Непонятные слова хадисов (гариб аль-хадис).
Непонятные слова хадисов (гариб аль-хадис).
1. Определение. а) Слово “гариб” означает “далекий от своих родственников”, но в данном случае имеются в виду неясные по смыслу слова и фразы. б) В качестве термина слово «гариб» используется для обозначения попадающихся в матнах хадисов слов и выражений, которые в силу своей малоупотребительности являются малопонятными.
2. Важность и трудность этой науки. Быть неосведомленным в этой науке не к лицу мухаддису, однако постижение ее связано с немалыми трудностями, так пусть же тот, кто займется этим, прилагает все возможные усилия и из страха перед Аллахом не дает словам своего пророка, да благословит его Аллах и приветствует, таких толкований, которые основываются на предположениях, что же касается наших предшественников, то они проявляли в этом величайшую осмотрительность.
3. Наилучшее толкование малопонятных фраз. Лучшим объяснением встречающихся в хадисах малопонятных выражений может служить толкование, которое приводится в другой версии данного хадиса. В пример можно привести тот хадис, в котором со слов Имрана бин Хусайна, да будет доволен им Аллах, сообщается, что относительно молитвы больного пророком, да благословит его Аллах и приветствует, было сказано следующее: «Молись стоя; если не сможешь, то(молись) сидя, а если не сможешь, то(молись лежа)на боку». [Аль-Бухари]. Толкованием слов пророка, да благословит его Аллах и приветствует, «на боку» может служить хадис, передаваемый со слов Али, да будет доволен им Аллах, где сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «…на своем правом боку лицом по направлению к кибле». [Этот хадис приводится в “Сунан” ад-Даракутни].
4. Наиболее известные сочинения на эту тему: а) “Гариб аль-хадис” Абу Убайда аль-Касима бин Салляма. б) “Ан-нихайа фи гариб аль-хадис ва-ль-асар” Ибн аль-Асира. Это сочинение является наилучшим из сочинений такого рода. в) “Ад-дурр ан-насир” ас-Суйути. Эта книга является кратким изложением предыдущей. г) “Аль-фа’ик” аз-Замахшари.
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ: Правила передачи.
Тема первая: этика поведения мухаддиса. Тема вторая: этика поведения изучающего хадисы. 1. Этика поведения мухаддиса.
1. Введение. Поскольку изучение и передача хадисов относятся к числу наилучших средств приближения к Аллаху Всевышнему и наиболее достойных занятий, мухаддисы, которые занимаются этим и распространяют хадисы среди людей, должны отличаться наилучшими нравственными качествами, служа живым примером того, чему они учат других, и применяя то, что они велят делать другим, прежде всего к самим себе.
2. О том, что прежде всего должно быть присуще мухаддису. а) Он должен стремиться к тому, чтобы намерения его были искренними, и очищать сердце от таких мирских устремлений, как любовь к главенству или славе. б) Основной заботой мухаддиса должно быть распространение хадисов и доведение до сведения людей слов посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в стремлении к великой награде Аллаха. в) Он не должен передавать хадисы в присутствии более знающих мухаддисов или тех из них, которые старше его по возрасту. г) Он должен направлять задающего ему какие-либо вопросы о хадисах к другому, если ему известно, что у этого другого имеется такой хадис. [Так часто поступали сподвижники, да будет доволен ими Аллах, которые считали, что их товарищи являются более знающими, чем они сами].
д) Он не должен отказываться от передачи хадиса другому человеку в силу того, что намерения этого человека являются неправильными, так как необходимо надеяться на то, что они исправятся. е) Он должен посещать собрания мухаддисов для того, чтобы диктовать хадисы и обучать им других, так как это является высшей степенью передачи.
3. О том, что желательно сделать, если мухаддис пожелает посетить собрание с целью диктовки хадисов. а) Желательно совершить омовение, умаститься благовониями и расчесать бороду. б) В знак уважения к хадисам посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, желательно сидеть спокойно и с достоинством. в) Желательно уделять внимание всем присутствующим, никого не выделяя за счет других. г) Желательно начинать и завершать такие встречи хвалой Аллаху Всевышнему, благопожеланиями пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и обращениями к Аллаху с приличествующими подобному случаю мольбами. д) Желательно не касаться того, что недоступно разуму присутствующих, и не говорить о таких аспектах хадисов, которые будут им непонятны. е) Желательно завершать диктовку хадисов забавными рассказами для того, чтобы дать отдохнуть сердцам и разогнать скуку. 4. С какого возраста мухаддису следует приниматься за передачу хадисов? Мнения на этот счет расходятся. а) Одни говорили, что это следует делать, начиная с пятидесяти лет, другие - что с сорока. Высказывались и другие мнения. б) Правильное мнение состоит в том, что это следует начинать делать тогда, когда он будет к этому готов, а другие станут нуждаться в его знаниях, независимо от возраста.
5. Наиболее известные сочинения на эту тему: а) “Аль-джами‘ ли-ахляк ар-рави ва адаб ас-сами‘” аль-Хатиба аль-Багдади. б) “Джами‘ байан аль-‘ильм ва фадли-хи ва ма йанбаги фи ривайати-хи ва хамли-хи” Ибн Абд аль-Барра.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|