Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО МЕТОДИКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ





В соответствии с учебным планом обучения для педагогов про­фессионального обучения на четвертом курсе предусмотрено вы­полнение курсовой работы по дисциплине «Методика профессио­нального обучения», являющейся достаточно серьезным учебным заданием.

1. Основные задачи и цели курсовой работы

Курсовая работа является важным этапом по проверке готов­ности студентов к самостоятельному решению учебно-воспита­тельных задач, возникающих на практике перед педагогом про­фессионального обучения.

В ходе выполнения курсовой работы достигаются следующие цели профессионального становления:

закрепление и расширение теоретических знаний будущих спе­циалистов, углубление умений использовать эти знания для ре­шения конкретных учебно-воспитательных задач психолого-педа- гогического, методического, технического и экономического ха­рактера;

развитие навыков по применению практических умений для решения поставленных задач;

совершенствование умений самостоятельной работы и ведение поиска педагогической и технической информации при решении разрабатываемых в курсовой работе проблем и вопросов, а также в процессе формирования практических выводов на основе анализа литературных источников, передового педагогического и личного опыта;

закрепление у студентов навыков самостоятельного выбора и оценки эффективности различных методов, обобщения результа­тов, обоснования выводов и рекомендаций, которые могут быть использованы в дальнейшей практической деятельности будущих мастеров и преподавателей.

Таким образом, представляется достижимым, чтобы, выпол­няя курсовую работу, студент как бы проектировал свою буду­щую профессиональную деятельность применительно к конкрет­ной ситуации, реальным педагогическим условиям.

Курсовая работа должна быть комплексной и включать в себя, как правило, разделы с раскрытием методических, дидактиче­ских и практических вопросов, находящихся в органической вза­имосвязи.



Выполняется курсовая работа на основании индивидуального задания, оформляемого на специальном бланке (см. с. 243). Зада­ние согласуется со студентом, который вправе выбирать тему кур­совой работы исходя из своих интересов и склонностей.

Особенно важно, когда тематика выбирается студентом-заоч­ником и служит для обобщения имеющегося у него (зачастую бо­гатого и ценного) практического опыта.

Тематика работ предлагается кафедрой, как правило, по рабо­чим программам подготовки конкретной профессии, но могут разрабатываться педагогические или психологические проблемы, проводиться и анализироваться целевые научно-методические исследования, связанные с профессиональной деятельностью ра­ботников системы НПО. Учитывая возможный большой разброс специальностей, обучением которым занимаются студенты (или к обучению которых они подготавливаются!), мы подчеркиваем допустимость отхода от жесткой привязанности к канонизирован­ному типу.

В своем большинстве тематика курсовых работ должна отвечать следующим требованиям:

соответствовать программе курса методики профессионально­го обучения;

носить прикладной характер и предполагать реальную возмож­ность практического применения в учреждении образования;

содержать выраженный творческий вклад автора в разработку темы, определенную степень самостоятельности и новизны в под­ходах по реализации поставленной учебно-воспитательной зада­чи.

Конкретные аспекты содержания частей курсовой работы и приложений к ней оговариваются в задании и в беседе с руково­дителем при регистрации выбранной темы на кафедре. Студен- ты-заочники по согласованию с кафедрой могут решать вопросы экспериментального, опытно-практического характера, а также представлять свои собственные разработки учебно-наглядных по­собий и т.п.

После согласования тематики и объема, сроков прохождения чернового варианта и сдачи готовой работы, времени ее защиты, какое-либо изменение темы может быть допущено лишь в исклю­чительном случае по разрешению заведующего кафедрой. Такая замена производится при наличии аргументированного заявления студента, отражающего уважительность причины. Тема выполнен­ной курсовой работы и ее оценка заносятся в выписку к диплому при его выдаче после завершения обучения в вузе.

2. Выбор темы курсовой работы и ее структура

Содержанием курсовой работы может быть методическая раз­работка системы занятий по конкретной теме (разделу, периоду) программы производственного обучения (применительно к опре­деленному году обучения) либо методическая разработка по реа­лизации конкретных задач учебно-воспитательного характера.

В любом случае курсовая работа состоит из двух частей. Первая часть пояснительной записки — методическая (с освещением во­просов в последовательности, приведенной ниже). Вторая часть — анализ материальной базы (необходимой и имеющейся), с помо­щью которой могут быть реализованы поставленные цели.

Представляется, что наиболее подходящими (в плане разра­ботки системы занятий) являются такие темы, для изучения ко­торых запланировано не менее 3 — 5 занятий. Относительно ло­кальная выборка позволяет раскрыть способность будущего мас­тера производственного обучения (преподавателя специальной тех­нологии) уйти от шаблонного, стереотипного построения форм и методов проведения занятий, более полно показать межпред­метные и внутрипредметные связи и степень достижения учебно- воспитательных целей.

При разработке системы занятий представляется целесообраз­ной такая последовательность.

1. Определение места темы в учебной программе и календар­ных сроков ее изучения, так как без этого невозможно установить дидактическую связь с другими предметами.

2. Составление выписки из перспективно-календарного плана — вариант показан в таблице 35.

3. Выполнение методического анализа содержания темы, кон­кретизирование методических задач, а также предупреждение ха­рактерных ошибок, которые могут быть допущены учащимися при изучении темы. Педагог профессионального обучения дол­жен предвидеть трудности, которые могут возникнуть у обучае­мых, опираясь на данные из методической литературы, а также на опыт, полученный при практической деятельности. Очень важ­но, анализируя тему, особенно с большим насыщением учебно-

го материала, выделить основные, наиболее значимые с точки зрения взаимосвязи теории и практики моменты. Необходимо наметить понятия, технологические элементы и техническую тер­минологию, которые помогут учащимся глубоко усвоить мате­риал, грамотно и осознанно использовать его в трудовом про­цессе.

4. Обязательным этапом в методической разработке является правильный, обоснованный с точки зрения физических возмож­ностей учащихся и уровня навыков, полученных ими ранее, со­ответствующий содержанию разрабатываемой темы выбор объек­тов работы. Понятно, что он будет выбираться из существующего в учебном заведении перечня, но такое обоснование необходимо. Так как в курсовой работе выполняется развернутый план-кон- спект лишь одного занятия (по выбору, при договоренности с руководителем), то представляется целесообразным, если на всю тему составляется перечень изделий, которые могут быть изготов­лены в ходе учебного процесса, а для разрабатываемого занятия выполняются:

чертеж детали (изделия);

технологическая или инструкционная карта изготовления;

контрольные вопросы или карточки-задания (тесты) для оценки степени усвоения материала учащимися. Если выбран период обу­чения, связанный с планированием производственной деятель­ности, должны приводиться расчеты ученической нормы време­ни (выработки) и соответствующие пояснения.

5. Следующим этапом первой части курсовой работы является выбор и обоснование применяемых форм и методов организации учебных занятий по выбранной теме. Здесь очень важно уяснение студентами современной дидактической установки: обучение тем успешнее, чем больше оно приближается к принципу «Учение — это акт открытия». Если педагог побуждает своих учеников к само­стоятельным выводам, открытию определенных закономерностей рассматриваемых явлений и процессов, он вовлекает их в интел­лектуальную деятельность. Осуществление проблемного обучения всегда давало лучшие результаты по сравнению с другими форма­ми организации учебной работы, но следует признать, что про­блемное обучение — сложный процесс. Для его организации не­обходимо хорошо усвоить психолого-педагогические особенности его реализации при производственном обучении, приобрести на­выки подготовки учебного материала. Будущий педагог профессио­нального образования должен твердо уяснить, что выработка пе­дагогического мастерства ведения проблемного обучения тем ре­альнее, чем с более ранних этапов своей работы он обращается к этому методу. Поэтому, не отказываясь от традиционных форм и методов организации учебной работы по теме, руководитель кур­совой работы и студент должны стремиться к более широкому использованию проблемных и поисковых ситуаций при произ­водственном обучении учащихся.

6. Немаловажной в оценке значимости избираемой темы явля­ется дидактическая связь изучения ее с другими темами програм­мы и другими дисциплинами учебного плана. Причем таковая важна не только как самоцель, но и как критерий выявления умения будущего педагога соединить в органическом единстве все изуча­емые учащимися предметы разных блоков (общетехнический цикл, общеобразовательный, практическая работа в учебных мастерс­ких). Вероятнее всего, для специалиста, который еще формирует­ся, это трудно достижимо лишь на основе своего персонального опыта. Тем необходимее требование отражения дидактических свя­зей в курсовой работе, так как это побудит студентов обращаться к психолого-педагогической, методической, программно-инструк­тивной и специальной литературе, глубже изучать документацию Госстандарта при прохождении практики. Вдумчивый студент, серьезно готовящийся к самостоятельной работе, будет обращаться к передовому опыту, отраженному в публикациях журналов «Про­фессиональное образование», «Профессионал», «Школьные тех­нологии», «Народное образование» и др. Это, несомненно, обога­тит студентов и заставит более глубоко изучать и анализировать педагогический опыт работы мастеров производственного обуче­ния и преподавателей специальных предметов с позиции требо­ваний к современному уроку.

7. В методической части курсовой работы должны быть отраже­ны вопросы, являющиеся одним из актуальных аспектов подго­товки молодежи к самостоятельной трудовой деятельности — вос­питание творческого отношения к ней. Это качество, которое при­вивается ученикам при целенаправленной деятельности настав­ника в данном направлении. Формирование у учащихся созида­тельного, с позиции рачительного хозяина отношения к труду, — задача, которую педагог профессионального обучения должен осу­ществлять на протяжении всей своей учебно-воспитательной дея­тельности. Следовательно, в методическом разделе следует отра­зить пути развития требуемых качеств личности на занятиях по производственному обучению.

8. Мастер производственного обучения должен сознавать, что вне зависимости от того, акцентирует ли он специально внима­ние на этих вопросах или просто честно и добросовестно старает­ся раскрыть перед учащимися «тайны профессии», он прививает любовь и преданность к избранной (иногда — неосознанно!) спе­циальности, занимается профориентацией. Только результат здесь, как и в любом деле, может быть с различными знаками. Вот поче­му так важно, чтобы при производственном обучении педагог ста­рался как можно ярче, интереснее и полнее дать представление о той или иной профессии. В методической части курсовой работы должна быть выражена мысль, что решение подобных задач — повседневная, целенаправленная деятельность по формированию осмысленного отношения к будущему участию человека в обще­ственном труде.

Таким образом, одним из вариантов структуры методического раздела курсовой работы может быть следующий.

1. Оценка места темы в программе, ее значения для овладения изучаемой специальностью.

2. Разработка календарно-тематического плана изучения темы.

3. Методический анализ темы; определение круга технических и технологических сведений, подлежащих изучению.

4. Выбор объектов производственного обучения и их обоснова­ние. Определение практических навыков, подлежащих усвоению.

5. Определение форм и методов организации работы по теме (с составлением при необходимости графиков перемещения учащихся на рабочих местах).

6. Разработка учебно-дидактического обеспечения, чертежей объектов труда, технологической документации к ним, конт­рольных заданий.

7. Разработка (при необходимости — с обоснованием) норми­рования учебно-производственных работ.

8. Разработка (если это потребуется) чертежей и приспособле­ний для оснащения учебного процесса.

18.2.1. Задание по второму варианту методической части курсовой работы

Как уже упоминалось ранее, методическая разработка может быть направлена на показ путей реализации конкретных учебно- воспитательных задач. Она может выбираться по приверженности студентов к той или иной задаче в процессе работы (для заочни­ков) или прохождения практики (для студентов дневного отделе­ния). Важно лишь, чтобы тема была действительно актуальной и носила прикладной характер, а ее результаты могли быть исполь­зованы на практике.

Возможной тематикой этой части курсовой работы могут быть: разработка методики формирования технических понятий при изучении ...;

методика формирования практических умений и навыков по ...; методика формирования графических умений и навыков при...; методика развития творческих способностей (вариант — тех­нического творчества) учащихся на занятиях...;

опыт установления дидактических связей производственного обучения с другими (можно — конкретно) учебными предметами; методика ознакомления... с основами производства; опыт трудового воспитания учащихся...;

опыт проведения внеклассной работы в... (указать форму орга­низации).

Естественно, приведен лишь самый минимальный перечень возможных разработок, которые могут стать заданием на выпол­нение курсовой работы.

Последовательность этапов при работе над такой методической разработкой может быть (как вариант) рекомендована следующая.

1. Дать характеристику задачи, которая решается в курсовой работе, и оценить ее значимость, определить место в ряду других учебных задач, реализуемых в процессе производственного обуче­ния.

2. Определить систему мероприятий, которые должны обеспе­чить достижение поставленной цели; дать характеристику каждо­му мероприятию.

3. Составить план-конспект одного занятия, на котором бы наиболее полно реализовалась поставленная цель. Если речь идет о внеклассном мероприятии — план-конспект кружкового заня­тия или сценарий мероприятия.

Из сказанного ясно, что выданное в общем виде задание са­мим исполнителем конкретизируется в соответствующем плане. Приводим в качестве примера план методической части курсовой работы.

 

 

Тема: «Разработка методики развития технического мышления учащихся на занятиях производственного обучения»

Структура пояснительной записки

Введение.

1. Содержание и виды технических задач как средства развития само­стоятельности учащихся.

1.1. Технические задачи познавательного и практического характера. Пути преодоления психологических барьеров.

1.2. Уровни сложности задач и их дифференциация с учетом индивиду­альных особенностей учащихся.

1.3. Межпредметные комплексные задания как средство умственного развития учащихся.

2. Работа над терминами на занятиях производственного обучения как один из путей формирования технических понятий.

2.1. Сущность проблемы технического лексикона при обучении специ­альности.

2.2. Методика работы над общепринятой терминологией.

2.3. Этапы усвоения терминов учащимися. Способы закрепления.

2.4. Использование кроссвордов и задач с неполными данными.

3. Разработка системы постоянного целенаправленного воздействия на развитие самостоятельности и творческой активности.

3.1. Использование поисковых ситуаций.

3.2. Диалоговый метод проблемного обучения и его использование на вводных инструктажах.

3.3. Система проблемных домашних заданий.

4. План-конспект занятия по теме «Выполнение межпредметных комп­лексных заданий при станочных работах».

Приложения: варианты учебных заданий, тестов, проблемных ситу­аций.

Подобным образом составляются планы и для других конкрет­ных заданий.

18.2.2. Анализ материальной базы профессионального обучения

Вторая часть курсовой работы предусматривает анализ матери­альной базы производственного обучения и призвана раскрыть условия труда при прохождении темы и необходимое для успеш­ного решения учебных задач обеспечение. При этом имеется в виду не материальная база вообще, а связанная с первой частью курсо­вой работы: мастерская или кабинет соответствующего направле­ния профессиональной подготовки. Представляется, что здесь долж­ны освещаться такие вопросы.

1. Общая характеристика помещения, его соответствие по пло­щади существующим нормам; наличие при нем вспомогательных помещений.

2. Предлагаемая планировка учебной мастерской (кабинета) с учетом рациональности расположения рабочих мест, расстояний между ними и т. п. Сравнительный анализ соответствия оборудо­вания, инструментов и принадлежностей нормативам и оценка правильности его размещения.

3. Требования к рабочему месту мастера (преподавателя) с опи­санием способов хранения инструментов, наглядных пособий, возможностями применения ТСО, электрифицированных демон­страционных стендов, таблиц и т.д. Здесь же должны быть рас­смотрены условия расположения учащихся на вводном и заклю­чительном инструктажах. Могут быть показаны системы сигнали­зации, блокировок и др.

4. Соответствие санитарно-гигиенических характеристик совре­менным требованиям (расчет освещенности, состояние воздуш- но-газовой среды и т.п.).

5. Вопросы обеспечения безопасных условий труда учащихся. Предупреждение травматизма во время производственного обуче­ния — первостепенная задача для мастера: естественно, кроме требований к организации рабочих мест, общих правил техники безопасности в учебно-производственных мастерских, требований к рабочей одежде существует целый ряд специфических приемов, связанных с прохождением конкретной темы. Они должны быть отражены.

Важно, чтобы в этом разделе нашли отражение вопросы науч­ной организации труда, эргономики, требования к охране окру­жающей среды. Хорошо, если будущий педагог профессионально­го обучения сможет предложить для изучения конкретной темы безопасные инструменты и приспособления, привести примеры различных ограждений и блокировок (там, где они необходимы), использовать материалы научно-технической информации и пе­редовой педагогический опыт. Естественно, приводимые вариан­ты технических решений должны иллюстрироваться, а описания сопровождаться нумерацией позиций.

В качестве иллюстраций к характеристике мастерской или ка­бинета прилагаются:

а) план учебно-производственного помещения в масштабе, на котором указываются габаритные размеры, оборудование с поло­жением относительно него рабочей зоны учащегося, расстояния в миллиметрах (проходы между станками и т.п.); к плану прила­гается спецификация;

б) по возможности — фотографии или эскизы интерьера, обо­рудования рабочих мест мастера (преподавателя) и учащегося, элементов оргтехники.

Отдельным пунктом следует отметить недостатки (с точки зре­ния автора курсовой работы) существующей материально-техни­ческой базы профессионального обучения, если задание соотне­сено с конкретным учреждением.

Завершающей частью раздела становится разработка предло­жений по наиболее рациональному использованию материально- технической базы. Они должны иллюстрироваться, чтобы можно было лучше уяснить их суть и содержащееся в них рациональное начало.

Если студентом дневного отделения или заочником, работаю­щим мастером училища, разработаны и используются прогрес­сивные приспособления или инструменты, следует приложить их описания и чертежи (эскизы). Интерес могут представить элект­рические схемы с дистанционным включением и выключением оборудования, описания средств ТСО, приводов затемнения и других элементов оргтехники.

Оригинальные табло, демонстрационные стенды, различные контрольно-обучающие устройства, способствующие лучшему формированию технических и технологических понятий, прак­тических умений и навыков, конечно же, могут придать курсо­вой работе практическую направленность и существенную цен­ность.

Следует считать целесообразным включение в раздел о мате­риально-технической базе профессионального обучения перечня всего комплекса средств наглядности, приемлемых для данной темы (серии таблиц, диапозитивы, кодограммы, диафильмы,

 


видеофильмы, компьютерные программы и др.). Если задан ем это предусмотрено, следует описать методику их применение.

Понятно, что охватить все возможное разнообразие вариантов разработки каждого раздела невозможно, поэтому предполагает­ся индивидуальный подход в каждом отдельном случае, согласо­ванный по частностям с руководителем.

3. Оформление пояснительной записки

Пояснительная записка должна быть аккуратно оформлена в папке, выполнена в машинописном варианте на одной стороне листа бумаги формата 210 х 297 мм (А4). Допускается рукописный вариант четким почерком одним цветом. При заполнении листа следует оставить поля: слева 30—35 мм, вверху и внизу 20 мм, справа 15 мм.

Предваряет пояснительную записку титульный лист, который может быть печатным или аккуратно выполненным от руки. Вто­рым вставляется выданный лист задания на курсовую работу. За­тем следует лист содержания пояснительной записки. В нем ис­пользован стандартный штамп размером 185 х 40 мм по ГОСТ 2.104—68 форма 2. Образец заполнения основной надписи приве­ден ниже. Далее следует текст записки. Допускается выполнять за­писку машинописным способом через 1,5 интервала.

Разделы пояснительной записки нумеруются порядковыми номерами арабскими цифрами с точкой. Каждый раздел следует начинать с новой страницы, названия разделов пишутся пропис­ными буквами. Переносы слов в заголовках не допускаются. Точки в конце заголовка не ставят. Если заголовок состоит из двух и более предложений, их разделяют точкой.

Иллюстрации в виде рисунков, фотоснимков, диаграмм и т. п. могут располагаться органично в тексте (возможно ближе к иллю­стрируемой части) либо на отдельных листах. Можно располо­жить их в конце текста или всей записки в качестве приложений. В любом случае выполняется нумерация (сквозная для всех разде­лов), которая вместе с подрисуночной надписью располагается внизу. Например: «Рис. 7. Демонстрационное табло».

При необходимости в тексте делаются ссылки на прилагаемые иллюстрации (например, «см. рис. 3»). Цифровой материал офор­мляют в виде таблиц или диаграмм. При сравнении нескольких компонентов (допустим, оценка знаний в группах на разных кур­сах обучения) разрешается выделять их цветом; в основном же доминирует строгая черно-белая гамма.

Если в курсовой работе выделяются приложения, то в тексте на них делается ссылка, а над каждым из них вверху справа дела­ется надпись. Например: «Приложение 1» и т.п.

Курсовая работа имеет сквозную нумерацию, общее количе­ство страниц указывают на листе оглавления.

Номер страницы проставляется внизу, в правом углу.

Титульный лист и лист задания не нумеруется.

Заканчивается пояснительная записка библиографическим спис­ком источников, к которым обращался студент во время работы над разрабатываемой проблемой. Список литературы оформляет­ся в соответствии с требованиями стандарта.

Если это предусмотрено заданием, курсовая работа должна иметь графическую часть.

Объем технической или технологической документации не рег­ламентируется — он диктуется здравым смыслом и достаточно­стью для практического применения. Чертеж детали (изделия) можно выполнить на листе формата А4. В этом случае он будет совпадать с форматом записки. Документация, выполняемая на листах формата A3 (297 х 420 мм), подшивается с левой стороны и сгибается по размеру папки. Карточки-задания вкладываются в про­зрачные файлы.

4. Особенности выполнения приложений к курсовой работе

Приложением к курсовой работе в соответствии с заданием могут быть:

а) стенд с образцами учебно-производственных работ, выпол­няемых при прохождении темы, или эталонное изделие;

б) стенд — технологическая карта, где показана последова­тельность превращения заготовки в готовую деталь;

в) стенды (по данной теме, уроку) используемых материалов, инструментов и приспособлений (могут быть выполнены нату­ральными, в масштабе уменьшения или имитационными);

г) приспособления, которые предлагаются для использования при выполнении учебно-производственных работ;

д) инструменты, позволяющие повысить производительность труда или рационализирующие технологический процесс;

е) макеты устройств, которые педагог профессионального обу­чения считает необходимыми для изучения при прохождении темы, и т.п.

Мастер (преподаватель), который собирается использовать эти средства наглядности на уроке, должен помнить, что воспитыва­ет в педагогике все — в нашем случае речь идет об эстетичном, что называется товарном, внешнем виде изготовленного прило­жения. Небрежно, неряшливо выполненные наглядные пособия, безвкусно окрашенные, прикрепленные проволочками или гру­быми скобами и т.д., — антипедагогичны. Студент, будущий пе­дагог, должен помнить, что в воспитательном процессе, как ниг­де, главенствует принцип «Делай, как я!». Поэтому конкретная манера выполнения приложений к курсовой работе должна оговари­ваться в беседе с руководителем. Желательно, чтобы приложения имели действительно экспозиционное исполнение.

5. Защита курсовых работ

Защита курсовых работ представляет собой особую форму про­верки выполнения задания. Она выявляет степень понимания сту­дентом проблемы и обоснованность предлагаемых им методиче­ских решений. Защита работы проходит в присутствии специаль­ной комиссии из числа членов кафедры (2 — 3 человека), руко­водителя курсовой работы и студентов подгруппы (группы).

Такая публичная защита позволяет ознакомить коллектив с работой его членов, а также выработать единство требований и подходов к курсовым работам со стороны руководителей.

Защита состоит в коротком (до 10 мин) докладе студента по выполненной работе и ответах на вопросы присутствующих на защите. И вопросы и объяснения должны быть по существу курсо­вой работы.

От студента, защищающего свою работу, должны быть получе­ны все объяснения по содержанию, оформлению и т. д., аргумен­тированные ссылки на источники информации. В результате за­щиты курсовая работа, согласно действующему «Положению о курсовых, экзаменах и зачетах в высших учебных заведениях», оце­нивается дифференцированной отметкой по четырехбалльной си­стеме.

На оценку могут влиять:

четкость изложения основных положений курсовой работы;

полнота и тщательность выполнения задания;

творческая самостоятельность студента при выполнении кур­совой работы;

участие студента в научных семинарах и конференциях с сооб­щениями по тематике работы (исследования).

Лучшие курсовые работы, представляющие теоретический и практический интерес, предъявляются для участия на конкурсах в студенческие научные общества, а также передаются в учрежде­ния начального профессионального обучения для использования в практической и методической работе.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Укажите основные задачи выполнения курсовой работы.

2. Охарактеризуйте варианты возможной тематики курсовой работы.

3. В чем принципиальное различие разработки методической части курсовой работы по первому и второму вариантам?

4. Охарактеризуйте содержание первой части курсовой работы. Какие вопросы должны быть обязательно раскрыты?

5. Что включает анализ материально-технической базы по заданной конкретной теме?

6. Какие конкретные темы педагогической и психологической направ­ленности могут быть предложены для разработки в курсовой работе?

7. Что может быть выполнено в качестве приложений к курсовой работе?

8. Каковы особенности оформления расчетно-пояснительной записки?

9. Проверьте себя: знакомы ли вы со стандартом на оформление биб­лиографии?

10. Каковы особенности процедуры защиты курсовой работы?

 

 

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

С трудностями профессии педагога студенты сталкиваются, когда знакомятся с реальной деятельностью мастера в период пе­дагогической практики на предвыпускном и выпускном курсах. К сожалению, для некоторых этот этап дает грустный ответ на главный вопрос: правильно ли выбран жизненный путь, станет ли работа в профессиональной школе призванием. Тем радостнее чувство уверенности в себе, если студент убеждается, что уровень подготовки, фундамент педагогического и методического мастер­ства позволяют надеяться, что им будет достигнуто главное — умение учить.

1. Задачи и содержание педагогической практики

Учебно-воспитательная практика студентов предвыпускного и выпускного курсов является логическим продолжением обучения на младших курсах. Она должна обеспечить высокий профессио­нальный уровень подготовки студента, совершенствование его пе­дагогического и методического мастерства, вооружить студента на­выками воспитательной деятельности, профессиональной компе­тентности в вопросах обучения молодежи избранной специальности.

Вот почему педагогические практики на предвыпускном и вы­пускном курсах являются важнейшими этапами подготовки буду­щих педагогов профессионального обучения. На них формируется и совершенствуется личное профессиональное мастерство, явля­ющееся залогом успешной практической работы в будущем.

Теоретический и практический материал, собранный в про­цессе педпрактики, часто становится фундаментом для выполне­ния курсовых и дипломных работ, основой для научных докладов на студенческих научно-практических конференциях.

Содержание деятельности студентов в период практики долж­но быть максимально приближено к реальной профессиональной работе в двух качествах — мастера производственного обучения и преподавателя специальной технологии. Основная цель практи­ки — подготовка к выполнению функций наставника на занятиях в мастерских (на производственной практике) или преподавате­ля, являющегося, как правило, классным руководителем, т.е. учеб­но-воспитательной работы с учащимися. Эта цель тем более важ­на, что позволяет осуществить переход от теории к практике, да­вая интегрированное объединение педагогики, психологии с ме­тодикой производственного обучения. Именно в процессе само­стоятельной работы выясняется, обладает ли будущий педагог на­выками определения сущности явлений и объективных законо­мерностей их развития, владеет ли знаниями ораторского искус­ства, словом как средством передачи информации, умеет ли он говорить с учащимися доступно и четко, кратко и выразительно. Педагогическая практика показывает, сформированы ли у сту­дента такие личностные и профессиональные качества, которые позволили бы ему успешно работать в изменившихся условиях современной профессионально-технической школы.

Педагогическая практика позволяет выявить степень соответ­ствия профессиональных качеств и чисто человеческих черт, не­обходимых педагогу.

Педагогическая практика студентов четвертого курса проводит­ся в младших группах (группах первого года обучения), а студентов пятого курса — в старших группах (группах второго и третьего го­дов обучения). Соответственно при двухлетнем сроке подготовки рабочих выбираются группы первого и второго лет обучения. В задачи педагогической практики входит: углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на занятиях в вузе;

приобретение студентами навыков самостоятельного ведения учебной и воспитательной работы с учащимися, с учетом их воз­растных и индивидуальных особенностей;

подготовка студентов к проведению различного типа уроков, использованию разнообразных педагогических приемов и методов, активизирующих учебно-воспитательную деятельность учащихся;

развитие у студентов любви к избранной профессии, стремле­ния к изучению специальных и педагогических дисциплин и со­вершенствованию профессиональной подготовки для успешного решения задач по обучению и воспитанию учащихся;

выработка творческого, исследовательского подхода к педаго­гической деятельности.

Эти общие задачи имеют некоторые различия по степени на­полнения и глубине учебно-воспитательной практики на предвыпускном и выпускном курсах.

На своей первой активной практике студенты четвертого курса должны развивать и совершенствовать общепедагогические умения и навыки, приобретенные в процессе учебы на I—III курсах. Они должны:

осуществлять комплексное изучение системы учебно-воспитательной работы в группах учащихся;

изучать личность учащегося и ученический коллектив; определять и решать конкретные воспитательные задачи, обо­снованно выбирать и использовать разнообразные методы воспи­тания учащихся, приемы педагогического воздействия на них с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;

осуществлять текущее и перспективное планирование во всех видах учебной работы;

анализировать процесс и результаты учебно-воспитательной работы своих коллег и собственной.

В этот период формируются специфические профессионально- педагогические умения:

определять и решать обучающие, развивающие и воспитатель­ные профессиональные задачи уроков и внеклассных занятий; отбирать учебный материал;

обоснованно выбирать и использовать разнообразные формы, методы и приемы обучения, ТСО, ЭВТ.

На практике происходит глубокое ознакомление с учебно-материальной базой производственного обучения, дидактическим обеспечением изучаемой специальности по курсам.

Задачами педагогической практики на выпускном курсе являются: применение и углубление знаний, полученных в процессе тео­ретического обучения на занятиях в вузе;

воспитание качеств социально активной личности мастера; формирование творческого подхода к педагогической деятель­ности, потребности в педагогическом самообразовании;

углубление навыков учебно-воспитательной работы в старших группах учебных заведений НПО (учет закономерностей развития личности, психических состояний учащихся, взаимоотношений в коллективе, мотивов поведения, профессиональных интересов и намерений, социальных установок личности, соответствия содер­жания, методов и приемов воспитательной работы классного ру­ководителя возрастным и индивидуальным особенностям уча­щихся);

методическая и творческая работа (по сбору материала для дип­ломной работы; по проблемам педагогики, психологии или мето­дики обучения предмету — для докладов на студенческих научно- практических конференциях; проведение педагогического экспе­римента по заданию и т.д.).

Время прохождения педагогической практики и ее продолжи­тельность определяются учебными планами.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.