Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

5. Подтасовка имен шейхов. 6. Суждение о подтасовке. 7. Что побуждало передатчиков к подтасовке. 9. Суждение о передаче занимающегося подтасовкой.




5. Подтасовка имен шейхов.

а) Определение: Имеется в виду такой случай, когда пере­датчик передает со слов шейха хадис, который он от него слы­шал, но при этом называет этого шейха таким именем, или куньей, или нисбой, или описывает его с помощью того, что является неизвестным для других, чтобы его никто не узнал. [“`Улюм аль-хадис”, стр. 66].

б) Примером могут послужить слова одного из имамов чте­цов Корана Абу Бакра бин Муджахида, который сказал: «Пе­редал нам Абдуллах бин Абу Абдуллах…» - имея в виду Абу Бакра бин Абу Дауда ас-Сиджистани.

 

6. Суждение о подтасовке.

а) Подтасовка имен передатчиков является весьма порица­емым делом, которое осуждало большинство улемов. К числу тех, кто высказывал порицание этому особенно резко и часто, относился Шу‘ба. Так, например, он сказал: «Подтасовка – брат лжи».

б) Подтасовка с целью выравнивания является еще более отвратительным, чем просто подтасовка, а аль-Ираки даже сказал: «Подобное порочит того, кто занимался этим намерен­но».

в) Что касается подтасовки имен шейхов, то оно является менее отвратительным, чем подтасовка имен передатчиков, поскольку в подобных случаях утаивающий никого не исклю­чает из иснада, нежелательность же этого объясняется тем, что из иснада выпадает общеизвестное имя одного из передатчи­ков данного хадиса, а для слушателя усложняется процесс вы­яснения этого имени. Степень нежелательности такой подтасовки определяется тем, какую цель преследует тот, кто прибегает к подобным методам.

 

7. Что побуждало передатчиков к подтасовке.

а) Ниже перечислены четыре причины, побуждавшие пере­датчиков к подтасовке имен шейхов.

1. Слабость шейха или то обстоятельство, что он не поль­зовался доверием.

2. Недавняя смерть шейха и то обстоятельство, что наря­ду с данным передатчиком его слушали и те люди, которые бы­ли моложе передатчика и ниже его по своему положению.

3. Возраст шейха, если оказывалось, что он младше того, кто передавал хадис с его слов.

4. Множество передаваемых с его слов хадисов, когда пе­редатчику не нравится, что имя шейха везде упоминается толь­ко в одной форме.

б) Насчитывается пять причин, побуждавших передатчиков к подтасовке имен передатчиков:

1. Внушение другим мысли о высоте иснада.

2. Пропуск части хадиса, передаваемого со слов такого шейха, от которого передатчик слышал много хадисов.

3, 4, 5. Три первых причины, перечисленные в том пунк­те, где речь идет о подтасовке имен шейхов.

 

8. Есть три причины, в силу которых занимающийся подтасовкой достоин порицания. Ими являются:

а) Создание передатчиком ложного впечатления о том, что он слышал хадисы от тех, кого на самом деле не слушал.

б) Отказ от исследования и предпочтение того, что являет­ся только возможным.

в) Его знание о том, что, если бы он упомянул того, сведе­ния о ком он подтасовал, другие были бы недовольны. [См.: “Аль-Кифайа”, стр. 358].

 

9. Суждение о передаче занимающегося подтасовкой.

Мнения улемов о том, можно ли принимать хадисы, пере­данные тем, кто занимался подтасовкой, расходятся. Наиболь­шее распространение получили две точки зрения.

а) Такой хадис является абсолютно неприемлемым, по­скольку сам факт подтасовки требует отвода.

б) Такой хадис требует дифференцированного подхода.

1. Если передатчик открыто заявляет о том, что он слы­шал то или иное сообщение, его передача принимается. Это значит, что если он скажет: «Я слышал…» – или нечто подоб­ное, его хадис следует принять.

2. Если же передатчик не делает открытого заявления о том, что он слышал то или иное сообщение, его передача не принимается. Это значит, что если он скажет: «Со слов…» – или нечто подобное, его хадис принимать не следует. [“‘Улюм аль-Хадис”, сс. 67-68].

 

10. Как распознать подтасовку?

Есть два признака подтасовки:

а) Заявление об этом самого передатчика, занимавшегося подтасовкой, например в том случае, когда его об этом спра­шивают, как было это с Ибн Уйаййной.

б) Сообщение об этом одного из сведущих имамов, кото­рый основывался на знании, полученном с помощью исследо­вания и изучения.

 

11. Наиболее известные сочинения о подтасовках и тех, кто занимался подобными вещами.

Таких сообщений известно множество, а к числу наиболее известных относятся следующие:

а) “Ат-табййин ли-асма аль-мудаллисин” аль-Хатиба аль-Багдади. [См.: “Аль-Кифайа”, стр. 361].

б) “Ат-табййин ли-асма аль-мудаллисин” Бурхан ад-дина бин аль-Халяби (это сочинение опубликовано).

в) “Та‘риф ахль ат-такдис би-маратиб аль-маусуфина би-т-тад­лис” хафиза Ибн Хаджара (это сочинение тоже опубликовано).

 

Мурсаль хафи.

 

1. Определение.

а) Слово “мурсаль” является причастием страдательного за­лога от глагола “арсаля” (отпускать). Таким образом, отпус­кающий как бы отпустил иснад, не стал связывать его с извест­ным передатчиком. Что же касается слова “хафи” (скрытый), то оно является антонимом слова “джали” (явный). Таким об­разом, эта категория хадисов “мурсаль” не относится к числу явных, и их можно распознать только благодаря исследова­нию.

б) В качестве термина это слово служит для обозначения хадиса, передаваемого передатчиком со слов того человека, с которым он встречался или который был его современником. При этом на самом деле данный передатчик его не слушал, но тем не менее при передаче он употребляет такие слова, кото­рые позволяют сделать допущение, что он слушал этот хадис либо непосредственно от него, либо от того, кто слышал его от этого человека, например: «Он сказал…»

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...