Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

К новым успехам в подготовке кадров и развитии философии и подготовке профессионалов-философов




 

Современная эпоха — эпоха конца XX века — самая драматическая в истории человечества и в развитии общества: произошло крушение мировой социалистической системы, распад СССР, коренное изменение соотношения социальных сил на мировой арене.

Однако сейчас философы нашей страны глубоко не изучают, не исследуют происшедшие в мире изменения, не анализируют, почему погиб Советский Союз, что произошло с марксизмом, какую он сыграл роль в прошлом и играет в настоящем, что он собой представляет сейчас. По этим проблемам нет вузовских курсов, не пишутся диссертации, не ведутся научные исследования. Дело ограничивается публицистикой, журнально-газетными статьями.

Необходимо критически изучать марксизм и его философию, поскольку они, начиная со второй половины XIX века и в течение практически всего XX века имели широкое распространение и пользовались огромным влиянием во всем мире.

Благодаря Марксу и его трудам философия претерпела радикальное обновление, какого она не знала с момента своего возникновения. Марксизм получил такое широкое распространение, которого не зналb прежде ни одно политическое или философское учение.

После Гегеля западная философия вступила в полосу затяжного кризиса. Вместо целостных философских систем возникло множество позитивистских «школ» (примером чего является дюрингианство). Философия Маркса вывела западную философию из этого кризисного состояния и открыла широкую дорогу для ее успешного развития. Этим и объясняется успех социал-демократических партий Запада во второй половине XIX века, которые пытались руководствоваться теорией марксизма

С научной точки зрения марксизм ломает все границы, стесняющие свободу научных исследований, является противником различного рода спекуляций, догматизма, схематизма. В критической истории марксистской философии необходимо обратить на это особое внимание.

Марксизм и его философия стали теоретической основой созданных во второй половине XIX века социал-демократических партий, а затем, после Октябрьской революции 1917 г. в России стали быстро возникать и расти коммунистические партии на Западе и Востоке, базирующиеся на основе марксизма и опыте Октябрьской революции. Коммунистические партии ряда стран мира, например, компартии Италии и Франции имели в парламентах своих стран до 30% депутатских мест.

В программе современной социал-демократической партии Германии, стоящей ныне у власти (партия Шредера), записано, что «духовными корнями социализма в Европе являются гуманистическая философия, просветительство, учение Маркса об истории и обществе, а так же опыт рабочего движения» (Gewerkschaftliche Monatscheft. 1989. № 4).

После Второй Мировой войны (1945) социализм и его теоретическая основа — марксизм — побеждают во многих странах Европы и Азии и даже проникают на американский континент (Куба). Возникает мировая система социализма.

Все эти события мирового масштаба и значения, без учета которых трудно предвидеть будущее и определить, в каком направлении пойдет дальнейшее развитие цивилизации. Вместе с тем это усиливает потребность в критическом анализе исторического опыта развития марксизма и социализма, предъявляет повышенные требования к научному прогнозированию общественного развития.

Нельзя также забывать и того, что марксизм является господствующей идеологией в Китае, Вьетнаме, Северной Корее и на Кубе.

Советская философия периода 1918—1991 гг. развивалась в общем его русле мировой философской мысли, занимая в ней видное место как важнейшая интеллектуальная сила современности. Об этом говорят всемирные философские и социологические конгрессы, на которых советская философия сыграла видную роль. Наряду с марксистской философией в зарубежных странах, она оказывала сильное воздействие на состояние и развитие мировой философской мысли. Многие проблемы решались с позиций марксистской философии, немало ученых в различных странах переходили на позиции марксизма или близкие ему позиции.

Сила и влияние философии марксизма проявились также в том, что значительная часть видных философов на Западе и на Востоке сосредоточили свои силы на исследовании проблем возникновения, формирования и развития марксистской философии вплоть до Ленина и советской философии.

Советская философия давала обоснованные решения проблем, возникавших в мировой философской мысли, вскрывала их реальный смысл. В советской литературе нашли отражение главные тенденции методов решения сложных философских проблем, выявившихся за рубежом, особенно по вопросам о предмете философии. Аналих предмета философии и философии как науки наиболее полно было осуществлено именно у нас.

В последние годы философами нашей страны практически не ведутся исследования тех фундаментальных проблем, которые разрабатывались у нас и за рубежом в связи с крупными социальными сдвигами завершающегося XX столетия.

Практически не изучается состояние и развитие философской мысли в нашей стране за последние 80—90 лет. До 1991 года этим, пусть и не исчерпывающим образом, занималась кафедра истории марксистской философии, которая была на философском факультете МГУ, но она была упразднена в ходе перестройки и реформ. Причем образовалась брешь, которая не заделана до сих пор. Это снижает общетеоретическую подготовку студентов и аспирантов. Многие из них затрудняются ответить на вопрос, кто такие были Маркс и Энгельс, и в чем суть их учения.

Однако история есть история, какой бы она ни была, как и кем-либо она не воспринималась. Ее надо критически изучать, взыскательно анализируя все повороты и противоречия общественной мысли, ее достижения и неудачи.

В этом отношении философскому факультету есть чему поучиться у других факультетов МГУ. Так, на историческом факультете продолжает действовать кафедра, которая занималась ранее и занимается теперь историей нашего общества с 1917 года и до настоящего времени. Кафедра истории экономических учений на экономическом факультете ведет преподавание курса истории экономической мысли и народного хозяйства в тот же период. На филологическом факультете имеется кафедра, которая преподает историю отечественной философии всего XX века. На юридическом факультете изучаются правовые акты досоветской, советской и послесоветской эпохи.

В ряде капиталистических стран в университетах в качестве самостоятельной учебной дисциплины преподается (разумеется, в различных интерпретациях) марксизм. Интересно, что там изучают главным образом первоисточники марксизма, произведения Маркса, Энгельса, Каутского, Бернштейна, Плеханова, Мао Цзе-дуна и др. Это означает, что изучение философии марксизма в университетах Америки и Западной Европы проходит как в курсах историографии и источниковедения, т. е. изучают сами произведения, источники марксистской мысли и дают им соответствующую интерпретацию.

Только на философском факультете МГУ не изучается и не преподается история философской мысли в нашей стране за последние 80—90 лет.

Большой заслугой советской философии является преодоление того мнения, будто бы философия занимается неопределенными, далекими от жизни проблемами. Оказалось, что вопреки всем концепциям «о конце» философии у научной философии имеются большие перспективы. Хотя в первые годы после Октябрьской революции 1917 г. в России развернулся настоящий «антифилософский поход». «Философию за борт», «философия — идейное оружие буржуазии»! Такие лозунги нередко появлялись в коммунистических изданиях, в том числе в марксистских теоретических журналах. В. И. Ленин был первым, кто решительно подверг критике этот антинаучный поход против философии и ее роли в обществе. Он призывал к глубокому изучению диалектики Гегеля, французского материализма XVIII века, он обосновал значение философии для развития конкретных наук и социальной практики, выдвинул плодотворную идею тесного союза философии и естествознания. Тем самым Ленин указал в каком направлении должна развиваться философская наука в Советском Союзе.

Философская мысль в нашей стране в период с 1917 по 1991 гг., особенно после 1955 года, выдвинула немало новых философских идей и концепций, открыла для мировой философской мысли перспективы разработки таких сложных проблем, как различные формы рациональности (в том числе и ненаучные), переход от объяснения к пониманию, восприятие различными цивилизациями сущности времени и самого исторического процесса, применение количественных методов в познании, соотношение философско-социологических представлений с исторической действительностью, назначение и возможности социальных наук. Было выдвинуто много интересных идей в социальной философии, которые требовали если не пересмотра, то уточнения и коррекции основного принципа исторического материализма об определяющей роли материально-экономического фактора по отношению к общественному сознанию.

Даже христианские философы отмечают, что в советское время «наука в России стала не только возрождаться, но пережила невиданный взлет в целом ряде важных отраслей. К 30-м годам советские ученые были признанными авторитетами в биологии (особенно в генетике), физике, математике, лингвистике. Невиданный всплеск происходил в психологии… и, опять же, всплеск этот (что надо признать) произошел не вопреки революции, а благодаря ей, благодаря тому, что она освободила энергию материализма, веру в преобразующую силу человека в его возможности перевернуть мир» (Начало христианской психологии. М., 1995. С. 13)*.

 

 

##* Цит. по работе В. А. Лекторского в кн. Философия не кончается… Кн. 1. М., 1998. С. 80.

 

В странах Запада создаются многотомные истории марксизма. Так, усилиями ученых, философов, социологов многих стран мира была выпущена 10-ти томная история марксизма, в которой большое внимание уделяется истории и теории марксизма в СССР. Приведем лишь одну цитату: «представляется крайне невероятным, чтобы место, которое Маркс завоевал в интеллектуальном мире XX столетия, стимул, данный марксизмом интеллектуальным силам современности, дискуссии, развернувшиеся вокруг марксизма, страсти, кипящие вокруг него — могут исчезнуть, разве только произойдет вообще исчезновение человеческого общества» (Storia del Marxismo. Il Marxismo ai tempi di Marx. Torino. 1978. Р. 48). И это говорят далеко не марксисты!

Гигантские тектонические волны от бывшего Советского Союза до сих пор идут мощным потоком по всему земному шару. Кейнс, живший и работавший в 1920 гг. в Москве, говорил, что Россия тогда была главной лабораторией жизни. Может быть отсюда Кейнс вынес свои идеи о роли государства в регулировании экономической жизни общества. Идеи Кейнса лежали в основе нового курса американского президента Ф. Д. Рузвельта, что позволило спасти США от хозяйственного развала, в который они были втянуты анархической стихией рынка. Теория Кейнса сыграла положительную роль в восстановлении хозяйства в Западной Европе после второй мировой войны. И сейчас она используется в ряде стран Запада и Востока и успешно служит развитию экономики.

Представляется, что отмеченные выше проблемы можно решить путем введения в учебный план нового курса «Современное критическое марксоведение. Философский аспект» (в западных университетах этот курс называется «Марксологией») или «Критическая история марксистской философии».

Задачей курса явится критическое прочтение и новое идентичное понимание сущности философии марксизма, ломка схоластических (вузовских и агитпроповских) стереотипов, изучение истории философии советского и постсоветского периода, выявление соотношения теоретических положений марксизма с современностью, исследование новых закономерностей современного мирового общественного развития, разработка и обоснование путей и перспектив развития России в XXI веке.

Нашему народу, его научной интеллигенции надо искать и найти правду истории своей страны: правду социальную и духовную. Наши люди сполна познали горькую правду: забвением нашего прошлого невозможно сохранить и веру в будущее. Ради нашего будущего нам нужно правдиво знать свое прошлое, не оставляя в нем белых пятен, недомолвок и противоречивых суждений.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...