Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1. “Слабые” الضَّعِيْف сообщения.




1. “Слабые” ا ل ض ّ َ ع ِ ي ْ ف сообщения.

 

1. Определение.

а) Слово “слабый” является антонимом слова “сильный” как в прямом, так и в переносном смысле. В данном случае подразумевается слабость во втором значении этого слова.

б) В качестве термина слово “слабый” служит для обозна­чения такого сообщения, которое не может считаться хоро­шим, если оно не удовлетворяет хотя бы одному необходимо­му условию.

 

2. Различия по степени слабости.

Подобно достоверным хадисам слабые хадисы различаются по степени слабости передатчиков. Среди них есть просто слабые, очень слабые, неудовлетворительные (вахи) и пори­цаемые (мункар), наихудшим же из видов слабых сообщений являются подложные (мауду`).

 

3. Пример.

Примером слабого хадиса может служить хадис, передавае­мый ат-Тирмизи со слов Хакима аль-Асрама, сообщавшего, что он слышал, как Абу Тамима аль-Худжайми передал со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не верует в то, что было ниспослано Мухаммаду, совер­шивший половое сношение с женщиной, у которой начались месячные, или совершивший половое сношение с женщиной через задний проход, или посетивший прорицателя». Передав этот хадис, ат-Тирмизи пишет: «Нам неизвестно, чтобы этот ха­дис передавал кто-нибудь еще, кроме Хакима аль-Асрама, ссы­лавшегося на Абу Тамиму аль-Худжайми, который ссылался на Абу Хурайру». Далее он пишет: «Мухаммад [Имеется в виду аль-Бухари] назвал этот хадис слабым с точки зрения его иснада». [См.: “Сунан” ат-Тирмизи с комментариями, т. 1, сс. 419 – 420].

К сказанному я добавлю, что причиной этого является на­личие в его иснаде имени Хакима аль-Асрама, которого улемы называют слабым. Так, например, в “Такриб ат-тахзиб” хафиз Ибн Хаджар пишет: «Он отличается слабостью».

 

4. Суждение о передаче такого сообщения.

Мухаддисы и прочие знатоки религии считают допустимой передачу слабых хадисов и проявление снисходительности по отношению к их иснадам.

а) Они не должны иметь отношения к догматам веры, на­пример к атрибутам Аллаха Всевышнего.

б) В них не должны содержаться разъяснения установлений шариата, имеющих отношение к дозволенному и запретному.

Это значит, что их можно приводить в наставлениях с це­лью побуждения или устрашения, в рассказах и тому подобных случаях. К числу тех, кто считал допустимой передачу таких хадисов, относились Суфйан ас-Саури, Абд ар-Рахман бин Махди и Ахмад бин Ханбаль. [См.: “Ма‘рифат ‘улюм аль-хадис”, с. 93; “Аль-Кифайа”, сс. 133 - 134, “Глава о проявлении строгости при передаче хадисов, которые содержат в себе установления, и снисходительности по отношению к тем хадисам, в ко­торых говорится о достойных делах”].

Необходимо помнить о том, что если ты приводишь подоб­ные сообщения без иснадов, не следует говорить: «Так сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует», а говорить необходимо только так: «Сообщается о посланнике Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то-то и то-то», или: «Дошло до нас о нем то-то и то-то», или что-то подобное, чтобы не получилось так, будто ты утверждаешь, что это исходит от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, когда тебе известно, что данный хадис является слабым.

5. Суждение о практическом применении подобных хадисов.

Мнения улемов относительно практического применения слабых хадисов расходятся. В основном они считают жела­тельным практическое применение только таких сообщений, которые касаются совершаемых людьми добровольно достой­ных дел. При этом должны быть соблюдены три условия, о чем хафиз Ибн Хаджар [См.: “Тадриб ар-рави”, т. 1, сс. 298 - 299; “Фатх аль-Мугис”, т. 1, стр. 268] сказал так:

а) Хадис должен быть не очень слабым.

б) Хадис должен иметь отношение к такой основе, которая имеет практическое применение в религии.

в) Человек должен применять то, о чем говорится в таком хадисе, из предосторожности, а не в силу своей убежденности в его достоверности. [Другими словами, человек должен делать это только потому, что хадис может оказаться достоверным].

 

 

6. Наиболее известные сочинения, в которых встречается много слабых хадисов.

а) Книги, в которых говорится о слабых передатчиках: в пример можно привести “Китаб ад-ду‘афа” Ибн Хиббана и “Китаб мизан аль-и‘тидаль” аз-Захаби, в которых приводятся примеры хадисов, относимых к числу слабых по той причине, что они передавались слабыми передатчиками.

б) Сборники, включающие в себя различные виды слабых хадисов, примером чего могут служить: “Китаб аль-марасиль” Абу Дауда и “Китаб аль-‘иляль” ад-Даракутни.

2. Сообщения, отвергаемые по причине пропуска в иснаде.

 

1. Что имеется в виду под пропуском в иснаде?

Под пропуском в иснаде имеется в виду разрыв в цепи пе­редатчиков иснада, когда кто-либо из передатчиков намерен­но или не намеренно опускает имя одного или нескольких пе­редатчиков в начале, конце или середине иснада, что носит явный или скрытый характер.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...