Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

8. Виджада (обнаружение)الوِجادَة.




8. Виджада (обнаружение)ا ل و ِ ج ا د َ ة.

Это слово является масдаром от глагола “ваджада” (нахо­дить).

а) Имеется в виду такой случай, когда ученик, знающий по­черк шейха, находит записанные его рукой хадисы, которые этот шейх передает, однако сам он его не слушал и не получал от него разрешения на передачу хадисов.

б) Суждение о передаче хадиса путем обнаружения: передача хадиса путем обнаружения подобна передаче хади­сов, относящихся к категории “мункати‘”*, однако в этом есть и нечто общее с передачей тех хадисов, иснады которых яв­ляются непрерывными.

*[Имеется в виду такой хадис, иснад которого имеет разрыв любого рода].

в) Обороты речи, используемые при передаче хадиса путем распоряжения:

При передаче такого хадиса передатчик, обнаруживший его, говорит: «Я обнаружил запись, сделанную рукой такого-то, относительно того-то…», или: «…прочитал запись, сделан­ную рукой такого-то, относительно того-то…», после чего при­водит иснад и матн хадиса.

3. Письменная фиксация хадисов, точность их запоминания и записи и виды сборников хадисов.

 

[Я рассматриваю эту тему вкратце, поскольку многие правила записи хади­сов и внесения соответствующих поправок в наше время относятся к числу функций исследователей и издателей, деталями же занимаются специалисты в этой области, которым известно, какими терминами и оборотами речи пользовались мухаддисы, являвшиеся авторами соответсвующих рукописей].

 

1. Суждение о письменной фиксации хадисов.

Наши предшественники из числа сподвижников и последо­вателей высказывали различные мнения относительно записи хадисов.

а) Сначала некоторые из них выступали против этого. К числу их относились такие люди как Ибн Умар, Ибн Мас‘уд и Зайд бин Сабит, да будет доволен ими Аллах.

б) Некоторые другие считали это допустимым. К числу их относились такие люди как Абдуллах бин Амр, Анас, Умар Ибн Абд аль-Азиз и большинство сподвижников, да будет до­волен ими Аллах.

в) В дальнейшем все они сошлись на том, что записывать хадисы разрешается, и разногласий больше не возникало, ведь если бы хадисы не записывались, то в более поздние века, что в особой мере касается нашего века, они бы просто исчезли.

 

2. Причина разногласий в суждениях относительно письменной фиксации хадисов.

Причиной вышеупомянутых разногласий послужило наличие хадисов, противоречивших друг другу в том смысле, что в неко­торых из них записи делать разрешалось, а в некоторых других – запрещалось. К числу их относятся нижеследующие хадисы:

а) Хадис, в котором содержится запрещение: Муслим приводит хадис, в котором сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не записывайте за мной ничего, кроме (аятов) Корана, что же касается записавшего за мной что-либо помимо (аятов) Ко­рана, пусть он сотрет это».

б) Хадис, в котором содержится разрешение: Аль-Бухари и Муслим приводят хадис, в котором сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:  

«Запишите (это) для Абу Шаха». Известны и другие хадисы, в которых говорится о позволительности ведения записей, в том числе тот хадис, где сообщается, что разрешение делать это было дано пророком, да благословит его Аллах и приветствует, Абдуллаху бин Амру, да бу­дет доволен им Аллах.

 

3. Объединение хадисов, позволяющих и запрещающих делать записи.

Улемы объединяли между собой хадисы, позволяющие и запрещающие делать записи, несколькими путями.

а) Некоторые из них говорили, что разрешение записы­вать хадис давалось в том случае, когда были основания опа­саться, что человек может забыть услышанное, а запрещалось делать это тем, кто точно ничего бы не забыл, но мог впасть в самоуспокоенность, сделав запись, но не запомнив записанное

б) Другие говорили что запрещение было связано с опа­сениями относительно того, что хадисы смешаются с Кораном, когда же причин опасаться этого больше не стало, запрещение было отменено.

 

4. Что входит в число обязанностей человека, записывающего хадис?

Человек, который записывает хадис, должен сосредоточить все свои усилия на точной записи его по форме и правильном проставлении всех необходимых точек для того, чтобы исклю­чить все неясности, особенно в тех случаях, когда дело каса­ется имен собственных, поскольку ни предшествующие им, ни последующие слова никак не способствуют правильному их прочтению. Почерк переписчика должен быть ясным и соответ­ствовать общеизвестным правилам, и сам он не должен поль­зоваться какими-то особыми и понятными только ему термина­ми. Он обязан записывать все благопожеланияния пророку, да благословит его Аллах и приветствует, не испытывая скуку от повторения и не ограничива­ясь тем, что написано в оригинале, если там нет традиционно­го благопожелания. То же самое касается и слов восхваления Аллаха Всевышнего, слава Ему, наподобие слов «Всемогущий и Великий», а также слов «да будет доволен им Аллах» и «да помилует его Аллах», когда встречаются упоминания о спод­вижниках и улемах. Нежелательно ограничиваться упоминани­ями только о пожеланиях благословений или только о пожела­ниях мира пророку, да благословит его Аллах и приветствует, как нежелательно и обозначать их различными условными обозначениями наподобие “, .., ”, а переписчик должен записывать эти слова полностью.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...