Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3. Суждение о таком хадисе. Мудалляс. 1. Определение слова “тадлис” (утаивание). 2. Виды подтасовки. 3. Подтасовка иснада.




3. Суждение о таком хадисе.

По общему мнению улемов хадисы, относящиеся к катего­рии “мункати‘”, являются слабыми, поскольку ничего не из­вестно о том передатчике, имя которого в иснаде такого хади­са опущено.

 

 

Мудалляс.

 

1. Определение слова “тадлис” (утаивание).

а) Слово “мудалляс” является причастием страдательного залога от глагола “далляса”, что означает “утаивать недос­таток товара от покупателя”.

б) В качестве термина слово “тадлис” [отглагольное имя от глагола “далляса”] служит для обозначения утаивания недостатка иснада и его внешнего приукрашивания, что по сути своей является подтасовкой.

 

2. Виды подтасовки.

Есть два основных вида подтасовки: подтасовка имен пере­датчиков, упоминающихся в иснаде, и подтасовка имен шей­хов.

 

3. Подтасовка иснада.

а) Определение: о подтасовке иснада говорят в том слу­чае, когда передатчик передает со слов того, кого он слушал, то, чего он не слышал, не упоминая о том, что он слышал это от того, от кого он слышал это на самом деле. [Аль-Ираки, “Шарх аль-гайа”, т. 1, стр. 180].

б) Объяснение определения. Такое определение подтасов­ки имен передатчиков, упомянутых в иснаде, подразумевает собой, что передатчик передает то или иное сообщение со слов шейха, от которого он слышал несколько хадисов, однако данный хадис, имена передатчиков которого были подтасова­ны этим передатчиком, он от него не слышал, но слышал его от другого шейха, ссылавшегося на его шейха. При этом имя этого другого шейха не упоминается, а передатчик передает с его слов те фразы, которые он мог услышать, например, «он сказал» или «со слов». Передатчик делает это, желая внушить другим, что он слышал это непосредственно от него. Вместе с тем передатчик открыто не заявляет о том, что он слышал от него этот хадис, и не говорит: «Я слышал» или: «Он передал мне», чтобы вследствие этого не стать лжецом. Бывает и так, что передатчик намеренно не приводит имя одного или не­скольких других передатчиков.

в) Пример:

Примером может служить приводимый аль-Хакимом хадис, [Этот хадис приводится в “Ма‘рифат ‘улюм аль-хадис”, стр. 130] иснад которого доходит до имени Али бин Хашрама, который сказал:

– Ибн Уйаййна сказал нам: «Со слов аз-Зухри». Его спроси­ли: «Ты слышал его от аз-Зухри? » Он сказал: «Нет, ни от него, ни от того, кто слышал его от аз-Зухри. Это передал мне Абд ар-Раззак, слышавший от Ма‘мара, слышавшего от аз-Зухри».

В данном случае Ибн Уйаййна опускает имена двоих пере­датчиков, отделяющих его от аз-Зухри.

 

4. Подтасовка с целью выравнивания.

По сути дела такая подтасовка является одним из видов подтасовки имен передатчиков, упомянутых в иснаде.

а) Определение. В данном случае речь идет о передаче ха­диса передатчиком со слов его шейха, после чего передатчик убирает имя другого слабого передатчика, находящееся между именами двух достойных доверия передатчиков, которые встре­чались друг с другом. Иначе говоря, имеется в виду такой слу­чай, когда передатчик передает хадис со слов достойного до­верия шейха, слышавшего его от слабого передатчика, кото­рый слышал его от достойного доверия лица, и два этих дос­тойных доверия передатчика могли встречаться друг с другом. Человек, прибегающий к подтасовке и слышавший данный ха­дис от первого достойного доверия передатчика, убирает из иснада имя слабого передатчика, придавая иснаду такой вид, будто он слышал его от достойного доверия шейха, который слышал его от другого достойного доверия лица. С этой целью такой передатчик использует не вполне ясные фразы*, вырав­нивая иснад, в результате чего получается, что все его пере­датчики достойны доверия.

*[Имеется ввиду использование безличных оборотов, например “передают”, “сообщается” и т. д. которые не позволяют точно сказать, кто именно слы­шал и передал данное сообщение].

Этот вид подтасовки является наихудшим, поскольку может быть так, что первый из достойных доверия передатчиков под­тасовкой не занимался, но после выравнивания человек, кото­рый станет знакомиться с иснадом, увидит, что один достой­ный доверия передатчик передал его от другого достойного доверия, решит, что он является достоверным, и это введет его в опасное заблуждение.

б) Пример:

Примером может служить хадис, приводимый Ибн Абу Ха­тимом в “Аль-‘Иляль”. Он говорит: «Я слышал от своего от­ца…», после чего приводит хадис, который Исхак бин Раха­вийа приводит со слов Бакыйа, сказавшего: Передал мне Абу Вахб аль-Асади, слышавший от Нафи‘а, слышавшего от Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, хадис, в котором сказано: «Не хвалите ислам человека, пока не узнаете, в чем суть его воззрений». Далее он говорит:

– Мой отец сказал: «Мало найдется таких, кто сможет разо­браться в этом хадисе, так как достойный доверия Убайдуллах бин Амр передал его со слов слабого передатчика Исхака бин Абу Фарва, передавшего его со слов достойного доверия На­фи‘а, передавшего его со слов Ибн Умара, передавшего то, что он слышал от пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Убайдуллах бин Амр был известен по своей кунье Абу Вахб и своей нисбе Асади. По этой кунье его называл Бакыйа, связавший его происхождение с племенем бану асад, чтобы его не узнали. Смысл этого со­стоял в том, чтобы никто не понял, в чем дело, в случае исклю­чения из иснада слабого передатчика Исхака бин Абу Фар­ва». [Комментарий к “Альфийе” аль-Ираки, т. 1, стр. 190; “Ат-Тадриб”, т. 1, стр. 225].

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...