Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА УРОКА ВО ВРЕМЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ





Схема психологического анализа урока

Училище________ Группа______ Преподаватель__________________

Дата_______

 

Беседа с преподавателем (аналитический план)

Анализу урока должна предшествовать беседа с преподавателем (чей урок анализируется), во время которой тактично просят высказать соб­ственное мнение о своем уроке: дать характеристику группы;

указать степень сложности изучаемой темы и ее трудности для данной группы; охарактеризовать место темы в общей системе уроков и тем;

охарактеризовать триединую дидактическую цель урока, сопоставив ее с конечным результатом, полученным в ходе проведения занятия (а не просто заявить: считаю, что урок цели достиг);

кратко охарактеризовать использованные в ходе урока методы обуче­ния, их соответствие изучаемому материалу и способам организации деятельности учащихся, сопоставив это с полученным результатом — качеством знаний учащихся;

выделить наиболее удачные и неудавшиеся места занятия; дать общий вывод по уроку, его оценку.

Общие выводы о взаимодействии педагога и учащихся

(аналитический план)

1. Результаты усвоения знаний (уровень усвоения), способов, при­емов умственной деятельности.

2. Организация преподавателем обратной связи с учащимися (когда и с какой целью).

3. Учет педагогом возрастных и индивидуальных особенностей уча­щихся на занятии.

4. Социально-психологический климат урока; анализ отношений между учащимися и между учащимися и преподавателем.

5. Общая оценка развивающего и воспитывающего эффекта данного урока.

Предложения по совершенствованию урока

(аналитический план)

Формулируются конкретные предложения:

1) по улучшению управления учебной деятельностью учащихся;

2) по формированию положительного познавательного интереса, позитивного эмоционального отношения учащихся к учебе, улучшению психологического климата на уроке;

3) по совершенствованию выполнения преподавателем системы про­фессионально значимых функций.



Анализ урока провел:___________


Приложение 3

ВАРИАНТЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ПО РАЗНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ (СПЕЦИАЛЬНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ)

Тесты при сопровождении их иллюстрациями могут быть не только контролирующими, но и обучающими. Многие из них, имеющие сло­весную, знаковую, числовую, зрительно-пространственную форму (схе­мы, рисунки, графики, таблицы и т.п.), применимы и в компьютерном варианте.

Педагог профессионального обучения обязан при использовании те­стовых заданий или карточек различной формы неуклонно придержи­ваться правила: критерии оценок для всех учащихся, отвечающих по кар­точкам-заданиям или проходящим тестирование, должны быть одина­ковыми.


 


 

 

 


ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие.................................................. ..................................................................................... 3

РАЗДЕЛ 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Глава 1. Концептуальные положения профессионального обучения молодежи на современном этапе5

Глава 2. Задачи, содержание и процесс производственного обучения в учебных заведениях системы НПО .......... 9

2.1. Модель современного рабочего — основа учебно-воспитательного процесса9

2.2. Процесс производственного обучения и его специфические особенности11

2.3. Подходы к формированию и реализации задач по подготовке компетентных специалистов 13

2.4. Профессионально значимые качества личности, подготавливаемой к самостоятельной трудовой жизни 15

Глава 3. Историко-педагогический обзор развития трудового и профессионального обучения 19

3.1. Развитие трудового и профессионального обучения в России и зарубежных странах 19

3.2. Этапы развития отечественной системы профессионального обучения в XX веке 21

3.3. Комплексная программа по повышению уровня подготовки специалистов в свете реформы профессиональной школы 23

Глава 4. Общая характеристика профессионально-педагогической деятельности и требования к личности педагога профессионального обучения ...................................................... ...... 24

4.1. Содержание учебной деятельности мастера производствен­ного обучения 25

4.2. Содержание внеклассной деятельности педагога профессионального обучения 28

4.3. Личностные и профессиональные качества преподавателя ................................................................................ 30

 

Глава 5. Дидактические принципы профессионального обучения 32

5.1. Задачи подготовки квалифицированных специалистов для промышленности страны 5

1.1. Новое содержание профессионального обучения молодежи .... 7

1.2. Приоритеты подготовки рабочих в изменившихся социально- экономических условиях ...8

 

5.1. Классификация дидактических принципов и методические аспекты их применения............................................... 33

Глава 6. Системы производственного обучения 42

6.1. Появление и развитие различных систем профессиональной подготовки. Их сравнительный анализ 43

6.2. Критерии выбора системы при изменяющихся функциях труда............... 47

6.3. Характеристика инновационных технологий профес­сиональной подготовки 48

Глава 7. Методы производственного обучения 50

7.1. Общие понятия о методах производственного обучения и их классификация 51

7.2. Методы передачи и усвоения учебной информации, их характеристика 53

7.3. Методы контроля и самоконтроля знаний, умений и навыков 62

7.4. Методы активизации учебной деятельности.................................................. 64

Глава 8. Урок как основная форма организации профессионального обучения на первых этапах подготовки будущих рабочих 66

8.1. Основные типы уроков и их особенности................................................... 67

8.2. Структура занятия по производственному обучению.................. 71

8.3. Специальные формы уроков производственного обучения и методические особенности их проведения 74

8.4. Дидактические аспекты занятий производственного обучения......................................................... 78

РАЗДЕЛ II

ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

Глава 9. Организационные формы обучения 81

9.1. Классификация форм организации учебной работы............................................. 81

9.2. Содержание и составление графиков перемещения учащихся.......... 85

9.3. Формы организации труда мастеров производственного обучения.......................................................... 90

Глава 10. Планирование процесса производственного обучения ........................................................................ 92

10.1. Анализ учебного плана и сводно-тематического плана.................................. 93

10.2. Перспективно-тематическое планирование и его варианты 104

10.3. Содержание перечней учебно-производственных работ.......................... 108

10.4. Составление планов производственного обучения группы.. 114

10.5. Разработка учебно-технологической документации............ 117

10.6. Текущее планирование учебной работы с группой........................................ 119

Глава 11. Нормирование учебно-производственных работ 125

11.1. Цели и методы нормирования 126

11.2. Требования к нормированию. Определение ученической нормы времени 130

Глава 12. Педагогическое, правовое и материальное обеспечение производственного обучения 134

12.1. Содержание профессионального образования как педагогическая проблема........................... 135

12.2. Правовые аспекты оборудования учебных мастерских и организации рабочих мест учащихся 138

12.3. Требования к соблюдению санитарно-гигиенических норм в учебно-производственных помещениях 139

12.4. Обеспечение безопасных условий труда 147

12.5. Материально-техническое обеспечение учебно- воспитательного процесса 149

Глава 13. Нормативы материального, гигиенического и трудоохранного обеспечения учебного процесса 153

13.1. Нормативы учебных помещений для производственного обучения......... 154

13.2. Нормативы гигиенического обеспечения учебного процесса........... 158

13.3. Организация работы по охране труда при производ­ственном обучении.................. 161

Глава 14. Учет и отчетность мастера производственного обучения............................................................................. 164

14.1. Отчетность мастера производственного обучения................. 165

14.2. Учет выполнения учебных планов и программ..................................................... 166

14.3. Учет успеваемости учащихся и посещаемости занятий............................. 168

Глава 15. Дидактические средства производственного обучения 173

15.1. Функции дидактических средств 173

15.2. Классификация дидактических средств.......................................................... 174

15.3. Особенности применения отдельных дидактических средств 177

15.4. Современная оргтехника для учебного процесса.................................... 180

Глава 16. Методическая работа педагога профессионального обучения 182

16.1. Роль и значение методической работы.......................................................... 182

16.2. Структура и функции методической работы в учебном заведении системы НПО 183

РАЗДЕЛ III

ПРАКТИКУМ ПО КУРСУ «МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ»

Лабораторно-практические занятия 188

1. Дидактические функции лабораторных работ в системе под­готовки будущих педагогов профессионального обучения 188

2. Рекомендации по оформлению лабораторно-практических работ 189

3. Лабораторно-практические работы 191

Лабораторно-практическая работа № 1. Методика общей подготовки мастера к занятиям с группой. Изучение и анализ учебных программ 191

Лабораторно-практическая работа № 2. Изучение и анализ

методической и учебной литературы 194

Лабораторно-практическая работа № 3. Ознакомление с организацией и оборудованием учебно-производственных мастерских (учебных кабинетов) . 197

Лабораторно-практическая работа № 4. Перспективное планирование работы мастера. Составление перспективно- календарного плана 199

Лабораторно-практическая работа № 5. Определение учебно-воспитательных задач и целей урока 202

Лабораторно-практическая работа № 6. Разработка содер­жания и методика проведения вводного, текущего и заключительного инструктажей 204

Лабораторно-практическая работа № 7. Выбор опти­мальных методов проведения занятий....................................... 208

Лабораторно-практическая работа № 8. Подготовка мастера (преподавателя) к занятию. Текущее планиро­вание теоретических уроков. Составление плана-конспекта занятия производственного обучения 210

Лабораторно-практическая работа № 9. Составление технологических и инструкционных карт на изготовление деталей, узлов и их элементов. Разработка карточек- заданий 218

Лабораторно-практическая работа № 10. Методика анализа занятий и планов-конспектов 220

Лабораторно-практическая работа № 11. Разработка тестов для оценки и контроля качества производствен­ного обучения учащихся 224

4. Методические рекомендации по проведению лабора­торно-практических работ № 12—25 228

Курсовая работа по методике профессионального обучения 233

1. Основные задачи и цели курсовой работы................................................................. 233

2. Выбор темы курсовой работы и ее структура...................................................... 235

2.1. Задание по второму варианту методической части курсовой работы 238

2.2. Анализ материальной базы профессионального обучения................. 240

3. Оформление пояснительной записки 244

4. Особенности выполнения приложений к курсовой работе 246

5.Защита курсовых работ.. ;. 247

Педагогическая практика ..... ......... ....... 248

1. Задачи и содержание педагогической практики ..248

2. Содержание учебной работы 251

3. Содержание подготовки практиканта к уроку 255

4. Воспитательная работа во время педагогической практики 259

5. Психологическое обеспечение педагогической практики 263

Заключение......................... 267

Список литературы............................ 268

Приложения......................................... 271

 


Учебное издание

Кругликов Григорий Исаакович

Методика профессионального обучения с практикумом

Учебное пособие

Редактор В.К.Лобачев Ответственный редактор К Б. Чистякова Технический редактор О.С.Александрова Компьютерная верстка: Л. М. Беляева Корректоры Э. Г. Юрга, О. Н. Тетерина

Изд. № 102107007. Подписано в печать 06.02.2007. Формат 60x90/16. Гарнитура «ТаЙмо. Печать офсетная. Бумага тип. № 2. Усл. печ. л. 18,0. Тираж 2000 экз. Заказ №18491

Издательский центр «Академия», www.academia-moscow.ru

Санитарно-эпидемиологическое заключение N° 77.99.02.953Д.004796.07.03 от 20.07.2004. 117342, Москва, ул. Бутлерова, 17-Б, к. 360. Тел./факс: (495)330-1092, 334-8337.

Отпечатано в ОАО «Саратовский полиграфический комбинат», www.sarpk.ru 410004, г. Саратов, ул. Чернышевского, 59.


[1] Для рекомендаций учащимся по внеклассному чтению можно с успехом использовать перечень литературы, который приводится в разделе «Заниматель­ная библиография», публикующемся практически в каждом номере журнала «На­ука и жизнь».

[2]Примечание. Студент сам, по согласованию с преподавателем, выбирает тему занятия, которое будет зачетным. Тогда все последующие лабораторно-практи­ческие работы будут носить целенаправленный конкретный характер. То есть, выполняя работы, студент поэтапно обеспечивает подготовку своего урока.

[3] Предлагаемая методика прошла многолетнюю апробацию в К ГУ. Но она не является догмой. Каждый вуз вправе вносить свои коррективы с учетом местных условий.

[4] В разделе использованы материалы, подготовленные докторантом Курского государственного университета М.И.Пашковой.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.