующего кафедрой К. Х. Момджяна и других членов кафедры исследуются методологические проблемы обществознания, специфика социально-философского познания общества, субстанциональная специфика социума, социально-философская концепция деятельности, принципы структурно-функционального анализа социальных систем, современная интерпретация социальной философии Маркса.

Развивая деятельностный подход к общественным явлениям, К. Х. Момджян сформулировал понятие субстанции деятельности, а все формообразования общественной жизни — рассмотрел как модусы и атрибуты субстанции деятельности. Наиболее значительные работы К. Х. Момджяна: «Концептуальная природа исторического материализма» (М., 1992); «Исторический материализм как социально-философская теория» (М., 1992); «Категории исторического материализма: системность, развитие» (М., 1986); «Что такое общество? » (М., 1991); «Исторические закономерности» (М., 1991); «Введение в социальную философию» (М., 1997).

С созданием в 1947 г. кафедры логики МГУ (ее заведующими были П. С. Попов, В. И. Черкесов, А. А. Зиновьев, А. А. Старченко, Ю. В. Ивлев) началось более глубокое исследование проблем логической науки. Первоначально внимание ученых привлекала лишь формальная логика в ее традиционной аристотелевско-бэконовской форме, а так же ее история, причем формальная логика рассматривалась как философская наука. С преодолением ранее распространенного нигилизма к формальной логике стали более основательно изучать ее.

С середины 1950-х гг. большое внимание уделяется разработке современной символической (математической) формальной логики. На кафедре начал работать семинар по проблемам математической логики, руководимый С. А. Яновской, ее логические идеи оказали сильное воздействие на развитие научных взглядов участников семинара — Д. П. Горского, Е. К. Войшвилло, А. А. Ветрова, И. С. Нарского, А. А. Старченко, А. Д. Гетмановой, Н. И. Стяжкина, Б. Н. Пятницына, Б. С. Грязнова, Ю. А. Петрова, Е. Д. Смирновой и др.

С конца 1950-х гг. на кафедре логики начали разрабатываться такие актуальные проблемы, как формализация и ее роль в науке, системно-дедуктивный метод построения научных теорий, теория аналогии и гипотезы, проблемы теории понятия, семантическое определение истины, проблема аналитических и синтетических суждений, применение аппарата современной символической логики к анализу понятия причинности и категории закона, проблемы соотношения логики и математики, соотношение теоретического и эмпирического уровней научного знания, построение языка исчисления предикатов, природа логико-математического знания, анализ средств и методов в современной логике.

По проблемам современной логики были разработали и читались спецкурсы: конструктивная логика (А. А. Марков), теория абстракции (Д. П. Горский), модальные и многозначные логики (А. А. Зиновьев), семантическое понятие информации (Е. К. Войшвилло), вероятностная логика (Б. Н. Пятницын), логическая семантика (Д. А. Лахути).

Указанные теоретические проблемы логики нашли свое отражение в содержательных научных трудах: В. Ф. Асмуса «Логика» (М., 1947) и «Учение логики о доказательстве и опровержении» (М., 1954); А. С. Ахманов «Логическое учение Аристотеля» (М., 1960), П. С. Попова «История логики нового времени» (М., 1960) и «Очерки по истории логики в России» (М., 1962); Е. К. Войшвилло «Предмет и значение логики» (М., 1960) и «Понятие» (М., 1967), А. А. Старченко «Логика в судебном исследовании» (М., 1958).

Следует указать и на коллективные монографии кафедры логики «Очерки по истории логики в России» (М., 1962) и «Логика и методология научного познания» (1967).

Заведующий кафедрой логики Ю. В. Ивлев разработал новое направление — квазиматричную (квазифункциональную) логику, в которой выдвинул задачу перестроить основные разделы математики на базе понятия «квазифункция». Ждем, что скажут математики! В последние годы Ю. В. Ивлев опубликовал интересные труды: «Логика» (М., 1976), «Логика в управлении» (М., 1979), «Курс лекций по логике» (М., 1988), «Курс лекций по логике» (М., 1988), «Логика: Учебник для вузов» (М., 1992).

Крупнейшую роль в развитии отечественной логики сыграл В. А. Смирнов — выпускник философского факультета МГУ (1954). Он разработал проблему без правил сокращения, проблемы двумерных и многомерных логик, классификации логических исчислений и импликатных логик. Ввел в научный оборот ряд новых понятий, позволивших сравнивать теории с разной категориальной структурой. В. А. Смирнов — ученый с мировым уровнем.

В 1966 году приказом по Министерству высшего и среднего образования на факультете была создана кафедра диалектической логики, главой которой был назначен М. Б. Митин Но вот с реализацией этого приказа в МГУ произошла осечка. Ряд преподавателей философского факультета, особенно кафедры логики, не согласились с этим решением, они пошли к ректору И. Г. Петровскому и убедили его в нецелесообразности создания такой кафедры, поскольку еще не совсем точно определен предмет этой дисциплины. Все же ректор издал приказ, в котором объявлялось решение Министерства о создании кафедры логики МГУ. Академик М. Б. Митин и декан факультета профессор Молодцов неоднократно ходили к ректору и доказывали ему о необходимости создания этой кафедры. Но ректор оказался очень опытным дипломатом. Он не отказывался создать кафедру диалектической логики, так как был соответствующий приказ министра. Но он говорил Митину и Молодцову, что надо как следует подготовиться к созданию этой кафедры, разработать программы, написать учебники или учебные пособия, подготовить кадры. Короче говоря, ректор брал курс на затягивание решения вопроса. Но было ясно, что он ее не хотел создавать. Академик Митин, видя нежелание ректора, да и отрицательное отношение профессорско-преподавательского состава факультета перестал ходить к ректору, потерял интерес к этой проблеме. Так, постепенно, спустили на тормозах создание кафедры диалектической логики.

Философский факультет сыграл значительную роль в разработке проблем эстетики. В 1960 г. на факультете была создана кафедра эстетики, которая стала важнейшим научным центром страны в разработке теории эстетики. (Ее возглавляли М. Ф. Овсянников, Е. Г. Яковлев). Сотрудники кафедры разрабатывали важнейшие проблемы история эстетической мысли, взаимодействия эстетических воззрений и других форм общественного сознания; художественного стиля и метода; эстетического идеала и его роли в процессе художественного творчества; эстетического освоения действительности; анализа эстетических категорий, технической эстетики, философско-эстетических проблем искусства. Следует упомянуть серию «История эстетики в памятниках и документах» (более 20 книг) и шеститомное издание «Памятники мировой эстетической мысли». Все они вышли под редакцией М. Ф. Овсянникова.

Высокую оценку научной общественности получили работы: В. Ф. Асмуса «Немецкая эстетика XVIII века» (М., 1963); А. Ф. Лосева «Диалектика художественной формы» и «Очерки античного символизма и мифология»; О. В. Лармина «Художественный метод и стиль» (М., 1964); Е. Г. Яковлев «Проблемы художественного творчества» (М., 1964) и «Искусство и мировые религии» (М., 1977). Профессор Яковлев выдвинул идею органической связи художественного и религиозного сознания, искусство им рассматривается как целостность, в котором гармонически слиты социально-актуальный и народно-мифологический слои; сформулировал концепцию объективной онтологии как учения о бытии как таковом, которое раскрывается метафилософской рефлексией, открывающей предельные основания бытия и мышления.

Большие успехи были достигнуты в преподавании и научных исследованиях по проблемам этики. Этому содействовала созданная в 1969 г. кафедра этики (заведующие С. Ф. Анисимов, А. И. Титаренко, А. А. Гусейнов).

Особенностью работы этой кафедры: изучение каждой научной проблемы подкреплялось изданием соответствующей монографии. Например, таковы монографии А. И. Титаренко «Структура нравственного сознания» (М., 1974), «Нравственный прогресс» (М., 1969), С. Ф. Анисимова «Мораль и поведение» (М., 1979); проблеме осознанного и неосознанного в нравственном поведении была посвящена одноименная книга Б. О. Николаичева.

Кафедра выпустила несколько коллективных монографий — «Моральная регуляция и личность» (М., 1972), «Социальная сущность и функции морали» (М., 1975), «Моральный выбор» (М., 1980), «Личность: этические проблемы» (М., 1979), «Структура морали и личность» (М., 1978). В этих монографиях рассматриваются активная роль морали в общественной практике, соотношение морального сознания и поведения, связь науки и нравственности, функционирование морали на уровне индивидуального сознания, мотивация поведения, проблемы нравственного выбора.

Профессор Гусейнов А. А. впервые в отечественной науке признал золотое правило нравственности наиболее точным выражением специфики моральной регуляции; предложил свою систематизацию истории этического процесса. В конце 1980-х гг. разработал новое научное направление — этику ненасилия.

На философском факультете в последнее время успешно работает кафедра философии религии и религиоведения (заведующий профессор И. Н. Яблоков). На базе этой кафедры создано отделение религиоведения. Кафедра разрабатывает сложные проблемы метатеории религиоведения, предмет и строение данной учебной дисциплины, вопросы философии, социологии, психологии религии, исследует особенности религиозно-нравственного чувства, психологию молитвы и покаяния.

Из опубликованных работ сотрудников кафедры следует отметить книгу В. И. Гараджи «Неотомизм. Разум. Наука» (М., 1969), монографию В. И. Добренькова «Современная протестантская американская теология» (М., 1979), исследование Д. М. Угриновича «Введение в теоретическое религиоведение» (М., 1973).

В работах, выпускаемых кафедрой, дается научный анализ места и роли религии в истории общества. Для чтения лекций и других видов преподавательской деятельности привлекаются служители религиозных культов и преподаватели религиозных учебных заведений.

Философский факультет МГУ стал одним из ведущих центров научных исследований по истории философии. Особенно большую роль сыграла кафедра истории зарубежной философии (заведующие — Б. Е. Чернышов, В. И. Светлов, Т. И. Ойзерман, Ю. К. Мельвиль, А. Ф. Зотов. )

Еще в годы Великой Отечественной войны была предпринята попытка создания первого крупного исследования по истории философии в семи томах «История философии». Всего в 1941—1943 гг. вышло три тома. Первые два были удостоены Сталинской (Государственной) премии. Эти книги не потеряли своего научного значения до сих пор. В их подготовке принимали участие профессора кафедры истории философии М. А. Дынник, Б. Е. Чернышев, В. Ф. Асмус.

В 1950—1960-х гг. при участии профессоров и сотрудников философского факультета был создан фундаментальный труд, в котором давалось освещение мировой философии от ее возникновения до наших дней: «История философии» в шести томах под редакцией М. А. Дынника, М. Т. Иовчука, Б. М. Кедрова, М. Б. Митина, О. В. Трахтенберга, Т. И. Ойзермана, А. Ф. Окулова (М., 1957—1965). Этот труд переведен и издан за рубежом в двенадцати странах.

Философы историко-философских кафедр философского факультета создали учебное пособие по истории философии для студентов высших учебных заведений, выдержавшее в СССР четыре издания.

Исследовалась проблема возникновения философии, ее соотношение с мифологией, религией, наукой на разных ступенях человеческого общества. Здесь следует назвать книги професора А. Н. Чанышева «Ионийская философия»(М., 1965), «Эгейская философия» (М., 1970), «Италийская философия» (М., 1975) и ряд других работ. Професор Чанышев считается одним из крупных специалистов по проблемам происхождения философии. Профессор В. Ф. Асмус опубликовал содержательный труд «История античной философии» (М., 1965). К этому труду примыкает работа В. В. Соколова «Античная философия» (М., 1958).

Сотрудники кафедры истории зарубежной философии разрабатывали актуальные проблемы истории средневековой философии, истории философии эпохи Возрождения. (О. В. Трахтенберг «Очерки по истории западноевропейской средневековой философии» (М., 1957); В. В. Соколов «Очерки философии эпохи Возрождения» (М., 1962).

Большое значение в исследовании истории философии сыграли книги В. Ф. Асмуса «Философия И. Канта» (М., 1955) и его же работа «Декарт» М., 1956).

В этот период (1940—1950-х гг. ) особую остроту приобрела гегелевская философия в связи с философской дискуссией 1947 г. В это время была опубликована работа М. Ф. Овсянникова «Философия Гегеля» (М., 1959), в которой с наибольшей полнотой была представлено творчество великого мыслителя.

Видное место в науке заняла книга В. В. Соколова «Философия Спинозы и современность» (М., 1964). Философия Спинозы представлена как важное звено историко-философского процесса от античности до современности. В это же время по инициативе и под редакцией В. В. Соколова была издана в нескольких томах «Антология мировой философии». В работах профессора В. В. Соколова большое внимание уделяется вопросам взаимоотношения философии и идеологии, место философии в системе духовной культуры. За цикл работ «Философия Спинозы и современность», «Средневековая философия», «Европейская философия XV—XVII вв. » ему была присуждена Ломоносовская премия за 1986 г.

Впервые было дано развернутое изложение взглядов английских философов в книгах И. С. Нарского. «Философия Д. Локка» (М., 1960) и «Философия Давида Юма» (М., 1967). Им же были предприняты большие усилия по исследованию философской мысли в Польше и анализу польского позитивизма. Здесь прежде всего следует назвать работы И. С. Нарского «Мировоззрение Э. Дембовского» (М., 1954) и его же работу «Очерки по истории позитивизма» (М., 1960). В следующем году И. С. Нарский издал книгу «Современный позитивизм» (М., 1961).

Основательно исследуется французская философия в труде В. Н. Кузнецова «Вольтер и философия французского просвещения XVIII века» (М., 1965). В. Н. Кузнецов впервые ознакомил нашу философскую общественность с философией Сартра. Его труд «Жан — Поль Сартр и экзистенциализм» (М., 1969) вызвал большой интерес у читателей.

Профессор В. Н. Кузнецов выдвинул положение о принципиальной невозможности материалистического понимания духовного мира человека, общества и истории. В его работах делается вывод о необходимости перерастания истории философии в философско-историческую культурологию, которая становится современной «метафилософией».

Целую серию книг, брошюр и статей об американской философии опубликовал профессор Ю. К. Мельвиль: («Американский прагматизм» (М., 1975), «Семиотика Чарлза Пирса» (1965), «Прагматизм — буржуазная философия XX в. » (1974), его же. «Прагматизм. Сидней Хук и прагматический смысл жизни» (М., 1983), «Чарлз Пирс и прагматизм» (1968). В работах о Ч. Пирсе Ю. К. Мельвиль дал глубокий научный анализ философии одного из виднейших американских философов.

Помимо изучения западноевропейской философии кафедра проделала большую работу по исследованию индийской, арабской, китайской, японской философии.

Заведующий кафедрой, профессор А. Ф. Зотов, будучи специалистом по истории науки, выдвинул интересную идею о неизбежности глубочайших перемен в социальных структурах и геополитическом облике мира в процессе перехода к постиндустриальной, информационной, «ноосферной» цивилизации, без чего в условиях глобальных проблем, порождаемых индустриальным развитием, невозможно дальнейшее существование человечества. Эти идеи нашли свое отражение в работах «Западная философии в XX в. Феноменологические исследования» (М., 1997); «Существует ли мировая философия» (1997), «История и футурология. Культура и экология» (М., 1977); «Западная философия XX в» (в соавторстве). (М., 1998).

Интересные идеи выдвинул профессор Г. Г. Майоров. Он выявил структуры и основные свойства древнеримского менталитета, реконструировал средневековый способ философствования, обосновал определяющую роль софийных элементов в происхождении и развитии философии, дал системное и достаточно полное представление о философии эпохи патристики. В последнее время профессор Майоров занимается исследованием сущности философии, как особой формы духовной деятельности. В связи с этим он выдвинул идею о трех способах понимания философии в мировой истории: софийного, эпистематического и технематического.

Заслугой кафедры истории философии является и то, что она издала в нашей стране на русском языке работы практически всех западных философов и, самое главное, почти всем европейским философам были посвящены специальные исследования.

Впервые в истории Московского Университета и истории российской философии в 1943 г. была создана кафедра истории русской философии, переименованная в 1945 г. в кафедру истории философии народов СССР, –ныне кафедра истории русской философии (заведовали М. Т. Иовчук, И. Я. Щипанов, В. В. Богатов, В. А. Кувакин, М. А. Маслин).

Кафедра раскрывала значение русской философской мысли, в истории мировой философской культуры, которое недооценивалось и даже игнорировалось в зарубежных странах.

В числе первых крупных работ кафедры была большая коллективная монография «Из истории русской философии» (М., 1949). Второе ее издание вышло в 1951 г. Работа освещала философские взгляды всех русских мыслителей-материалистов, долгое время служила учебным пособием. Недостатком ее было отсутствие анализа взглядов философов идеалистической ориентации.

Следующей крупной работой кафедры стал коллективный труд «Из истории русской философии XVIII—XIX вв. » (М., 1952), в котором рассматривалась история русской философской мысли, начиная с XVIII века до начала XX века.

Важным этапом в исследовании русской философии явился двухтомник «Очерки по истории русской философии и общественно-политической мысли народов СССР», созданный кафедрой совместно с Институтом философии АН СССР. В «Очерках…» была сделана попытка дать обобщающую картину развития философской мысли во всех крупных регионах страны, что послужило основой дальнейшего развития философских исследований различных народов СССР.

Ученые кафедры приняли активное участие в подготовке шеститомной «Истории философии» (1957—1961); в этой работе целый ряд глав освещает развитие философской мысли народов СССР.

В середине 1960-х годов ученые кафедры приняли деятельное участие в подготовке и издании пятитомной «Истории философии в СССР». Данный труд был подготовлен совместно с Институтом философии АН СССР.

Ученые кафедры исследовали философские и опубликовали книги практически всех русских мыслителей: Н. Н. Поповского, Д. С. Аничкова, И. А. Третьякова, С. Е. Десницкого, Я. П. Козельского, Н. И. Новикова, Д. И. Фонвизина, Н. А. Серно-Соловьевича, М. В. Ломоносова, А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, М. А. Бакунина, П. А. Кропоткина, И. М. Сеченова, Д. И. Менделеева, К. А. Тимирязева.

Среди исследований философской мысли народов СССР, следует назвать книги: А. Дмитерко «Общественно-политические и философские взгляды Т. Г. Шевченко» (М., 1951) и Ш. Ф. Мамедов «Развитие философской мысли в Азербайджане» (М., 1965).

В 1977 г. вышла интересная работа А. Т. Павлова «От дворянской революционности к революционному демократизму

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...