Глава 13 Ролевая модель «морализатор»
Домашнее задание 1. Включите метасообщение «психолога». Представьте себя врачом-психиатром, который владеет всеми тайнами психики. 2. Войдите в это состояние и попробуйте использовать присущие ему лингвистические конструкции. 3. Отследите состояния замешательства у собеседника или, возможно, раздраженности, агрессии. Глава 13 Ролевая модель «морализатор» Пожалуй, самыми сильными мотиваторами в человеческой жизни являются мораль и нравственность. Принято считать, что во имя высших человеческих ценностей, во имя группы людей нужно жертвовать личными благами. И если ты не отказываешься от благ, от своих желаний, то твои эгоистичные цели порицаются обществом. И напротив, морально-этические нормы и правила возводятся в абсолют и закрепляются в светской жизни в виде этики – науки о морали и нравственности – и, конечно же, в религиях как идея отказа от благ во имя служения Богу. Все это красной нитью проходит через весь человеческий опыт. И конечно, этим можно пользоваться и в манипуляции. Из этой главы мы: • узнаем о нейробиологических основах происхождения морали и нравственности; • рассмотрим основные манипулятивные приемы с данным подтекстом; • научимся отслеживать такие приемы и противостоять им. Существует определенная этическая норма, согласно которой эгоистические действия, приносящие вред ближним, вызывают порицание, а альтруистические действия, приносящие ближним пользу, – одобрение. С течением времени, когда связь между альтруизмом и одобрением твердо установлена и закреплена наследственной передачей, отношение к пользе и вреду забывается и эгоизм порицается сам по себе, безотносительно чего бы то ни было, точно так же, как альтруизм безотносительно одобряется. Это различие эгоизма и альтруизма и различную оценку их чувствам стараются внедрить детям, у которых благодаря повторению и наказанию устанавливается неразрывная ассоциация между эгоизмом, злом и их порицанием и альтруизмом, добром и их одобрением. Благодаря прочности установившейся ассоциации людям кажется, что связь установлена не ими, а существовала века и иной быть не может.
В действительности эти два явления, то есть альтруистическое действие и его одобрение, нужно различать, ибо они имеют различный источник. Альтруизм есть нечто унаследованное человеком от его предков, одобрение же свойственно лишь известной ступени культурного развития и вошло благодаря наследственности в привычку. Эгоизм есть также нечто прирожденное; его порицание возникло одновременно с одобрением альтруистического действия и точно так же вошло в привычку. Тот, кто привык одобрять в других альтруизм и порицать эгоизм, невольно перенесет эту оценку и на свои действия и вместе с тем будет испытывать чувство самоудовлетворения, раскаяния и угрызения, причем самоудовлетворенность непосредственно будет сопряжена с действием, а раскаяние и мучения будут следовать за совершенными уже эгоистическими поступками. Таким образом возникают и развиваются явления, которые мы называем совестью. Исходя из вышесказанного и понимая, что это глубинный и импринтный опыт человечества, на эти ценности мы можем влиять, понижая и истощая эмоциональные ресурсы за столом переговоров. Самый простой вариант – навешивание ярлыка «эгоист»: – Это все твой эгоизм. Это достаточно простая техника, и поскольку всех нас учили быть хорошими и совестливыми, то такая модель может сильно влиять на эмоциональный ресурс переговорщика, особенно если это связано с защитой активов и какой-либо материальной собственности. Чем выше уровень культуры и воспитания человека, тем эффективнее этот прием работает против него.
Еще одна техника, которая вытекает из предыдущей: – А как же другие? – Ты думаешь только о себе, подумай о близких. Эти три фразы используются одновременно. Треугольник Карпмана Треугольник Карпмана – типичная связь трех основных проблемных ролей в человеческих отношениях. Автор этой идеи – Стивен Карпман, продолжатель идей Эрика Берна. Согласно этому взгляду, все многообразие ролей, лежащее в основе игр, в которые играют люди, может быть сведено к трем основным: преследователя виновных, жертвы преследования и спасателя. Треугольник, в который объединяются эти роли, символизирует их связь и постоянную смену. Карпман пишет: «Три драматические роли этой игры – Спасатель, Преследователь и Жертва – являются на самом деле мелодраматическим упрощением реальной жизни. Мы видим себя щедрыми Спасателями благодарной или неблагодарной Жертвы, праведными Преследователями нечестивых и Жертвами жестоких Преследователей. Погружаясь в любую из этих ролей, мы начинаем игнорировать реальность, как актеры на сцене, которые знают, что живут вымышленной жизнью, но должны делать вид, что верят в ее подлинность, чтобы создать хороший спектакль. При этом мы никогда надолго не задерживаемся в одной роли».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|