1. “Слабые” الضَّعِيْف сообщения.
1. “Слабые” ا ل ض ّ َ ع ِ ي ْ ف сообщения.
1. Определение. а) Слово “слабый” является антонимом слова “сильный” как в прямом, так и в переносном смысле. В данном случае подразумевается слабость во втором значении этого слова. б) В качестве термина слово “слабый” служит для обозначения такого сообщения, которое не может считаться хорошим, если оно не удовлетворяет хотя бы одному необходимому условию.
2. Различия по степени слабости. Подобно достоверным хадисам слабые хадисы различаются по степени слабости передатчиков. Среди них есть просто слабые, очень слабые, неудовлетворительные (вахи) и порицаемые (мункар), наихудшим же из видов слабых сообщений являются подложные (мауду`).
3. Пример. Примером слабого хадиса может служить хадис, передаваемый ат-Тирмизи со слов Хакима аль-Асрама, сообщавшего, что он слышал, как Абу Тамима аль-Худжайми передал со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не верует в то, что было ниспослано Мухаммаду, совершивший половое сношение с женщиной, у которой начались месячные, или совершивший половое сношение с женщиной через задний проход, или посетивший прорицателя». Передав этот хадис, ат-Тирмизи пишет: «Нам неизвестно, чтобы этот хадис передавал кто-нибудь еще, кроме Хакима аль-Асрама, ссылавшегося на Абу Тамиму аль-Худжайми, который ссылался на Абу Хурайру». Далее он пишет: «Мухаммад [Имеется в виду аль-Бухари] назвал этот хадис слабым с точки зрения его иснада». [См.: “Сунан” ат-Тирмизи с комментариями, т. 1, сс. 419 – 420]. К сказанному я добавлю, что причиной этого является наличие в его иснаде имени Хакима аль-Асрама, которого улемы называют слабым. Так, например, в “Такриб ат-тахзиб” хафиз Ибн Хаджар пишет: «Он отличается слабостью».
4. Суждение о передаче такого сообщения. Мухаддисы и прочие знатоки религии считают допустимой передачу слабых хадисов и проявление снисходительности по отношению к их иснадам. а) Они не должны иметь отношения к догматам веры, например к атрибутам Аллаха Всевышнего. б) В них не должны содержаться разъяснения установлений шариата, имеющих отношение к дозволенному и запретному. Это значит, что их можно приводить в наставлениях с целью побуждения или устрашения, в рассказах и тому подобных случаях. К числу тех, кто считал допустимой передачу таких хадисов, относились Суфйан ас-Саури, Абд ар-Рахман бин Махди и Ахмад бин Ханбаль. [См.: “Ма‘рифат ‘улюм аль-хадис”, с. 93; “Аль-Кифайа”, сс. 133 - 134, “Глава о проявлении строгости при передаче хадисов, которые содержат в себе установления, и снисходительности по отношению к тем хадисам, в которых говорится о достойных делах”]. Необходимо помнить о том, что если ты приводишь подобные сообщения без иснадов, не следует говорить: «Так сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует», а говорить необходимо только так: «Сообщается о посланнике Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то-то и то-то», или: «Дошло до нас о нем то-то и то-то», или что-то подобное, чтобы не получилось так, будто ты утверждаешь, что это исходит от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, когда тебе известно, что данный хадис является слабым. 5. Суждение о практическом применении подобных хадисов. Мнения улемов относительно практического применения слабых хадисов расходятся. В основном они считают желательным практическое применение только таких сообщений, которые касаются совершаемых людьми добровольно достойных дел. При этом должны быть соблюдены три условия, о чем хафиз Ибн Хаджар [См.: “Тадриб ар-рави”, т. 1, сс. 298 - 299; “Фатх аль-Мугис”, т. 1, стр. 268] сказал так:
а) Хадис должен быть не очень слабым. б) Хадис должен иметь отношение к такой основе, которая имеет практическое применение в религии. в) Человек должен применять то, о чем говорится в таком хадисе, из предосторожности, а не в силу своей убежденности в его достоверности. [Другими словами, человек должен делать это только потому, что хадис может оказаться достоверным].
6. Наиболее известные сочинения, в которых встречается много слабых хадисов. а) Книги, в которых говорится о слабых передатчиках: в пример можно привести “Китаб ад-ду‘афа” Ибн Хиббана и “Китаб мизан аль-и‘тидаль” аз-Захаби, в которых приводятся примеры хадисов, относимых к числу слабых по той причине, что они передавались слабыми передатчиками. б) Сборники, включающие в себя различные виды слабых хадисов, примером чего могут служить: “Китаб аль-марасиль” Абу Дауда и “Китаб аль-‘иляль” ад-Даракутни. 2. Сообщения, отвергаемые по причине пропуска в иснаде.
1. Что имеется в виду под пропуском в иснаде? Под пропуском в иснаде имеется в виду разрыв в цепи передатчиков иснада, когда кто-либо из передатчиков намеренно или не намеренно опускает имя одного или нескольких передатчиков в начале, конце или середине иснада, что носит явный или скрытый характер.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|