Глава 15 «Фокусы» языка недоговороспособных
Домашнее задание 1. Включите метасообщение «морализатора». Представьте себя самым совестливым человеком в этом ужасном мире. 2. Войдите в это состояние и попробуйте использовать присущие ему лингвистические конструкции. 3. Отследите состояния замешательства у собеседника или, возможно, раздраженности, агрессии. Глава 15 «Фокусы» языка недоговороспособных Что делать, когда гоняешь человека по ролевым моделям, а он в ответ: «Ты мне угрожаешь? » Появляется ступор. Что делать со ступором? В таком случае стоит подключить метасообщение нежности: «Упаси боже! Какая угроза? Вообще-то, я хотел тебе помочь! Посмотри на себя, ты уже говоришь, что я могу тебе угрожать. Может, у тебя что-то с психикой не здорово? » Мы обратили внимание, что недоговороспособные люди в переговорах используют три базовых «фокуса» языка. Это их основная, постоянная модель. И чтобы научиться ей противостоять, давайте о ней поговорим. Существует совокупность «фокусов» языка, которые меняются в зависимости от контекста: • иерархия критериев – этот «фокус» языка дает возможность оперировать более высокими ценностями; • изменение размера фрейма – берем какой-то важный контекст и внедряем его в другие места; • стратегия реальности – учитываются факты в пользу оппонентов, и полностью игнорируются факты в нашу пользу. Главные факты те, которые поддерживают позицию оппонентов. Есть еще одна стратегия, которая связана со всеми «фокусами» языка. Это переопределение всех ваших фактов как негативных. Теперь представьте, что человек использует все эти «фокусы» языка. Можно ли с ним договориться? Думаю, нет. И переубедить его тоже невозможно. Он может создать в голове свою стратегию реальности и не видеть больше ничего: «Вы не правы, и все».
Поэтому общение здесь не имеет смысла. И если вы почувствовали, что вас охватил азарт переговорщика, то все равно нужно положить трубку или встать и выйти. Буквально разорвать коммуникацию и вернуться за стол переговоров только тогда, когда у вас будет ресурс. Например, ресурс в виде «встраивания страха». Самый простой пример: «Хорошо, наши суды в твоем распоряжении. Я открыт. Мы поняли, что друг другу не подходим. Есть суды, есть полиция – мы с тобой договоримся там. Понятно, что ты невменяемый, поэтому я оставляю за собой право делать все, что захочу». К этому моменту у вас должна уже быть проработана программа встраивания ему тревожности, включая звонки знакомым, травлю в Интернете, приглашение полиции и всего остального. Потому что если вы этого не сделаете, то этот человек воспринимать вас всерьез не будет. Так что не вздумайте ему писать: «Давай мы с тобой разойдемся по-хорошему». Вместо этого нужно сказать следующее: «По хорошему мы с тобой разойтись не можем, поэтому я тебе даю денег, и ты никогда не появляешься в моей жизни. И если ты этого не сделаешь, то тебя будут ждать очень интересные последствия». Дальше от него последует вопрос по шаблону: «И что ты мне сделаешь? » Вы включаете состояние мудреца и с презрением на лице говорите: «Ну зачем я тебе буду раскрывать все свои карты? Всему свое время, когда надо будет, ты все узнаешь и почувствуешь». Даже если вас прокачали по эмоциям, ничего страшного. Смысл коммуникации только в той реакции, которую она вызывает. Меняйте свое состояние – и заново в бой, работать с этим человеком. Как только вы «пробиваете» таких людей и они понимают, что с вами сделать ничего не могут, сразу говорят: «Давай договоримся» – и втягивают вас в коммуникацию, для того чтобы уже не в жесткой форме отстоять свою позицию. В такие моменты ни в коем случае нельзя попадаться на их уловки, если они говорят о том, что вы «добропорядочный, добросовестный человек и т. д. ». Скажите: «Ну какие проблемы? Я недобросовестный человек, поэтому давай ты меня будешь называть мудаком. Что ты до меня докопался? Не хочешь работать так? Я уже подготовил список документов и людей, с которыми ты в ближайшее время будешь разговаривать».
Еще одним хорошим приемом взаимодействия с такими людьми является «фокус» языка «применение к себе». Он рвет их на части. Когда человек заявляет, что вы не правы, найдите в его речи все те характеристики, которые он вам приписывает, и верните ему. – Нормальные люди так себя не ведут. – Я про это же. Друг мой, нормальные люди так себя не ведут. В своей коммуникации эти люди используют кванторы долженствования: «ты должен», «ты обязан» и т. д. Против таких слов хорошо работают шаблонные ответы типа «Что и кому я должен, мне расскажет налоговая полиция». Не рекомендуется применять схему трех «фокусов» языка самим. Это чистая софистика, просто «фокусы» языка. Они их не слышат. И если вы с ними начинаете заниматься софистикой, то тратите ресурсы, энергию, эмоции, иными словами – ввязываетесь. Поэтому лучше всего против таких людей использовать прием «применение к себе» и говорить им реальные вещи. Теперь поговорим о структуре убеждения. У нас есть некий опыт, который имеет подтверждение. Этот опыт связан с подтверждением, либо комплексными эквивалентами, либо причинно-следственными связями. Причинно-следственная связь – интересная вещь. Она может быть реальной и нереальной. Например: «Когда я захожу в метро, ко мне каждые две минуты притягивается электричка, соответственно, я человек-магнит». Таким образом может формироваться убеждение. Убеждения могут быть сенсорными и несенсорными. Несенсорные произносит цыганка, когда говорит, что на вас порча. Проверить никак нельзя, но это что-то страшное. Все эти убеждения находятся в голове у человека. И подтверждения этих убеждений могут быть разного формата: временными, количественными. Два-три раза что-то у вас получилось – и сразу формируется убеждение.
Люди аутичного типа находят в вашей коммуникации 2–3 случая, когда вы поступили, с их точки зрения, неправильно. Это могут быть сенсорные факты, а могут быть надуманные: – Ты не так дал мне деньги. – Я не так дал? Ну, тебе с этим жить. – Ты мне не так дал деньги, значит, ты плохой. – Да, я плохой, и что теперь? – Ты уже несколько раз меня подвел, и в этот раз не исключение, ты некомпетентный человек. И если вы не отследите эти вещи, произойдет наложение образа. Если в вашем опыте общения с таким человеком есть какие-то модели такого рода, то он начнет проецировать на вас образ некомпетентного человека. И будет уже общаться не с вами, а с представлением о вас. И если вы не умеете защищаться, то этот «диагноз» останется в вас, превратится в мысль-вирус и начнет разрушать вас изнутри.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|