3. Суждение о таком хадисе. Мудалляс. 1. Определение слова “тадлис” (утаивание). 2. Виды подтасовки. 3. Подтасовка иснада.
3. Суждение о таком хадисе. По общему мнению улемов хадисы, относящиеся к категории “мункати‘”, являются слабыми, поскольку ничего не известно о том передатчике, имя которого в иснаде такого хадиса опущено.
Мудалляс.
1. Определение слова “тадлис” (утаивание). а) Слово “мудалляс” является причастием страдательного залога от глагола “далляса”, что означает “утаивать недостаток товара от покупателя”. б) В качестве термина слово “тадлис” [отглагольное имя от глагола “далляса”] служит для обозначения утаивания недостатка иснада и его внешнего приукрашивания, что по сути своей является подтасовкой.
2. Виды подтасовки. Есть два основных вида подтасовки: подтасовка имен передатчиков, упоминающихся в иснаде, и подтасовка имен шейхов.
3. Подтасовка иснада. а) Определение: о подтасовке иснада говорят в том случае, когда передатчик передает со слов того, кого он слушал, то, чего он не слышал, не упоминая о том, что он слышал это от того, от кого он слышал это на самом деле. [Аль-Ираки, “Шарх аль-гайа”, т. 1, стр. 180]. б) Объяснение определения. Такое определение подтасовки имен передатчиков, упомянутых в иснаде, подразумевает собой, что передатчик передает то или иное сообщение со слов шейха, от которого он слышал несколько хадисов, однако данный хадис, имена передатчиков которого были подтасованы этим передатчиком, он от него не слышал, но слышал его от другого шейха, ссылавшегося на его шейха. При этом имя этого другого шейха не упоминается, а передатчик передает с его слов те фразы, которые он мог услышать, например, «он сказал» или «со слов». Передатчик делает это, желая внушить другим, что он слышал это непосредственно от него. Вместе с тем передатчик открыто не заявляет о том, что он слышал от него этот хадис, и не говорит: «Я слышал» или: «Он передал мне», чтобы вследствие этого не стать лжецом. Бывает и так, что передатчик намеренно не приводит имя одного или нескольких других передатчиков.
в) Пример: Примером может служить приводимый аль-Хакимом хадис, [Этот хадис приводится в “Ма‘рифат ‘улюм аль-хадис”, стр. 130] иснад которого доходит до имени Али бин Хашрама, который сказал: – Ибн Уйаййна сказал нам: «Со слов аз-Зухри». Его спросили: «Ты слышал его от аз-Зухри? » Он сказал: «Нет, ни от него, ни от того, кто слышал его от аз-Зухри. Это передал мне Абд ар-Раззак, слышавший от Ма‘мара, слышавшего от аз-Зухри». В данном случае Ибн Уйаййна опускает имена двоих передатчиков, отделяющих его от аз-Зухри.
4. Подтасовка с целью выравнивания. По сути дела такая подтасовка является одним из видов подтасовки имен передатчиков, упомянутых в иснаде. а) Определение. В данном случае речь идет о передаче хадиса передатчиком со слов его шейха, после чего передатчик убирает имя другого слабого передатчика, находящееся между именами двух достойных доверия передатчиков, которые встречались друг с другом. Иначе говоря, имеется в виду такой случай, когда передатчик передает хадис со слов достойного доверия шейха, слышавшего его от слабого передатчика, который слышал его от достойного доверия лица, и два этих достойных доверия передатчика могли встречаться друг с другом. Человек, прибегающий к подтасовке и слышавший данный хадис от первого достойного доверия передатчика, убирает из иснада имя слабого передатчика, придавая иснаду такой вид, будто он слышал его от достойного доверия шейха, который слышал его от другого достойного доверия лица. С этой целью такой передатчик использует не вполне ясные фразы*, выравнивая иснад, в результате чего получается, что все его передатчики достойны доверия.
*[Имеется ввиду использование безличных оборотов, например “передают”, “сообщается” и т. д. которые не позволяют точно сказать, кто именно слышал и передал данное сообщение]. Этот вид подтасовки является наихудшим, поскольку может быть так, что первый из достойных доверия передатчиков подтасовкой не занимался, но после выравнивания человек, который станет знакомиться с иснадом, увидит, что один достойный доверия передатчик передал его от другого достойного доверия, решит, что он является достоверным, и это введет его в опасное заблуждение. б) Пример: Примером может служить хадис, приводимый Ибн Абу Хатимом в “Аль-‘Иляль”. Он говорит: «Я слышал от своего отца…», после чего приводит хадис, который Исхак бин Рахавийа приводит со слов Бакыйа, сказавшего: Передал мне Абу Вахб аль-Асади, слышавший от Нафи‘а, слышавшего от Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, хадис, в котором сказано: «Не хвалите ислам человека, пока не узнаете, в чем суть его воззрений». Далее он говорит: – Мой отец сказал: «Мало найдется таких, кто сможет разобраться в этом хадисе, так как достойный доверия Убайдуллах бин Амр передал его со слов слабого передатчика Исхака бин Абу Фарва, передавшего его со слов достойного доверия Нафи‘а, передавшего его со слов Ибн Умара, передавшего то, что он слышал от пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Убайдуллах бин Амр был известен по своей кунье Абу Вахб и своей нисбе Асади. По этой кунье его называл Бакыйа, связавший его происхождение с племенем бану асад, чтобы его не узнали. Смысл этого состоял в том, чтобы никто не понял, в чем дело, в случае исключения из иснада слабого передатчика Исхака бин Абу Фарва». [Комментарий к “Альфийе” аль-Ираки, т. 1, стр. 190; “Ат-Тадриб”, т. 1, стр. 225].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|