Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2. Виды пропуска. 1.Му‘алляк. المُعَلَّق. 2.Мурсаль.المُرْسَل




2. Виды пропуска.

В зависимости от того, явный или скрытый характер носит пропуск в иснаде, различаются два вида пропусков:

а) Явный пропуск: Пропуски такого рода известны как има­мам, так и всем прочим людям, занимающимся изучением ха­дисов. О существовании такого пропуска становится известно ввиду того, что передатчик не встречался со своим шейхом ли­бо потому, что не застал его в живых, либо потому, что он просто не встречался с ним, хотя они и являлись современни­ками, а это значит, что у него не было от него ни “иджазы”*, ни “виджады”. ** Вот почему исследователю иснадов необходи­мо знать биографии передатчиков хадисов, включающие даты их рождения, смерти и данные о том, когда именно они зани­мались поисками хадисов, когда находились в пути, а также разные другие сведения.

*[“Иджаза” – разрешение на передачу хадиса. Передатчик мог получить от шейха разрешение на передачу, даже если он и не встречался с ним, напри­мер в тех случаях, когда шейх говорил: «Я разрешаю моим современникам передавать услышанное от меня»].

**[“Виджада” – здесь речь идет о том случае, когда передатчик находил запи­си одного из шейхов, которые он узнавал по почерку, после чего передавал хадисы на основе этих записей. Более подробно о таких вещах как “иджаза” и “виджада”, говорится в “Главе о путях восприятия и формах передачи ха­дисов”].

Знатоки хадисов использовали для обозначения явных про­пусков четыре названия, выбор которых определялся местом пропуска или количеством пропущенных имен передатчиков. Имеются в виду нижеследующие названия:

1. Му‘алляк. ا ل م ُ ع َ ل ّ َ ق

2. Мурсаль. ا ل م ُ ر ْ س َ ل

3. Му‘даль. ا ل م ُ ع ْ ض ً ل ْ

4. Мункати‘. ا ل م ُ ن ْ ق َ ط ِ ع ْ

б) Скрытый пропуск: Пропуски такого рода замечают толь­ко искусные имамы, осведомленные о путях передачи хадисов и недостатках иснадов. Для их обозначения используются два названия:

1. Мудалляс. ا ل م ُ د َ ل ّ َ س

2. Мурсаль хафи. ا ل م ُ ر ْ س َ ل ا ل خ َ ف ِ ي ّ ُ

 

Ниже вниманию читателя предлагается подробное исследо­вание каждого из вышеупомянутых названий.

 

 

Му‘алляк.

 

1. Определение.

а) Слово “му‘алляк” (подвешенный) является причастием страдательного залога от глагола “‘алляка” (подвешивать что-то к чему-либо). Иснады этого вида стали называть “под­вешенными”, поскольку они связаны только с верхней частью хадиса, а с нижней частью связи не имеют, что делает их похо­жими на нечто подвешиваемое к потолку или к чему-нибудь еще.

б) В качестве термина это слово служит для обозначения хадиса, в начале иснада которого пропущено имя одного или нескольких следующих друг за другом передатчиков.

 

2. Виды таких хадисов.

а) К числу их относятся хадисы, иснады которых пропуще­ны полностью, после чего там может быть сказано следующее: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал то-то и то-то».

б) К числу их относятся и такие хадисы, в иснадах которых пропущены имена всех передатчиков, кроме имени сподвиж­ника или же имен сподвижника и последователя. [“Шарх ан-нухба”, стр. 42].

 

3. Пример:

Примером такого хадиса может служить сообщение, приво­димое аль-Бухари во введении к “Главе, в которой упоминает­ся о бедре”, где сказано:

– Абу Муса сказал: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, прикрыл свои колени, когда к нему вошел ‘Усман» [“Сахих” аль-Бухари, “Книга молитвы”, т. 1, стр. 90].

Этот хадис является “подвешенным”, поскольку аль-Бухари опустил весь его иснад за исключением имени сподвижника, которым является Абу Муса аль-Аш‘ари, да будет доволен им Аллах.

 

4. Суждение о таком хадисе.

“Подвешенный” хадис является отвергаемым в силу того, что он не удовлетворяет одному из условий приемлемости, а именно – непрерывности иснада, так как в нем опущено имя одного или более передатчиков, и нам ничего не известно о нем или о них.

 

5. Суждение о “подвешенных” хадисах, приводимых в “Сахихах” аль-Бухари и Муслима.

Суждение о том, “подвешенный” хадис является отвергае­мым, относится к абстрактному определению “подвешенного” хадиса, однако если “подвешенный” хадис приводится в такой книге, где содержатся одни лишь достоверные сообщения, на­пример в “Сахихах” аль-Бухари и Муслима, то на него распро­страняется действие особого суждения, о чем можно сказать следующее: улемы занимались исследованием “подвешенных” хадисов, приводящихся в “Сахихе” аль-Бухари, и приводили их непрерывные иснады. Лучшим из них был хафиз Ибн Ха­джар, собравший эти сообщения в своем труде “Таглик ат-та‘лик”.

 

 

Мурсаль.

 

1. Определение.

а) Слово “мурсаль” является причастием страдательного залога от глагола “арсаля” (отпускать). Таким образом, от­пускающий как бы отпустил иснад, не связав его с известным передатчиком.

б) В качестве термина это слово служит для обозначения хадиса, в конце иснада которого после имени последователя имеется пропуск. [“Нузхат ан-назар”, стр. 43. Последователем называют такого человека, ко­торый, будучи мусульманином, встречался с кем-нибудь из сподвижников пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и умер в исламе].

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...