Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Непонятные слова хадисов (гариб аль-хадис).




Непонятные слова хадисов (гариб аль-хадис).

 

1. Определение.

а) Слово “гариб” означает “далекий от своих родственни­ков”, но в данном случае имеются в виду неясные по смыслу слова и фразы.

б) В качестве термина слово «гариб» используется для обо­значения попадающихся в матнах хадисов слов и выражений, которые в силу своей малоупотребительности являются мало­понятными.

 

2. Важность и трудность этой науки.

Быть неосведомленным в этой науке не к лицу мухаддису, однако постижение ее связано с немалыми трудностями, так пусть же тот, кто займется этим, прилагает все возможные уси­лия и из страха перед Аллахом не дает словам своего проро­ка, да благословит его Аллах и приветствует, таких толкований, которые основываются на пред­положениях, что же касается наших предшественников, то они проявляли в этом величайшую осмотрительность.

 

3. Наилучшее толкование малопонятных фраз.

Лучшим объяснением встречающихся в хадисах малопонят­ных выражений может служить толкование, которое приводит­ся в другой версии данного хадиса. В пример можно привести тот хадис, в котором со слов Имрана бин Хусайна, да будет доволен им Аллах, сообщается, что относительно молитвы больного пророком, да благословит его Аллах и приветствует, было сказано следующее: «Мо­лись стоя; если не сможешь, то(молись) сидя, а если не смо­жешь, то(молись лежа)на боку». [Аль-Бухари].

Толкованием слов пророка, да благословит его Аллах и приветствует, «на боку» может слу­жить хадис, передаваемый со слов Али, да будет доволен им Аллах, где сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «…на сво­ем правом боку лицом по направлению к кибле». [Этот хадис приводится в “Сунан” ад-Даракутни].

 

4. Наиболее известные сочинения на эту тему:

а) “Гариб аль-хадис” Абу Убайда аль-Касима бин Салляма.

б) “Ан-нихайа фи гариб аль-хадис ва-ль-асар” Ибн аль-Аси­ра. Это сочинение является наилучшим из сочинений такого рода.

в) “Ад-дурр ан-насир” ас-Суйути. Эта книга является крат­ким изложением предыдущей.

г) “Аль-фа’ик” аз-Замахшари.

 

 

 

 

РАЗДЕЛ ВТОРОЙ: Правила передачи.

 

Тема первая: этика поведения мухаддиса.

Тема вторая: этика поведения изучающего хадисы.

1. Этика поведения мухаддиса.

 

1. Введение.

Поскольку изучение и передача хадисов относятся к числу наилучших средств приближения к Аллаху Всевышнему и наиболее достойных занятий, мухаддисы, которые занимаются этим и распространяют хадисы среди людей, должны отличаться на­илучшими нравственными качествами, служа живым примером того, чему они учат других, и применяя то, что они велят делать другим, прежде всего к самим себе.

 

2. О том, что прежде всего должно быть присуще мухаддису.

а) Он должен стремиться к тому, чтобы намерения его бы­ли искренними, и очищать сердце от таких мирских устремле­ний, как любовь к главенству или славе.

б) Основной заботой мухаддиса должно быть распростра­нение хадисов и доведение до сведения людей слов посланни­ка Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в стремлении к великой награде Аллаха.

в) Он не должен передавать хадисы в присутствии более знающих мухаддисов или тех из них, которые старше его по возрасту.

г) Он должен направлять задающего ему какие-либо вопро­сы о хадисах к другому, если ему известно, что у этого другого имеется такой хадис. [Так часто поступали сподвижники, да будет доволен ими Аллах, которые считали, что их товарищи являются более знающими, чем они сами].

д) Он не должен отказываться от передачи хадиса другому человеку в силу того, что намерения этого человека являются неправильными, так как необходимо надеяться на то, что они исправятся.

е) Он должен посещать собрания мухаддисов для того, что­бы диктовать хадисы и обучать им других, так как это является высшей степенью передачи.

 

3. О том, что желательно сделать, если мухаддис пожелает посетить собрание с целью диктовки хадисов.

а) Желательно совершить омовение, умаститься благовони­ями и расчесать бороду.

б) В знак уважения к хадисам посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, желательно сидеть спокойно и с достоинством.

в) Желательно уделять внимание всем присутствующим, ни­кого не выделяя за счет других.

г) Желательно начинать и завершать такие встречи хвалой Аллаху Всевышнему, благопожеланиями пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и обращениями к Аллаху с приличествующими подобному слу­чаю мольбами.

д) Желательно не касаться того, что недоступно разуму присутствующих, и не говорить о таких аспектах хадисов, ко­торые будут им непонятны.

е) Желательно завершать диктовку хадисов забавными рас­сказами для того, чтобы дать отдохнуть сердцам и разогнать скуку.

4. С какого возраста мухаддису следует приниматься за передачу хадисов?

Мнения на этот счет расходятся.

а) Одни говорили, что это следует делать, начиная с пяти­десяти лет, другие - что с сорока. Высказывались и другие мнения.

б) Правильное мнение состоит в том, что это следует начи­нать делать тогда, когда он будет к этому готов, а другие ста­нут нуждаться в его знаниях, независимо от возраста.

 

5. Наиболее известные сочинения на эту тему:

а) “Аль-джами‘ ли-ахляк ар-рави ва адаб ас-сами‘” аль-Хати­ба аль-Багдади.

б) “Джами‘ байан аль-‘ильм ва фадли-хи ва ма йанбаги фи ривайати-хи ва хамли-хи” Ибн Абд аль-Барра.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...