2. Этика поведения изучающего хадисы.
2. Этика поведения изучающего хадисы.
1. Введение. Под этикой поведения изучающего хадисы подразумевается соблюдение определенных правил поведения и обладание достойными нравственными качествами, что должно соответствовать высокому достоинству искомого им знания, которое заключают в себе хадисы посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Некоторые из этих правил являются общими как для изучающего хадисы, так и для мухаддиса, другие же должен соблюдать только изучающий хадисы.
2. Правила, являющиеся общими как для изучающего хадисы, так и для мухаддиса: а) Оба они должны стремиться к тому, чтобы сделать свои намерения правильными и стремиться к знанию только ради Аллаха Всевышнего. б) Оба они должны опасаться осуществлять свои поиски ради достижения мирских целей. Абу Дауд и Ибн Маджа приводят хадис, в котором со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Стремившийся к приобретению(такого)знания, которого(следует искать)ради лика Всемогущего и Великого Аллаха*, только для того, чтобы благодаря(этому знанию)добиться осуществления какой-нибудь из мирских целей, в День воскресения не ощутит благоухания рая». *[Иначе говоря, стремясь благодаря этому снискать благоволение Аллаха]. в) Оба они должны на практике применять то, о чем знают из хадисов. 3. Правила, которые должен соблюдать только изучающий хадисы: а) Он должен молить Аллаха Всевышнего о том, чтобы Аллах оказывал ему содействие, направлял на правильный путь и облегчал для него правильную передачу и понимание хадисов.
б) Он должен полностью отдаваться этому делу и не жалеть ради него никаких сил. в) Он должен начинать слушать хадисы у тех шейхов своего города или селения, которые передают хадисы с наилучшими иснадами и являются наиболее знающими и приверженными религии. г) Он должен почитать своего шейха и тех, кто его слушает, в знак уважения к этой науке и тому, что приносит пользу. Кроме того, он должен стремиться заслужить благосклонность шейха и не терять терпения в том случае, если шейх станет проявлять суровость по отношению к нему. д) Он должен направлять других искателей знания к тому, чего он смог достичь сам, ничего от них не скрывая, ведь сокрытие знания является порицаемым делом, которым занимаются только невежественные искатели, а цель поисков знания состоит в его распространении. е) Ни стыдливость, ни высокомерие не должны мешать ему стремиться к слушанию хадисов и приобретению знания даже у тех, кто младше его по возрасту или занимает более низкое положение. ж) Он не должен ограничиваться одним только слушанием и записыванием хадисов, не понимая их смысла, так как в противном случае все его усилия пропадут даром. з) Прежде всего изучающий хадисы должен заняться слушанием хадисов обоих “Сахихов”, затем перейти к “Сунан” Абу Дауда, ат-Тирмизи и ан-Наса’и, затем перейти к “Ас-сунан аль-кубра” аль-Байхаки, а затем, если потребуется, заняться таким сборниками как “Муснад” Ахмада, “Аль-Муватта” Малика и “‘Иляль” ад-Даракутни. Кроме того, ему следует изучить сочинения, в которых приводятся все необходимые сведения о передатчиках хадисов, например «Ат-тарих аль-кабир» аль-Бухари, «Аль-джарх ва-т-та‘диль» Ибн Абу Хатима, книгу Ибн Макуля, а также сочинение Ибн аль-Асира «Ан-Нихайа», посвященное малоупотребительным фразам хадисов.
ГЛАВА 4 Иснад и то, что с ним связано.
1. Знание о передатчиках.
1. Знание о сподвижниках. 2. Знание о последователях. 3. Знание дат рождения и смерти передатчиков. 4. Знание о разрядах улемов и передатчиков. 5. Знание о достойных доверия и слабых передатчиках. 6. Знание о местах рождения передатчиков и тех странах, где они жили.
2. Знание о сподвижниках.
1. Определение сподвижника (сахаби). а) Слово “сахаба” является масдаром в значении “сухба” (общение), и от него образованы слова “сахаби” и “сахиб” (мн. число – “асхаб” или “сахб”). Слово “сахаба” часто используется в значении “асхаб”. б) В качестве термина слово “сахаби” используется для обозначения такого человека, который встречался с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, являясь мусульманином, и умер в исламе, даже если этому предшествовало вероотступничество. [Мнения относительно того, следует ли считать сподвижниками и тех, кто отрекался от веры, а потом вновь вернулся к исламу, расходятся, но, как считает большенство улемов, такие люди относятся к числу сподвижников].
2. Важность и польза знания о сподвижниках. Знание о сподвижниках является важным и полезным видом знания. Среди прочего полезность его заключается в том, что оно позволяет отличать друг от друга хадисы с непрерывными иснадами от тех, в иснадах которых есть разрыв.
3. Благодаря чему можно узнать о том, что человек относился к числу сподвижников? Указанием на это может служить один из пяти нижеперечисленных признаков. а) Многочисленность указывающих на это сообщений. Речь идет о таких сподвижниках как Абу Бакр ас-Сиддик, Умар бин аль-Хаттаб и остальных из числа тех десяти, которым была возглашена радостная весть о рае. б) Известность, которой пользовались такие сподвижники как Димам бин Са‘ляба или ‘Уккяша бин Михсан. в) Сообщение об этом одного из сподвижников. г) Сообщение об этом одного из заслуживающих доверия последователей. д) Сообщение сподвижника о самом себе, если он известен своей справедливостью, а то, на что он претендует могло иметь место. [Имеются в виду такие случаи, когда кто-либо называл себя сподвижником не позже чем через сто лет после смерти пророка, да благословит его Аллах и приветствует, что же касается слов тех, кто причислял себя к сподвижникам в более позднее время, то подобные заявления являются неприемлемыми. В пример можно привести Ратана аль-Хинди, который заявлял о том, что является сподвижником пророка, да благословит его Аллах и приветствует, через шестьсот лет после переселения (хиджры). В действительности же этот человек являлся просто лживым старцем, как называет его аз-Захаби в “Аль-Мизан”, т. 2, стр. 45].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|