Рекомендации по изучению дополнительного модуля «деньги» (15 часов)
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО МОДУЛЯ «ДЕНЬГИ» (15 часов) Дополнительный модуль «Деньги» не только направлен на закрепление первоначальных экономических представлений, полученных дошкольниками в процессе знакомства с материалами разделов «Товар» и «Деньги» базового модуля, но и расширяет спектр вопросов финансового содержания, предлагаемых для усвоения детьми. Развитие интереса к миру денег осуществляется с помощью эмоционально-насыщенного и содержательного общения взрослого с ребенком, введения сюжетно-ролевых игр и театрализованных представлений. Моделирование реальных ситуаций посредством данных форм обучения способствует формированию необходимых навыков поведения в жизни. Для закрепления первоначальных экономических представлений используются дидактические упражнения, способствующие формированию целостного восприятия детьми старшего дошкольного возраста мира экономики и финансов. Творческие задания используются для активизации самостоятельного осмысления детьми экономических категорий и художественно-эстетического развития. Воспитатель обучает детей старшего дошкольного возраста правилам и нормам поведения в общественных учреждениях, а также отрабатывает данные навыки в ходе проведения сюжетно-ролевых игр «Посещение банка» и «Поход в магазин». Дети старшего дошкольного возраста уже осваивают навыки счёта, поэтому целесообразно поиграть с ними в игры, моделирующие покупку товара в магазине. При этом воспитатель должен объяснить детям, как отсчитать необходимую для покупки сумму денег, что надо сказать продавцу и кассиру, как взять сдачу. Знакомство с профессиями сотрудников банков и магазинов позволяет развивать коммуникативные навыки взаимодействия с представителями учреждений и организаций. Вхождение ребенка в мир товарно-денежных отношений требует наличия логических взаимосвязей между материалом, усваиваемым в ходе занятий, и их опосредованными знаниями, полученными из окружающего мира. Воспитатель рекомендует родителям детей старшего дошкольного возраста рассказывать о деньгах: их внешнем виде, откуда они берутся, какие существуют варианты распоряжения ими; привлекать детей к выбору товаров в магазине и объяснять принципы их оптимального выбора.
Тема 3. 1. Как кот Белобок узнал, откуда появились деньги Цель: продолжить формировать представления о товарообмене и товарно-денежных отношениях. Форма проведения: непосредственно образовательная деятельность. Педагогические средства: рассказ, беседа, дидактическая игра, просмотр мультфильма. Оборудование: – компьютер; – проектор; – экран; – колонки; – доступ к сети Internet со скоростью не менее 2 Мбит/с (для просмотра мультфильма «Петушок и бобовое зернышко»); - плакат с изображением участников обмена в сказке «Петушок и бобовое зернышко» (курочка, корова, косари, пекарь, дровосеки, кузнец); - карточки с изображением товара для обмена в сказке «Петушок и бобовое зернышко» (масло, сено, калачи (хлеб), дрова, топоры, уголь); - кошельки (мешочки, изображающие кошельки); - монеты (муляжи монет); - банкноты (муляжи банкнот); - магнитная доска с магнитами. Организация детской деятельности 1. Игра для активизации и проверки внимания «Дотронься до…» . Дети становятся в круг, воспитатель говорит: «Дотронься до... синего! ». Все должны увидеть на себе или на другом ребенке одежду соответствующего цвета и дотронуться до нее. Цвета меняются, кто не успел – ведущий. Воспитатель следит, чтобы дотрагивались до каждого участника, в том числе и до воспитателя.
2. Воспитатель организует беседу . – Ребята, а кто-нибудь из вас знает, что такое деньги? Ответы детей. – Деньги – это средство оплаты товара или какой-нибудь необходимой нам услуги. Раньше, когда люди еще не придумали денег, люди обменивались тем, что у них было: рыбак менял рыбу, которую ловил; охотник – дичь, которую добывал на охоте; кузнец – подковы и наконечники для стрел; ткач – ткани… Такой обмен одного на другое называется « товарообмен ». Демонстрируется картинка, изображающая обмен. – А сейчас я расскажу вам сказку, в которой герои менялись товарами, чтобы помочь друг другу. 3. Дидактическая игра «Петушок и бобовое зернышко». Воспитатель читает сказку или демонстрирует фрагмент мультфильма «Петушок и бобовое зернышко». Петушок на дворе рылся и нашел бобовое зернышко. Хотел проглотить, да подавился. Подавился и упал, лежит и не дышит! Курочка увидала, подбежала к нему и спрашивает: – Ко-ко-ко! Петушок-петушок, почему ты лежишь, не дышишь? Петух отвечает: – Бобком подавился... Пойди к корове, попроси маслица – бобок проглотить... Побежала курочка к корове: – Ко-ко-ко! Корова-корова, дай мне маслица: петушок лежит, не дышит, бобком подавился! Корова говорит: – Му-у, пойди к косарям, попроси сена! Побежала курочка к косарям: – Ко-ко-ко! Косари-косари, дайте мне сена! Сено – корове, корова мне даст маслица, маслице – петушку. Петушок лежит, не дышит, бобком подавился! Косари говорят: – Ступай к пекарю, попроси калачей! Побежала курочка к пекарю: – Ко-ко-ко! Пекарь-пекарь, дай мне калачей! Калачи – косарям, косари дадут сена, сено – корове, корова даст маслица, маслице – петушку. Петушок лежит, не дышит, бобком подавился! Пекарь говорит: – Сходи к дровосекам! Дров попроси! Побежала курочка к дровосекам: – Ко-ко-ко! Дровосеки-дровосеки, дайте мне дров! Дрова – пекарю, пекарь даст калачей, калачи – косарям, косари дадут сена, сено – корове, корова даст маслица, маслице – петушку. Петушок лежит, не дышит, бобком подавился! – Сходи к кузнецу, попроси топор, рубить нечем! Побежала курочка к кузнецу: – Ко-ко-ко! Кузнец-кузнец, дай мне топор, топор – дровосекам, дровосеки дадут дрова, дрова – пекарю, пекарь даст калачей, калачи – косарям, косари дадут сена, сено – корове, корова даст маслица, маслице – петушку. Петушок лежит, не дышит, бобком подавился!
– Ступай в лес, нажги углей, – говорит кузнец. Пошла курочка в лес, нажгла углей, принесла угли кузнецу. Кузнец дал топор. Принесла топор дровосекам, дровосеки дали дров. Принесла дрова пекарю, пекарь дал калачей. Курочка принесла калачи косарям, косари дали сена. Принесла сено корове, корова дала маслица. Принесла курочка маслица петушку. Петушок сглотнул маслица и бобок проглотил. Вскочил и запел: – Кукареку-у-у-у! Воспитатель организует игровую деятельность. – Ребята, давайте поможем курочке скорее получить масло для петушка (выкладывают карточки на поле плаката с изображением участников обмена). – Смотрите, какая длинная и долгая цепочка у нас получилась. 4. Рассказ воспитателя о возникновении денег. Любил Белобок послушать рассказы тетушки Совы. Однажды она рассказала ему, как в лесу появились деньги. В те давние времена, как утверждала тетушка Сова, лесные жители еще не знали, что такое деньги. Звери просто обменивались продуктами и предметами. Ежики меняли грибы на орехи, белочки – шишки на сладкие пирожки. Крот предлагал целебные корни в обмен на желуди, бобры были готовы отдать деревянную посуду, а взамен получить тонкую ткань-паутинку. Ее с помощью крючка и ниток вязал паук. Обмениваться было непросто. У каждого предмета или товара есть своя стоимость, да и разное количество труда в них вложено. Как удачно поменяться, чтобы и свою выгоду не упустить и того, с кем меняешься, не обидеть. Чтобы получить желаемое, лесным жителям приходилось участвовать в сложном обмене. Например, тетушка Сова, тогда еще совсем юная совушка, мечтала о новых башмачках. Лучше всех шил в лесу обувь барсук. Но сшитые маленькие башмачки он хотел обменять на рыбку, так как очень любил уху. Самым удачливым рыболовом в лесу была, разумеется, Лиса, у нее рыба всегда водилась, но будет ли она меняться и на что? Белобок внимательно слушал тетушку Сову, и у него голова пошла кругом. Действительно, меняться очень трудно. И при этом нужно учитывать ценность вещей или продуктов. Башмачков – пара, сколько рыбок нужно, чтобы обмен состоялся? А сколько рыбок нужно поменять на зеркальце? Окончательно запутался Белобок. Но недаром тетушку Сову уже в юности считали мудрой. Выткала Сова тонкое полотно, вышила белым по белому на нем узоры, получилась скатерть, отдала скатерть еноту, тот в обмен дал ей зеркальце, зеркальце Сова отдала Лисе в обмен на рыбу, рыбу принесла барсуку, чтобы поменять на понравившиеся башмачки. Весь день летала по лесу Сова, договаривалась, лесные жители с пониманием, сочувственно следили за результатами обмена.
– Да что и говорить, – закончила свою историю тетушка Сова, – молодая была, сил было много. Вот так и выменяла башмачки. – А если бы кто-то из зверей передумал меняться? Вся цепочка обменов нарушилась бы, – подумал вслух Белобок. – Теперь ты понимаешь, почему в лесу появились деньги, – подхватила Сова мысль Белобока. – Деньги помогают упростить обмен. – Не сразу лесные деньги приобрели вид монет, – продолжила свой рассказ Сова. – Сначала в роли денег выступали ракушки, редкие камушки, бусины и даже желуди. Но такими деньгами было очень неудобно пользоваться. Ракушки ломались, бусины рассыпались, а желуди трудно было удержать в лапах, они падали на землю и прорастали молодыми дубками. Со временем звери поняли, что деньги должны быть из прочного материала, например, из металла. Металлические кругляши разных размеров стали играть роль денег. Их можно носить с собой, они занимают не так много места, их удобно хранить, разменивать. Правда, от частого использования монеты тускнеют, но их ценность остается неизменной. А главное, каждый предмет, продукт, товар имеет свое денежное выражение, свою цену. – Так звери в лесу от обмена товарами перешли к денежным отношениям, – закончила свой рассказ мудрая тетушка Сова. – Ну, просто все, как у людей, – сказал Белобок, решив проявить свою осведомленность. В своей прежней, городской жизни Белобок не раз видел у хозяев не только металлические, но и бумажные деньги. 5. Беседа. – Как вы думаете, почему было неудобно обмениваться товаром? Ответы детей. – Люди придумали металлические деньги, которые изготавливали из меди, серебра и даже золота. Сначала они были разной формы: прутики, колечки, брусочки… На Руси существовала серебряная гривна – вытянутый кусок серебра, как палка. Если вещь стоила меньше, то от такой «палки» отрубали кружок. Как вы думаете, как назвали такие от рубл енные кружочки?
(Рубль. ) Воспитатель демонстрирует детям картинку с изображением старинного рубля-монеты. Дети говорят свои варианты. – А позднее появились деньги, на которых был нарисован воин верхом на коне с копьем. Так появились копейки. Воспитатель демонстрирует картинку с изображением копейки. 6. Подвижная игра «Кот Белобок». Дети повторяют движения согласно тексту. Воспитатель читает стихотворение. Белобок наш потянулся, Раз нагнулся, два нагнулся. Руки в стороны развел, Деньги, видно, не нашел. Чтоб монетки нам достать, Надо на носочки встать. С кустика достать монетку, Закопать их в поле редко. 7. Воспитатель организует беседу по вопросам . – Ребята, какие деньги используют ваши родители, когда идут в магазин? Из чего они сделаны? Ответы детей. – Прошло еще немало лет до того, как люди придумали бумажные деньги, которые называются банкнотами. Банкнота – банковская записка. – Как вы думаете, чем отличаются металлические монеты от бумажных банкнот? Ответы детей. – Монеты тяжелее банкнот, но не испортятся от воды и грязи. Их делают на специальном заводе, который называется «Монетный двор». Больше ни один завод или человек не может делать монеты. Банкноты занимают меньше места, но могут порваться, испачкаться или сгореть в огне. Их печатают на заводе, который называется «Госзнак». Никто кроме этого завода не должен печатать бумажные деньги в нашей стране. Как вы думаете, почему? Ответы детей. 8. Заключительная часть. Дидактическая игра «Закончите предложение». – Сейчас, ребята, мы поиграем в игру. Я буду называть признак монеты, а вы называете противоположный признак банкноты и наоборот. Например: монета круглая, а банкнота прямоугольная. ü Банкнота бумажная, а монета… ü Монета звенит, а банкнота… ü Банкнота легкая, а монета…
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|