6. Хадис категории “мурсаль”, в котором упоминается имя сподвижника.
6. Хадис категории “мурсаль”, в котором упоминается имя сподвижника. Здесь имеется в виду сообщение сподвижника, передавшего слова посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, если сам он не слышал или не видел этого по той причине, что был слишком мал, или принял ислам слишком поздно [То есть незадолго до смерти пророка, да благословит его Аллах и приветствует], или отсутствовал. К данному виду относятся многочисленные хадисы таких малолетних сподвижников как Ибн Аббас, Ибн аз-Зубайр и других, да будет доволен ими Аллах.
7. Суждение о хадисе “мурсаль”, в котором упоминается имя сподвижника. Правильное и распространенное мнение, которого придерживается большинство улемов, состоит в том, что эти хадисы являются достоверными и могут быть использованы в качестве аргументов, поскольку случаи передачи хадисов сподвижниками со слов последователей редки. Если они передавали хадисы с их слов, то поясняли это, если же они не приводили пояснений и говорили: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал…», это значит, что они слышали это сообщение от другого сподвижника, а раньше мы уже отмечали, что отсутствие имени сподвижника не приносит вреда.
8. Наиболее известные сочинения о хадисах категории “мурсаль”: а) “Марасиль” Абу Дауда. б) “Марасиль” Ибн Абу Хатима. в) “Джами‘ ат-тахсиль ли-ахкам аль-марасиль” аль-`Аля`и. [“Ар-рисаля аль-мустатрифа”, сс. 85 - 86. Аль-‘Аля’и – хафиз и исследователь Салах ад-дин Абу Са‘ид Халиль бин Кайкальди аль-‘Аля’и, родившийся в Дамаске в 694, а умерший в Иерусалиме в 761 году хиджры].
Му‘даль.
1. Определение.
а) Слово “му‘даль” является причастием страдательного залога от глагола “а‘даля” (утомлять). б) В качестве термина это слово служит для обозначения такого хадиса, в иснаде которого пропущены имена двух или более передатчиков подряд.
2. Пример. В пример можно привести хадис, который аль-Хаким приводит в “Ма‘рифат ‘улюм аль-хадис”: Аль-Ка‘наби передал слова Малика, сообщившего, что до него дошло, что Абу Хурайра сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Невольника (следует обеспечивать) едой и одеждой согласно обычаю, не заставляя его делать то, что ему не по силам”». Аль-Хаким сказал: «Этот хадис относится к категории “му‘даль” по мнению Малика, который назвал его таковым в “Аль-Муватта”». [“Ма‘рифат ‘улюм аль-хадис”, стр. 46]. Этот хадис относится к категории “му‘даль” по той причине, что в его иснаде между Маликом и Абу Хурайрой отсутствуют имена двух следующих один за другим передатчиков, о чем нам известно из той версии этого хадиса, которая в “Аль-Муватта” не приводится и в которой сказано: « … слова Малика, передавшего со слов Мухаммада бин ‘Аджлана, передавшего со слов его отца, что Абу Хурайра сказал…» [“Ма‘рифат ‘улюм аль-хадис”, стр. 47].
3. Суждение о таком хадисе. Хадисы, относящиеся к категории “му‘даль” являются слабыми, так как в их иснадах есть много пропусков.
4. Сочинения, в которых встречается много хадисов категории “му‘даль”. Ас-Суйути сказал [“Ат-Тадриб”, т. 1, стр. 214]: «Хадисы, относящиеся к категориям “му‘даль”, “мункати‘” и “мурсаль”, часто встречаются в нижеследующих сочинениях: а) “Китаб ас-сунан” Са‘ида бин Мансура. б) В сочинениях Ибн Абу-д-Дунйа».
Мункати‘.
1. Определение. а) Слово “мункати‘” является причастием действительного залога от глагола “инката‘а” (быть прерванным).
Объяснение определения. б) В качестве термина это слово служит для обозначения такого хадиса, иснад которого имеет разрыв любого рода. Имеется в виду любой иснад, имеющий разрыв в любом месте, будь то начало, конец или середина. Таким образом, к этой категории относятся хадисы, относящиеся к категориям “мурсаль”, “му‘алляк” и “му‘даль”, однако специалисты по терминологии хадисов более позднего времени выделили хадисы категории “мункати‘”, поскольку по форме они не соответствуют трем вышеупомянутым категориям, и в основном так же подходили к этому знатоки прошлого. Вот почему ан-Навави сказал: «Это чаще всего используется при передаче слов сподвижника людьми, жившими позже последователей, например, в тех случаях, когда Малик передает сообщение со слов Ибн Умара». [“Ат-такриб ма‘а-т-тадриб”, т. 1, стр. 208].
2. Пример. Примером может служить хадис, передаваемый Абд ар-Раззаком, слышавшим от ас-Саури, слышавшим от Абу Исхака, слышавшим от Зайда бин Йусай‘а, слышавшего от Хузайфы, да будет доволен им Аллах, следующее*: «Если вы вручите (власть) Абу Бакру, то (знайте, что) он является сильным и надежным (человеком)». [Этот хадис приводит аль-Хаким в “Ма‘рифат ‘улюм аль-хадис”, стр. 36. Подобное по смыслу сообщение приводят также Ахмад, аль-Баззар и ат-Табарани в “Аль-Аусат”. См.: “Маджма‘ аз-зава’ид”, т. 5, стр. 176]. *[Подразумевается, что Хузайфа передавал слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует]. В середине иснада этого хадиса опущено имя передатчика, а именно – Шарика, который должен был быть упомянут между ас-Саури и Абу Исхаком, поскольку ас-Саури не слышал его от Абу Исхака непосредственно, но слышал его от Шарика, слышавшего его от Абу Исхака. Хадис с разрывом такого типа не соответствует категориям хадисов категорий “мурсаль”, “му‘алляк” и “му‘даль”, и поэтому его относят к категории “мункати‘”.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|