2. Виды пропуска. 1.Му‘алляк. المُعَلَّق. 2.Мурсаль.المُرْسَل
2. Виды пропуска. В зависимости от того, явный или скрытый характер носит пропуск в иснаде, различаются два вида пропусков: а) Явный пропуск: Пропуски такого рода известны как имамам, так и всем прочим людям, занимающимся изучением хадисов. О существовании такого пропуска становится известно ввиду того, что передатчик не встречался со своим шейхом либо потому, что не застал его в живых, либо потому, что он просто не встречался с ним, хотя они и являлись современниками, а это значит, что у него не было от него ни “иджазы”*, ни “виджады”. ** Вот почему исследователю иснадов необходимо знать биографии передатчиков хадисов, включающие даты их рождения, смерти и данные о том, когда именно они занимались поисками хадисов, когда находились в пути, а также разные другие сведения. *[“Иджаза” – разрешение на передачу хадиса. Передатчик мог получить от шейха разрешение на передачу, даже если он и не встречался с ним, например в тех случаях, когда шейх говорил: «Я разрешаю моим современникам передавать услышанное от меня»]. **[“Виджада” – здесь речь идет о том случае, когда передатчик находил записи одного из шейхов, которые он узнавал по почерку, после чего передавал хадисы на основе этих записей. Более подробно о таких вещах как “иджаза” и “виджада”, говорится в “Главе о путях восприятия и формах передачи хадисов”]. Знатоки хадисов использовали для обозначения явных пропусков четыре названия, выбор которых определялся местом пропуска или количеством пропущенных имен передатчиков. Имеются в виду нижеследующие названия: 1. Му‘алляк. ا ل م ُ ع َ ل ّ َ ق 2. Мурсаль. ا ل م ُ ر ْ س َ ل
3. Му‘даль. ا ل م ُ ع ْ ض ً ل ْ 4. Мункати‘. ا ل م ُ ن ْ ق َ ط ِ ع ْ б) Скрытый пропуск: Пропуски такого рода замечают только искусные имамы, осведомленные о путях передачи хадисов и недостатках иснадов. Для их обозначения используются два названия: 1. Мудалляс. ا ل م ُ د َ ل ّ َ س 2. Мурсаль хафи. ا ل م ُ ر ْ س َ ل ا ل خ َ ف ِ ي ّ ُ
Ниже вниманию читателя предлагается подробное исследование каждого из вышеупомянутых названий.
Му‘алляк.
1. Определение. а) Слово “му‘алляк” (подвешенный) является причастием страдательного залога от глагола “‘алляка” (подвешивать что-то к чему-либо). Иснады этого вида стали называть “подвешенными”, поскольку они связаны только с верхней частью хадиса, а с нижней частью связи не имеют, что делает их похожими на нечто подвешиваемое к потолку или к чему-нибудь еще. б) В качестве термина это слово служит для обозначения хадиса, в начале иснада которого пропущено имя одного или нескольких следующих друг за другом передатчиков.
2. Виды таких хадисов. а) К числу их относятся хадисы, иснады которых пропущены полностью, после чего там может быть сказано следующее: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал то-то и то-то». б) К числу их относятся и такие хадисы, в иснадах которых пропущены имена всех передатчиков, кроме имени сподвижника или же имен сподвижника и последователя. [“Шарх ан-нухба”, стр. 42].
3. Пример: Примером такого хадиса может служить сообщение, приводимое аль-Бухари во введении к “Главе, в которой упоминается о бедре”, где сказано: – Абу Муса сказал: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, прикрыл свои колени, когда к нему вошел ‘Усман» [“Сахих” аль-Бухари, “Книга молитвы”, т. 1, стр. 90].
Этот хадис является “подвешенным”, поскольку аль-Бухари опустил весь его иснад за исключением имени сподвижника, которым является Абу Муса аль-Аш‘ари, да будет доволен им Аллах.
4. Суждение о таком хадисе. “Подвешенный” хадис является отвергаемым в силу того, что он не удовлетворяет одному из условий приемлемости, а именно – непрерывности иснада, так как в нем опущено имя одного или более передатчиков, и нам ничего не известно о нем или о них.
5. Суждение о “подвешенных” хадисах, приводимых в “Сахихах” аль-Бухари и Муслима. Суждение о том, “подвешенный” хадис является отвергаемым, относится к абстрактному определению “подвешенного” хадиса, однако если “подвешенный” хадис приводится в такой книге, где содержатся одни лишь достоверные сообщения, например в “Сахихах” аль-Бухари и Муслима, то на него распространяется действие особого суждения, о чем можно сказать следующее: улемы занимались исследованием “подвешенных” хадисов, приводящихся в “Сахихе” аль-Бухари, и приводили их непрерывные иснады. Лучшим из них был хафиз Ибн Хаджар, собравший эти сообщения в своем труде “Таглик ат-та‘лик”.
Мурсаль.
1. Определение. а) Слово “мурсаль” является причастием страдательного залога от глагола “арсаля” (отпускать). Таким образом, отпускающий как бы отпустил иснад, не связав его с известным передатчиком. б) В качестве термина это слово служит для обозначения хадиса, в конце иснада которого после имени последователя имеется пропуск. [“Нузхат ан-назар”, стр. 43. Последователем называют такого человека, который, будучи мусульманином, встречался с кем-нибудь из сподвижников пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и умер в исламе].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|