1. Определение достойного доверия (сика) и слабого (да‘иф).
1. Определение достойного доверия (сика) и слабого (да‘иф). а) Достойным доверия является тот, на кого можно положиться. Слово “слабый” (да‘иф) является антонимом слова “сильный” (кави). Слабым человек может быть как в прямом, так и в переносном смысле слова. б) В качестве термина слово “сика” используется для обозначения отличающегося справедливостью и точностью передатчика, а слово “да‘иф” является общим обозначением каждого из тех, кому давали отвод по причине неточности или несправедливости.
2. Важность и польза этого вида знания. Знание о достойных доверия и слабых передатчиках относится к числу важнейших видов наук о хадисах, поскольку благодаря ему достоверный хадис можно отличить от слабого.
3. Наиболее известные сочинения на эту тему и их виды. а) Сочинения, посвященные только достойным доверия передатчикам. В пример можно привести книгу под названием “Ас-сикат” Ибн Хиббана и книгу с таким же названием, автором которой является аль-‘Иджли. б) Сочинения, посвященные только слабым передатчикам. Таких сочинений существует очень много. В пример можно привести разные книги под одним и тем же названием “Ад-ду‘афа’”, авторами которых являются аль-Бухари, ан-Наса`и, аль-‘Укайли и ад-Даракутни. К числу их относятся также такие книги как “Аль-камиль фи-д-ду‘афа’” Ибн Ади и “Аль-мугни фи-д-ду‘афа’” аз-Захаби. в) Сочинения, посвященные как достойным доверия, так и слабым передатчикам. Подобных сочинений также существует много. В пример можно привести “Тарих аль-Бухари аль-кабир” аль-Бухари и “Аль-джарх ва-т-та‘диль” Ибн Абу Хатима, в которых говорится о предатчиках хадисов в общем. В других книгах говорится только о некоторых сборниках хадисов, примером чего может служить “Аль-камаль фи асма’ ар-риджаль” Абд аль-Гани аль-Макдиси, а также многочисленные дополнения к этому сочинению, наподобие трудов аль-Миззи, аз-Захаби, Ибн Хаджара и аль-Хазраджи.
7. Знание о том, откуда родом были передатчики хадисов.
1. В чем состоит цель исследований на эту тему? Цель подобных исследований состоит в установлении тех регионов и городов, где родились или жили передатчики хадисов.
2. Какую пользу приносит знание об этом? Среди прочего это позволяет отличить друг от друга двух передатчиков с одинаковыми именами в том случае, если они родились или жили в разных местах. В таких сведениях среди прочих нуждались и лучшие мухаддисы, использовавшие их в своей деятельности и своих сочинениях.
3. С чем связывают происхождение арабов и неарабов? а) В старые времена происхождение арабов определялось по принадлежности к их племенам, поскольку в большинстве своем они являлись бедуинами и вели кочевой образ жизни, и их связь с племенем была прочнее связи с каким-то определенным местом. Однако после возникновения ислама большинство их переселилось в города и селения, и происхождение их стало определяться по тому месту, откуда они были родом и где жили. б) Что же касается неарабов, то их происхождение издавна определялось по стране и месту жительства.
4. Как определялось происхождение тех, кто покидал свою страну? а) Если мухаддис желает объединить в нисбе [так называемое имя, относительное, которое указывающее на место рождения или жительства человека] и старое, и новое место жительства, пусть начинает с первого города, а потом указывает тот город, куда передатчик переехал впоследствии, отделив одно от другого словом “сумма” (впоследствии). Таким образом, если необходимо указать нисбу передатчика, родившегося в Халебе, но потом переехавшего в Медину, следует сказать «нисба такого-то – аль-Халяби, впоследствии аль-Мадани», и этого правила придерживалось большинство мухадиисов.
б) Если же мухаддис не желает объединить в нисбе и старое, и новое место жительства, пусть указывает на то из них, какое пожелает, однако подобных случаев было немного.
5. К чему следует относить свое происхождение человеку, который, жил в селении, относящемуся к какому-нибудь городу? а) Он волен отнести свое происхождение к этому селению. б) Он волен отнести свое происхождение к тому городу, к которому относилось данное селение. в) Он волен отнести свое происхождение и к той области, к которой относится данный город. Так, например, если человек происходит из селения аль-Баб, относящегося к городу Халеб, который находится в Шаме, то мухаддис может сказать: «Нисба такого-то – аль-Баби», или: «Нисба такого-то – аль-Халяби», или: «Нисба такого-то – аш-Шами».
6. Сколько должен был прожить человек где-либо, чтобы нисба его была связана с этим местом? Абдуллах бин аль-Мубарак указывал, что для этого ему надо было прожить там четыре года.
7. Наиболее известные сочинения на эту тему: а) К числу сочинений такого рода можно отнести книгу ас-Сам‘ани под названием “Аль-ансаб”, так как в ней указывается на принадлежность людей к тем или иным странам и прочим местам. б) Страны и города, где жили передатчики хадисов, часто упоминаются в книге “Ат-табакат аль-кубра” Ибн Са‘да. На этом моя книга благодаря содействию Аллаха завершается, да благословит Аллах и да приветствует нашего пророка Мухаммада, его семейство и всех его сподвижников, и хвала Аллаху, Господу миров.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|