Глава 16 Иерархия ценностей
Глава 16 Иерархия ценностей Ценности – то, что образует ядро личности человека, поэтому воздействие на ценности и убеждения – одна из наиболее действенных техник, которые недоговороспособные переговорщики используют для достижения своих целей. Из этой главы вы узнаете: • что такое ценности и в чем «ценность ценности»; • почему так важно понимать, кто ты и какую позицию занимаешь в жизни и в собственной системе ценностей; • что удар по ценностям влечет за собой полный слом многомерного жизненного баланса и почему так происходит; • как разрушаются ценности и как этому противостоять. И конечно, дополните полученные знания выполнением практического задания. Ценность – значимость – важность Очень часто люди неправильно понимают слово «ценность». Иногда его лучше заменять на «значимость» и «важность». В обычной жизни мы не говорим: «Вот это – ценность для меня». Мы говорим: «Это для меня очень важно, я этому придаю значение». Но когда вы слышите эти слова, вы должны понимать, что речь идет о ценностях человека, значит, вы видите те самые пирамиды, которые вдруг проступают сквозь туман в пустыне. Вы увидели эту пирамиду, на ней написано: «Важно» или «Значимо» – следовательно, можно двигаться дальше. Не стоит забывать, что наши техники – обоюдоострый нож, которым можно как убить, так и, наоборот, что-то создать. И если вы видите, что человек вдруг начинает доказывать себе и вам, что он в какой-то сфере слаб, что он на нижней ступени иерархии, то вы можете перевести его вектор внимания, сместить его, например, на тот уровень его же пирамиды, где он хорош.
Понятие «ценность» можно перевести в такое понятие, как «значимость». И значимость у каждого человека своя. Она находится в так называемом поле личностных смыслов. Что это означает? Для определенных людей слова не имеют никакого значения. Помните, мы приводили пример с детьми? Дети Гватемалы не находятся в поле вашего личностного смысла, они не являются значимыми. И совсем наоборот, если речь идет о ваших детях. Почему во время детекции лжи мы в принципе можем распознать ложь? Потому что человек реагирует на значимые для него, так называемые релевантные проверочные вопросы. У человека существуют значимые ценности в определенной пирамиде, в определенной схеме. И так во всех смыслах, во всех направлениях, контекстах: отдых, работа, лайфстайл, здоровый образ жизни – есть свои элементы значимости. Калибровка по ценностям Значимые для него слова человек будет обязательно выделять в речи. Это к вопросу о том, как собрать информацию о ценностях собеседника. Как утверждал Брайан Ван дер Хорст и как мы уже говорили, человек не может не сказать вам о том, кто он есть на самом деле. Он выделит эту значимость тем или иным образом: словом, интонацией, чем-то еще. И мы услышим ее в его речи. Можно применить такой простой метод: произносить какие-то слова, ассоциации, попросить собеседника повторять их и наблюдать за тем, как он это делает, чтобы увидеть, какие из них не имеют для него никакого значения, а какие он, наоборот, будет выделять. Слова могут быть любыми: «белый», «пальма», «горе», «маленький хаски». И возникнет какая-то реакция – например, человек улыбнется. И мы таким образом построим иерархию его ценностей. Пальмы могут быть более важными для него, более значимыми, нежели горе; а белый цвет может вовсе не иметь в иерархии его ценностей никакого значения. Если кто-то посягнет на мою ценность, что я буду делать? Однозначно, я не соглашусь, буду спорить по этому поводу. Таким образом, у нас возникает работа с этими иерархиями. И плоскостная, и вертикальная.
Еще пара слов по поводу калибровки. Когда мы «набрасываем» какие-то калибровочные слова и смотрим на реакцию человека, то обращаем внимание на мимику и пластику его тела. Яркой пластикой человек показывает реакцию на значимость, имеющую положительный окрас, а на отрицательный стимул может быть замирание, остановка мимики, тела, может измениться интонация. А. Бродецкий в своей книге «Внеречевое общение в жизни и в искусстве: Азбука молчания» говорил о том, что есть понятие динамического жеста и статического жеста. На фальшивые жесты обращали внимание в актерской игре Чехов и Эйзенштейн. Они не любили статические позы черно-белого кино, потому что те говорили о том, что это фальшивые жесты. Жест настоящий, естественный тяготеет к динамике, потому что в этот момент работает все тело. А жест фальшивый, искусственный демонстрирует статику и стремится к ней. Но когда мы обращаем внимание на замирание, мы должны учитывать, что это не фальшивый жест, а просто реакция на неприятное. Людям свойственно диссоциироваться от неприятных воспоминаний. Естественно, нам нужно понять, что это за неприятное воспоминание, какое оно, и от него дистанцироваться. И это очень важная идея калибровки. Когда вы набрасываете такие проверочные слова и видите реакцию собеседника, можете заботливо спросить его: «Не задел ли я вас этим? » С большой долей вероятности вы услышите ответ, который прояснит, что слово связано с каким-то событием в жизни. Таким образом, мы цепляемся за это и можем сделать вывод, что там можно копать. Вот так и работает технология разрушения личности: несколько вопросов, участие, выяснение пирамиды, то есть выявление боли, – и человек начинает открываться. Всегда помните: как только человек начинает с вами говорить, он всегда говорит о своих ценностях. Он кричит о них, хочет поделиться ими. Если человек неподготовленный, он «выкладывает» эти ценности на стол. Особенно если они примитивны и связаны с иерархией доминирования. Поэтому пользуйтесь этим на здоровье. Если стоит задача разрушить его личность, смело разрушайте ее.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|