Курсовая работа по методике профессионального обучения
В соответствии с учебным планом обучения для педагогов профессионального обучения на четвертом курсе предусмотрено выполнение курсовой работы по дисциплине «Методика профессионального обучения», являющейся достаточно серьезным учебным заданием. 1. Основные задачи и цели курсовой работы Курсовая работа является важным этапом по проверке готовности студентов к самостоятельному решению учебно-воспитательных задач, возникающих на практике перед педагогом профессионального обучения. В ходе выполнения курсовой работы достигаются следующие цели профессионального становления: закрепление и расширение теоретических знаний будущих специалистов, углубление умений использовать эти знания для решения конкретных учебно-воспитательных задач психолого-педа- гогического, методического, технического и экономического характера; развитие навыков по применению практических умений для решения поставленных задач; совершенствование умений самостоятельной работы и ведение поиска педагогической и технической информации при решении разрабатываемых в курсовой работе проблем и вопросов, а также в процессе формирования практических выводов на основе анализа литературных источников, передового педагогического и личного опыта; закрепление у студентов навыков самостоятельного выбора и оценки эффективности различных методов, обобщения результатов, обоснования выводов и рекомендаций, которые могут быть использованы в дальнейшей практической деятельности будущих мастеров и преподавателей. Таким образом, представляется достижимым, чтобы, выполняя курсовую работу, студент как бы проектировал свою будущую профессиональную деятельность применительно к конкретной ситуации, реальным педагогическим условиям.
Курсовая работа должна быть комплексной и включать в себя, как правило, разделы с раскрытием методических, дидактических и практических вопросов, находящихся в органической взаимосвязи. Выполняется курсовая работа на основании индивидуального задания, оформляемого на специальном бланке (см. с. 243). Задание согласуется со студентом, который вправе выбирать тему курсовой работы исходя из своих интересов и склонностей. Особенно важно, когда тематика выбирается студентом-заочником и служит для обобщения имеющегося у него (зачастую богатого и ценного) практического опыта. Тематика работ предлагается кафедрой, как правило, по рабочим программам подготовки конкретной профессии, но могут разрабатываться педагогические или психологические проблемы, проводиться и анализироваться целевые научно-методические исследования, связанные с профессиональной деятельностью работников системы НПО. Учитывая возможный большой разброс специальностей, обучением которым занимаются студенты (или к обучению которых они подготавливаются!), мы подчеркиваем допустимость отхода от жесткой привязанности к канонизированному типу. В своем большинстве тематика курсовых работ должна отвечать следующим требованиям: соответствовать программе курса методики профессионального обучения; носить прикладной характер и предполагать реальную возможность практического применения в учреждении образования; содержать выраженный творческий вклад автора в разработку темы, определенную степень самостоятельности и новизны в подходах по реализации поставленной учебно-воспитательной задачи. Конкретные аспекты содержания частей курсовой работы и приложений к ней оговариваются в задании и в беседе с руководителем при регистрации выбранной темы на кафедре. Студен- ты-заочники по согласованию с кафедрой могут решать вопросы экспериментального, опытно-практического характера, а также представлять свои собственные разработки учебно-наглядных пособий и т.п.
После согласования тематики и объема, сроков прохождения чернового варианта и сдачи готовой работы, времени ее защиты, какое-либо изменение темы может быть допущено лишь в исключительном случае по разрешению заведующего кафедрой. Такая замена производится при наличии аргументированного заявления студента, отражающего уважительность причины. Тема выполненной курсовой работы и ее оценка заносятся в выписку к диплому при его выдаче после завершения обучения в вузе. 2. Выбор темы курсовой работы и ее структура Содержанием курсовой работы может быть методическая разработка системы занятий по конкретной теме (разделу, периоду) программы производственного обучения (применительно к определенному году обучения) либо методическая разработка по реализации конкретных задач учебно-воспитательного характера. В любом случае курсовая работа состоит из двух частей. Первая часть пояснительной записки — методическая (с освещением вопросов в последовательности, приведенной ниже). Вторая часть — анализ материальной базы (необходимой и имеющейся), с помощью которой могут быть реализованы поставленные цели. Представляется, что наиболее подходящими (в плане разработки системы занятий) являются такие темы, для изучения которых запланировано не менее 3 — 5 занятий. Относительно локальная выборка позволяет раскрыть способность будущего мастера производственного обучения (преподавателя специальной технологии) уйти от шаблонного, стереотипного построения форм и методов проведения занятий, более полно показать межпредметные и внутрипредметные связи и степень достижения учебно- воспитательных целей. При разработке системы занятий представляется целесообразной такая последовательность. 1. Определение места темы в учебной программе и календарных сроков ее изучения, так как без этого невозможно установить дидактическую связь с другими предметами. 2. Составление выписки из перспективно-календарного плана — вариант показан в таблице 35.
3. Выполнение методического анализа содержания темы, конкретизирование методических задач, а также предупреждение характерных ошибок, которые могут быть допущены учащимися при изучении темы. Педагог профессионального обучения должен предвидеть трудности, которые могут возникнуть у обучаемых, опираясь на данные из методической литературы, а также на опыт, полученный при практической деятельности. Очень важно, анализируя тему, особенно с большим насыщением учебно- го материала, выделить основные, наиболее значимые с точки зрения взаимосвязи теории и практики моменты. Необходимо наметить понятия, технологические элементы и техническую терминологию, которые помогут учащимся глубоко усвоить материал, грамотно и осознанно использовать его в трудовом процессе. 4. Обязательным этапом в методической разработке является правильный, обоснованный с точки зрения физических возможностей учащихся и уровня навыков, полученных ими ранее, соответствующий содержанию разрабатываемой темы выбор объектов работы. Понятно, что он будет выбираться из существующего в учебном заведении перечня, но такое обоснование необходимо. Так как в курсовой работе выполняется развернутый план-кон- спект лишь одного занятия (по выбору, при договоренности с руководителем), то представляется целесообразным, если на всю тему составляется перечень изделий, которые могут быть изготовлены в ходе учебного процесса, а для разрабатываемого занятия выполняются: чертеж детали (изделия); технологическая или инструкционная карта изготовления; контрольные вопросы или карточки-задания (тесты) для оценки степени усвоения материала учащимися. Если выбран период обучения, связанный с планированием производственной деятельности, должны приводиться расчеты ученической нормы времени (выработки) и соответствующие пояснения. 5. Следующим этапом первой части курсовой работы является выбор и обоснование применяемых форм и методов организации учебных занятий по выбранной теме. Здесь очень важно уяснение студентами современной дидактической установки: обучение тем успешнее, чем больше оно приближается к принципу «Учение — это акт открытия». Если педагог побуждает своих учеников к самостоятельным выводам, открытию определенных закономерностей рассматриваемых явлений и процессов, он вовлекает их в интеллектуальную деятельность. Осуществление проблемного обучения всегда давало лучшие результаты по сравнению с другими формами организации учебной работы, но следует признать, что проблемное обучение — сложный процесс. Для его организации необходимо хорошо усвоить психолого-педагогические особенности его реализации при производственном обучении, приобрести навыки подготовки учебного материала. Будущий педагог профессионального образования должен твердо уяснить, что выработка педагогического мастерства ведения проблемного обучения тем реальнее, чем с более ранних этапов своей работы он обращается к этому методу. Поэтому, не отказываясь от традиционных форм и методов организации учебной работы по теме, руководитель курсовой работы и студент должны стремиться к более широкому использованию проблемных и поисковых ситуаций при производственном обучении учащихся.
6. Немаловажной в оценке значимости избираемой темы является дидактическая связь изучения ее с другими темами программы и другими дисциплинами учебного плана. Причем таковая важна не только как самоцель, но и как критерий выявления умения будущего педагога соединить в органическом единстве все изучаемые учащимися предметы разных блоков (общетехнический цикл, общеобразовательный, практическая работа в учебных мастерских). Вероятнее всего, для специалиста, который еще формируется, это трудно достижимо лишь на основе своего персонального опыта. Тем необходимее требование отражения дидактических связей в курсовой работе, так как это побудит студентов обращаться к психолого-педагогической, методической, программно-инструктивной и специальной литературе, глубже изучать документацию Госстандарта при прохождении практики. Вдумчивый студент, серьезно готовящийся к самостоятельной работе, будет обращаться к передовому опыту, отраженному в публикациях журналов «Профессиональное образование», «Профессионал», «Школьные технологии», «Народное образование» и др. Это, несомненно, обогатит студентов и заставит более глубоко изучать и анализировать педагогический опыт работы мастеров производственного обучения и преподавателей специальных предметов с позиции требований к современному уроку.
7. В методической части курсовой работы должны быть отражены вопросы, являющиеся одним из актуальных аспектов подготовки молодежи к самостоятельной трудовой деятельности — воспитание творческого отношения к ней. Это качество, которое прививается ученикам при целенаправленной деятельности наставника в данном направлении. Формирование у учащихся созидательного, с позиции рачительного хозяина отношения к труду, — задача, которую педагог профессионального обучения должен осуществлять на протяжении всей своей учебно-воспитательной деятельности. Следовательно, в методическом разделе следует отразить пути развития требуемых качеств личности на занятиях по производственному обучению. 8. Мастер производственного обучения должен сознавать, что вне зависимости от того, акцентирует ли он специально внимание на этих вопросах или просто честно и добросовестно старается раскрыть перед учащимися «тайны профессии», он прививает любовь и преданность к избранной (иногда — неосознанно!) специальности, занимается профориентацией. Только результат здесь, как и в любом деле, может быть с различными знаками. Вот почему так важно, чтобы при производственном обучении педагог старался как можно ярче, интереснее и полнее дать представление о той или иной профессии. В методической части курсовой работы должна быть выражена мысль, что решение подобных задач — повседневная, целенаправленная деятельность по формированию осмысленного отношения к будущему участию человека в общественном труде. Таким образом, одним из вариантов структуры методического раздела курсовой работы может быть следующий. 1. Оценка места темы в программе, ее значения для овладения изучаемой специальностью. 2. Разработка календарно-тематического плана изучения темы. 3. Методический анализ темы; определение круга технических и технологических сведений, подлежащих изучению. 4. Выбор объектов производственного обучения и их обоснование. Определение практических навыков, подлежащих усвоению. 5. Определение форм и методов организации работы по теме (с составлением при необходимости графиков перемещения учащихся на рабочих местах). 6. Разработка учебно-дидактического обеспечения, чертежей объектов труда, технологической документации к ним, контрольных заданий. 7. Разработка (при необходимости — с обоснованием) нормирования учебно-производственных работ. 8. Разработка (если это потребуется) чертежей и приспособлений для оснащения учебного процесса. 18.2.1. Задание по второму варианту методической части курсовой работы Как уже упоминалось ранее, методическая разработка может быть направлена на показ путей реализации конкретных учебно- воспитательных задач. Она может выбираться по приверженности студентов к той или иной задаче в процессе работы (для заочников) или прохождения практики (для студентов дневного отделения). Важно лишь, чтобы тема была действительно актуальной и носила прикладной характер, а ее результаты могли быть использованы на практике. Возможной тематикой этой части курсовой работы могут быть: разработка методики формирования технических понятий при изучении...; методика формирования практических умений и навыков по...; методика формирования графических умений и навыков при...; методика развития творческих способностей (вариант — технического творчества) учащихся на занятиях...; опыт установления дидактических связей производственного обучения с другими (можно — конкретно) учебными предметами; методика ознакомления... с основами производства; опыт трудового воспитания учащихся...; опыт проведения внеклассной работы в... (указать форму организации). Естественно, приведен лишь самый минимальный перечень возможных разработок, которые могут стать заданием на выполнение курсовой работы. Последовательность этапов при работе над такой методической разработкой может быть (как вариант) рекомендована следующая. 1. Дать характеристику задачи, которая решается в курсовой работе, и оценить ее значимость, определить место в ряду других учебных задач, реализуемых в процессе производственного обучения. 2. Определить систему мероприятий, которые должны обеспечить достижение поставленной цели; дать характеристику каждому мероприятию. 3. Составить план-конспект одного занятия, на котором бы наиболее полно реализовалась поставленная цель. Если речь идет о внеклассном мероприятии — план-конспект кружкового занятия или сценарий мероприятия. Из сказанного ясно, что выданное в общем виде задание самим исполнителем конкретизируется в соответствующем плане. Приводим в качестве примера план методической части курсовой работы.
Тема: «Разработка методики развития технического мышления учащихся на занятиях производственного обучения» Структура пояснительной записки Введение. 1. Содержание и виды технических задач как средства развития самостоятельности учащихся. 1.1. Технические задачи познавательного и практического характера. Пути преодоления психологических барьеров. 1.2. Уровни сложности задач и их дифференциация с учетом индивидуальных особенностей учащихся. 1.3. Межпредметные комплексные задания как средство умственного развития учащихся. 2. Работа над терминами на занятиях производственного обучения как один из путей формирования технических понятий. 2.1. Сущность проблемы технического лексикона при обучении специальности. 2.2. Методика работы над общепринятой терминологией. 2.3. Этапы усвоения терминов учащимися. Способы закрепления. 2.4. Использование кроссвордов и задач с неполными данными. 3. Разработка системы постоянного целенаправленного воздействия на развитие самостоятельности и творческой активности. 3.1. Использование поисковых ситуаций. 3.2. Диалоговый метод проблемного обучения и его использование на вводных инструктажах. 3.3. Система проблемных домашних заданий. 4. План-конспект занятия по теме «Выполнение межпредметных комплексных заданий при станочных работах». Приложения: варианты учебных заданий, тестов, проблемных ситуаций. Подобным образом составляются планы и для других конкретных заданий. 18.2.2. Анализ материальной базы профессионального обучения Вторая часть курсовой работы предусматривает анализ материальной базы производственного обучения и призвана раскрыть условия труда при прохождении темы и необходимое для успешного решения учебных задач обеспечение. При этом имеется в виду не материальная база вообще, а связанная с первой частью курсовой работы: мастерская или кабинет соответствующего направления профессиональной подготовки. Представляется, что здесь должны освещаться такие вопросы. 1. Общая характеристика помещения, его соответствие по площади существующим нормам; наличие при нем вспомогательных помещений. 2. Предлагаемая планировка учебной мастерской (кабинета) с учетом рациональности расположения рабочих мест, расстояний между ними и т. п. Сравнительный анализ соответствия оборудования, инструментов и принадлежностей нормативам и оценка правильности его размещения. 3. Требования к рабочему месту мастера (преподавателя) с описанием способов хранения инструментов, наглядных пособий, возможностями применения ТСО, электрифицированных демонстрационных стендов, таблиц и т.д. Здесь же должны быть рассмотрены условия расположения учащихся на вводном и заключительном инструктажах. Могут быть показаны системы сигнализации, блокировок и др. 4. Соответствие санитарно-гигиенических характеристик современным требованиям (расчет освещенности, состояние воздуш- но-газовой среды и т.п.). 5. Вопросы обеспечения безопасных условий труда учащихся. Предупреждение травматизма во время производственного обучения — первостепенная задача для мастера: естественно, кроме требований к организации рабочих мест, общих правил техники безопасности в учебно-производственных мастерских, требований к рабочей одежде существует целый ряд специфических приемов, связанных с прохождением конкретной темы. Они должны быть отражены. Важно, чтобы в этом разделе нашли отражение вопросы научной организации труда, эргономики, требования к охране окружающей среды. Хорошо, если будущий педагог профессионального обучения сможет предложить для изучения конкретной темы безопасные инструменты и приспособления, привести примеры различных ограждений и блокировок (там, где они необходимы), использовать материалы научно-технической информации и передовой педагогический опыт. Естественно, приводимые варианты технических решений должны иллюстрироваться, а описания сопровождаться нумерацией позиций. В качестве иллюстраций к характеристике мастерской или кабинета прилагаются: а) план учебно-производственного помещения в масштабе, на котором указываются габаритные размеры, оборудование с положением относительно него рабочей зоны учащегося, расстояния в миллиметрах (проходы между станками и т.п.); к плану прилагается спецификация; б) по возможности — фотографии или эскизы интерьера, оборудования рабочих мест мастера (преподавателя) и учащегося, элементов оргтехники. Отдельным пунктом следует отметить недостатки (с точки зрения автора курсовой работы) существующей материально-технической базы профессионального обучения, если задание соотнесено с конкретным учреждением. Завершающей частью раздела становится разработка предложений по наиболее рациональному использованию материально- технической базы. Они должны иллюстрироваться, чтобы можно было лучше уяснить их суть и содержащееся в них рациональное начало. Если студентом дневного отделения или заочником, работающим мастером училища, разработаны и используются прогрессивные приспособления или инструменты, следует приложить их описания и чертежи (эскизы). Интерес могут представить электрические схемы с дистанционным включением и выключением оборудования, описания средств ТСО, приводов затемнения и других элементов оргтехники. Оригинальные табло, демонстрационные стенды, различные контрольно-обучающие устройства, способствующие лучшему формированию технических и технологических понятий, практических умений и навыков, конечно же, могут придать курсовой работе практическую направленность и существенную ценность. Следует считать целесообразным включение в раздел о материально-технической базе профессионального обучения перечня всего комплекса средств наглядности, приемлемых для данной темы (серии таблиц, диапозитивы, кодограммы, диафильмы,
видеофильмы, компьютерные программы и др.). Если задан ем это предусмотрено, следует описать методику их применение. Понятно, что охватить все возможное разнообразие вариантов разработки каждого раздела невозможно, поэтому предполагается индивидуальный подход в каждом отдельном случае, согласованный по частностям с руководителем. 3. Оформление пояснительной записки Пояснительная записка должна быть аккуратно оформлена в папке, выполнена в машинописном варианте на одной стороне листа бумаги формата 210 х 297 мм (А4). Допускается рукописный вариант четким почерком одним цветом. При заполнении листа следует оставить поля: слева 30—35 мм, вверху и внизу 20 мм, справа 15 мм. Предваряет пояснительную записку титульный лист, который может быть печатным или аккуратно выполненным от руки. Вторым вставляется выданный лист задания на курсовую работу. Затем следует лист содержания пояснительной записки. В нем использован стандартный штамп размером 185 х 40 мм по ГОСТ 2.104—68 форма 2. Образец заполнения основной надписи приведен ниже. Далее следует текст записки. Допускается выполнять записку машинописным способом через 1,5 интервала. Разделы пояснительной записки нумеруются порядковыми номерами арабскими цифрами с точкой. Каждый раздел следует начинать с новой страницы, названия разделов пишутся прописными буквами. Переносы слов в заголовках не допускаются. Точки в конце заголовка не ставят. Если заголовок состоит из двух и более предложений, их разделяют точкой. Иллюстрации в виде рисунков, фотоснимков, диаграмм и т. п. могут располагаться органично в тексте (возможно ближе к иллюстрируемой части) либо на отдельных листах. Можно расположить их в конце текста или всей записки в качестве приложений. В любом случае выполняется нумерация (сквозная для всех разделов), которая вместе с подрисуночной надписью располагается внизу. Например: «Рис. 7. Демонстрационное табло». При необходимости в тексте делаются ссылки на прилагаемые иллюстрации (например, «см. рис. 3»). Цифровой материал оформляют в виде таблиц или диаграмм. При сравнении нескольких компонентов (допустим, оценка знаний в группах на разных курсах обучения) разрешается выделять их цветом; в основном же доминирует строгая черно-белая гамма. Если в курсовой работе выделяются приложения, то в тексте на них делается ссылка, а над каждым из них вверху справа делается надпись. Например: «Приложение 1» и т.п. Курсовая работа имеет сквозную нумерацию, общее количество страниц указывают на листе оглавления. Номер страницы проставляется внизу, в правом углу. Титульный лист и лист задания не нумеруется. Заканчивается пояснительная записка библиографическим списком источников, к которым обращался студент во время работы над разрабатываемой проблемой. Список литературы оформляется в соответствии с требованиями стандарта. Если это предусмотрено заданием, курсовая работа должна иметь графическую часть. Объем технической или технологической документации не регламентируется — он диктуется здравым смыслом и достаточностью для практического применения. Чертеж детали (изделия) можно выполнить на листе формата А4. В этом случае он будет совпадать с форматом записки. Документация, выполняемая на листах формата A3 (297 х 420 мм), подшивается с левой стороны и сгибается по размеру папки. Карточки-задания вкладываются в прозрачные файлы. 4. Особенности выполнения приложений к курсовой работе Приложением к курсовой работе в соответствии с заданием могут быть: а) стенд с образцами учебно-производственных работ, выполняемых при прохождении темы, или эталонное изделие; б) стенд — технологическая карта, где показана последовательность превращения заготовки в готовую деталь; в) стенды (по данной теме, уроку) используемых материалов, инструментов и приспособлений (могут быть выполнены натуральными, в масштабе уменьшения или имитационными); г) приспособления, которые предлагаются для использования при выполнении учебно-производственных работ; д) инструменты, позволяющие повысить производительность труда или рационализирующие технологический процесс; е) макеты устройств, которые педагог профессионального обучения считает необходимыми для изучения при прохождении темы, и т.п. Мастер (преподаватель), который собирается использовать эти средства наглядности на уроке, должен помнить, что воспитывает в педагогике все — в нашем случае речь идет об эстетичном, что называется товарном, внешнем виде изготовленного приложения. Небрежно, неряшливо выполненные наглядные пособия, безвкусно окрашенные, прикрепленные проволочками или грубыми скобами и т.д., — антипедагогичны. Студент, будущий педагог, должен помнить, что в воспитательном процессе, как нигде, главенствует принцип «Делай, как я!». Поэтому конкретная манера выполнения приложений к курсовой работе должна оговариваться в беседе с руководителем. Желательно, чтобы приложения имели действительно экспозиционное исполнение. 5. Защита курсовых работ Защита курсовых работ представляет собой особую форму проверки выполнения задания. Она выявляет степень понимания студентом проблемы и обоснованность предлагаемых им методических решений. Защита работы проходит в присутствии специальной комиссии из числа членов кафедры (2 — 3 человека), руководителя курсовой работы и студентов подгруппы (группы). Такая публичная защита позволяет ознакомить коллектив с работой его членов, а также выработать единство требований и подходов к курсовым работам со стороны руководителей. Защита состоит в коротком (до 10 мин) докладе студента по выполненной работе и ответах на вопросы присутствующих на защите. И вопросы и объяснения должны быть по существу курсовой работы. От студента, защищающего свою работу, должны быть получены все объяснения по содержанию, оформлению и т. д., аргументированные ссылки на источники информации. В результате защиты курсовая работа, согласно действующему «Положению о курсовых, экзаменах и зачетах в высших учебных заведениях», оценивается дифференцированной отметкой по четырехбалльной системе. На оценку могут влиять: четкость изложения основных положений курсовой работы; полнота и тщательность выполнения задания; творческая самостоятельность студента при выполнении курсовой работы; участие студента в научных семинарах и конференциях с сообщениями по тематике работы (исследования). Лучшие курсовые работы, представляющие теоретический и практический интерес, предъявляются для участия на конкурсах в студенческие научные общества, а также передаются в учреждения начального профессионального обучения для использования в практической и методической работе. Вопросы и задания для самоконтроля 1. Укажите основные задачи выполнения курсовой работы. 2. Охарактеризуйте варианты возможной тематики курсовой работы. 3. В чем принципиальное различие разработки методической части курсовой работы по первому и второму вариантам? 4. Охарактеризуйте содержание первой части курсовой работы. Какие вопросы должны быть обязательно раскрыты? 5. Что включает анализ материально-технической базы по заданной конкретной теме? 6. Какие конкретные темы педагогической и психологической направленности могут быть предложены для разработки в курсовой работе? 7. Что может быть выполнено в качестве приложений к курсовой работе? 8. Каковы особенности оформления расчетно-пояснительной записки? 9. Проверьте себя: знакомы ли вы со стандартом на оформление библиографии? 10. Каковы особенности процедуры защиты курсовой работы?
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА С трудностями профессии педагога студенты сталкиваются, когда знакомятся с реальной деятельностью мастера в период педагогической практики на предвыпускном и выпускном курсах. К сожалению, для некоторых этот этап дает грустный ответ на главный вопрос: правильно ли выбран жизненный путь, станет ли работа в профессиональной школе призванием. Тем радостнее чувство уверенности в себе, если студент убеждается, что уровень подготовки, фундамент педагогического и методического мастерства позволяют надеяться, что им будет достигнуто главное — умение учить. 1. Задачи и содержание педагогической практики Учебно-воспитательная практика студентов предвыпускного и выпускного курсов является логическим продолжением обучения на младших курсах. Она должна обеспечить высокий профессиональный уровень подготовки студента, совершенствование его педагогического и методического мастерства, вооружить студента навыками воспитательной деятельности, профессиональной компетентности в вопросах обучения молодежи избранной специальности. Вот почему педагогические практики на предвыпускном и выпускном курсах являются важнейшими этапами подготовки будущих педагогов профессионального обучения. На них формируется и совершенствуется личное профессиональное мастерство, являющееся залогом успешной практической работы в будущем. Теоретический и практический материал, собранный в процессе педпрактики, часто становится фундаментом для выполнения курсовых и дипломных работ, основой для научных докладов на студенческих научно-практических конференциях. Содержание деятельности студентов в период практики должно быть максимально приближено к реальной профессиональной работе в двух качествах — мастера производственного обучения и преподавателя специальной технологии. Основная цель практики — подготовка к выполнению функций наставника на занятиях в мастерских (на производственной практике) или преподавателя, являющегося, как правило, классным руководителем, т.е. учебно-воспитательной работы с учащимися. Эта цель тем более важна, что позволяет осуществить переход от теории к практике, давая интегрированное объединение педагогики, психологии с методикой производственного обучения. Именно в процессе самостоятельной работы выясняется, обладает ли будущий педагог навыками определения сущности явлений и объективных закономерностей их развития, владеет ли знаниями ораторского искусства, словом как средством передачи информации, умеет ли он говорить с учащимися доступно и четко, кратко и выразительно. Педагогическая практика показывает, сформированы ли у студента такие личностные и профессиональные качества, которые позволили бы ему успешно работать в изменившихся условиях современной профессионально-технической школы. Педагогическая практика позволяет выявить степень соответствия профессиональных качеств и чисто человеческих черт, необходимых педагогу. Педагогическая практика студентов четвертого курса проводится в младших группах (группах первого года обучения), а студентов пятого курса — в старших группах (группах второго и третьего годов обучения). Соответственно при двухлетнем сроке подготовки рабочих выбираются группы первого и второго лет обучения. В задачи педагогической практики входит: углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на занятиях в вузе; приобретение студентами навыков самостоятельного ведения учебной и воспитательной работы с учащимися, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей; подготовка студентов к проведению различного типа уроков, использованию разнообразных педагогических приемов и методов, активизирующих учебно-воспитательную деятельность учащихся; развитие у студентов любви к избранной профессии, стремления к изучению специальных и педагогических дисциплин и совершенствованию профессиональной подготовки для успешного решения задач по обучению и воспитанию учащихся; выработка творческого, исследовательского подхода к педагогической деятельности. Эти общие задачи имеют некоторые различия по степени наполнения и глубине учебно-воспитательной практики на предвыпускном и выпускном курсах. На своей первой активной практике студенты четвертого курса должны развивать и совершенствовать общепедагогические умения и навыки, приобретенные в процессе учебы на I—III курсах. Они должны: осуществлять комплексное изучение системы учебно-воспитательной работы в группах учащихся; изучать личность учащегося и ученический коллектив; определять и решать конкретные воспитательные задачи, обоснованно выбирать и использовать разнообразные методы воспитания учащихся, приемы педагогического воздействия на них с учетом возрастных и индивидуальных особенностей; осуществлять текущее и перспективное планирование во всех видах учебной работы; анализировать процесс и результаты учебно-воспитательной работы своих коллег и собственной. В этот период формируются специфические профессионально- педагогические умения: определять и решать обучающие, развивающие и воспитательные профессиональные задачи уроков и внеклассных занятий; отбирать учебный материал; обоснованно выбирать и использовать разнообразные формы, методы и приемы обучения, ТСО, ЭВТ. На практике происходит глубокое ознакомление с учебно-материальной базой производственного обучения, дидактическим обеспечением изучаемой специальности по курсам. Задачами педагогической практики на выпускном курсе являются: применение и углубление знаний, полученных в процессе теоретического обучения на занятиях в вузе; воспитание качеств социально активной личности мастера; формирование творческого подхода к педагогической деятельности, потребности в педагогическом самообразовании; углубление навыков учебно-воспитательной работы в старших группах учебных заведений НПО (учет закономерностей развития личности, психических состояний учащихся, взаимоотношений в коллективе, мотивов поведения, профессиональных интересов и намерений, социальных установок личности, соответствия содержания, методов и приемов воспитательной работы классного руководителя возрастным и индивидуальным особенностям учащихся); методическая и творческая работа (по сбору материала для дипломной работы; по проблемам педагогики, психологии или методики обучения предмету — для докладов на студенческих научно- практических конференциях; проведение педагогического эксперимента по заданию и т.д.). Время прохождения педагогической практики и ее продолжительность определяются учебными планами. До начала педагогической практики проводятся установочные конференции, на которых студентам р
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|