4. Примеры дат, которые известны абсолютно точно.
4. Примеры дат, которые известны абсолютно точно. а) Достоверно известно, что наш пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, как и двое его сподвижников Абу Бакр и Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, скончались в возрасте шестидесяти трех лет. 1. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, скончался в понедельник до полудня двенадцатого числа месяца раби аль-авваль одиннадцатого года хиджры. 2. Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, скончался в месяце джумада-ль-уля тринадцатого года хиджры. 3. Умар, да будет доволен им Аллах, скончался в месяце зу-ль-хиджжа двадцать третьего года хиджры. 4. Усман, да будет доволен им Аллах, был убит в месяце зу-ль-хиджжа тридцать пятого года хиджры. По одним данным, ему было восемьдесят два года, а по другим – девяносто лет. 5. Али, да будет доволен им Аллах, был убит в месяце рамадан сорокового года хиджры в возрасте шестидесяти трех лет. б) Два сподвижника прожили по сто двадцать лет, шестьдесят из которых – в эпоху джахилийи и шестьдесят – после возникновения ислама. Оба они скончались в Медине в пятьдесят четвертом году хиджры. Этими сподвижниками были: 1. Хаким бин Хизам. 2. Хассан бин Сабит. в) Даты рождения и смерти основателей четырех мазхабов: 1. Ан-Ну‘ман бин Сабит (Абу Ханифа) – 80 - 150 гг. хиджры. 2. Малик бин Анас – 93 - 179 гг. хиджры. 3. Мухаммад бин Идрис аш-Шафи‘и – 150 - 204 гг. хиджры. 4. Ахмад бин Ханбаль – 164 - 241 гг. хиджры. г) Даты рождения и смерти составителей самых надежных сборников хадисов: 1. Мухаммад бин Исмаил аль-Бухари – 194 - 256 гг. хиджры. 2. Муслим бин аль-Хаджжадж ан-Найсабури – 204 - 261 гг. хиджры. 3. Абу Дауд ас-Сиджистани – 202 - 275 гг. хиджры.
4. Абу Иса ат-Тирмизи* – 209 - 279 гг. хиджры. 5. Ахмад бин Шу‘айб ан-Наса’и – 214 - 303 гг. хиджры. 6. Ибн Маджа (аль-Казвини) – 207 - 275 гг. хиджры. *[Мнения о годе рождения ат-Тирмизи расходятся. В большинстве случаев историки не приводят указаний на год, указывая лишь на то, что он родился в первом десятилетии III века хиджры. Вместе с тем некоторые другие, например комментатор “Шама’иль” Мухаммад бин Касим Джасус, указывает, что он родился в 209 г. х. См.: Т. 1, стр. 4].
5. Наиболее известные сочинения на эту тему. а)Книга под названием “Вафайат” мухаддиса из Дамаска Ибн Забра Мухаммада бин Убайдуллаха ар-Риб’и, умершего в 379 году хиджры. Все даты в ней приводятся в хронологическом порядке. б)Различные дополнения к вышеупомянутой книге, среди которых можно отметить труды аль-Каттани, аль-Акфани, аль-‘Ираки и некоторых других ученых.
5. Знание о разрядах улемов и передатчиков.
1. Определение слова “разряд” (табака). а) Это слово используется для обозначения группы людей, которых объединяет между собой сходство по определенным признакам. б) В качестве термина слово “табака” служит для обозначения людей, которые близки друг к другу по возрасту и по месту в иснаде или же только по месту в иснаде. [См.: “Тадриб ар-рави”, т. 2, стр. 381]. Понятие «близость в иснаде» подразумевает собой, что шейхи того или иного человека в то же время являются и шейхами другого или же что они были близки друг к другу по возрасту, а в иснадах приводимых ими хадисов упоминались имена почти одних и тех же передатчиков.
2. В чем состоит польза знания об этом? а) Среди прочего знание о разрядах улемов и передатчиков позволяет избежать путаницы в тех случаях, когда дело касается таких передатчиков, чьи имена или куньи подобны друг другу, ведь может случиться так, что в результате полного сходства двух имен одного человека примут за другого. Избежать подобного и помогает знание о разрядах.
б) Знание об этом позволяет понять, в чем состоит цель передачи сообщения со слов ряда лиц (‘ан‘ана).
3. Может быть и так, что по одним признакам два передатчика относятся к одному и тому же разряду, а по другим – к двум разным разрядам. В пример можно привести Анаса бин Малика и подобных ему людей из числа малолетних сподвижников. Они принадлежат к тому же разряду, что и десять сподвижников, услышавших радостную весть о рае, в том смысле, что все эти люди относятся к числу сподвижников, так как если принимать в расчет только это, то к одному и тому же разряду принадлежат все сподвижники вообще. Если же учитывать то, что одни люди принимали ислам раньше других, то сподвижников в целом следует относить к более чем десяти разрядам, о чем уже говорилось в разделе “Знание о сподвижниках”, тогда как Анаса и ему подобных к тому разряду, в который входят вышеупомянутые десять сподвижников, отнести нельзя.
4. Что входит в обязанности занимающегося наукой о разрядах? Человек, занимающийся этой наукой, обязан знать даты рождения и смерти передатчиков и быть осведомленным о том, с чьих слов передавали хадисы они, и о том, кто передавал хадисы со слов этих передатчиков.
5. Наиболее известные сочинения на эту тему: а) “Ат-табакат аль-кубра” Ибн Са‘да. б) “Табакат аль-курра’” Абу Амра ад-Дани. в) “Табакат аш-шафи‘ийа аль-кубра” Абд аль-Ваххаба ас-Субки. г) “Тазкират аль-хуффаз” аз-Захаби.
6. Знание о достойных доверия и слабых передатчиках.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|